СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Психологические особенности организации педагогического взаимодействия в начальной школе"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются феномены общения и взаимодействия. Представлены психологические основы педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«"Психологические особенности организации педагогического взаимодействия в начальной школе"»

Трифонова Нина Владимировна

обучающаяся ФГБОУ ВО

«Мичуринский государственный

аграрный университет»

Социально-педагогический институт

Направление: 44.03.02

Психолого-педагогическое образование

Профиль: «Психология и педагогика начального образования»


«Психологические особенности организации педагогического взаимодействия в начальной школе»

Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка в младшем школьном возрасте. Новая социальная ситуация и новые правила поведения приводят к тому, что в первый год обучения повышается уровень комфортности детей, что является закономерным следствием вхождения в новую группу. Общение со сверстниками играет важную роль в этом возрасте. Оно не только делает самооценку более адекватной и помогает социализации детей в новых условиях, но и стимулирует их учебу.

В начальных классах у ребенка уже есть стремление занять определенное положение в системе личных взаимоотношений и в структуре коллектива. Дети зачастую тяжело переживают несоответствие между притязаниями в этой области и фактическим состоянием. Система личных отношений в классе складывается у ребенка по мере освоения и школьной действительности. Основу этой системы составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми другими. В проявлении и развитии потребности детей в общении, у учеников начальных классов наблюдаются значительные индивидуальные особенности.

Можно выделить две группы детей в соответствии с этими особенностями. У одних общение с товарищами в основном ограничивается школой. У других общение с товарищами уже занимает немалое место в жизни. Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет труднее. И положение ребенка в структуре личных взаимоотношений со сверстниками также труднее будет исправить.

Одним из явлений межличностных отношений выделяют взаимоотношения - личностно значимое образное, эмоциональное и интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние. Можно с некоторыми оговорками принять такой факт, что человек как личность есть продукт, результат многочисленных остаточных групповых влияний, что почти все в его психологии и поведении складывается и закрепляется под влиянием участия в деятельности различных больших социальных и малых групп.

Положение человека в группе может неоднократно меняться. Одним из существенных видов групп является коллектив - устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной деятельности и сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений. Выделяют 3 этапа формирования учебного коллектива. На первом организационном этапе группа обучающихся не представляет собой коллектив. Организатором жизни и деятельности учебной группы на этом этапе является педагог. Он внимательно изучает каждого члена группы, его характер, особенности личности. В целом первый этап характеризуется социально-психологической адаптацией, то есть активным приспособлением к учебному процессу и усвоением требований, норм, традиций учебного заведения. Второй этап формирования и развития коллектива наступает, когда выявляется неформальный актив, то есть члены группы, пользующиеся авторитетом у большинства членов коллектива. Этот этап характеризуется созданием системы межличностных и деловых отношений между членами коллектива.

Комплексным показателем взаимоотношений в коллективе является его социально-психологический климат - совокупность отношений членов коллектива к условиям и характеру совместной деятельности; к членам коллектива; к руководителю. Для выявления структуры межличностных отношений в группе необходимо выявить, что показатели этих объектов характеризуют структуру межличностных отношений в данной, определенной группе. Межличностные отношения строятся на симпатиях, антипатиях, привлекательности и предпочтительности, а именно, но критериях выбора. Чем важнее для человека намечаемая деятельность, чем более длительное и правильное общение она предполагает, тем сильнее критерий выбора. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно и проходит ряд этапов.

Таким образом, педагогическое взаимодействие в начальной школе является очень важным для развития младшего школьника как личности. На этом этапе требуется максимальное внимание как к ребенку самому, его внутреннему миру, так и к отношению к ребенку. При этом необходимо помнить, что ребенок начинает сталкиваться с новыми жизненными ситуациями и его реакция на них является доминирующей в формировании характера и последующему качеству обучения. Грамотный и индивидуальный подход к ребенку в этот период – залог благоприятного завершения периода адаптации ребенка к школе, успешного обучения и хорошего поведения.

В начальной школе должно произойти знакомство, в первую очередь, и детей, и родителей класса с традициями школы, ее историей, достижениями в обучении и воспитании других обучающихся, какими учителями гордится школа. Для этого родительский коллектив класса с обучающимися и учителем каждую четверть создаёт программу воспитательной работы, принимает совместные решения по всем вопросам организации класса.

Результатами плодотворного интерактивного общения могут служить: текущие и четвертные оценки, участие в работе различных кружков, выступления на олимпиадах, отзывы коллег-учителей об изменении климата в классе и на уроках, уменьшение количества жалоб учителей на нарушение порядка на уроках.

Таким образом, мы пришли к выводу, что интерактивные формы организации взаимодействия педагогов с родителями позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя на собрании принципиально иначе. Роль педагога резко меняется, перестает быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, дает консультации, контролирует время и порядок намеченного плана.

Методология участия и взаимодействия полностью вовлекает в процесс воспитания. Стержнем активных работ с родителями является активное обсуждение, участники которого рассуждают, аргументируют свои доводы, вступают в дискуссию с оппонентами, т.е. соревнуются умы и таланты.

Интерактивные формы организации взаимодействия педагогов с родителями разрушают традиционные стереотипы родительского собрания: оно становится не просто местом, где сообщают оценки и собирают деньги на «классные нужды», а особым пространством, наделенным специфическим смыслом и содержанием. Их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с педагогом.

Применение интерактивных форм организации взаимодействия позволяет значительно усилить воздействие педагога на родителей. Они получают опыт непосредственного проживания и реагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков. Самыми активными формы работы выступают родительские собрания, где родители являются не пассивными слушателями, а активными участниками разговора. На родительском собрании педагог использует такие формы организации диалога, как работа в мини- группах, дискуссии, деловые, ролевые, имитационные игры, обмен ролями и др.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!