1
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ПОНЯТИЕ, РЕСУРСЫ СИСТЕМЫ И ФАКТОРЫ СРЕДЫ
Образовательная среда есть психолого-педагогическая реальность, в рамках которой в специально организованных условиях решатся образовательные задачи и задачи социализации ребёнка, а также осуществляется психологическое развитие личности обучающегося 1. Вместе с тем образовательная среда является открытой системой, отражающей все закономерности жизнедеятельности и тенденции развития социальной среды.
В современном социуме появились новые агенты социализации и новые социальные факторы влияния на становление человека, всё чаще активируются вопросы психологического насилия, воздействия информации, наносящей вред здоровью и развитию детей.
Стремительность изменений социальной жизни снижает психологический ресурс сопротивляемости детей и молодежи негативным воздействиям среды, способствует усилению роста различных форм отклоняющегося поведения (рисунок 1).
Рисунок 1. Различные формы отклоняющегося поведения. Соотношение объемов понятий, относящихся к феноменологии отклоняющегося поведения (Короленко Ц.П., Змановская Е.В., Мемелевич В.Д. и и.).
Под психологической безопасностью обычно принято понимать «состояние окружающей среды, свободное от проявлений психологическом насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психологическое здоровье включенных в нее участников“.
Психологическая безопасность образовательной среды — это процесс обеспечения сохранения и развития психических функций, личностного роста и социализации включенных в неё участников, максимальной реализации их способностей во взаимодействии и неразрывной связи с образовательной средой. Факторы среды: риски, угрозы, опасности; способы снижения вероятности их возникновения (предотвращение, превенция), степени выраженности (ослабление, девальвация, снижение значимости), повышения эффективности защиты от них (например, контроль информационной среды и блокада вредного контента).
Важнейшими системообразующими факторами в системе школы становятся такие способности деятельности обучающегося на каждом уроке, как целеполагание, саморегуляция, рефлексия. Развитие этих способностей у участников образовательных отношений на уроках, во внеучебной деятельности имеет ключевое значение в достижении психологической безопасности всей образовательной среды.
Вопрос о безопасной школе и охране психического здоровья в школьной среде сегодня ставиться и на уровне юридического сопровождения. Нормативные и правовые документы, регламентирующие психологические аспекты комплексной безопасности образовательной организации перечислены в приложении 1.
Во время урока ни в коем случае не оставляйте детей одних, не перекладывайте обязанность на технических работников присмотреть за классом. В отсутствии учителя в классе может произойти между ребятами конфликт с нежелательными последствиями.
10. ДЕЙСТВИЯ В СИТУАЦИЯХ КРИЗИСА
К сожалению, как бы мы ни готовились к чрезвычайным ситуациям, они случаются неожиданно и требуют незамедлительного действия. Что может сделать школа? Заверить учащихся в том, что о них позаботятся и что школа готова в выпавшему на ее долю испытанию; поддерживать структуру и стабильность в школе; обеспечить родителей и учителей необходимой информацией; школьные психологи и консультанты готовы к оказанию поддержки и консультированию в случае необходимости; выделить время для обсуждения случившегося; направить учащихся с наибольшей тревожностью, страхом, дезадаптивным поведением на дополнительную консультацию к специалисту, поставить в известность родителей; предоставить возможность помогающих действий для учащихся; обратить внимание на детей, недавно переживших тяжелое, травматическое событие, предоставить им дополнительную поддержку и помощь; не допускать ярлыков и обвинений; помнить, что реакция на травматическое событие зависит как от индивидуальных, так и возрастных характеристик детей.
Как любая операция, затрагивающая большое количество человек, кризисное вмешательство должно совершаться по хорошо организованному плану. В антикризисную группу, принимающую план действия, входят директор Школы, главные администраторы, представители школьной службы безопасности, консультанты, учителя и другие лица, отвечающие за проведение антикризисных работ.
Планируется проведение общего собрания, групповая и индивидуальная работа. Определяются время, место, ответственные за проведение мероприятий. Для проведения общего собрания назначаются помощники ведущего (из расчета примерно ассистент на l0-—20 учащихся), необходимые для выявления группы риска. Директор описывает ситуацию, информируя школу о случившемся и пресекая слухи. Директор должен дать понять в своей речи, что тяжелые чувства нормальны в этой ситуации, и проинформировать о тех возможностях, которые есть у учащихся, чтобы поговорить о своих чувствах (в группе или в индивидуальной консультации).
Проведение общего собрания имеет несколько задач: описать и поддержать нормальные реакции горя (беседа о проявлениях горя, эмоциональных реакциях, ощущениях, когнитивных, связанных с потерей; объяснение, почему зги реакции могут быть адаптивными; затрагиваются чувства грусти, страха, растерянности), выявить учащихся, нуждающихся в дополнительном внимании, поддержать здоровые реакции и уменьшить обратные (ведущий предлагает учащимся подумать о том, как можно справиться с трагедией), предупредить об опасности деструктивных способов совладания с горем (алкоголь, наркотики, агрессия, аутоагрессия). Работа по предотвращению самоубийства также являются важной частью работы группы (наблюдается увеличение риска самоубийства в случае смерти товарища).
Необходимо проинформировать о возможности получения помощи, консультации. Если позволяет время, демонстрируются и кратко объясняются техники расслабления. Помимо общего собрания необходима работа в малых группах (4—12 учащихся). Ведущий — прошедший обучение по работе в ЧС и могущий определить тяжесть состояния учащегося. Цели подобны тем, которые ставились для общего собрания, небольшое число в учащихся в группе дает возможность более тщательной и тонкой работы. Продолжительность, как и общего собрания, 1- 2 часа.
Выявление группы риска. Признаки:
отсутствие эмоциональной реакции у обучающегося, хорошо знавшего потерпевшего или являющегося свидетелем инцидента;
неспособность совладать с эмоциями;
повышенное самообвинение и интропунитивная9 ярость, злость;
суицидальные намерения;
странное поведение;
центрированность на личных и семейных проблемах.
Действия бригады в ситуации кризиса. В ситуации кризиса члены команды принимают следующие меры:
сообщают о кризисе, непосредственной реакции школы, общественности, учащихся;
распространяют объявления и обсуждают планы уведомления учащихся
и их родителей,
поощряют возникающие соображения и вопросы сотрудников;
напоминают план действия в ситуации кризиса;
намечают планы, которые могли бы быть развернуты в кризисной ситуации, и рассматривают все возможные процедурные изменения (такие, как школьное расписание);
связываются с семьей потерпевшего как можно скорее и предлагают поддержку и помощь;
выясняют информацию, которой потерпевший и его семья хотели бы поделиться с учащимися, сотрудниками школы, средствами массовой информации; уточняют и проверяют все неточности;
готовят письменный отчет о кризисном событии и распространяют его среди сотрудников;
назначают последующее контрольное собрание в 24 часа.
Работа с учащимися:
ИНТЕРАКТИВНАЯ РЕАКЦИЯ - реагирование на состояние фрустрации, характеризующейся внутренней направленностью («уход в себя»), самообвинением и порождающей состояние депрессии.
обеспечить письменным изложением информации о кризисе
(происходящем) (предоставить эту информацию родителям);
сортировка проблем (краткая и проблемно-ориентированная диагностика — дети, нуждающиеся в экстренной психической помощи, например, учащиеся с суицидальным поведением, должны быть непосредственно направлены в соответствующие службы. С остальными детьми может проводиться кратковременная непосредственная работа, обычно в групповой форме).
Обеспечение последующей работы:
создание долгосрочной службы для обучающихся, нуждающихся в последующей психологической поддержке;
проведение собрания через несколько недель после кризиса для отслеживания отклика, воздействия на команду.
В целом психолого-педагогическая помощь в образовательном учреждении должна выстраиваться системно, охватывая всех субъектов образовательного пространства. Самое главное, что, выстраивая таким образом психолого- педагогическую поддержку субъектам помощи, можно не только решать вопросы психологической помощи в кризисных ситуациях, но и обеспечивать сопровождение различных категорий, нуждающихся в такой поддержке, — жертв насилия, катастроф, мигрантов и т.д.
- 07