СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологические особенности подросткового возраста

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психологические особенности подросткового возраста»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Подростковый возраст — период взросления, постепенный переход от детства ко взрослости. Обратите внимание, подросток — уже не ребёнок (хотя некоторые черты поведения могут быть ещё как у ребёнка), но ещё и не взрослый (он лишь учится быть взрослым).

Задача взрослых — помочь ему успешно повзрослеть.

Подростковый период — время изменения, бурного развития. Происходят качественные изменения и в познавательной деятельности, и в личности, и в межличностных отношениях. У каждого эти изменения происходят в разное время. Некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чём-то отстают от остальных, а в чём-то опережают своих одногодков. Например, девушки развиваются быстрее, чем юноши.

Но и развитие каждого человека происходит неравномерно.

В пределах подросткового периода психологи выделяют младший подростковый возраст — 11–12 лет и старший подростковый возраст — 13–14 лет.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ПЕРОИОДА 11–12 ЛЕТ (ПО А. М. ПРИХОЖАН)

  • Формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания.

  • Формирование широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов.

  • Формирование интереса к другому человеку как личности.

  • Развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа.

  • Развитие и укрепление ощущения взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии.

  • Формирование чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки.

  • Развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания.

  • Развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям.

  • Формирование представлений о происходящих изменениях, связанных со взрослением м и половым созреванием.


ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА

Формирование и развитие теоретического дискурсивного мышления, логической памяти

В 11–12 лет начинается переход от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями, к теоретическому мышлению, от непосредственной памяти к логической. При этом в 11 лет чаще преобладает конкретный тип мышления, но происходит его перестройка, а с 12 лет активно формируется и развивается мышление, основанное на оперировании понятиями, на умении сопоставлять эти понятия и переходить в процессе размышления от одной мысли к другой. Однако эти изменения происходят в разные сроки и имеют индивидуальные различия.

Ощущение взрослости

Подросток постепенно осознаёт, что он уже не ребёнок, что он взрослеет, и хочет, чтобы это признавали те, кто его окружает, особенно взрослые. Ощущение взрослости возникает приблизительно в 11–12 лет и достигает своего пика в 14 лет. Проявляется это в стремлении к самостоятельности, независимости. Подросток стремится к равным правам в отношениях со взрослыми. По мнению А. М. Прихожан, ощущение взрослости является стимулом активности подростка, направленной на переориентацию с «детских» норм на «взрослые», на усвоение ценностей, норм, установок, которые, по мнению подростков, подтверждают представление о них как о взрослых. Важный аспект ощущения взрослости — это стремление делать что-то не «игрушечное», а реально полезное, социально значимое.

Интересно также то, что, с одной стороны, подростки стремятся отстоять свою самостоятельность и независимость от взрослых, с другой — ожидают от них защиты, поддержки и помощи. Дело в том, что для подростков важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание взрослыми данной возможности, равных со взрослыми прав.

Стремление к самопознанию

Подросток в 11–12 лет стремится разобраться в себе, больше о себе узнать, понять себя. В ходе самопознания громадное значение имеет развитие рефлексии — способности к анализу собственных мыслей, чувств, состояний, поступков.

Поиск идеалов, стремление быть похожим на свой идеал

Подростки ищут пример, эталон личности, стиля поведения. Образцы для подражания находят разные: актёры, музыканты, бизнесмены, спортсмены, родственники или знакомые, которые являются для них авторитетом, лидеры подростковых группировок.

Для чего это надо подросткам?

Они учатся быть взрослыми. Для этого им нужны примеры того, как быть взрослым, как добиться успеха и т. д.

В подростковый период активно формируется желаемый «я»-образ. Подросток выстраивает его на основе своих представлений о том, как должно быть в идеале (однако идеалы у всех разные), и того, какой он сейчас. То есть происходит своеобразное соединение идеального и реального «я»-образа.

Переход от ориентации на оценку окружения к ориентации на самооценку

Сначала подросток смотрит на себя как будто извне, сопоставляет себя с другими (взрослыми и сверстниками). Так формируются собственные критерии оценки себя и окружения. Постепенно он начинает оценивать себя, ориентируясь на свой идеальный «я»-образ, то есть на то, каким он хочет и должен быть.

Повышенная чувствительность к оценкам окружения, уязвимость

У многих подростков возникают комплексы неполноценности по поводу их внешности, манеры поведения из-за того, что они не соответствуют тем требованиям, которые сами к себе выдвигают. Поэтому мнение близких на фоне таких переживаний может быть воспринято крайне болезненно. Например, неосторожно сказанное слово может закрепить формирующийся комплекс неполноценности.

Иногда подростки скрывают свои переживания по поводу замечаний взрослых или из-за неудовлетворённости собой. Впрочем, обычно это лишь защитная маска, за которой могут быть скрыты эмоции и страдания. Поэтому взрослым стоит быть осторожными с шутками в адрес подростков. Стремление общаться со сверстниками

Общение со сверстниками занимает основное место в жизни подростка, является ведущей деятельностью для данного периода. В 10– 11 лет он ещё относительно много общается с родителями и вообще со взрослыми, а начиная с 12–13 лет происходит стремительная переориентация на общение со сверстниками. Некоторые родители жалуются, что их сын или дочь может часами болтать по телефону с друзьями «ни о чём» и считает, что это важно, хотя родителям выдавливают лишь пару слов. Общение со сверстниками действительно важно. Так подростки учатся устанавливать и поддерживать контакты, стремиться к успеху в обществе. Кроме того, ровесникам они зачастую доверяют больше, нежели родителям. Родители давят требованиями, читают морали. Такое общение вряд ли может быть приятным.

Отчуждение от взрослых

Подросток стремится автономизироваться от взрослых. Данный процесс активизируется с 12–13 лет. Цель подростка — доказать, что он тоже взрослый и может быть самостоятельным; чтобы его просто «оставили в покое». Кроме того, существует ещё и ощущение собственной территории, собственного пространства, в которые никто не должен вторгаться. Это его внутренний мир, а также его комната, вещи и т. д. Так реализуется стремление к самостоятельности и независимости.

Эмоциональное отчуждение происходит в тех семьях, где родители продолжают вести себя с подростком как с маленьким ребёнком, используют давление, вопреки желанию подростка проявляют чрезмерную заинтересованность к его личным делам.

Стремление добиться признания среди ровесников

Цель иметь компанию друзей, где ценят, а главное — признают успешным, особенно важна для тех, чьи родители не признают новых потребностей своего сына или дочери.

Стремление к группировке

Это стремление общаться в группе сверстников, желание принадлежать к определённой группе. Активно проявляется приблизительно в 12 лет и выходит на пик в 13–15 лет. Причём тенденция к группировке проявляется сильнее у мальчиков, чем у девочек.

Что это даёт подросткам?

  • Реализацию потребности в общении, которая в данном возрасте повышается.

  • Возможность общения в своей среде, где тебя понимают.

  • Общение по интересам.

  • Признание со стороны ровесников.

  • Группа сверстников для подростков — среда, где они чувствуют свою самостоятельность и независимость, где могут это проявить, а иногда и специально демонстрировать с целью самоутверждения.

Группы могут быть благоприятной средой для общения, но может быть и иначе. В некоторых подростковых группировках распространено так называемое групповое давление. В такой группе могут быть свой «устав», свои «законы». Чтобы стать её членом, надо принять эти правила, иногда даже пройти какие-то испытания. Случается, подростки, чтобы вступить в группу, делают вид, что разделяют эти взгляды. Их цель — получить признание в данной группе. Однако возникает иная проблема: в таких группах есть лидеры, требующие от членов группы выполнения определённых действий. Под их влиянием члены группы могут сделать то, что никогда сами бы не стали делать (например, моральное давление, издевательство над другими, групповая кража, употребление алкоголя, наркомания).

Как противодействовать попаданию подростка в такую компанию?

Необходимо формировать у него стремление делать выбор самостоятельно, опираясь на личное мнение, а не танцуя под чью-то дудку. Впрочем, привычку размышлять и ориентироваться на собственное мнение следует воспитывать с детства, ведь она не может сформироваться, если родители решают всё сами, а от ребёнка требуют только подчинения. Подчиняться родителям подростку надоест. Однако привычка останется. Такой подросток найдёт себе нового лидера и будет подчиняться ему. Ведь собственного мнения он не имеет.



СУТЬ ПОДРОСТКОВОГО КРИЗИСА

Подростковый возраст относят к так называемым критическим периодам жизни человека, или периодам возрастных психологических кризисов. В основе кризиса — конфликт между новыми психологическими потребностями, возникающими в данном возрасте, и отсутствием возможности и/или неспособностью их удовлетворить. Данное противоречие и является отправной точкой, побуждением для личностного развития и наработки нового опыта, который поможет в преодолении психологического кризиса и выходе на новый уровень развития личности.

Кризис подросткового возраста проходит три фазы:

І фаза Отрицательная, или предкритическая,— фаза слома старых привычек, стереотипов, распада сформированных ранее структур (ориентировочно в 11–12 лет)

IІ фаза Кульминационная точка кризиса (приблизительно в 13 лет, хотя возможны варианты)

ІII фаза Посткритическая фаза, то есть период формирования новых структур, построения новых отношений и т. д.

ОСНОВНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВОГО КРИЗИСА

Кризис независимости

Наиболее распространён.

Симптомы: своенравие, упрямство, негативизм, своеволие, обесценение взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, которые раньше выполнялись, протест-бунт, ревность к собственности.

Кризис зависимости Симптомы: чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения. Кризис независимости — это рывок вперёд, выход за пределы старых норм, правил, а кризис зависимости — возвращение назад к той своей позиции, системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищённости.

С точки зрения развития, последующей жизненной перспективы более благоприятен первый вариант. Обычно в симптомах кризиса наличествует и та, и другая тенденция. Вопрос в том, какая из них доминирует.

Из-за недостаточной психологической и социальной зрелости подросток, выдвигая родителям и отстаивая перед ними свои новые взгляды, требуя равных прав, стремясь расширить рамки дозволенного, одновременно ждёт от взрослых помощи, поддержки и защиты.

Особенности подросткового возраста (13-15 лет).

Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью, которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».

Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от вспыльчивости до депрессии). Наиболее бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.

Для подростков характерна полярность психики: целеустремленность, настойчивость и импульсивность. Неустойчивость может смениться безразличием, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать, повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе; потребность в общении сменяется желанием уединиться; развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью; романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью; нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но, не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.

Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости. Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к "маленькому". Многое он не делает сам, многое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные с взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). Копируют любые отношения.

Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.

Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, - как трагедию.

Внутренне происходит следующее. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому. Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах.

Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении.

Новообразования не возникают сами по себе, а являются итогом собственного опыта ребенка, полученного в результате активного включения в выполнение самых разных форм общественной деятельности.

В психическом развитии ребенка определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которую он вступает на различных этапах своего развития.

Общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности.

Суть подросткового кризиса составляет свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся: реакция эмансипации (освобождения), реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби).

Реакция эмансипации

Эта реакция представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства старших – родных, учителей, представителей старшего поколения. Реакция может распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Чрезмерный контроль над поведением, наказание путем лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют подростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из школы и из дома, бродяжничество. Процесс этот является сложным и многомерным. Эмансипация может быть эмоциональной, показывающей насколько значим для юноши эмоциональный контакт с родителями по сравнению с привязанностью к другим людям (дружбой, любовью). Поведенческой, проявляющейся в том, насколько жестко родители регулируют поведение сына или дочери, или нормативной, показывающей, ориентируется ли подросток на те же, что и его родители, нормы и ценности, или на какие-то другие. Каждый из этих аспектов эмансипации имеет собственную логику.

Реакция группирования со сверстниками.

Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатываются самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых.

Реакция увлечения (хобби)

Для подросткового возраста увлечения составляют весьма характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков. Знание подростковых увлечений помогает лучше понять внутренний мир и переживания подростков, улучшает взаимопонимание между подростками и взрослыми.

Подростковый кризис – пик переходного периода от детства к взрослости. Следует сказать, что бывают случаи бескризисного развития ребенка. Чаще всего это происходит тогда, когда взрослые чутко относятся к потребностям детей и при первых признаках изменения их потребностей перестраивают свои отношения с ними таким образом, чтобы те могли удовлетворить свои новые потребности. Иногда же бескризисное развитие является лишь кажущимся, поскольку кризис может проходить в сглаженной форме, а также в силу тех или иных причин смещается во времени. Кризисный характер перехода от одного возрастного периода к другому периоду его развития показывает, что у ребенка появились новые потребности, удовлетворение которых серьезно затруднено.

Психологи выделили четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей.

1. Борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание. Родители то и дело отрываются от своих дел, делают замечания.

2. Борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской опеки. Детям особенно трудно, когда родители общаются с ними, в основном, в форме замечаний, опасений, указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством, действиями наперекор. Смысл такого поведения отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность. Не важно, что его решение подчас не очень удачное, даже ошибочное.

3. Желание отомстить. Дети часто обижаются на родителей. Например: родители более внимательны к младшему; мать разошлась с отцом; в доме появился отчим; родители постоянно ссорятся... Много единичных поводов: резкое замечание, несправедливое наказание. В глубине души ребенок переживает, а на поверхности - протесты, непослушание, неуспеваемость в школе. Смысл плохого поведения: "Вы сделали мне плохо, пусть и вам будет тоже плохо!"

4. Потеря веры в собственный успех. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, ребенок теряет уверенность в себе, у него складывается низкая самооценка. Он может

прийти к выводу: "Нечего стараться, все равно ничего не получится". При этом внешним поведением он показывает, что ему "все равно", "и пусть плохой", "и буду плохой".

Для устранения серьезных нарушений поведения необходимо выявить истинную причину непослушания и плохого поведения ребенка.


Рекомендации психолога по общению с подростками:

  1. Уметь выслушивать подростка.

  2. Незаметно вторгаться в круг его неформальных отношений, постараться изолировать его от лидера группы.

  3. Обеспечить возможность занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей).

  4. Проявлять и подтверждать свое доверие к подростку, доверив ответственное поручение или выступление от лица коллектива.

  5. Дать возможность самому подростку шефствовать над младшими с такой же судьбой.

  6. Знать состояние здоровья ребенка, замечать признаки утомляемости.

  7. На проступок надо реагировать мерой наказания, но наказание должно завершать конфликт, а не создавать его.

  8. Общение с подростком должно носить успокаивающий характер.

  9. Подход к анализу поведения подростков не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.

  10. Формировать нормативность поведения через пример отношения родителей к подростку и друг к другу.

  11. Построение учебной деятельности на уроках должно отражать учет индивидуальных отличий, что поможет снизить напряженность учащихся, испытывающих неудовлетворенность по поводу учебных затруднений.

  12. Учебная деятельность должна способствовать развитию умений думать абстрактно и гипотетически, должна соответствовать постоянно меняющимся потребностям подростков.

  13. Во взаимодействии необходимо избегать чрезмерного физического и психологического давления на подростков.

  14. Способствовать пониманию и принятию подростками физических изменений.

  15. В повседневной жизни пропагандировать ценность физического здоровья, занятий спорта, правильного питания, необходимости соблюдения личной гигиены.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!