СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Психологические особенности детей 6-7 лет»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить родителей с психологическими особенностями детей 6-7 летнего возраста, симптомами кризиса 7 лет.

Просмотр содержимого документа
««Психологические особенности детей 6-7 лет»»









Родительское собрание в подготовительной к школе  группе.

«Психологические особенности  детей 6-7 лет»

























Цель: Познакомить родителей с психологическими особенностями детей 6-7 летнего возраста, симптомами кризиса 7 лет.

Задачи:

1. Познакомить родителей с особенностями  возраста детей 6-7 лет, с основными симптомами кризиса 7 лет.

2. Решить  проблемные ситуации, возникающие в семье, в детском саду, характерные данному возрасту.

3. Привлечь внимание к вопросу отношений ребёнка в группе сверстников.

4. Научить родителей использовать в беседе, разговоре с ребёнком «Я - высказывание»; проговаривать правила, не используя слово «НЕ», учится взрослым узнавать чувства ребёнка и произносить их.

Родителям раздаются цифры, четные садятся за один стол, не четные за другой.

Здравствуйте уважаемые родители! Я вас приглашаю в школу первоклассника!

И первый наш урок «Психология».

Возрастной кризис – это неотъемлемый этап развития личности ребенка. Это выход на новый этап формирования, когда ребенку открывается новое представление о "взрослости".

Кризис 7 лет может начаться задолго до этого возраста (иногда даже в пять лет). У некоторых детей он протекает не столь выражено и не так остро, как остальные возрастные кризисы, однако, данный кризис приносит много противоречий и новообразований в жизнь ребенка. 
 Если до 7 лет ведущая роль в жизни малыша принадлежит игровой деятельности, то к семи годам она сменяется учебной. Таким образом, заканчивается дошкольный период и начинается новый этап в развития ребенка - младший школьный возраст.

Через кризис 6-7 лет проходят почти все родители. Когда-то совсем недавно ваши дети были наивны и распахнуты, и мы "читали" их как открытую книгу. Теперь готовьтесь к иным временам. 

Основные признаки этого кризиса:

• ребенок не выполняет просьбы родителей или отсрочивает время их выполнения;

• непослушание;

• капризы;

• ребенок не сразу реагирует на обращение к нему взрослых, как будто не слышит их;

• демонстративная взрослость;

• часто хитрит;

• пристальное внимание уделяет своей внешности, одежде, главное, чтобы не выглядеть, как «маленький»;

• ожидает похвалы;

• упрямство;

• требовательность;

• обостренная реакция на критику;

На этом урок психологии закончен и переходим к уроку « рисования», для лучшего запоминания мы зарисовываем, кодируем слова с детьми. Теперь вы сами попробуете закодировать характеристики кризиса 7 лет. Каждая команда берет по очереди характеристику, вы их кодируете, а противоположная команда должна догадаться, что это за характеристика.

Следующий урок «Урок запретов»

Давайте вспомним, какие фразы вы говорите, которые начинаются с частицы не (запреты) (Родители перечисляют).

А теперь давайте попробуем побыть ребенком, для этого мне нужен один человек.

Упражнение «Нельзя» 
   Цель: Рефлексия чувств ребенка на родительские запреты, на потребность ребенка в познании окружающего мира. 
   Один из участников — «ребенок» — сидит на стуле в центре круга. Ведущий, говоря об этапах развития ребенка и его познавательных потребностей, поочередно связывает шарфом руки («нельзя трогать»), ноги («нельзя туда ходить»), далее завязываются уши («не слушай, это не для твоих ушей») и, наконец, — глаза («не смотри, это нельзя смотреть детям»). Часто говорим: «Помолчи!» (завязывается рот). Ведущий спрашивает «обвязанного», что он при этом чувствует. Высказывания родителя — «ребенка» позволяют другим участникам понять, осознать и сопережить весь негатив родительских запретов. Обмен мнениями.

Давайте попробуем все запреты, которые вы называли сформулировать без частицы не, чтобы это был не запрет, а просьба. 

Упражнение «Правила для ребенка»
       Цель: установление ограничений для детей. 
       Как мы уже говорили, часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. 
Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения. 
Ваша задача будет: написать правила для ребенка, не употребляя слова «НЕ». Например: 
- Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора.

Следующий урок «Урок решения проблемных ситуаций» работа в командах.

Каждой команде раздаются ситуации, команды поочередно находят выход из ситуации и называют мотив ребенка.

Работа в группах «Решение проблемных ситуаций, характерных для детей старшего дошкольного возраста» Упражнения. (15 мин)

Работа в 3 группах.

«Кириллу шесть лет три месяца. Мальчик отличается любознательностью и рассудительностью. Он с удовольствием помогает папе, когда нужно что-то починить или отремонтировать. Сам собирается в детский сад, наводит порядок в своих вещах. В совей группе Кирилл считался одним из наиболее ответственных ребят, ему поручали самые сложные задания. Дома Кирилл привык слушаться родителей, особенно папу, который является для него большим авторитетом. На лето родители отправили сына к бабушке. На вопрос о том, как ведет себя Кирилл, бабушка пожаловалась, что он не реагирует на ее слова, что пора заканчивать игру и идти обедать, а уложить спать его вообще очень сложно. Типичный ответ: «Саша (двоюродный брат, которому двенадцать лет) не спит, почему же я должен?»

Что произошло с Кириллом? Какими должны быть дальнейшие действия родителей?

Конечно же, родители не понимают, что происходит с мальчиком и как с этим справиться. Но с точки зрения психолога, это закономерный этап в развитии ребенка, приближающегося к кризису 7 лет. Как мы уже говорили, в этот период происходит формирование мотивации действий малыша, он определяет новые правила, установленные не им, и учится по ним действовать. Первая реакция ребенка в этой ситуации – нарушение этих правил.

Таня, девочка 6 лет, перед едой перестала мыть руки,  или вместо мытья рук идет в ванную, проводит там некоторое время, затем выходит к столу, так и не вымыв рук. Может также поиграть с водой и выйти с мокрыми (но грязными) руками, демонстративно показывая их маме. Если мама начинает упрекать её за это, она говорит, что забыла, возвращается в ванную и моет руки.

Почему так ведёт себя Таня? Как бы вы поступили? Как поступать маме?

Если у малыша есть братья или сестры – эта хитрость часто, прежде всего, направлена на взаимоотношения с ними, а потом уже на взаимоотношения с родителями.



Мама забирает ребёнка из детского сада. Они одеваются в раздевалке. Одевшись, мама говорит: «Иди, попрощайся с воспитателем». Ребёнок, заглядывая в группу, говорит до свидания. И мама с ребёнком отправляются домой.

- Как вы думаете, всё ли правильно было сделано со стороны привития ребёнку правил культуры поведения?

- Как бы сами поступили в такой ситуации? (высказывания родителей)

-Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газеты – всё это для ребёнка имеет большое значение. Важен пример взрослых - сотрудников детского сада и родителей. Их приветливость и доброжелательность передаются детям.

Следующий наш урок «Мир эмоций»

 Даже самые чуткие родители не всегда могут понять, что думает и чувствует их ребенок.

Ситуация и слова ребенка

Чувства ребенка

Ваш ответ

  1. (Образец): «Сегодня, когда я выходила из группы  гулять на улицу, мальчишка-хулиган выбил у меня лопатку, и она сломалась.

  2. (Ребенку сделали укол, плачет): «Доктор плохой!»

  3. (Старший сын -  маме): «Ты всегда её защищаешь, говоришь «маленькая, маленькая», а меня никогда не жалеешь».

  4. (Ребенок роняет чашку, та разбивается). «Ой!!! Моя ча-а-шечка!».

  5. Оля маме: «Света сегодня не стала со мной играть, сказала, что у неё новая подружка» ( плачет)

Огорчение, обида.

Ты очень расстроилась, и было очень обидно


Прежде всего, нужно помнить, что кризисы – это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни; Постарайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, тепла, ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него.


Рекомендации

«Как справиться с кризисом семи лет»

  • Прежде всего нужно помнить, что кризисы – это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни;

  • Причина острого протекания кризиса – несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребёнка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обусловлены и нельзя ли дать ребёнку больше свободы и самостоятельности;

  • Измените своё отношение к ребёнку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять;

  • Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребёнком возможные последствия его действий;

  • Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно.

  • Поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели.

Это поможет ему укрепить веру в себя, почувствовать себя сильным и самостоятельным.

  • Отвечайте на вопросы ребенка. Не сравнивайте с другими.

  • Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения. Не демонстрируйте при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком.

  • Соблюдайте культуру диалога. Помните, что ваш малыш в общении во всем подражает вам, и в его поведении вы можете увидеть зеркальное отражение своих привычек и способов общения.

  • Положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения («Я знаю, ты очень старался» «Ты умный мальчик (девочка))

  • Выражайте уверенность в том, что у него все получится («завтра (скоро) у тебя все получится…»)

  • Постарайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, тепла, ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него.

  • Во время занятий рекомендуется делать больше пауз -- музыкальных, физкультурных. Упрекать детей за неуспех не надо, наоборот, надо их чаще хвалить, но за конкретный результат .

  • Используйте в каждый день, тихие беседы перед сном, вечерние разговоры о том, что случилось у ребенка за день.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!