СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-воспитательные эффекты в работе с детьми агрессивного поведения в системе дошкольного муниципального образования

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные  данные  психологических,  социологических, медицинских  исследований  показывают, что  число  людей  с  агрессивным  поведением  увеличилось. Объяснение  этому – социально-психический  фон  жизни  людей, а  также  рост  эмоционально-психического  напряжения  среди  взрослых. Это  привело  к  распространению  невротических  явлений  среди  детей.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-воспитательные эффекты в работе с детьми агрессивного поведения в системе дошкольного муниципального образования»

Психолого-воспитательные эффекты в работе с детьми агрессивного поведения в системе дошкольного муниципального образования

Современные данные психологических, социологических, медицинских исследований показывают, что число людей с агрессивным поведением увеличилось. Объяснение этому – социально-психический фон жизни людей, а также рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых. Это привело к распространению невротических явлений среди детей.

Среди факторов, влияющих на формирование агрессивного поведения детей дошкольного возраста, значительное место занимают особенности социальной среды. На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного воспитания. Дети из конфликтных, отчужденных, авторитарных семей более склонны к агрессивному поведению.

Важную роль в поведении ребенка играют его социальные контакты со сверстниками. Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей. Проявление агрессивных реакций у дошкольников происходит в ответ на насмешки детей и на не сложившиеся отношения с воспитателем.

Иногда агрессивность стимулируется у детей косвенно – из-за постоянного просмотра мультфильмов соответствующего содержания, боевиков, ужастиков, различных передач, где в той или иной форме присутствуют мотивы насилия.

В настоящее время повышенная агрессивность – одна из частых проблем детского коллектива. Те или иные формы характерны для большинства дошкольников. В норме проявления агрессивности не считаются нарушением: она выполняет функции защиты и адаптации в опасной для человека ситуации. Однако настороженность должна вызывать ситуация, когда агрессия становится постоянным переживанием ребенка, так как агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Поэтому так важна ранняя психолого-воспитательная работа с агрессивными дошкольниками.

Одним из ключей к решению проблемы является развитие у детей эффекта самоконтроля, умения жить в обществе сверстников и взрослых, понимать их, отзываться на чужие переживания, справляться со своими отрицательными эмоциями, выражать их в социально приемлемой форме. Значимость данного вопроса в рамках дошкольного образования сегодня бесспорна, так как в дошкольный период закладываются основные социальные нормы, правила и стратегии взаимоотношений человека в обществе.

Вопрос о способах преодоления агрессивности детей в основном возложен на психолога, которому необходимо не только разобраться в причинах данного явления у конкретного ребенка, но и выстроить, реализовать последовательную систему работы с ним, семьей и педагогами.

В МК ДОУ Воронцовский детский сад о психолого-воспитательная работа с агрессивными детьми ведется параллельно с взрослыми, его окружающими.

В зависимости от выявленных причин делается несколько акцентов:

- изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;

- изменение стиля взаимодействия с детьми;

- развитие коммуникативных умений взрослых, окружающих ребенка.

Практика показывает, что наиболее эффективными методическими средствами в преодолении агрессивного поведения являются:

1. Игровая терапия – метод воздействия на детей с использованием игры. В ней заложен большой потенциал влияния на личность ребенка. Игровая деятельность представляет, особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей с агрессивным поведением. Игра является деятельностью привлекательной и близкой дошкольникам, поскольку исходит из непосредственных интересов и потребностей, рождающихся из их контакта с окружающим миром, в который дети включены с самого начала. Как ведущая деятельность, определяющая психическое развитие дошкольника, игра является и адекватным средством для перестройки различных отклонений в эмоциональном развитии. Пример игр: «Узнай по голосу», «Волшебные шарики», «Еж», «Попугайчики», «Кулачок», «Испорченный телефон», «Переходы» и т. д.

2. Психогимнастика – курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Например, этюды: «Солнечный зайчик», «Смелые ребята», «Стойкий оловянный солдатик», «Страшный зверь», «Три характера», «Ласка», «Впереди всех» и другие [1].

3. Релаксация – физиологическое состояние покоя, полное или частичное расслабление. В дошкольном возрасте способность подчинять свою психическую жизнь ярким, живым образам фантазии совершенно естественна, так как слово у ребенка очень близко к конкретному образу. Пример релаксационных упражнений: «Воздушный шарик», «»Котенок спит», «Путешествие на голубую звезду», «Полет птицы», «Светлые мысли» и другие.

4. Проективное рисование, как коррекционный метод особенно эффективен в работе с детьми дошкольного возраста. Рисунок рассматривается прежде всего как проекция личностных особенностей ребенка, его символического отношения к миру. Так как у агрессивных детей нарушены формы общения, лучше начать корректировать их поведение опосредованно, через рисунок. Изобразительная деятельность предоставляет ребенку возможность осваивать новые формы опыта, переживать ведущие внутрипсихические конфликты и постепенно их разрешать. С помощью форм, цвета ребенок выплескивает на бумаге все то, что он не может донести до окружающих словами, суть своих проблем, которые следует проанализировать. Выражая накопившиеся эмоции, ребенок учится находить оптимальные выходы продуктивными, а не агрессивными действиями. Кроме того, рисуя с детьми красками, мы используем в качестве инструмента руки и пальцы, что помогает снять напряжение и активизировать рецепторы.

В МК ДОУ Воронцовский детский сад ведутся коррекионные занятия, направленные на профилактику и снятие агрессивного поведения у дошкольников. В основе их игры, психогимнастика, релаксация и рисование. Вот некоторые темы занятий: «»Волшебные рисунки», «Страницы волшебства», «Ступеньки напряжения», «Уголок доверия», «Забавы ветра», «Шкатулка сказок»,»Солнышко в ладошках» и другие.

В ходе работы предполагалось добровольное участие детей во всех мероприятиях. Занятия проводились не более 30 минут, один раз в неделю.

Изучая данную проблему и работая над ней, мы выяснили, что наличие агрессивного поведения присутствует в жизни каждого ребенка. Но у одних детей агрессивное поведение носит пассивно-защитный характер, а у других детей активный, ярко выраженный. Но любое агрессивное поведение можно предотвратить или уменьшить частоту его проявлений, научив детей конструктивным способам выражения агрессии, изменением психосоматического состояния в ситуации проявления гнева.


  1. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М.: Владос, 1990. – 127с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!