Педагогический совет: «Психологический комфорт на индивидуальных и подгрупповых занятиях как важное условие развития личности ребёнка с ООП В условиях КППК».
Март 2018 года
Подготовила: Воспитатель Полякова Т. В.
Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе воспитателя с детьми с особыми образовательными потребностями. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.
Климат в группе кратковременного пребывания в условиях КППК складывается из совокупности социально-психологических отношений детей, их социальных ролей, симпатий и антипатий, ценностных ориентации, умения сопрягать личные интересы с интересами других детей. Общей характеристикой психологического климата является духовная атмосфера, обеспечивающая сопричастность всех дошкольников.
Формы обращения воспитателя к дошкольникам
1) Деловая форма обращения (приглашение к деловым отношениям): “Займемся, ребята, делом, общим для всех и очень нужным для каждого, а сначала договоримся, как будем работать, хорошо?”, “Кто может предложить другое?”.
2) Личностно-доверительное обращение: “Я уверена, что вы это для меня сделаете, ведь это вам совсем не трудно”; “Ты мог бы помочь мне во многом, и я тебе буду благодарна, если исполнишь мою просьбу” и т.п. Особенно такая форма обращения полезна в общении с детьми младшего школьного возраста, когда у них выражена потребность сотрудничать с взрослыми на равных, а при таком обращении подчеркивается их взрослость, так как к ним обращаются за помощью.
3) Эмоционально-личностное обращение: “У меня ребята был сегодня тяжелый день, и вы устали – побережем друг друга”. Тогда на занятии займемся интересным делом.”Таким путем устанавливается взаимное понимание, бережное отношение друг к другу, а дети постигают разные формы обращения к другому человеку. Главное здесь – зафиксировать общие переживания всей подгруппы и показать, что присоединяешься к ним. То же возможно и по отношению на индивидуальных занятий.
Этическое благородное поведение или позиция сотрудничества, заключающееся в бескорыстной помощи, открытости и радости за другого. Посредством этой операции на занятиях привносятся высоконравственные отношения взаимопомощи, взаимовыручки, самопожертвования ради товарища.
Предупреждение возможных неудач в процессе и результате работы. Таким образом, удается снять страх предстоящей деятельности и направить внимание детей к наиболее важным и значимым этапам организуемого дела.
Применение аудиовизуального художественного ряда, создаваемого использованием музыкальных фрагментов и демонстрацией слайдов. Это благоприятно влияет на самочувствие детей, раскрепощает и возвышает их. Испытываемый в это время комфорт снимает тревожность, рождает уверенность и высвечивает личностные достоинства.
Привнесение элемента новизны за счет использования разнообразных средств. Новизна отвлекает от трудностей, разрушая прежние укоренившиеся стереотипы восприятия и отношения к делу и людям, захватывает своей необычностью, увлекает и снимает психологические зажимы, способствует творческому проявлению каждого ребенка.
Технология “Словарь принца” (социальная психология)
Замечание необходимо строить следующим образом:
1. Только описание фактов и ничего более.
Пример:
- Когда я вижу бумажки, лежащие на полу…
- Когда вы рисуете на столе…
- Когда я не могу найти тетрадь, которая лежала на столе…
- Когда меня перебивают во время объяснения…
Создание атмосферы психологической поддержки в группе кратковременного пребывания (психолог-гуманист Карл Роджерс):
1) С самого начала и на всем протяжении учебного процесса воспитатель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие.
2) Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым ребёнком с особыми образовательными потребностями в отдельности.
3) Он должен всегда исходить из того, что у ребёнка есть внутренняя мотивация к учению.
4) Педагог должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.
5) Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ребёнка.
6) Воспитатель должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.
7) Воспитатель является активным участником группового взаимодействия.
8) Он должен открыто выражать группе свои чувства.
9) Он должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого дошкольника.
10) Наконец, он должен хорошо знать самого себя.
Технология, приемы общения (Д. Карнеги):
1) Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!
2) Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.
3) Давайте четко и искренне признавать хорошее в других.
4) Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течение всей жизни.
5) Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.