СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологичекие особенности неологизации в немецком языке.

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье затронуты вопросы соотношения истории и психологии и их влияния на жизнь граждан Германии, их отношения друг к другу, их коммуникацию; указывается на сложности в процессе срастания двух частей Германии после 1990г. и на трудности в выравнивании различий в немецком языке на Западе и Востоке Германии.

Просмотр содержимого документа
«Психологичекие особенности неологизации в немецком языке.»

ПСИХОЛОГИЧЕКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕОЛОГИЗАЦИИ В НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ

Савочкина Екатерина Сергеевна

Учитель иностранного языка МБОУ «СШ №10» г. Смоленск

Аннотация

В данной статье затронуты вопросы соотношения истории и психологии и их влияния на жизнь граждан Германии, их отношения друг к другу, их коммуникацию; указывается на сложности в процессе срастания двух частей Германии после 1990г. и на трудности в выравнивании различий в немецком языке на Западе и Востоке Германии.

Ключевые слова: нация, национальность, объединение, Осси, Весси.

Abstract

In this article were researched the problems of the balance in history and psychology and the effects of both at the lives of the citizens in Germany, their relationship, their communication; here was showed the complexity in the process of unification of two parts after the year 1990, and some difficulties by the elimination in German language in the West and in the East of the country.

Keywords: nation, nationality, unification, Ossi/Wessi.

История Германии представляет собой постоянные периоды объединения и раздробленности, История Германии - это скорее история разъединения, чем объединения, скорее история отдельных земель, чем история страны. История единой Германии весьма недолговечна, по крайней мере, по сравнению с другими европейскими государствами. Немецкое государство создавалось скорее под воздействием внешних факторов, а не на основе внутреннего потенциала интеграции, что влияет на людей, которые проживают на ее территории, на их менталитет, образ мыслей их поступки.

Германия когда-то была частью огромной по масштабам германской империи, созданной еще в 9 веке н.э. Карлом Великим. В средние века эта империя получила название “Священная Римская империя немецкой нации” („Das Heilige Römische Reich Deutscher Nation“). В начале ХIX века эта империя рухнула под ударами Наполеона (1806).

Во второй половине девятнадцатого века для многочисленных немецких государств остро встал вопрос о необходимости объединения. Важнейшей фигурой этого процесса являлся премьер-министр Пруссии, а затем имперский канцлер Отто Бисмарк. За короткое время созданной в 1871 году Германской империи удалось превратиться в одну из сильнейших мировых держав и включиться в борьбу за новые сферы влияния. Конфликт между крупнейшими империалистическими державами привел к Первой мировой войне. Вторая (после Карла Великого), Германская империя просуществовала недолго, до 1918 года (1871 – 1918 г.г.) и пала в результате поражения Германии в I-й мировой войне. Несмотря на распространенную в то время провоенную эйфорию, Первая мировая, по мнению В.А.Сухорева, стала катастрофой, которой никто не желал [Сухарев, 1997].

Подписание в 1919 году между государствами Тройственного союза и странами Антанты Версальского мира знаменовало завершение Первой мировой войны. Германия признавалась виновной в развязывании этой войны, она потеряла значительную часть территорий и вынуждена была платить огромные контрибуции. На обломках Германской империи возникла Веймарская республика. С самого начала ее сотрясали политические и экономические кризисы. В 1933 году к власти в Германии приходят нацисты.

14 августа 1919 года вступила в действие конституция первой германской республики, получившей название "Веймарской". Но ей не была уготована счастливая судьба: молодую республику постоянно сотрясали волнения и мятежи.

Попытку объединить Германию сделал А.Гитлер, желая показать превосходство немецкой расы над другими, что ему, как пишет Мальцева Д.Г., удалось [Мальцева, 1998].

Каждый немец чувствовал себя гражданином своей особенной и лучшей во всех отношениях страны, и под руководством фюрера немецкий народ пошел на завоевание других территорий и порабощение “низших” рас.

1 сентября 1939 года немецкие войска вторглись в Польшу. Великобритания и Франция объявили войну Германии. В течение 1939—1941 годов Германия разгромила Польшу, Данию, Люксембург, Нидерланды, Бельгию, Францию, Грецию, Югославию. В 1941 году нацисты вторглись на территорию Советского Союза и заняли значительную часть его европейской территории.

Но 8 мая 1945 года фашистская Германия пала, и был подписан акт о безоговорочной капитуляции.

Капитуляция вермахта означала конец третьего рейха, она поставила вопрос о будущем страны. Разное видение державами-победительницами перспектив демократических преобразований привела к расколу Германии и образованию на немецкой земле двух государств - ФРГ и ГДР. В 1948 году западные державы уполномочили глав земельных правительств в своих зонах оккупации созвать Парламентский совет для разработки конституции и подготовки создания западногерманского государства. Его первое заседание прошло в Бонне 1 сентября 1948 года. Конрад Аденауэр (Konrad Adenauer) провозгласил создание Федеративной Республики Германии. Реакция Советского Союза на создание Западной Германии не заставляет себя долго ждать. План по созданию просоветского государства на востоке Германии был подготовлен в Москве еще в 1947 году. Однако до сих пор СССР из тактических соображений ждал, чтобы первый шаг сделали западные державы. 7 октября 1949 года временный парламент Восточной Германии - Народный совет - объявил о создании Германской Демократической Республики.

Так был конституирован послевоенный раскол Германии, а также всей нации, просуществовавший  более 40 лет. Между ГДР и ФРГ была построена Берлинская стена, которая стала символом разобщения не только немцев, но и всех европейцев.

Хотя объединение ФРГ и ГДР произошло почти 2 десятилетия тому назад, тема конфронтации Запада и Востока Германии является до сих пор очень актуальной. За сорок лет отдельного существования в этих двух государствах сформировались различные экономические, политические, социальные системы, что сопровождалось проявлением различий в употреблении немецкого языка, а как следствие, к возникновению межличностного непонимания.

На экономическом и политическом уровнях воссоединение двух германских государств можно считать завершенным. Бетонная стена, разделявшая западных и восточных немцев, ушла в прошлое. В ночь на 9 ноября 1989 года началась всеобщая эйфория: совершенно чужие люди падали друг другу в объятья, танцевали, пели. Правительство ФРГ выделило гражданам бывшей ГДР так называемые “приветственные деньги” (Begrüssungsgeld), чтобы те посетили такие далекие для них земли Федеративной Республики Германия, сделали покупки, посмотрели, как живут их соседи.

Однако сейчас в Германии очень часто говорят о "стене в головах людей", о существенных различиях в поведении, в стремлениях, в ценностных ориентирах, в представлении западных и восточных немцев о том, как должна функционировать общественная система [Щеглова, Нечаева, 2004].

Из всех цивилизованных наций, пишет В.А. Сухарев, немцы легче всего и дольше всего способны подчиняться правительствам, под властью которых они живут, более всего далеки от жажды перемен и сопротивления существующим порядкам, поэтому, года экономического и культурно-политического разделения превратили их в практических полностью чуждых друг другу людей. Это отчуждение, суть которого метко схвачена в понятии "ментального барьера", обосновано, прежде всего, преобладанием различных доминант в структуре западного или, соответственно, восточного социального характера. На западе, таким образом, преобладал маркетингово-ориентированный, а на востоке - авторитарно-патерналистский социальный характер [Сухарев, 1997].

Различие этих характеров выражается как в семейной и социальной жизни, так и в уровне и содержании самооценки, в ценностных предпочтениях, в отношении к работе, досугу, деньгам и т.д. Все это и определяло ситуацию, в результате которой восточный или, соответственно, западный немец воспринимал своего соотечественника по ту сторону германо-германской границы в качестве этнически чуждого, несмотря на общий язык и общую в целом культуру. Такое положение сохраняется и сейчас, хотя немцы в новых и старых федеральных землях живут теперь в одной стране, смотрят одну и ту же телерекламу и имеют зачастую одного и того же работодателя.

Яркой иллюстрацией является повседневный язык. Несмотря на то, что ФРГ является единой страной, и восточные и западные немцы обозначают старые или новые федеральные земли в качестве некоего пространства, до сих пор находящегося “по ту сторону” воображаемого рубежа. Принимая гостей из восточной или западной частей ФРГ, западные или восточные немцы до сих пор говорят: “У нас гости “оттуда” (“von drüben”).

Обозначения Ossi/Wessi стали весьма употребительными после Объединения Германии. Эти обозначения несут в себе явно пренебрежительное отношение людей друг к другу. Как писал Манфред Хелльман, многие восточные немцы полагали, что их Западные соседи - люди самоуверенные, заносчивые и даже агрессивные, ухоженные, иногда слишком холеные, полагающие, что они знают всё лучше других, зацикленные на деньгах. Себя же восточные немцы считают, людьми всегда готовыми придти на помощь другим, честными, объективными, добросердечными, живущими не только ради денег и выгод.

Западные немцы относятся к своим соседям также с подозрением, весьма недоверчиво и строго. Они характеризовали восточных соседей, как закрытых, неблагодарных, и склонных только вызывать жалость у людей. Себя самих они относят к людям сильным, умеющим трудиться и зарабатывать, а также отличающихся высоким уровнем интеллекта [Hellmann Manfred 1900].

Новообразованные в немецком языке понятия “Осси” и “Весси” (“Ossi”, “Wessi”) являются признаком общественной неспособности говорить о немцах вообще, а не о конкретном “типе” немца. Такие речевые обороты как “Да ведь это же осси” (“das ist eben ein Ossi”), или “Типичный веси” (“ein typischer Wessi”) играют роль этнического ограничителя в такой же степени, как и выражение “типичный француз”. Если кто-то говорит о каком-то конкретном восточном или западном немце, то очень скоро можно заметить, что речь уже идет не об определенном человеке, но об “Осси” или “Весси”. Так при помощи стереотипизации и обобщений делается попытка сохранить дистанцию от этнически чуждого человека.

Люди, живущие в условиях авторитарно-патерналисткой системы, склонны испытывать сильную привязанность к своей общественной группе и проявляют ярко-выраженную тенденцию к восприятию тех, кто не принадлежит к его группе, в качестве "несимпатичных" и "чужих". Зачастую, поговорив по душам с человеком и лишь затем, выяснив, что он из западной части Германии, восточный немец, как правило, восклицает: “Как, ты весси? Ведь ты производишь такое приятное впечатление!” [Spiegelbilder].

Бывает и так, что непринужденная атмосфера беседы мгновенно становится натянутой, как только восточный немец узнает, что беседует с “веcси”. И если до того они разговаривали совершенно по-дружески, то после этого открытия восточный немец начинает называть своего западного собеседника на Вы.

Все те атрибуты престижа, которыми располагают западные немцы (машины, дома, одежда и т.д.) воспринимаются авторитарно ориентированными восточными немцами не как показатели успеха, а как признаки чужого, дерзкого, асоциального, извращенного образа жизни. Отношение западных немцев к деньгам (“Geld”, “Kohle”) как к одному из важнейших атрибутов жизни, помогающих справляться с большинством возникающих проблем, также вызывает на востоке Германии реакцию активного отторжения. “Эти набитые деньгами западники совсем распоясались после падения стены: разъезжают на машинах ценой в 100 тыс. марок и нагло утверждают, что мы ничего не понимаем в технике, в то время как с помощью техники, де, можно решить практически все проблемы... Были бы деньги, остальное дело техники, вот как они говорят...”,- рассказывает один слесарь-механик из восточной части Германии. [Spiegelbilder].

Люди, выросшие под знаком маркетингово-ориентированного социального характера, должны быть гибкими, мобильными, современными, активными, привлекательными, уверенными в себе, эффектными, достигать успеха, умными, открытыми, толерантными, целеустремленными и полными жизни, хладнокровными, предсказуемыми. Тех, кто вырос в условиях авторитарного общества, такие люди воспринимают как жалких, неопрятных, послушных, покорных, лояльных, истеричных, безропотных, старомодных, пассивных, неквалифицированных. В общем и целом - это “неудачники”, “loosers”, по отношению к которым необходимо держать дистанцию.

Мы видим, что Запад и Восток ФРГ до сих пор остаются областями разнонаправленной ориентации, а лозунг "Wir sind ein Volk" хотя и отошел на задний план во время существования двух коммуникативных сообществ, но отнюдь не забылся, он является в настоящее время движущей силой развития единой Германии.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – 4-е изд., испр. – М.: Смысл; Издательский центр Академия, 2005. – 288 с.

  2. Мальцева Д.Г. Германия: страна и язык. Landeskunde durch die Sprache. Лингвострановедческий словарь. – М.: Русские словари, 1998. – 382 с.

  3. / Наер Н.М., Язык в восточной и западной Германии (языковые различия) // Актуальные проблемы германистики и романистики: сборник научных статей по материалам межвузовской научной конференции (Смоленск, 2002). Вып.6. – Смоленск: СГПУ, 2002. – С. 72-86.

  4. Пудова Е.А. Синонимические ряды со значением “житель Западной Германии”, “житель Восточной Германии” // Актуальные проблемы германистики и романистики. – Выпуск 11. – Часть I. – Смоленск: СГПУ, 2007. – С. 39-44.

  5. Розен Е.В. Новые слова и устойчивые словосочетания в немецком языке: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 54 с.

  6. Розен Е.В. Новое в лексике немецкого языка: пособие для учителей. Изд. 2-е. / Е.В.Розен. – М.: Просвещение, 1976. – 46 с.

  7. Сухарев В.А. Сухарев М.В. Психология народов и наций. – Д.: Сталкер, 1997. – 400 с.

  8. Титкова О.И. Популярные слова в составе лексикона немецкого языка (к определению статуса и коммуникативной значимости единиц немецкого лексикона): Автореф. дис. канд. филол. наук. – М., 1994. – 39 с.

  9. Щеглова Л.В., Нечаева С.А. Когнитивные и социальные функции культурных стереотипов. – Волгоград, 2004.

  10. Hellmann, Manfred W.: DDR-Sprachgebrauch nach der Wende – eine erste Bestandsaufnahme. In: Muttersprache, Bd. 100, Heft 2-3. 1990. – S. 266-286.

  11. Hellmann, Manfred W.: Tendenzen der sprachlichen Entwicklung seit 1989 im Spiegel der Forschung. In: Der Deutschunterricht, Themenheft „Sprachwandel nach 1989“. 1997. - S. 17-32.

  12. Reiher, Ruth: Vom Wendedeutsch zum Gesamtdeutsch. Phasen sprachlich-kommunikativen Wandels und deren linguistische Reflexion // Zur Rolle der Sprache im Wandel der Gesellschaft. Hrs von Luukkainen u.a. – Helsinki, 2002. – S. 16-26.

  13. Schmidt, Wilhelm (Hrs): Geschichte der deutschen Sprache. Ein Lehrbuch für das geschichtliche Studium. 8. völlig überarb. Aufl. – Stuttgart u.a, 2000.

  14. Schlosser, Horst Dieter: Mentale und sprachliche Interferenzen beim Übergang der DDR von der Zentralplanwirtschaft zur Marktwirtschaft. In: Welke/Sauer/Glück 1992. - S. 43-58.

  15. „Spiegelbilder. Was Ost- und Westdeutsche übereinander erzählen“. Ludwig-Uhland-Institut fur Empirische Kulturwissenschaften. – Tubingen. – 1995.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!