Психологический аспект преемственности детского сада и школы в рамках ФГОС НОО
Выступление на практико- ориентированном семинаре
по вопросам преемственности
Педагог-психолог Орлова Н.Т. 16 ноября 2018г
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Доктор психологических наук Леонид Абрамович Венгер
Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы
Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться
Успехи в школьном обучении во многом зависят от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, сформированных в дошкольном детстве.
Однако, на современном этапе развития образования преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению.
Учителя должны быть знакомы с формами и методами работы в ДОУ по новым стандартам, чтобы осуществилось поэтапное образование в школе.
Появились приоритетные задачи преемственности детского сада и школы:
- Развитие любознательности.
- Развитие способности самостоятельно решать творческие задачи.
- Формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребенка.
- Развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).
Коммуникативная способность формируется в общении посредством речи
через все виды деятельности в ДОУ
Речь
деятельность
двигательная
игровая
трудовая
продуктивная
познавательно-
коммуникативная
исследовательская
чтение художественной
музыкально-художественная
литературы
1.В общении со взрослым
2.Общение со сверстниками –
показатель сформированности
ребенок научается говорить
коммуникативной способности
Новые общие цели психолого-педагогического сопровождения ФГТ и ФГОС:
1.Создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
3.Создание благоприятных условий в детском саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности и творчества каждого ребенка.
2.Обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все зависит от того, насколько ребенок был психологически подготовлен к школе.
Что такое психологическая готовность?
- Психологическая готовность - это такое состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками
Психологическая готовность по новым стандартам включает в себя:
1.Личностно-социальную готовность.
2.Интеллектуальную готовность.
3.Мотивационную готовность.
4.Эмоционально - волевую готовность.
Очень важное место в плане развития детей дошкольного возраста занимает специально организованная рефлексия того, что с ними произошло. Это может быть общий разговор, игра в то, как мы веселились на празднике, рисунок, отражающий впечатления, планирование следующего праздника, в котором хочется использовать наиболее понравившееся моменты и т.п.
В процессе дошкольного образования ребенок должен научиться управлять своими эмоциями. У него должно возникнуть «обобщение переживания» и «интеллектуализация аффекта» (Л.С. Выготский), или «предвосхищающие эмоции» (А.В. Запорожец). Можно сказать, что это является основной психолого-педагогической целью и одновременно итоговым результатом в работе всей системы дошкольного образования и, соответственно, целевой направленностью образовательных стандартов, на которых эта система строится. В данной логике можно выделить три условия, при которых эта цель может быть достигнута:
- Семья.
- Особенности обучения детей дошкольного возраста ( спонтанный и реактивный способы).
- Игровая форма обучения.
Спонтанный способ, когда человек учится по собственной программе, и реактивный, когда он способен учиться по программе другого. Ребенок дошкольного возраста учится (в психологическом смысле этого слова) спонтанно. Психологический смысл процесса обучения раскрыт в принципе взаимосвязи обучения и развития, предложенном Л.С.Выготским. Дошкольник развивается в процессе обучения, если оно строится по его собственной программе. Реактивный, если по программе другого, но развитие замедляется. Приобретает репродуктивный способ обучения.
Недостаточная психологическая готовность чаще всего возникает по следующим причинам:
Решение проблемы:
- при поступлении ребёнка в школу воспитателю и учителю необходимо рассмотреть заполненную индивидуальную карту на каждого ребёнка , чтобы спланировать совместно с воспитателем, родителями работу по адаптации ребёнка в школе. Цель: раннее выявление проблем ребёнка.
- Задача: создать условия для успешного формирования УУД,
Форма работы : совместные педконсилиумы и консультации.
1.В дошкольном детстве ребенок мало играл и общался со сверстниками;
2. Имел маленький запас знаний об окружающем мире, не был заинтересованным и любопытным;
3.Был тревожным и имел низкую самооценку;
4. Присутствовали логопедические проблемы, которые не удалось решить к началу школьного обучения;
5. Не любил игры и занятия, требующие сосредоточенности и умения доводить дело до конца.
Целевые ориентиры дошкольного образования
по преемственности в рамках развития УУД
Инициативность и самостоятельность
Уверенность в своих силах
Положительное отношение к себе и другим
Развитость воображения, фантазии, творчества
Умение подчиняться социальным нормам
Развитость крупной и мелкой моторики
Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности
Проявление любознательности
культура общения в группе и со взрослыми
Вывод:
- Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построения новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Спасибо за внимание!