СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологические индивидуальные занятия "Регуляция деструктивного поведения подростков" (для детей группы риска)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Сформировать личностно конструктивные модели поведения в жизненных ситуациях.

- Ознакомить подростка с зонами риска, характерными для их возраста.

Просмотр содержимого документа
«Психологические индивидуальные занятия "Регуляция деструктивного поведения подростков" (для детей группы риска)»

















Коррекционная программа индивидуальных занятий

«Волевая регуляция поведения»










Пояснительная записка.


1.Актуальность программы.

Подростковый возраст является наиболее сензитивным периодом для развития девиантного поведения. Стремление к познанию, к новизне, желание взрослости и признания, боязнь отстать от сверстников – все это при неблагоприятно сложившейся ситуации может привести подростка к выработке устойчивого асоциального поведения. Особое положение подросткового периода в цикле развития отражено в других названиях («переходный», «трудный», «критический»), в которых зафиксирована сложность и важность происходящих процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее эффективные бурные реакции возникают при попытке ущемить самолюбие. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек – 13-15 лет. Характерна для подростков полярность психики:

- целеустремленность, настойчивость, импульсивность, неустойчивость;

- повышенная самоуверенность, безапелляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;

- потребность в общении и желание уединиться;

- развязность в поведении и застенчивость;

- романтизм и цинизм, расчетливость;

- нежность, ласковость, жестокость.

Отклонения в поведении подростков, связанные с неустойчивостью психики, могут привести к различным девиациям.

2.Цель программы:

Коррекция девиантного поведения подростков.

3.Задачи :

- Сформировать личностно конструктивные модели поведения в жизненных ситуациях.

- Ознакомить подростка с зонами риска, характерными для их возраста.

4. Основные методы :

Беседа, мини-лекция, игры, моделирование ситуации.

5. Адресат.

Подросток «группы риска» с девиантным поведением.

6. Предполагаемые результаты:

- снижение отклонений в поведении;

- усиление личностных ресурсов, препятствующих социальной дезадаптации;

- расширение репертуара просоциальных поведенческих стратегий в проблемных ситуациях.


Данная программа состоит из серии специально организованных занятий, составлена на основе авторской программы «Психологическая подготовка к трудным жизненным ситуациям» А.Ф.Березина и Н.Н.Березиной. Место проведения – сенсорная комната. Адаптивная программа рассчитана на индивидуальные занятия с подростком, имеющим отклонения в поведении. Объем программы – 10 занятий. Продолжительность одного занятия – 30-40 минут.

























Календарно-тематическое планирование


№ занятия

Дата проведения

Цели и задачи

Основные формы работы

Занятие №1

Хороший друг.

сентябрь

1. Развитие навыка налаживания дружеских отношений.

2. Повышение объективных ожиданий от значимых сверстников.

1.Упр. «Хороший друг».

2.Упр. «Каков я? Кто я?».

3. Релаксационное упражнение.

Занятие №2

Значимый человек.

октябрь

1. Развитие способности принимать иную, отличную от собственной, точку зрения..

1. Игра «Значимый человек».

2. Релаксационное упражнение.

Занятие №3

Разговор со взрослым.


ноябрь

1. Развитие навыка конструктивного взаимодействия со взрослыми.



1. Упр. « Разговор со взрослым».

2. Релаксационное упражнение.



Занятие №4

Что, когда и кому я должен?

декабрь

1. Овладение навыками позитивного поведения.

1. Упр. « Что, когда и кому я должен».

2. Упр. «Спасибо, мне это не нужно!».

3. Упр. «Стоп! Подумай! Действуй!»

4. Релаксационное упражнение.


Занятие №5

Без рук.

январь

1. Развитие конструктивных навыков общения.

2. Развитие толерантного отношения друг к другу.

1. Упр. «Без рук!».

2. Упр. «Жизненные ситуации. Как ты поступишь?».

3. Релаксационное упражнение.

Занятие №6

Банк переживаний.

февраль

1. Отработка навыков коммуникативного поведения: коррекция эмоциональной сферы на основе отработки навыка адекватного эмоционального реагирования.

1. Упр. «Банк переживаний».

2. Упр. «Мои достижения».

3. Релаксационное упражнение.


Занятие №7

Словарь чувств.

март

1. Отработка навыков коммуникативного поведения: коррекция эмоциональной сферы на основе отработки навыка адекватного эмоционального реагирования.


1.Упр. «Банк переживаний».

2. Мини-лекция «Наши чувства и эмоции в воспитании других».

3. Упр. «Добрые слова».

4. Релаксационное упражнение.

Занятие №8

На ошибках учатся.

апрель

1. Формирование основ толерантной коммуникативной культуры:

- раскрытие содержания понятий «позитивное и негативное мышление»;

- преодоление у воспитанников негативных мыслей о себе и окружающих людях;

- овладение навыками позитивного мышления.

1. Упр. «На ошибках учатся».

2. Мини-лекция «Позитивное и негативное мышление».

3. Сказка о том, что могут натворить темные мысли. Анализ сказки.


Занятие №9

Была бы проблема!

май

1.Отработка навыков преодоления трудностей.


1. Упр. «Была бы проблема!».

2. Релаксационное упражнение.

Занятие №10

Заключительное занятие.

май

1. Подведение итогов.

1. Упр. «Неоконченные предложения».

2. Релаксационное упражнение.

3. Беседа по анализу занятий.









Список литературы:

  1. Березин А.Ф., Березина Н.Н. Психологическая подготовка к трудным жизненным ситуациям. – Ростов-на-Дону: Изд-во РОИКиПРО, 2017.

  2. Сычева В. О значении позитивного мышления.//Школьный психолог, №11,2019.




























Приложение



Упражнение «Хороший друг».

Цель:

1. Развитие навыка налаживания дружеских отношений.

2. Повышение объективных ожиданий от значимых сверстников.


Инструкция:

Подумай о своем хорошем друге. Это может быть реальный человек, с которым ты на самом деле дружишь. А можешь подумать и том, с кем только собираешься подружиться.

- Что ты можешь сказать об этом человеке?

- Что вы любите делать вместе?

- Как выглядит твой друг?

- Что тебе больше всего нравится в нем?

- Что вы делаете для того чтобы ваша дружба больше и больше крепла?

Обсуждение ответов.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как человек находит друга?

2. Почему так важны в жизни хорошие друзья?


Упражнение «Значимый человек».

Цель:

Развитие способности принимать иную, отличную от собственной, точку зрения.


Инструкция:

Вспомни какого-нибудь человека, который играет важную роль в твоей жизни. Это может быть человек, которого ты любишь, или человек, с которым у тебя есть проблемы. А теперь представь себе, что этот человек будет рассказывать о себе. А теперь представь себе, что этот человек будет рассказывать о себе. Пусть он опишет, что он думает или чувствует. Запиши то, что он говорит, от первого лица, например: «Меня зовут… Я очень люблю… А еще мне нравится…» (5-10минут).

А теперь ты можешь записать то, что ты сам хотел бы сказать этому человеку. Возможно, ты захочешь сказать ему, что тебе в нем нравится; возможно, выскажешь какое-то свое пожелание. Возможно, тебе захочется попросить его, чтобы он что-то делал по-другому (5минут).

Вопросы для обсуждения:

- Какого значимого для себя человека ты выбрал?

- Было ли трудно представить то, что другой человек говорит о самом себе?

- Хочешь ли ты чего-нибудь от этого человека?

- Как тебе кажется, не хочет ли он чего-нибудь от тебя?



Упражнение «Разговор со взрослыми».

Цель:

Развитие навыка конструктивного взаимодействия со взрослыми.

Инструкция:

Иногда у подростков складывается впечатление, что взрослые не хотят их понимать. Вспомните конкретную ситуацию, когда

Взрослые (Учителя, родители и др.), по-вашему мнению, не хотят вас слушать. Теперь возьмите лист бумаги и напишите, какими словами вы можете попытаться им объяснить свою позицию. Запишите пять вариантов того, что вы могли бы им сказать (5-10 минут).

Теперь еще раз внимательно просмотрите ваши пять вариантов разговора. Поставьте «плюс» около трех формулировок, которые, как вы чувствуете, не обидят другого человека. В противном случае поставьте «минус». Если вы не уверены в безопасности той или иной формулировки, поставьте около нее знак вопроса.

Вопросы для обсуждения:

- С какими взрослыми ты хорошо ладишь, а с какими – плохо?

- Бываешь ли ты слишком неуверенным или слишком дерзким?

- Что ты сам можешь изменить для того, чтобы лучше ладить со взрослыми?

- Как ты можешь учесть характер того или иного взрослого, чтобы бесконфликтно взаимодействовать с ним?

- Насколько хорошо ты понимаешь взрослых?

- В каких вещах тебе с трудом удается понять взрослых?

- Представь себе, что ты сам действуешь на нервы окружающим. Как другому человеку лучше тебе об этом сказать?



Упражнение «Что, когда и кому я должен».

Цель:

Овладение навыками позитивного поведения.

Инструкция:

Иногда мы делаем то, что от нас ждут другие, даже если мы сами и несомненно хотим это делать. Например, друг приглашает тебя пойти вместе с ним в кино. А у меня в этот день нет настроения идти в кино. Надо ли мне в этом случае идти или нет? Я чувствую, что должен это сделать, ведь это же мой друг. Но в то же время я знаю, что мне самому этого не хочется. У меня были другие планы.

Я думаю, что это вам знакомо. Вспомните и опишите два-три случая, когда кто-нибудь ждал от вас того, чего вам делать не хотелось, и, несмотря на свое нежелание, вы все-таки сделали. Возможно, это было в школе или дома, или в какой-то другой ситуации. Как вы при этом себя чувствовали?

А иной раз мы не делаем того, чего ждут от нас другие. Опишите два-три случая, когда вы не сделали того, чего хотели от вас другие (друзья, родители или кто-то еще) Как вы себя чувствовали в такой ситуации?

Вопросы для обсуждения:

- Каким людям тебе труднее всего говорить «нет»?

- Каким людям тебе легче всего говорить «нет»?

- Если ты хочешь выполнить желание другого человека, говоришь ли ты ему четкое «да»?

- Когда подросток должен делать то, что от него ждут, а когда не должен?



Упражнение «Спасибо, мне это не нужно!»

Цель:

Отработка уверенного и эффективного поведения.


Ведущий предлагает ситуации, в которых подростку предлагают употребить алкоголь.

Подросток под различными предлогами должен отказаться.


Упражнение «Стоп! Подумай! Действуй!»


Ведущий предлагает ситуацию, в которой присутствует реальная опасность, связанная с алкоголем. После ознакомления с ситуацией, подросток берет карточку «Стоп!», на ней раскрываются чувства, переживание, желания, которые могут возникнуть в этой ситуации. Подросток обсуждает, сходятся ли эти переживание с его личными.

Затем берется вторая карточка «Подумай!». На ней записаны три возможные реакции. Подросток должен определить, подходят ли эти реакции к предложенной ситуации, и при желании дописать свои.

На последней карточке написано слово «Действуй!». На листке бумаги подросток должен изложить свое решение проблемы.




Упражнение «Без рук!»

Цель:

Развитие конструктивных навыков общения.

Инструкция:

Иногда мы пытаемся доказать свою правоту во что бы то ни стало. В таком споре может не быть ничего плохого, но он может превратиться и в настоящую открытую борьбу. Вспомни тот случай, когда твой спор с кем-нибудь едва ли не закончился настоящей дракой. Может быть, ты был настолько возбужден, что готов был сам начать драку, а может быть, другой спорщик в порыве ярости был готов наброситься на тебя! А может быть, вы оба готовы были драться, но что-то позволило вам избежать рукоприкладства… Опиши, что происходило тогда, и как ты себя при этом чувствовал. Дай этой истории какое-нибудь название.

Вопросы для обсуждения:

- Бывают ли случаи, когда ты вынужден драться?

- Драка – это хороший способ разрешить спор?

- Что ты может сделать, чтобы спор не превратился в драку?

- Что ты делаешь, когда кто-нибудь оскорбляет тебя словами?

- В чем различие между спором и дракой?



Упражнение «Банк переживаний».

Цель:

Отработка навыков коммуникативного поведения: коррекция эмоциональной сферы на основе отработки навыка адекватного эмоционального реагирования.

Источник многих проблем – чрезмерные опасения и заботы. Осложнить себе жизнь достаточно просто: надо меньше думать и переживать о том, что может случиться с нами или нашими близкими. «А вдруг…», «А что, если…». Тот, кто много размышляет об этом, тратит свои силы на переживание и преодоление того, чего нет и, может быть, никогда не будет. У такого человека не остается сил на решение отдельных вполне посильных проблем.

Инструкция:

Подумай, вспомни, о чем ты обычно переживаешь? Есть ли сейчас какая-нибудь важная проблема, стоящая перед тобой. Запиши проблему и связанные с ней переживания на небольшом листочке бумаги и положи в коробку. Храни его у себя дома. Раз в неделю в спокойной обстановке садись за стол, записывай свои заботы и переживания и добавляйте их в коробку. Через две недели переберите свои заботы и посмотрите, что с ними стало за это время. Процедуру можно повторить через месяц и более.

Вопросы для обсуждения (минимум через две недели):

- Не исчезли ли многие заботы и переживания сами собой?

- Можно ли отличить преодолимые и непреодолимые трудности? Если да, то как?



Упражнение «Словарь чувств».

Цель:

Отработка навыков коммуникативного поведения: коррекция эмоциональной сферы на основе отработки навыка адекватного эмоционального реагирования.

Инструкция.

Мне хочется узнать, сколько слов, обозначающих различные чувства, ты можешь назвать за одну минуту. Ты будешь называть, а я считать. Теперь напиши, пожалуйста, какие чувства испытываешь после контрольной работы (1минута). А теперь вспомни значимую для тебя ситуацию. Можешь ли ты ее описать на языке чувств? (2-3 минуты).

Вопросы для обсуждения:

- С кем ты говоришь о своих чувствах?

- О каких чувствах тебе бывает легче говорить?

- О каком чувстве тебе говорить труднее?

- Какое чувство нравится тебе больше других?

- Какое, по-твоему, самое неприятное чувство?

- Почему важно, чтобы мы могли говорить о своих чувствах?




Упражнение «На ошибках учатся».

Цель:

Формирование толерантной коммуникативной культуры.

Инструкция:

Каждый из нас совершает ошибки. Только таким образом мы можем чему-то научиться. Каждый из вас знает, что он время от времени делает ошибки. Можешь ли ты вспомнить сейчас какую-нибудь свою большую ошибку?

Некоторые люди, совершив ошибку, очень строго судят себя. Другие просто еще раз пытаются сделать то, что у них не получилось. С каждым таким шагом они учатся и никогда не создают больших проблем, если у них что-то сразу не вышло. А как ты реагируешь на свои ошибки?

Вопросы для обсуждения:

- Переживаешь ли ты, когда совершаешь ошибку?

- Можешь ли ты, после того как совершишь ошибку, начать делать что-то другое?

- Пытаешься ли ты многократно совершать какое-то действие до тех пор, пока не научишься его делать?

- Кто радуется вместе с тобой, когда у тебя что-то получается?



Упражнение «Была бы проблема».

Цель:

Отработка навыков преодоления трудностей.

Один из важных ресурсов преодоления жизненных трудностей – это успешный опыт такого преодоления. «Закон накопления опыта» действует и тогда, когда речь идет о жизненных трудностях и кризисах. Чем успешнее человек справлялся с ними в прошлом, тем лучше это у него получится в будущем. Опыт преодоления трудностей есть у каждого человека. Вспомнить его, получить доступ к этому личностному ресурсу поможет упражнение, девиз которого – «Была бы проблема, а решение найдется!»

Инструкция:

Удавалось ли тебе когда-нибудь сделать что-то, что было для тебя очень сложным? Задача была непростой, но ты все же справился с ней! Возможно, остальные не обратили внимания на то, что ты сделал что-то очень важное для себя, но сам ты был доволен, что смог преодолеть себя и справиться с такой сложной проблемой.. Вспомни пару таких случаев из твоего личного опыта и опиши их.

Вопросы для обсуждения:

- Когда у тебя что-нибудь хорошо получается, кому ты расскажешь об этом?

- По каким признакам окружающие могут заметить, что ты гордишься собой?

- Что тебе потребовалось, чтобы сделать то, о чем ты рассказал?

- Когда тебе нужно сделать что-то очень сложное, сколько попыток ты предпринимаешь?

- В каких случаях ты бываешь готов сделать и все бросить?



Упражнение «Неоконченное предложение».

Цель:

Самостоятельный анализ результативности деятельности, самооценка ресурсов и достижений, присвоение и переживание полученного в ходе занятий опыта.

Инструкция:

Допиши предложения:

- Я научился…

- Я узнал, что…

- Я нашел подтверждение тому, что…

- Я обнаружил, что…

- Я был удивлен тем, что…

- Самым важным для меня было…



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!