СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическая гостиная "Имидж педагога"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологическая гостиная "Имидж педагога" направлена на актуализацию знаний и умений педагогов в области этики и этикета профессионального общения,стратегий построения эффективного имиджа педагога.

Просмотр содержимого документа
«Психологическая гостиная "Имидж педагога"»

Имидж педагога

Цель: Актуализация знаний и умений педагогов в области этики и этикета профессионального общения, стратегий построения эффективного имиджа.

Задачи:

1.Ознакомить с понятием «имидж педагога» и его составляющими;

2.Проанализировать собственный имидж педагога;

3.Развивать навыки создания эффективного личностного имиджа;

Форма проведения: психологическая гостиная

Время: 1 час.

Материалы: цветные карточки, бланки для практической работы по числу групп, разрезные наборы «Одень куклу», фрагменты из художественного фильма «Служебный роман», фотографии, чистые листы А4.

Ход занятия

Хорошее впечатление о человеке, а значит, и его положительный имидж складывается из трех составляющих: внутренней духовности, тонкого вкуса и личного обаяния. ( В.М. Шепель).

1.Организационный момент

Комплектование групп по выбору цветных точек: Красная – любовь, желтая - успех, синяя - здоровье. Приветствие.

2.Мотивация на работу

Кадры из фильма «Служебный роман» - 3мин. Обсуждение.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

Профессия педагог – особенная. Педагоги – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, ученики, коллеги. Однако многие убеждены, что педагоги должны прежде всего владеть определенным набором знаний, умений, технологий. Как бы ни был профессионально подготовлен педагог, он просто обязан совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж.

Странно, но многие могут узнать педагога в толпе людей. Значит, есть что-то во внешности, поведении, речи, что создает стереотип профессии педагога.

  • Существует ли специфический имидж педагога?

  • Почему мы такие узнаваемые?

  • Как вы понимаете словосочетание «имидж педагога»?

  • Грамотно созданный имидж может ли вызвать уважение у учащихся и родителей?

  • Нужен ли «имидж» современному педагогу?

3.Основная часть

Имидж (от англ. image – образ) – это совокупность представления общества о том, каким должен быть индивид в соответствии со своим статусом. В обыденном понимании слово «имидж» можно употреблять по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. «Педагогический словарь» дает нам определение имиджа преподавателя как «эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании». При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

Ученые утверждают, что в течение первых 30 секунд запоминается 55% впечатлений, производимых внешностью, и 38% впечатлений, производимых голосом. При этом то, что именно мы говорим, производит наименьшее впечатление (7%). Таким образом, 93% производимого впечатления зависят от того, как человек выглядит и «звучит». А первое впечатление никогда нельзя произвести дважды.

Упражнение 1 «Эксперимент с фотографиями»

Каждой группе предоставляются для просмотра фотографии. Участникам групп предлагается рассмотреть предложенную фотографию, составить небольшой психологический портрет и сделать заключение о сфере профессиональной деятельности человека по фотографии и его личных качествах.

Затем представитель от каждой группы озвучивает информацию. После того как все группы выскажутся, ведущий анализирует работу групп, сообщает реальную информацию об изображенных на фотографии людях, делает вывод об «эффекте ореола» и особенностях первого впечатления.

Информирование «Эффект ореола»:

Американский психолог Миллер провел исследование, в ходе которого он отобрал фотографии «красивых», «обыкновенных» и «некрасивых» людей. Затем показал эти фотографии взрослым людям и попросил их высказаться о внутреннем мире изображенных. Люди оценили «красивых» как более уверенных, счастливых, уравновешенных, энергичных и более богатых духовно, чем другие. Психологи это «эффект ореола».

Первоначальное отношение к какой-либо стороне личности распространяется на весь образ человека. Если оно благоприятное, то положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются, и наоборот. Мы автоматически приписываем хорошие черты людям с высоким социальным положением, нам нравятся удачливые, те, кто с нами соглашается, с кем мы похожи, были вместе в экстремальных ситуациях и пр.

Обаятельный облик педагога оказывает мощное положительное психотерапевтическое воздействие на его учеников. Доказано, что восприятие учениками педагога влияет на понимание и устойчивость запоминания изучаемого материала.

Исследование В.Н. Черепановой показали, что педагоги с отрицательным индивидуальным имиджем провоцируют рост тревожности у детей.

По результатам исследований М.М. Безруких, в классах с авторитарным педагогом текущая заболеваемость детей в 3 раза выше, чем в классе со спокойным и доброжелательным педагогом (при прочих равных условиях).

Упражнение 2 «Практическая работа»

Задание к группам: «Дайте определение термина имиджеологии»

Термин

Определение

Оценка

1

Аппликатор



2

Гламур



3

Секси



4

Филировка



5

Хайлайт



6

Дресс-код



7

Автозагар



8

Биоэпиляция



Ключ: Шк.Психолог, март, 2013, стр.43.

Беседа «Что такое имидж?»

-Что же определяет имидж педагога и отношение к нему со стороны учащихся и родителей?

-Что могут сделать сами педагоги, чтобы поднять свой имидж?

Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от того задумывается он над этим вопросом или нет.

В структуре имиджа профессионала выделяют внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. К слагаемым имиджа относятся: визуальная привлекательность, вербальное поведение; невербальное поведение; манеры, этикет; соответствие необходимому образу, обаяние. Во все времена люди ценили гармонию и красоту. Визуальная привлекательность - это не только наши физические данные, но и значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от нас. Наша привлекательность зачастую зависит от общего впечатления ухоженности. Ухоженность - это показатель культуры человека. Французы говорят, что чистые волосы – это уже стиль. А стиль – это сам человек. Это визитная карточка наших данных, которые подчеркнуты с помощью одежды, прически, макияжа.

Основной стиль педагога – это классика. Этот стиль символизирует следующие качества: уверенность в себе и самообладание, решительность и психологическую гибкость, а также авторитет. Эти качества являются для педагога профессионально необходимыми. Аккуратно, чисто и со вкусом одетый педагог воспитывает эти же качества в учениках.

Инструментом мощного воздействия на учеников является лицо педагога. Лицо педагога должно быть доброжелательно – заинтересованным. У ученика выражение лица педагога должно создавать впечатление, что он ждет и хочет общения именно с ним. Такое выражение лица создает установку, что происходящее на уроке самому педагогу интересно и важно, а значит должно быть интересно и важно ученикам.

Но не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение является основой персонификации. Мы можем донести информацию не только словом, но и интонацией, темпом речи, паузой. Но необходимо помнить, что нас не только слышат, но и видят. Поэтому учитель не должен забывать о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Невербальное поведение – это язык подсознания. Невербальное поведение – это проявление культуры (как личной, так и национальной). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации.

Говоря о вербальном и невербальном поведении стоит уделять внимание и этикету. Существует речевой и неречевой этикет. Речевой этикет – это вербальные формы выражения вежливых выражений между людьми. Данный этикет определяет стилистику текста собеседников. При этом имеют значения интонация, выбор слов и построение фраз. Грамотное использование правил речевого этикета дает возможность избегать отрицательных эмоций при общении. Неречевой этикет – это система знаков. Сюда относятся жесты приветствия, прощания, знаки внимания и т.п. Манеры – это показатель культурного уровня человека. Это отражение его нравственности и интеллекта.

Чтобы ваш имидж был органичен и притягателен для окружающих, не забывайте быть обаятельными. Обаяние – это умение светиться людям. Обаятельный человек быстрее и легче добивается своих целей, при этом зарабатывая людские симпатии. Но обаяние – наша внутренняя установка. И родители, приходящие в учебное заведение, обращают внимание на то, как выглядят педагоги, как общаются с детьми и между собой, насколько они улыбчивы.

И наконец – общительность. Хороший педагог не станет пренебрегать эмоциональной стороной общения с учениками: теплая улыбка, мягкие замечания, ласковый голос, дружеский жест. Вместо окрика – юмор, это спасительное, всесильное и интеллигентное средство любой богатой личности.

Профессиональная деятельность раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как: профессионализм, имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как: профессионализм, пластичность, выразительность.

Эмоционально богатый педагог, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить занятие, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению. Неотъемлемым компонентом личности педагога является его разносторонность, эрудиция, любовь к своему предмету.

Часто педагог теряет авторитет своих учеников потому, что неинтересен как личность. А без интереса к личности педагога, нет и интереса к предмету. Другое дело, что в последующем интерес к личности педагога угасает, а разгорается интерес к предмету. Интерес к личности педагога, таким образом, - средство активизации интереса к предмету. Именно ученики дают энергию жизни педагогу, а педагог дарит открытие «новых горизонтов». Поэтому образ педагога должен вдохновлять.

Виктор Максимович Шепель – специалист по имиджу, выделяет 7 качеств, необходимых для создания привлекательного имиджа:

1.Визуальная привлекательность (цветовая гамма рабочего костюма, макияж, стрижка).

2.Склонность к общению, лидерству.

3.Легкая адаптация к новым условиям.

4.Уверенность в себе.

5.Терпимость к различиям и инакомыслию.

6.Психологическая андрогония (наличие качеств, присущих противоположному полу).

7.Социальная и личная ответственность.

Упражнение 3 «Создайте устный портрет педагога с положительным имиджем»

Время работы 3 минуты, результат: устное описание.

Позитивный имидж педагога сегодня важен не только для его учеников - как личный пример успешного человека, которого они постоянно видят перед собой, но и для самого педагога - для моральной, психологической удовлетворенности своей значимостью в этом мире.


Беседа «Привлекательный внешний вид педагога»

Пять правил выбора одежды:

1.Адекватность ситуации;

2.Удобство фасона, позволяющего не задумываться об одежде на протяжении дня;

3.Комфортность;

4.Свобода движений и действий;

5.Привлекательный внешний вид.

Идеальной формой одежды для педагога является такая, которая способствует сосредоточению внимания, воспитанников не на изучении деталей одежды, а именно на усвоение материала. К деловому костюму относят пиджак с юбкой или брюками и блузку. Для женщины это может быть и красивое, элегантное платье.

Исследования Д.Т. Миллоу показали, что использование делового платья или юбки с жакетом поднимает доверие и авторитет. Респектабельный костюм, свидетельствующий о солидном статусе владельца, имеет силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углам (это справедливо как для женщин, так и для мужчин). С таким стилем несовместимы, например, свитер (особенно пушистый), мягкие брюки или джинсы, пышные платья с оборками.

Необходимо позаботиться о прическе, макияже и маникюре: вы должны производить впечатление ухоженной женщины. При создании имиджа педагога не стоит забывать о руках. Несомненно, руки должны быть чистыми, с ухоженными ногтями. Чтобы выглядеть максимально естественно, макияж и маникюр необходимо подбирать в сдержанных нейтральных тонах. Аромат духов – легкий. Дети часто привыкают к запаху любимого педагога. Запах очень сильно действует на подсознание. Прическа педагога должна быть современной, но без экстравагантных деталей. В ансамбле мужской одежды велика роль сорочек. Сорочка всегда должна быть светлее самой светлой нити в костюме. Отдайте предпочтение темным цветам: черным, коричневым, синим. Темные цвета ассоциируются со зрелостью, мудростью и опытом педагога. Одна треть респондентов считает, что важное место в гардеробе педагога должны занимать светлые тоны, в том числе и белый. Меньше всего учащимся нравится красный цвет, так как он вызывает раздражительность и беспокойство. 56,2% педагогов на первое место поставили бежевый цвет. Они считают, что он придает им уверенность в себе и спокойствие. На втором месте у педагогов оказался серый (54, 7%), так как этот цвет создает рабочую атмосферу и настраивает на положительный лад. Половина педагогов считают незаменимым в своей одежде черный цвет, далее идут белый, коричневый, фиолетовый, красный. Таким образом, педагогу рекомендуется использовать в педагогической практике все цвета, но правильно, исходя из требований ситуации и знания влияния того или иного цвета на восприятие человека. Использование разнообразной цветовой палитры в одежде поможет педагогу сформировать свой неповторимый имидж.


Упражнение 4 « Удачный дресс-код»

Педагоги получают наборы разрезных картинок «Одень куклу». Предполагается создать образ преподавателя. Нарисовать или вырезать, одеть, представить.

  • Одень куклу-педагога на занятия, уроки;

  • На родительское собрание;

  • Совещание при директоре.

Каждая группа представляет и объясняет свой выбор одежды.

Подведение итогов:

Поль Декурсель писал: «Чтобы производить впечатление приличного человека, нужно быть им».

В этом, наверное, и состоит самое главное выигрышного имиджа. Отношение к имиджу у преподавателей разное. Педагоги далеко не всегда озадачены тем, какое впечатление они производят на окружающих, считая своей главной целью дать знания и не осознавая, что при правильно сформированном имидже процесс обучения приобретает большую эффективность. Ведь имидж - это своеобразный инструмент, помогающий выстраивать отношения с окружающими. Следовательно, педагогу необходимо целенаправленно формировать положительный имидж. Забота педагога о своем имидж – это также профессиональное требование.

Рефлексия: положи карточку в корзинку:

  • ВАУ

  • Ммм

  • Хм.Хм

  • Хех

  • Пфф


Список литературы:

1.Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Педагогика, 1983.

2.Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя.- М.: Владос, 2014.

3.Калюжный А. А. Особенности построения профессионального имиджа\\ Вестник государст.университета управления Серия «Социология и управление персоналом».- №3(19). – 2006.

4.Пушкина Н. Тайна цвета\\ Психология для руководителя. – 2011.- №12.

5.Шепель В. М. Имиджеология: Секреты личного обаяния. – Ростов на Дону: Феникс, 2015.

6.http: //fashion.ru\ page/php?id_n=168956. Презентация «Внешний вид сотрудниц ОАО «Газпромнефть».

















Приложение1



Приложение 2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!