«Психолого – педагогические
особенности четвероклассников»
Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка.
Четвероклассники - это выпускники начальной школы .
Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков
Индивидуальный стиль учебной работы проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков. Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться
Общие умения для
успешного обучения
1. слушать учителя;
2. выделять главную мысль сообщения;
3. связно пересказывать содержание текста;
4. отвечать на вопросы к тексту;
5. ставить вопросы к тексту;
6. делать содержательные выводы на основе полученной информации; письменно выражать свою мысль;
7. привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);
8. адекватно оценивать результаты собственной работы.
Мыслительные способности:
- умение выделять главное,
- отличать существенное от несущественного,
- делать логические заключения и выводы
Ребенка необходимо учить работать с учебным текстом: учить выделять главную мысль; составлять план текста; запоминать содержание текста и пересказывать его с опорой на план и т.д.
Ведущий вид деятельности
В четвертом классе основным механизмом познания окружающего мира является учебная деятельность.
В это время у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам Поддерживайте у ребенка склонности, указывающие на более сильные стороны его развития.
Новообразования
Важнейшим новообразованием является способность к осознанию причин учебных успехов и неудач. Развивается личностная рефлексия. Ребенок постепенно начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества
У четвероклассников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные
Рекомендация: Если ученик себя переоценивает, то обратите внимание на его неудачи. И объясните, как их можно избежать.
Если он себя недооценивает, просто за что-нибудь похвалите его.
Так он научится адекватно себя оценивать
Познавательные процессы
Способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий.
Память претерпевает изменения – приобретает черты произвольности, становится сознательно регулируемой и опосредованной.
Социальная ситуация
развития
Четвероклассник продолжает приспосабливаться к системе требований взрослых , связанных с его учебной деятельностью, и приспосабливается к системе требований сверстников при общении с ними .
Рекомендация: контролируя ученика, не забывайте хвалить почаще.
Только успех порождает новый успех .
А для этого он должен верить в свои силы, знать, что самоценен .
Общение
Общению четвероклассника характерны следующие признаки:
-Неустойчивость контактов.
- Эмоциональность.
- Зависимость от оценки взрослых: учителя, родителей. Ребенок общается с теми, кого взрослые одобряют.
- Разрыв между мальчиками и девочками.
- Взаимосвязь общения с деятельностью ребенка.
Рекомендация: не говорите при ученике негативно о его одноклассниках и их родителях . Ваша отрицательная оценка может стать причиной появления в классе изгоя.
Спасибо за внимание!