ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ВЫПУСКНИКОВ РОДИТЕЛЯМИ
в период подготовки и сдачи экзаменов
Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». Экзамен – дело сугубо индивидуальное, выпускник, абитуриент оказывается один на один с комиссией. А родителям приходится только волноваться за своего ребенка. Родители могут помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к выпускным и вступительным экзаменам.
Психологические трудности
1. Интеллектуальные трудности.
Трудности, связанные с переработкой информации, со спецификой работы с тестовыми заданиями.
Тестирование предполагает владение навыками:
умение выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их от второстепенных, умение оперировать фактами и положениями, вырванными из общего материала.
На экзамене ученику необходимо выработать оптимальную стратегию деятельности:
-определить для себя, какие задания и в каком соотношении он будет их выполнять;
-распределить время на выполнение заданий части А, В, С (необходимо помнить что на задания части А времени требуется меньше, чем на задания С.
Необходимо ученику научиться работать с тестами.
2. Личностные трудности.
Затруднения обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его реакциями и состояниями. Ситуация экзамена является стрессом, причинами которого являются:
- отсутствие полной и четкой информации о процедуре проведения экзамена;
-отсутствие психологической защищенности (присутствуют на экзамене незнакомые педагоги, учащиеся);
-принимают и оценивают незнакомые люди, что повышает уровень тревоги и недостаточной концентрации на задании;
-дефицит времени вызывает страх «не успеть»;
-неумение оценить своих собственных способностей и возможностей.
Тревога на экзамене приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности.
Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность. Необходимо ребенку научиться справляться со своим эмоциональным состоянием, родителям необходимо развивать чувство уверенности.
3. Процессуальные трудности.
Проблемы связанны с самой процедурой экзамена. Виды трудностей:
-трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов (особая форма заполнения бланков). Невнимательные дети допускают ошибки при заполнении бланка. Отмечается трудность в соотнесении выбора ответа и содержания.
-трудности, связанные с непривычной ролью взрослого. На экзамене педагог в роли наблюдателя, что непривычно для детей.
-трудности, связанные с критериями оценивания ответа;
-трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей (не знают прав на аппеляцию)
Рекомендации по организации режима дня
Разделите день на три части: подготовка к экзаменам, отдых, сон. Готовьтесь к экзаменам 8 часов в день. Определите время подготовки, с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Для «жаворонка» (рано ложатся и рано встают) лучше начинать подготовку с утра пораньше, сидеть допоздна очень вредно. Для «сов» (поздно ложатся и поздно встают) заниматься в ранний час нецелесообразно, лучше подольше посидеть вечерком. Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые – в часы спада.
Спите не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделайте себе тихий час после обеда.
Вечером накануне экзамена прекратите подготовку, прогуляйтесь, искупайтесь и ложитесь спать вовремя.
Рекомендации по организации режима дня
Особое внимание уделите питанию в период экзаменов. Оно должно быть регулярным и полноценным (достаточно калорийным и витаминизированным.)
Питание должно быть 3-4-х разовым.
Перед экзаменом не следует наедаться. В стрессовой ситуации может быть расстройство желудка. Перед экзаменом не следует употреблять продукты, которые вы не ели раньше и с истекшим сроком пригодности.
Не применяйте стимуляторы в виде кофе и крепкого чая. Это может привести к перевозбуждению.
Не следует применять успокоительные средства, так как они оказывают тормозящее действие на нервную систему. Вы можете не вспомнить материал, который знали или повторяли.
Для нормальной работы головного мозга необходимы аминокислоты, которые содержатся в молочных продуктах, мясе, рыбе, яйце.
Для поддержания энергии ребенка, активизации мыслительной деятельности необходим витамин В1. Он содержится в рыбе, мясе птицы, печени, бобовых культурах, черносливе, изюме , зелени.
Для улучшения памяти необходим витамин В3, В12, цинк, марганец их источниками являются печень, морковь, молоко, финики, яйца, рыба, зелень, яичный желток, брусника, семечки.
Дефицит витамина В6 в организме проявляется в виде головных болей, повышенной раздражимостью, плохой памятью. Наибольшее количество этого вещества содержится в пивных дрожжах, рыбе, мясе. грецких орехах, бананах, капусте.
Для нормального умственного развития необходим йод, который содержится в морепродуктах
Снятие нервно-мышечного напряжения
Мышечная релаксация.
Спортивные занятия.
Контрастный душ.
Стирка белья.
Мытье полов.
Пальчиковое рисование (ложка муки, ложка воды, ложка краски). Кляксы.
Скомкать газету и выбросить ее. Соревнование: свое настроение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше.
Газету порвать на мелкие кусочки и выбросить.
Нарисовать свою злость, страх и сжечь.
Громко спеть любимую песню.
Покричать то громко, то тихо.
Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».
Смотреть на горящую свечу.
При приступе паники вдыхайте очень глубоко и довольно быстро через нос, а выдыхайте очень медленно через рот. Если повторить 10 раз, вы ощутите эффект успокоения.
Погулять в лесу, покричать.
16. Надувать воздушный шарик до 10 раз.