СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в школе

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Требования современного мира все более усложняются, где на первый план выходит ценность личности, обладающей высоким интеллектом, развитыми творческими способностями, готовностью решать жизненные задачи и возникающие проблемы.   

   Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отмечает важность выявления и поддержки одаренных детей, поэтому одним из главных направлений работы школы является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть скрытой, а также детей, чьи способности могут совершить качественный скачок в своем развитии в ближайшем будущем.  Особое место в формировании такой личности занимает психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей.     

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в школе»

3



Модель психолого-педагогического сопровождения

одаренных детей в школе.

Психолог СОШГ№9: Носова Ю.А.

Требования современного мира все более усложняются, где на первый план выходит ценность личности, обладающей высоким интеллектом, развитыми творческими способностями, готовностью решать жизненные задачи и возникающие проблемы.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отмечает важность выявления и поддержки одаренных детей, поэтому одним из главных направлений работы школы является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть скрытой, а также детей, чьи способности могут совершить качественный скачок в своем развитии в ближайшем будущем.  Особое место в формировании такой личности занимает психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.



Человек восприятие, которого хронически опережает его возможности, всегда находится под стрессом, одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают, но такая способность к восприятию идет рядом с уязвимостью рождаемой повышенной чувствительностью и это порождает ряд проблем:

  1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

  2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

  3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

  4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

  5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитиемОдаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

  6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

  7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение


Одной из главных задач психологической службы СОШГ №9 является, процесс выявление и развитие одаренных детей. Для реализации данной задачи в школе разработана программа развития одаренных детей.

Первостепенную роль в этом процессе играет ППЦ.

Целью психолого-педагогического сопровождения является содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.

В соответствии с целью нами поставлены задачи психолого-педагогического сопровождения:

1) подбор диагностического комплекса для выявления вида одаренности детей с учетом возрастных особенностей.

2) развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоление стресса, поведения в экстремальных ситуациях (на конкурсах, олимпиадах и др.);

3) учет индивидуальности каждого учащегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала;

4) повышение психологической компетенции педагогов, родителей, через просветительскую деятельность (проведение консультаций, обучающихся семинаров для родителей и педагогов по знакомству с видами одаренности).





Сопровождение одаренных детей осуществляется на 3-х уровнях:



Уровни психолого-педагогического сопровождения:

1.  индивидуальный — индивидуальная психолого-педагогическая работа непосредственно с талантливым или одарённым учеником (индивидуальные консультации, дополнительные занятия);



2.  групповой — психолого-педагогическая работа с группами талантливых и одаренных школьников (групповые консультации, тренинги):



3.  уровень класса — деятельность педагогов по созданию психологически комфортной среды, позитивных взаимоотношений с одноклассниками;









Работа с родителями и учащимися и педагогами школы идет, по следующим направлениям:

  1. Диагностическое направление: составлен банк психодиагностических методик, направленных на выявление талантливых и одаренных школьников, мониторинг актуальных задач и проблем их развития, обучения, социализации. (методика)

Поставить фото мониторинга

  • наблюдение;

  • беседы;

  • измерения выраженности и структуры креативности;

  • измерение выраженности и структуры интересов познавательной деятельности;

  • измерение выраженности и структуры общих способностей (невербального интеллекта);

  • анкета способностей ребенка (для родителей);

  • социометрические исследования;

  • оценка коммуникативных навыков.

По проведенной психолого-педагогической диагностики в нашей школе выделяются следующие категории одаренных детей:

  1. учащиеся с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (выявляется в младшем школьном возрасте)

  2. учащиеся с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки или деятельности (выявляется в младшем школьном возрасте или в подростковом)

  3. учащиеся не достигшие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада умственных резервом, что ярко проявляется в старшем школьном возрасте



2.Консультационное направление: оказывается, психологическая помощь талантливым и одарённым детям и их родителям, и педагогам в решении возникающих у них проблем (конфликты в явной и скрытой форме, нежелание ученика и педагога сотрудничать вне урока и пр.)

3. Коррекционно-развивающее направление: проводятся тренинги и индивидуальные коррекционные занятия, направленные на: развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах); содействие социализации, формированию коммуникативных навыков.

4. Просветительское направление: В моей работе большое значение имеет сотрудничество с педагогами, работающими с талантливыми детьми, и их родителями.

5. Мотивационное направление - поощрение талантливых и одарённых учащихся, педагогов и родителей (почётные грамоты и пр.).

Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей.

Поощрительные меры являются действенным инструментом в повышении мотивации одаренных детей к обучению и росту своих достижений. Приведение этих мер в систему, и ее регулирование будет формировать стимулирующие мотивы одаренных детей и способствовать оказанию им социальной помощи и поддержки.

Таким образом, одаренность детей в школе выявляется через следующие методы:

  • наблюдение;

  • общение с родителями;

  • работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;

  • олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

Психологическое сопровождение одаренных учащихся СОШГ№9 представляет собой хорошо структурированный, последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью системы работы учреждения образования по выявлению, сопровождению, и развитию одаренных детей.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!