СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологический климат в 5 классе

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологический климат в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Психологический климат в 5 классе»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В 5 В КЛАССЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В 5 В КЛАССЕ

Методики  Оценка психологического климата в классе Л.Н. Лутошкин Цель: исследование психологического климата в классе на эмоциональном уровне. Результаты

Методики

  • Оценка психологического климата в классе Л.Н. Лутошкин

Цель: исследование психологического климата в классе на эмоциональном уровне.

Результаты

2. Анкета « Мой класс»

2. Анкета « Мой класс»

Тест для родителей «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?»   Если согласны с утверждением, то поставьте  “+”  Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-”

Тест для родителей

«Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?»

Если согласны с утверждением, то поставьте “+”

Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-”

1. Моему ребенку нравится учиться в школе. 2. Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу, класс. 3. Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома. 4. К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью. 5. В классе у него много друзей. 6. Ему мало нравятся учителя в школе. 7. Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах. 8. Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине). 9. Мой ребенок редко делает уроки без напоминания. 10. Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.

1. Моему ребенку нравится учиться в школе.

2. Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу, класс.

3. Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.

4. К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.

5. В классе у него много друзей.

6. Ему мало нравятся учителя в школе.

7. Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах.

8. Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).

9. Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.

10. Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.

Подсчитайте количество совпадений:   1 “+”, 2 “+”, 3 “-”, 4 “-”, 5 “-”, 6 “-”, 7“-”, 8 “+”, 9 “-”, 10 “+”.

Подсчитайте количество совпадений:

1 “+”, 2 “+”, 3 “-”, 4 “-”, 5 “-”, 6 “-”, 7“-”, 8 “+”, 9 “-”, 10 “+”.

8-10 баллов  - У вашего ребенка хорошее  отношение к школе и скорее всего у него в  ближайшее время не возникнет проблем. 6-7 баллов  - В школе дела обстоят неплохо. 4-5 баллов  - Будьте внимательны! В школьной  жизни что-то неблагополучно. 1-3 балла  - Ребенку крайне необходима ваша  помощь и внимание. У него негативное отношение к  школе, связанное с конфликтами, снижением  успеваемости.

8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее

отношение к школе и скорее всего у него в

ближайшее время не возникнет проблем.

6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо.

4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной

жизни что-то неблагополучно.

1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша

помощь и внимание. У него негативное отношение к

школе, связанное с конфликтами, снижением

успеваемости.

 Тест « Стили родительского поведения» Из четырех вариантов ответа выберите самый предпочтительный для вас.   1) Чем, по вашему мнению, в большей  мере определяется характер человека  - наследственностью или  воспитанием?  А. Преимущественно воспитанием.  Б. Сочетанием врожденных задатков и  условий среды.  В. Главным образом врожденными  задатками.  Г. Ни тем, ни другим, а  жизненным опытом.

Тест « Стили родительского поведения»

Из четырех вариантов ответа выберите самый предпочтительный для вас.

1) Чем, по вашему мнению, в большей

мере определяется характер человека

- наследственностью или

воспитанием? А. Преимущественно воспитанием. Б. Сочетанием врожденных задатков и

условий среды. В. Главным образом врожденными

задатками. Г. Ни тем, ни другим, а

жизненным опытом.

2) Как вы относитесь к мысли, что дети  воспитывают своих родителей?  А. Это игра слов, софизм, имеющий мало  отношения к действительности.  Б. Абсолютно с этим согласен.  В. Готов с этим согласиться при условии,  что нельзя забывать и о традиционной  роли родителей как воспитателей  своих детей.  Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об  этом.

2) Как вы относитесь к мысли, что дети

воспитывают своих родителей? А. Это игра слов, софизм, имеющий мало

отношения к действительности. Б. Абсолютно с этим согласен. В. Готов с этим согласиться при условии,

что нельзя забывать и о традиционной

роли родителей как воспитателей

своих детей. Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об

этом.

3) Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?  А. Если вам нечего сказать ребенку,  скажите ему, чтобы он пошел умыться  (Эдгар Шоу).  Б. Цель воспитания - научить детей обходиться  без нас  (Эрнст Легуве).  В. Детям нужны не поучения, а примеры  (Жозеф Жубер).  Г. Научи сына послушанию, тогда  сможешь научить и всему  остальному (Томас Фуллер)

3) Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам нечего сказать ребенку,

скажите ему, чтобы он пошел умыться

(Эдгар Шоу). Б. Цель воспитания - научить детей обходиться

без нас

(Эрнст Легуве). В. Детям нужны не поучения, а примеры

(Жозеф Жубер). Г. Научи сына послушанию, тогда

сможешь научить и всему

остальному (Томас Фуллер)

4) Считаете ли вы, что родители должны просвещать  детей в вопросах пола?  А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь  научит.  Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме  удовлетворять возникающий у детей интерес к  этим вопросам.  В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо  будет завести разговор и об этом. А в школьном  возрасте главное - позаботиться о том, чтобы  оградить их от проявления безнравственности.  Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать  родители.

4) Считаете ли вы, что родители должны просвещать

детей в вопросах пола? А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь

научит. Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме

удовлетворять возникающий у детей интерес к

этим вопросам. В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо

будет завести разговор и об этом. А в школьном

возрасте главное - позаботиться о том, чтобы

оградить их от проявления безнравственности. Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать

родители.

5) Следует ли родителям давать ребенку  деньги на карманные расходы?  А. Если попросит, можно и дать.  Б. Лучше всего регулярно давать определен-  ную сумму на конкретные цели и  контролировать расходы.  В. Целесообразно выдавать некоторую сумму  на определенный срок (на неделю, на  месяц), чтобы ребенок сам учился  планировать свои расходы.  Г. Когда есть возможность, можно иной раз  дать ему какую-то сумму.

5) Следует ли родителям давать ребенку

деньги на карманные расходы? А. Если попросит, можно и дать. Б. Лучше всего регулярно давать определен-

ную сумму на конкретные цели и

контролировать расходы. В. Целесообразно выдавать некоторую сумму

на определенный срок (на неделю, на

месяц), чтобы ребенок сам учился

планировать свои расходы. Г. Когда есть возможность, можно иной раз

дать ему какую-то сумму.

6) Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?  А. Огорчусь, постараюсь  утешить ребенка.  Б. Отправлюсь выяснить  отношения с родителями  обидчика.  В. Дети сами лучше разберутся  в своих отношениях, тем  более что их обиды недолги.  Г. Посоветую ребенку, как ему  лучше вести себя в таких  ситуациях.

6) Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник? А. Огорчусь, постараюсь

утешить ребенка. Б. Отправлюсь выяснить

отношения с родителями

обидчика. В. Дети сами лучше разберутся

в своих отношениях, тем

более что их обиды недолги. Г. Посоветую ребенку, как ему

лучше вести себя в таких

ситуациях.

7) Как вы отнесетесь  к сквернословию ребенка?  А. Постараюсь довести до его понимания, что  в нашей семье, да и вообще среди  порядочных людей, это не принято.  Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше!  Наказание тут необходимо, а от общения с  невоспитанными сверстниками ребенка впредь  надо оградить.  В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо  придавать этому значения, пока это не выходит за  разумные пределы.  Г. Ребенок в праве выражать свои чувства, даже тем  способом, который нам не по душе.

7) Как вы отнесетесь

к сквернословию ребенка? А. Постараюсь довести до его понимания, что

в нашей семье, да и вообще среди

порядочных людей, это не принято. Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше!

Наказание тут необходимо, а от общения с

невоспитанными сверстниками ребенка впредь

надо оградить. В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо

придавать этому значения, пока это не выходит за

разумные пределы. Г. Ребенок в праве выражать свои чувства, даже тем

способом, который нам не по душе.

8) Подросток хочет провести выходные у подруги (у  друга), где соберется компания сверстников в  отсутствие родителей. Отпустили бы вы его?  А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не  доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться,  пускай делают это под надзором старших.  Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных  и надежных ребят.  В. Она вполне разумный человек, чтобы самой  принять решение. Хотя, конечно в ее отсутствие  буду немного беспокоиться.  Г. Не вижу причины запрещать.

8) Подросток хочет провести выходные у подруги (у

друга), где соберется компания сверстников в

отсутствие родителей. Отпустили бы вы его? А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не

доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться,

пускай делают это под надзором старших. Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных

и надежных ребят. В. Она вполне разумный человек, чтобы самой

принять решение. Хотя, конечно в ее отсутствие

буду немного беспокоиться. Г. Не вижу причины запрещать.

9) Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам лгал?   А. Постараюсь вывести его на чистую воду  и пристыдить. Б. Если повод не слишком серьезный, не  стану придавать значения. В. Расстроюсь. Г. Попробую разобраться, что его побудило  солгать.

9) Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам лгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду

и пристыдить.

Б. Если повод не слишком серьезный, не

стану придавать значения.

В. Расстроюсь.

Г. Попробую разобраться, что его побудило

солгать.

10) Считаете ли вы, что подаете своему ребенку достойный пример?   А . Безусловно.   Б. Стараюсь.   В. Надеюсь.   Г. Не знаю

10) Считаете ли вы, что подаете своему ребенку достойный пример?

А . Безусловно. Б. Стараюсь. В. Надеюсь. Г. Не знаю

Обработка результатов

Обработка результатов

Авторитетный Родители в семье являются лидерами, поскольку обладают авторитетом. Между старшими и младшими развиваются теплые эмоциональные отношения, над детьми установлен четкий контроль. Главной заботой становится воспитание самобытной личности. Отсутствуют разговоры на повышенных тонах, физические наказания, действия воспитателей логичны, последовательны, ответственны. Члены семьи стараются договориться между собой. Родители, действующие в этом ключе: относятся к ребенку активно, доброжелательно; адекватно оценивают его победы, неудачи, знают о возможностях; глубоко понимают цели, мотивы поступков; предполагают дальнейший путь развития чада. Плюсом для детей, воспитывающихся в этом стиле является: способность к самоконтролю, трезвая самооценка; самостоятельность, ответственность за свои действия; проявления инициативы, активность; адаптивность и доброжелательные отношения со сверстниками; наличие собственного мнения, уважение к чужому.

Авторитетный

  • Родители в семье являются лидерами, поскольку обладают авторитетом. Между старшими и младшими развиваются теплые эмоциональные отношения, над детьми установлен четкий контроль. Главной заботой становится воспитание самобытной личности. Отсутствуют разговоры на повышенных тонах, физические наказания, действия воспитателей логичны, последовательны, ответственны. Члены семьи стараются договориться между собой.

Родители, действующие в этом ключе:

  • относятся к ребенку активно, доброжелательно;
  • адекватно оценивают его победы, неудачи, знают о возможностях;
  • глубоко понимают цели, мотивы поступков;
  • предполагают дальнейший путь развития чада.

Плюсом для детей, воспитывающихся в этом стиле является:

  • способность к самоконтролю, трезвая самооценка;
  • самостоятельность, ответственность за свои действия;
  • проявления инициативы, активность;
  • адаптивность и доброжелательные отношения со сверстниками;
  • наличие собственного мнения, уважение к чужому.

Авторитарный   Взрослые считают, что они всегда правы. Личное мнение младших их не интересует. Ребенка тотально контролируют и подавляют силой, все решают за него, без его участия. Дети в такой семье не имеют личного пространства, их инициатива подавляется, компромисса в случае конфликта никто не ищет, главенствуют запреты и запугивания. При неудачах следует жесткое наказание, от продолжателя рода требуются только высокие достижения. Минусы такого стиля проявляются уже в подростковом возрасте. Родительский авторитет падает, количество конфликтов возрастает, самые строгие средства воздействия утрачивают силу. Характер детей, воспитанных такой семьей, может развиваться в двух направлениях: - Личность не имеет четкой жизненной позиции, собственного достоинства. Желания и устремления отсутствуют, решения безответственны. - Появляются признаки деспотичности: циничное отношение к другим людям, ненависть и хамство по отношению к членам семьи, агрессивность.

Авторитарный

Взрослые считают, что они всегда правы. Личное мнение младших их не интересует. Ребенка тотально контролируют и подавляют силой, все решают за него, без его участия. Дети в такой семье не имеют личного пространства, их инициатива подавляется, компромисса в случае конфликта никто не ищет, главенствуют запреты и запугивания. При неудачах следует жесткое наказание, от продолжателя рода требуются только высокие достижения.

Минусы такого стиля проявляются уже в подростковом возрасте. Родительский авторитет падает, количество конфликтов возрастает, самые строгие средства воздействия утрачивают силу. Характер детей, воспитанных такой семьей, может развиваться в двух направлениях:

- Личность не имеет четкой жизненной позиции, собственного достоинства. Желания и устремления отсутствуют, решения безответственны.

- Появляются признаки деспотичности: циничное отношение к другим людям, ненависть и хамство по отношению к членам семьи, агрессивность.

Индифферентный Характерной чертой взаимоотношений является отсутствие теплоты, ребенком пренебрегают, что очень скоро сказывается на его психическом состоянии. В индифферентной семье дети растут замкнутыми, недоверчивыми, они ведут себя отчужденно по отношению к товарищам, у них повышен порог тревожности. Подростки безответственны, импульсивны, часто попадают в асоциальные группы. Формирование личности может сложиться правильно, если ребенок попадает в благоприятную среду вне семьи. У него появляется возможность развивать свои творческие задатки, стать сильным, активным.

Индифферентный

  • Характерной чертой взаимоотношений является отсутствие теплоты, ребенком пренебрегают, что очень скоро сказывается на его психическом состоянии. В индифферентной семье дети растут замкнутыми, недоверчивыми, они ведут себя отчужденно по отношению к товарищам, у них повышен порог тревожности. Подростки безответственны, импульсивны, часто попадают в асоциальные группы.
  • Формирование личности может сложиться правильно, если ребенок попадает в благоприятную среду вне семьи. У него появляется возможность развивать свои творческие задатки, стать сильным, активным.

Либеральный С любимого детища снимаются всякие ограничения. Родительское невмешательство в воспитание, дарование полной «свободы» приводят к развитию у индивида:  - Полной безучастности, неумения строить близкие отношения, душевной черствости, неспособности о ком-либо заботиться.  - Молодой человек «теряет берега» от вседозволенности, не держит слово, врет. Хамство, вороватость и распущенность не считаются ущербным качеством.

Либеральный

  • С любимого детища снимаются всякие ограничения. Родительское невмешательство в воспитание, дарование полной «свободы» приводят к развитию у индивида:

- Полной безучастности, неумения строить близкие отношения, душевной черствости, неспособности о ком-либо заботиться.

- Молодой человек «теряет берега» от вседозволенности, не держит слово, врет. Хамство, вороватость и распущенность не считаются ущербным качеством.

Несколько советов  «Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки» Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос. - Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет. Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было плохих отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов. - Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня. - Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.

Несколько советов «Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки»

Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос.

- Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.

  • Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было плохих отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.

- Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.

- Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.

Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда уже поздно исправлять оценки. Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не выносите поспешных приговоров. Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с проблемной ситуацией. Помните, моральные нормы в ребенке закладывает не столько школа, сколько семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) – плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детстве. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка. После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны. Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий –  10 минут перерыв.
  • Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда уже поздно исправлять оценки.
  • Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не выносите поспешных приговоров. Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с проблемной ситуацией. Помните, моральные нормы в ребенке закладывает не столько школа, сколько семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) – плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детстве.
  • Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.
  • После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.
  • Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий –

10 минут перерыв.

Обнимайтесь!  Не менее четырех, а лучше восьми раз в день. В проявлениях родительской ласки

Обнимайтесь!

Не менее четырех, а лучше восьми раз в день. В проявлениях родительской ласки "взрослые" подростки нуждаются порой отчаяннее, чем крохотные карапузы.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!