СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическая характеристика самбо

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психологическая характеристика самбо»

Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной службы

Кафедра «Информационные системы и программирование»





Реферат

Дисциплина: «Физическая Культура»

Тема «Психологическая характеристика самбо»











Выполнил студент группы 23ИСП1 Кукутенко Евгений Максимович

Руководиель Матухно Е. В















«_10__»_______апреля________2024



2024г.

Содержание

Введение

Глава 1. Самбо общие сведения

  1. Условия спортивной деятельности в самбо на уровне соревнований



  1. Типичные травмы



Глава 2. Психологические характеристика самбо

  1. Ведущие ощущения и восприятия в самбо



2. Мышление и его составляющие



3. Волевые процессы и их влияние на деятельность человека



4. Требования к обучению спортсменов



5. Методы психологического воздействия на спортсмена



Заключение



Список литературы









Введение

Самбо - это разновидность спортивного боя, а также система самозащиты, созданная в СССР путем совмещения различных традиционных единоборств. Он включает в себя как соревновательный, так и боевой тип борьбы в специальной экипировке. Термин «Самбо» происходит от словосочетания «Самозащита без оружия». Главными видами самбо являются спортивное и боевое. Соревнования проводятся на специальных дорожках для борьбы. Участники носят специальные куртки, пояса, шорты и обувь для борьбы. Цвета форм могут быть красным или синим.





  1. Условия спортивной деятельности в самбо на уровне соревнования



Перед началом соревнований проводится предсоревновательная проверка, после которой спортсмены взвешиваются по категориям. После жеребьевки спортсмены готовятся к следующему дню борьбы. Соревнования могут быть индивидуальными, командными и лично-командными. Один из страхов перед началом соревнований - это страх неудачи против сильного соперника, что может создать психологическое напряжение у спортсменов.

В личной квалификации соревнования проходят в 4 дня. Первый день взвешивание участников, которые будут бороться во второй день. Во второй день идёт взвешивание тех, кто борется в третий день и т.д. Итого на соревнованиях 3 дня борьбы, в каждом из которых свои весовые категории. Обычно начало поединков в 10:00 часов, заканчивается день финалом и схватками за 3 места в 19:00–20:00 часов. В командных соревнованиях всё зависит от регламента – от 1 до 3 дней.





  1. Типичные травмы

Самые распространенные повреждения среди спортсменов, занимающихся самбо, связаны с проблемами менисков.с

К часто встречающимся у спортсменов травмам также относятся:

  • растяжения и разрывы связок

  • растяжения и разрывы мышц

  • переломы хрящей наружных ушных раковин.



Глава 2.

  1. Ведущие ощущение и восприятия в самбо.



Ощущение представляет собой элементарный психический процесс, отражающий отдельные характеристики предметов при их прямом воздействии на органы чувств. Ощущения возникают только при взаимодействии материального раздражителя с органами чувств. Орган чувств, или анализатор, представляет собой анатомо-физиологический механизм, через который отражается воздействие внешней или внутренней среды. Анализатор состоит из трех основных компонентов: периферического участка (рецепторов), центростремительных (афферентных) и центробежных (эфферентных) нервов, а также центрального, коркового или подкоркового участка мозга, где происходит обработка нервных сигналов. Ощущение является отправной точкой для понимания окружающего мира.

Классификация ощущений может основываться на различных признаках, одним из которых является модальность, в результате чего выделяют зрительные, слуховые, осязательные и другие типы ощущений.

Ощущения могут быть экстероцептивными (связанными с внешними раздражителями), проприоцептивными (связанными с движением и положением тела) и интероцептивными (связанными с внутренними органами). Для экстероцептивных ощущений выделяют дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Кроме того, важную роль играют зрительные ощущения, разделяемые на ахроматические и хроматические. Слуховые ощущения возникают при восприятии звуковых волн определенной частоты, а их виды могут включать речь, музыку и шумы. Мышечно-двигательные ощущения связаны с раздражением различных рецепторов, а ощущение равновесия возникает благодаря функционированию вестибулярного аппарата. Высокая чувствительность всех органов чувств играет важную роль в жизни и деятельности человека. Спортивные виды деятельности требуют использования всех анализаторов, особенно значимыми являются зрительные и кинестетические ощущения. Совершенствование чувствительности, точности ощущений, а также быстроты реакций является важной задачей психологической подготовки спортсменов. В отличие от ощущений, восприятие отражает объект в целом, включая все его свойства и взаимосвязи.





  1. Мышление и его составляющие

Мышление представляет собой высший вид творческой деятельности человека, где важно не только отражение внешних черт объектов и событий, но и понимание их сущности, взаимосвязей и отношений. Процесс мышления тесно связан с чувственным восприятием и обусловлен социальными факторами, так как базируется на накопленном опыте, знаниях, языковом богатстве, а также достижениях культуры и науки предыдущих поколений. Физиологически мышление происходит за счет сложной деятельности коры больших полушарий мозга, где формируются ассоциации, начиная с элементарных, связанных с внешним миром, и развиваясь в цепочки мыслей.

Логика изучает структуру мышления через анализ понятий, суждений и умозаключений. Понятие отражает общие и существенные признаки объектов и феноменов, разделяясь на конкретные и абстрактные в зависимости от типа связей. Суждение выражает отношения между объектами или их свойствами, в то время как умозаключение выводит истинность одного суждения из других.

Дедукция сводит от частного к общему, в то время как индукция идет от единичных случаев к общим выводам. Аналогия основана на сходстве между явлениями без полного исследования всех аспектов. Логика и психология рассматривают познавательную деятельность с разных точек зрения: логика - как результаты мышления, а психология - как сам процесс формирования мыслей.



3. Волевые процессы и их влияние на деятельность человека.

Воля представляет собой аспект сознания, который проявляется в способности человека осуществлять целенаправленные действия, требующие усилий и направленные на достижение определенной цели.

1) Познание и воля. Воля тесно связана с мыслительными процессами, так как выполнение волевых действий зависит от понимания обстоятельств и условий.

2) Чувства и воля. В повседневной жизни человек действует не только на основе разума, но и под воздействием эмоций, которые возникают в конкретный момент.

3) Внимание и воля. Произвольные действия отличаются тем, что они осуществляются сознательно и с направленностью на определенную цель, что требует концентрации внимания.

4) Движение и воля. Чтобы достичь цели, к которой стремится человек, его воля должна непосредственно проявиться через определенные движения.

Таким образом, воля выполняет важную функцию контроля и регулирования поведения человека, постоянно мотивируя его на активное действие.

4. Требования к обучению спортсменов.

В современном спорте выделяют три основные группы психологических проблем: социально-психологические аспекты управления, педагогические проблемы подготовки спортсменов и общие психологические вопросы этой дисциплины. Основное внимание уделяется концентрации внимания, эффективной коммуникации с самим собой и управлению стрессом с самого начала профессиональной деятельности. Сосредоточенность и организованность мыслей помогают улучшить спортивные результаты, и постоянное воспоминание об основных целях работы себя может увеличить шансы на успех. Самоконтроль и конкретное мышление о текущей задаче способствуют более эффективному управлению стрессом и обеспечивают психологическую стабильность.

Обучение спортсмена управлять своими чувствами и восприятием, сосредотачиваться на спокойствии и уверенности, внимать только на то, что способствует внутреннему покою. Переключение внимания на нейтральные или успокаивающие аспекты при раздражении, поощрение индивидуальной борьбы внутри себя, предотвращение отрицательного стресса через улучшение собственных результатов. Также важно помочь спортсменам сосредотачивать внимание на предстоящем, обучать их критически оценивать свои действия и вести себя уважительно и понимающе.

5. Методы психологического воздействия на спортсмена.

Метод релаксации-активации (РАМ) представляет собой способ саморегуляции, который помогает спортсмену преодолеть излишнюю эмоциональную активацию для достижения оптимального состояния. Результатом саморелаксации является успокоение, но не всегда это является наилучшим состоянием для достижения высоких результатов. РАМ является эффективным методом подготовки к сложным ситуациям и быстрого восстановления рабочего потенциала.

Саморегуляция состоит из саморелаксации и самоактивации. Различные методики, такие как биологическая обратная связь, применяемые для саморегуляции, могут быть как вербальными, так и невербальными. Они направлены на улучшение психоэмоционального состояния спортсмена и подготовку к соревнованиям. Оптимальное боевое состояние спортсмена включает физические, эмоциональные и когнитивные компоненты, которые с помощью "формул ОБС" помогают достичь психологической готовности и улучшить общее самочувствие организма.

Важно укреплять психику спортсменов при помощи определенных убеждений и правил для поддержки уверенности и позитивного настроя.



Заключение



Психологическая сторона занимает важное место в понимании и развитии спортсменов, занимающихся самбо. Анализируя психологические аспекты этого вида спорта, можно сделать вывод, что успешное выступление в самбо требует не только физической подготовки, но и управления эмоциями, стрессоустойчивости, концентрации внимания и уверенности в своих силах. Психологическая характеристика спортсменов, занимающихся самбо, свидетельствует о необходимости комплексного подхода к тренировочному процессу, включая работу над саморегуляцией, мотивацией и психологической устойчивостью. Поэтому развитие психологических навыков и качеств играет значительную роль в достижении высоких результатов в данном виде спорта.



Список литературы

1) «Психические состояния спортсменов, их диагностика и регуляция» И.А. Григорьянс

2) «Психология ф.в. и спорта’’ Е.Н. Гогунов и Б.И. Мартьянов

3).Н. Николаев «Социальная и спортивная психология»

4) Психология, учебник для институтов физической культуры В.М. Мельникова

5) Психология физического воспитания и спорта

А.В. Родионов






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!