СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Психологический климат в педагогическом коллективе. Особенности межличностного общения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к психологическому семинару для педагогов ДОУ "Психологический климат в педагогическом коллективе. Особенности межличностного общения".

Просмотр содержимого документа
«"Психологический климат в педагогическом коллективе. Особенности межличностного общения"»

МАДОУ д/с «Радуга»    Тема «Психологический климат в педагогическом коллективе. Особенности межличностного общения»    р.п. Бутурлино 2016 г.

МАДОУ д/с «Радуга»

Тема «Психологический климат в педагогическом коллективе. Особенности межличностного общения»

р.п. Бутурлино

2016 г.

 Понятия
  • Понятия "психологический климат", "социально-психологический климат" или "микроклимат" — эти понятия скорее метафорические, чем строго научные. По аналогии с климатом географическим, благоприятный социально-психологический климат означает, что человеку в коллективе с таким климатом более уютно, тепло, комфортно, здесь он может проявить себя, "расцвести" в личностном и профессиональном отношении
Социально-психологический климат представляет собой систему эмоционально-психологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения.  Исходя из такого понимания социально-психологического климата, можно назвать его основные функции. Консолидирующая  функция  социально-психологического климата в педагогическом коллективе заключается в сплочении его членов, в объединении коллективных усилий на решение учебно-воспитательных задач.
  • Социально-психологический климат представляет собой систему эмоционально-психологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения.
  • Исходя из такого понимания социально-психологического климата, можно назвать его основные функции. Консолидирующая функция социально-психологического климата в педагогическом коллективе заключается в сплочении его членов, в объединении коллективных усилий на решение учебно-воспитательных задач.
Стимулирующая функция состоит в создании
  • Стимулирующая функция состоит в создании "эмоциональных потенциалов" коллектива (А.Н.Лутошкин), его жизненной энергии, которая затем реализуется в педагогической деятельности.
  • Стабилизирующая функция обеспечивает устойчивость внутриколлективных отношений, создает необходимые предпосылки для успешного вхождения в коллектив новых педагогов.
  • Регулирующая функция проявляется в утверждении норм взаимоотношений, прогрессивно-этической оценке поведения членов коллектива.
 В психологии предприняты попытки выделения основных показателей положительного социально-психологического климата (Е.С.Кузьмин, А.Г.Ковалев и др.): удовлетворенность членов коллектива своим пребыванием в коллективе, процессом и результатами труда; признание авторитета руководителей, совмещающих признаки формальных и неформальных лидеров; мажорное, жизнеутверждающее настроение в коллективе; высокая степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении коллективом; сплоченность членов коллектива; практическое отсутствие текучести кадров; организованность членов коллектива; сознательная дисциплина; продуктивность работы.

В психологии предприняты попытки выделения основных показателей положительного социально-психологического климата (Е.С.Кузьмин, А.Г.Ковалев и др.):

  • удовлетворенность членов коллектива своим пребыванием в коллективе, процессом и результатами труда;
  • признание авторитета руководителей, совмещающих признаки формальных и неформальных лидеров;
  • мажорное, жизнеутверждающее настроение в коллективе;
  • высокая степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении коллективом;
  • сплоченность членов коллектива;
  • практическое отсутствие текучести кадров;
  • организованность членов коллектива;
  • сознательная дисциплина;
  • продуктивность работы.
 Признаки негативного психологического климата коллектива : негативное эмоциональное самочувствие членов коллектива, высокий уровень личностной тревожности и невратичности; высокая конфликтность; низкий уровень эмпатии; неадекватность самооценки и уровня притязаний; несформированность структуры коллектива, наличие группировок полярной направленности, наличие аусайдеров; неадекватность стиля управления, непопулярность руководителей; отсутствие ценностно-ориентационного единства.

Признаки негативного психологического климата коллектива :

  • негативное эмоциональное самочувствие членов коллектива, высокий уровень личностной тревожности и невратичности;
  • высокая конфликтность;
  • низкий уровень эмпатии;
  • неадекватность самооценки и уровня притязаний;
  • несформированность структуры коллектива, наличие группировок полярной направленности, наличие аусайдеров;
  • неадекватность стиля управления, непопулярность руководителей;
  • отсутствие ценностно-ориентационного единства.
 Показатели эмоционального благополучия личности в коллективе : удовлетворённость личности деятельностью; удовлетворённость взаимоотношениями с членами коллектива; удовлетворённость стилем руководства; защищённость личности в данном коллективе; внутреннее спокойствие и уверенность.

Показатели эмоционального благополучия личности в коллективе :

  • удовлетворённость личности деятельностью;
  • удовлетворённость взаимоотношениями с членами коллектива;
  • удовлетворённость стилем руководства;
  • защищённость личности в данном коллективе;
  • внутреннее спокойствие и уверенность.
В педагогическом коллективе, где сотрудничество, взаимопомощь, поддержка и уважение должны являться нормой взаимоотношений , опытный или начинающий педагог испытывают радость от совместного труда, желание находиться в таком окружении.  Там же, где царят равнодушие, формализм или давление, член коллектива ощущает эмоциональную подавленность, отчужденность, а может быть, испытывает и стрессовые состояния, что ведет к снижению результатов профессиональной деятельности, к возникновению конфликтных ситуаций, к переходу в другой коллектив.
  • В педагогическом коллективе, где сотрудничество, взаимопомощь, поддержка и уважение должны являться нормой взаимоотношений , опытный или начинающий педагог испытывают радость от совместного труда, желание находиться в таком окружении.
  • Там же, где царят равнодушие, формализм или давление, член коллектива ощущает эмоциональную подавленность, отчужденность, а может быть, испытывает и стрессовые состояния, что ведет к снижению результатов профессиональной деятельности, к возникновению конфликтных ситуаций, к переходу в другой коллектив.
 Каждый педагогический коллектив переживает периоды становления, функционирования и развития. В период становления большую роль играет создание модели будущего коллектива, подбор и расстановка кадров.  Условия становления коллектива: Идейное единство – общность ценностей, целей. Интеллектуальное единство – развитие конструктивного, рефлексивного мышления. Организационное единство – рациональное распределение ролей и функций. Волевое единство – совместные усилия на решение поставленных задач.

Каждый педагогический коллектив переживает периоды становления, функционирования и развития. В период становления большую роль играет создание модели будущего коллектива, подбор и расстановка кадров. Условия становления коллектива:

  • Идейное единство – общность ценностей, целей.
  • Интеллектуальное единство – развитие конструктивного, рефлексивного мышления.
  • Организационное единство – рациональное распределение ролей и функций.
  • Волевое единство – совместные усилия на решение поставленных задач.
Женские коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликтны, чем те коллективы, в которых в значительной степени представлены мужчины. В то же время женщины по своей природе более предрасположены к воспитательной деятельности, более гибки в выборе приемов и способов педагогического воздействия. Еще одна особенность педагогического коллектива заключается в том, что его психологическая атмосфера, межличностные отношения, стиль управления и деятельности обязательно проецируются на детский коллектив.
  • Женские коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликтны, чем те коллективы, в которых в значительной степени представлены мужчины. В то же время женщины по своей природе более предрасположены к воспитательной деятельности, более гибки в выборе приемов и способов педагогического воздействия.
  • Еще одна особенность педагогического коллектива заключается в том, что его психологическая атмосфера, межличностные отношения, стиль управления и деятельности обязательно проецируются на детский коллектив.
Система межличностных отношений определяет характер переживаний личности, особенности ее восприятия, поведенческих реакций и др. Позитивный или негативный опыт межличностных отношений человека с другими людьми формирует его систему внутренних отношений. Межличностные отношения являются основой профессионального развития личности педагога, процесса самопроектирования личности. Л.М. Митина выделяет три стадии процесса самопроектирования личности педагога: стадию самоопределения, стадию самовыражения, стадию самореализации.
  • Система межличностных отношений определяет характер переживаний личности, особенности ее восприятия, поведенческих реакций и др. Позитивный или негативный опыт межличностных отношений человека с другими людьми формирует его систему внутренних отношений.
  • Межличностные отношения являются основой профессионального развития личности педагога, процесса самопроектирования личности. Л.М. Митина выделяет три стадии процесса самопроектирования личности педагога: стадию самоопределения, стадию самовыражения, стадию самореализации.
Сущностью культуры межличностных отношений  в педагогическом коллективе является ориентация на моральное согласие всех ее членов, приоритеты социальной ответственности, общность целей-ценностей всех участников образовательного процесса. Межличностные отношения влияют на результат педагогической деятельности коллектива в целом и на личность самих педагогов в частности, на развитие профессионально значимых качеств. Исходя из этого, культура межличностных отношений рассматривается как совокупность материальных, духовных, интеллектуальных и эмоциональных качеств личности, необходимых для успешного взаимодействия и регулирования своего поведения на основе нравственных норм и правил общения.
  • Сущностью культуры межличностных отношений в педагогическом коллективе является ориентация на моральное согласие всех ее членов, приоритеты социальной ответственности, общность целей-ценностей всех участников образовательного процесса. Межличностные отношения влияют на результат педагогической деятельности коллектива в целом и на личность самих педагогов в частности, на развитие профессионально значимых качеств.
  • Исходя из этого, культура межличностных отношений рассматривается как совокупность материальных, духовных, интеллектуальных и эмоциональных качеств личности, необходимых для успешного взаимодействия и регулирования своего поведения на основе нравственных норм и правил общения.
Изменения в социально-экономической жизни современного общества не могли не повлечь за собой и изменения в сфере межличностных отношений людей. Возникновение и активное формирование принципиально новых связей и взаимоотношений между людьми выдвигает проблему культуры межличностных отношений на первое место.
  • Изменения в социально-экономической жизни современного общества не могли не повлечь за собой и изменения в сфере межличностных отношений людей. Возникновение и активное формирование принципиально новых связей и взаимоотношений между людьми выдвигает проблему культуры межличностных отношений на первое место.
Спасибо за внимание!!!
  • Спасибо за внимание!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!