3
Модель психолого-педагогического сопровождения
одаренных детей в школе.
Психолог СОШГ№9: Носова Ю.А.
Требования современного мира все более усложняются, где на первый план выходит ценность личности, обладающей высоким интеллектом, развитыми творческими способностями, готовностью решать жизненные задачи и возникающие проблемы.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отмечает важность выявления и поддержки одаренных детей, поэтому одним из главных направлений работы школы является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть скрытой, а также детей, чьи способности могут совершить качественный скачок в своем развитии в ближайшем будущем. Особое место в формировании такой личности занимает психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Человек восприятие, которого хронически опережает его возможности, всегда находится под стрессом, одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают, но такая способность к восприятию идет рядом с уязвимостью рождаемой повышенной чувствительностью и это порождает ряд проблем:
Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение
Одной из главных задач психологической службы СОШГ №9 является, процесс выявление и развитие одаренных детей. Для реализации данной задачи в школе разработана программа развития одаренных детей.
Первостепенную роль в этом процессе играет ППЦ.
Целью психолого-педагогического сопровождения является содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.
В соответствии с целью нами поставлены задачи психолого-педагогического сопровождения:
1) подбор диагностического комплекса для выявления вида одаренности детей с учетом возрастных особенностей.
2) развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоление стресса, поведения в экстремальных ситуациях (на конкурсах, олимпиадах и др.);
3) учет индивидуальности каждого учащегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала;
4) повышение психологической компетенции педагогов, родителей, через просветительскую деятельность (проведение консультаций, обучающихся семинаров для родителей и педагогов по знакомству с видами одаренности).
![](https://fhd.multiurok.ru/8/7/e/87e18da23d09f28dc5d3c93a43df604ce500eec3/psikhologho-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-odariennykh-dietiei-v-shkolie_1.png)
Сопровождение одаренных детей осуществляется на 3-х уровнях:
Уровни психолого-педагогического сопровождения:
1. индивидуальный — индивидуальная психолого-педагогическая работа непосредственно с талантливым или одарённым учеником (индивидуальные консультации, дополнительные занятия);
2. групповой — психолого-педагогическая работа с группами талантливых и одаренных школьников (групповые консультации, тренинги):
3. уровень класса — деятельность педагогов по созданию психологически комфортной среды, позитивных взаимоотношений с одноклассниками;
Работа с родителями и учащимися и педагогами школы идет, по следующим направлениям:
Диагностическое направление: составлен банк психодиагностических методик, направленных на выявление талантливых и одаренных школьников, мониторинг актуальных задач и проблем их развития, обучения, социализации. (методика)
Поставить фото мониторинга
наблюдение;
беседы;
измерения выраженности и структуры креативности;
измерение выраженности и структуры интересов познавательной деятельности;
измерение выраженности и структуры общих способностей (невербального интеллекта);
анкета способностей ребенка (для родителей);
социометрические исследования;
оценка коммуникативных навыков.
По проведенной психолого-педагогической диагностики в нашей школе выделяются следующие категории одаренных детей:
учащиеся с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (выявляется в младшем школьном возрасте)
учащиеся с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки или деятельности (выявляется в младшем школьном возрасте или в подростковом)
учащиеся не достигшие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада умственных резервом, что ярко проявляется в старшем школьном возрасте
![](https://fhd.multiurok.ru/8/7/e/87e18da23d09f28dc5d3c93a43df604ce500eec3/psikhologho-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-odariennykh-dietiei-v-shkolie_2.png)
2.Консультационное направление: оказывается, психологическая помощь талантливым и одарённым детям и их родителям, и педагогам в решении возникающих у них проблем (конфликты в явной и скрытой форме, нежелание ученика и педагога сотрудничать вне урока и пр.)
3. Коррекционно-развивающее направление: проводятся тренинги и индивидуальные коррекционные занятия, направленные на: развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах); содействие социализации, формированию коммуникативных навыков.
4. Просветительское направление: В моей работе большое значение имеет сотрудничество с педагогами, работающими с талантливыми детьми, и их родителями.
5. Мотивационное направление - поощрение талантливых и одарённых учащихся, педагогов и родителей (почётные грамоты и пр.).
Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей.
Поощрительные меры являются действенным инструментом в повышении мотивации одаренных детей к обучению и росту своих достижений. Приведение этих мер в систему, и ее регулирование будет формировать стимулирующие мотивы одаренных детей и способствовать оказанию им социальной помощи и поддержки.
Таким образом, одаренность детей в школе выявляется через следующие методы:
наблюдение;
общение с родителями;
работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.
Психологическое сопровождение одаренных учащихся СОШГ№9 представляет собой хорошо структурированный, последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью системы работы учреждения образования по выявлению, сопровождению, и развитию одаренных детей.