СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическое профилактическое занятие «Преодоление жизненных трудностей. Выход есть всегда»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

На занятии старшеклассники расширят свои представления о жизненных проблемах и способах их преодоления. Научатся самостоятельно находить и использовать резервы положительных эмоций, позитивные жизнеутверждающие установки и действенные формы общения в трудные моменты жизни; познакомятся с некоторыми приемами саморегуляции эмоциональных состояний.

 

Просмотр содержимого документа
«Психологическое профилактическое занятие «Преодоление жизненных трудностей. Выход есть всегда»»

Психологическое профилактическое занятие

«Преодоление жизненных трудностей. Выход есть всегда»



Цель: расширение представлений о жизненных проблемах и способах их преодоления.

Задачи: научить подростков самостоятельно находить и использовать резервы положительных эмоций, позитивные жизнеутверждающие установки и действенные формы общения в трудные моменты жизни; научить некоторым приемам саморегуляции эмоциональных состояний.

Оборудование: проектор, презентация «Выход есть всегда», мотивационные видеоролики «Никогда не сдавайся», «10 тысяч часов», «Не дай себя остановить», «Притча о предназначении», бланки для заполнения (Приложение 1) и ручки по количеству участников.


Ход занятия:



  1. Приветствие. Эмоциональный настрой. Введение в тему.



Уважаемые ребята! На сегодняшний момент в вашей жизни произошло достаточно много событий, кому-то пришлось менять школьные коллективы, были переезды, смена места жительства, личные победы и поражения.

Жизнь от вас требует социальной смелости и самостоятельности. Поэтому именно сегодня считаю уместным поговорить с вами о жизненном пути, о тех трудностях, которые могут возникать на нем. Вместе с вами познакомимся и поучимся искать пути их решения.

  1. Актуализация темы занятия.



А начать, я бы хотела с притчи. Сейчас я прочитаю вам ее, а вы подумайте и посчитайте, сколько трудных жизненных ситуаций пришлось на долю это­го человека?

Притча «Шалаш».

В океане корабль попал в сильнейший шторм. Единственный человек, уцелевший после гибели корабля, был выброшен вол­ной на необитаемый остров. Он всматривался в горизонт в надежде уви­деть корабль, который принесет ему спасение, но шло время, и ни один ко­рабль не появлялся. Дневной зной и ночной холод, ветер и дождь подрывали физические силы человека. Тогда он решил построить нехитрый шалаш из бревен, выброшенных на берег волнами. Человек уже потерял счет дням, проведенным на острове.

Однажды вечером, возвращаясь из похода в поисках пищи, он увидел, что его шалаш объят пламенем. Огненный столб взметнулся высоко в вечер­нее небо. Человек был в отчаянии.

— Господи, почему это случилось со мной, за что? - рыдал он у тлеющих останков своего жилища.

Рано утром человек увидел приближающийся к острову корабль. Ока­залось, что корабль появился здесь не случайно.

— Как вы узнали, что я здесь? - спросил человек у капитана корабля.

— Мы увидели твой дымовой сигнал, - ответил капитан.

Обсуждение:

— Сколько раз во время рассказа человек находился в отчаянии?

—Что помогло ему вернуться домой?

Трудности – это испытание. Пройдя это испытание, мы обретаем счастье.


  1. Работа по теме занятия
У каждого из нас в жизни происходит множество разных ситуаций. Некоторые из них приятные, а некоторые – не очень.

А какие ситуации можно назвать трудными? (отвержение близкими, назойливая опека, жестокость, чрезмерная критичность к проявлениям, недовольство друзьями, отсутствие друзей, отвержение в классе, серия неудач в учебе, общении, ссора с другом, с родителями).

Как вы думаете, есть ли люди, у которых совершенно не бывает трудностей? (У каждого здорового и полноценного человека есть в жизни и хорошие и плохие моменты. Это обстоятельство свидетельствует о том, что человек живет полноценной жизнью и берет от нее все, что она может дать, а мир, как известно, очень многообразен, многогранен).

Что происходит с человеком, который столкнулся с трудностью? (Любой кризис сопровождается определенным поведением: появляется желание умереть, нежелание никого видеть, чувство покинутости, ощущение, что никто не сможет помочь).



Как могут вести себя люди, столкнувшись с трудной ситуацией?

Таким образом, существует четыре основные стратегии поведения в кризисных ситуациях: (приложение 1: презентация «Стратегия поведения в кризисе» )

  1. Преобразование: мы стараемся, боремся, занимаем активную

жизненную позицию.

  1. Приспособление: плывем по течению.

  2. Поиск защиты: ищем защиты у других людей или у себя.

  3. Саморазрушение: алкоголизм, наркозависимость, суицид…

- Каким будет поведение человека в ситуации несчастной любви по типу Преобразование?

- Каким будет поведение человека в ситуации сломался компьютер по типу

Приспособление?

- Каким будет поведение человека в ситуации провала на экзаменах по типу Поиск защиты?


(одни будут плыть по течению, ничего не предпринимать, оставят все на судьбу, другие сдадутся, будут убегать от проблемы с помощью алкоголя, наркотиков, смены места жительства, а кто-то будет преодолевать, решать возникшие трудности).

В нашей жизни чередуются хорошие и плохие события. Действительно, в жизни не все гладко. Кроме праздников, удач и хороших дней, бывают отрицательные события. Трудно себе представить долгую жизнь без кризисов, потерь, утрат и неудач.



Поэтому нужно учиться правильно выходить из трудных жизненных ситуаций.



Работа с алгоритмом решения проблемных ситуаций.

Шаг 1. Определение и формирование проблемы.

  • Понять, что проблемы в жизни – это нормальное неизбежное явление.

Сказка «Охотник и его сыновья»

Ведущий знакомит учащихся со сказкой «Охотник и его сыновья», написанную А.А.Рухмановым, которая может заставить задуматься о том, готовы ли мы к преодолению трудных жизненных ситуаций.

3. Вопросы для обсуждения. О чем эта история? Чему она учит? Как она может помочь в реальной жизни?

4. Ведущий.  История учит тому, что под стеклянным колпаком всю жизнь не проживешь, что жизнь без тревог и забот  – это не жизнь, что именно заботы и тревоги приносят человеку радость. Наша жизнь это радости и огорчения, удачи и неудачи, конфликты и примирения, заботы, в общем, сплошные проблемы. И каждый раз мы должны решать их. Вся жизнь состоит из стрессовых ситуаций, без которых она невозможна.



  • Успокоиться.

Трудная ситуация выводит человека из равновесия. Эмоциональные переживания, связанные с неприятными ситуациями оказывают влияние на активность мозга, повышая или понижая его, что тормозит принятие решения.

Попав в трудную жизненную ситуацию, мы испытываем стресс, теряемся и совершаем глупости, ведем себя неадекватно, порой агрессивно. Нужно привести свое эмоциональное состояние в порядок и спокойно среагировать.

Упражнение «Воздушные шары»

Ведущий. Для того, чтобы легче перенести стресс, психологи разрабатывают советы, различные упражнения.

Каждому ученику раздается по два воздушных шара и фломастеры. Ребятам предлагается вспомнить несколько неприятных ситуаций, приводящих к стрессу. Надувая шарик, представить, что в него передаются отрицательные эмоции.  Затем проколоть шарик иголкой, представив, что все отрицательные эмоции улетучились.
Ученикам предлагается надуть еще один шарик, представляя, что он наполняется положительной энергией. Подобрав, слово, обозначающее положительную эмоцию, написать его на шарике. Шарик подбрасывается вверх. Наблюдая за ним, следует попытаться закрепить в сознании те слова, которые на нем написаны. Которые были на нем изображены. В дальнейшее, когда учащимся придется столкнуться с какой-либо неприятной ситуацией, им следует вспомнить об этом шарике и о том, что было на нем изображено.

Выполним еще одно упражнение.

Упражнение «Неприятность эту мы переживём …».

Выбирается какая-то неприятная ситуация, которая случается, как правило, внезапно. Например, разбилась ваза, пропали ключи, вы споткнулись. Обычно в такой ситуации мы бессознательно употребляем не совсем нормативные высказывания, в лучшем случае чертыхаемся. В присутствии посторонних эти наши словечки могут нас очень подвести. Поэтому необходимо потренироваться реагировать на внезапные неприятности по-другому, используя позитивные словесные формулы. Например: «Отлично, посмотрим, что можно сделать…», или «Подумаешь, важность какая …», или «Вот так фокус …». Участники сами придумывают варианты реакций. Конечно, эти формулировки звучат с интонацией досады, иронично, даже раздражённо, но здесь включается цепочка зависимости: слово – действие - состояние, перенастраивающая с переживания на поиск выхода.

Вывод:

Не торопитесь. 
Трудные жизненные обстоятельства способны вызвать тревогу, панику, раздражение, а эти факторы могут выбить из колеи и не помогут сделать правильный шаг в сторону решения проблемы. Не принимайте решений «на горячую голову», сделайте передышку.

  • Посмотреть на проблему не как на нечто угрожающее, а как на нормальную ситуацию, несущую в себе изменения.

Помните знаменитое «Не можешь изменить ситуацию – измени отношение к ней»? В психологии этот прием называется рефрейминг. Благодаря этому приему ты увидишь что-то в своей жизни, что кажется тебе плохим, неудачным, глупым, под совсем иным углом зрения. Иначе говоря, придумаешь для своей ситуации «новые рамки» и избавишься, наконец, от привычных старых, мешающих тебе справиться с твоими страхами и негативными эмоциями.



Упражнение «Найди положительное»

Сейчас потренируемся в рефрейминге прямо сейчас. Предложите по 2-3 варианта того, что позитивного можно найти в следующих ситуациях/проблемах:

  1. Предательство лучшего друга

  2. Переход в новую группу (в старой был дружный состав, много друзей)

  3. Слишком застенчив, неуверен в себе

  4. Получил двойку за контрольную работу

  5. Сорвалась долгожданная поездка на море летом, останешься в городе

  6. Заболели

  7. Потеряли деньги



Также в трудной ситуации можно вспомнить, что есть люди с более серьезными проблемами, что иногда неудача бывает спасательным поворотным пунктом (опоздал на самолет, а вдруг что-то бы произошло, не попал на вечеринку, уберегся от возможных последствий алкоголя и т.д)

  • Определить, в чем конкретно состоит проблема, чем именно она угрожает, каковы могут быть ее негативные последствия. Кто может помочь, поддержать?

Упражнение «Дерево поддержки»

На листочках дерева, каждый участник пишет на кого он может опереться к кому может обратиться за помощью в трудной ситуации.

Посмотрите на свое дерево, теперь вы точно знаете, что не одни, что у вас есть люди, которые вас поддержат и помогут.

Шаг 2. Поиск различных вариантов решения проблемы. 

Вот мы и подошли к следующему шагу. В целом, методы выхода из трудных ситуаций сводятся к одному – взять себя в руки и начать действовать.

На этом этапе важно сформулировать как можно больше вариантов решения заданной проблемы.

Упражнение «Мешок идей»

Давайте сейчас сделаем упражнение, которое в жизни поможет нам искать ресурсы для выхода из кризисных ситуаций и - и в себе, и во внешнем мире.

Итак, как может помочь этот предмет (участник достает из мешка любой предмет: скотч, скрепки, зеркало, мел, ручка и многое другое) в ситуации…

Ситуации для выхода:

  • Несчастная любовь

  • Предательство друга

  • Длительный конфликт с родителями

  • Провал на экзаменах

  • Сломался компьютер

  • Украли телефон

  • Сломал ногу

  • Залили соседи

  • Обокрали квартиру

  • Всеобщее игнорирование в классе

- Какие у вас ощущения после этого упражнения? Это может действительно помочь в жизни?

На примере этого упражнения видно, что выход всегда есть, главное - увидеть его.



Шаг 3. Принятие решения. Цель этого шага – проанализировать имеющиеся возможности разрешения проблемы, выбрать из них наиболее эффективные, т.е, которые приводят к полному разрешению проблемы и к положительным последствиям (кратковременным/долговременным/направленным на себя/направленным на окружающих). Ведущий приводит пример выбора варианта решения проблемы на основе анализа предполагаемых последствий.

Шаг 4. Выполнение решения и проверка. Выполнение решения – изучение последствий решения – оценка эффективности решения.



Ведущий предлагает участникам поработать с решениями предложенных проблем: описать каждый этап работы с проблемой, выбрать вариант решения проблемы, поставить сценку о выходе из сложной ситуации (10 минут). Затем каждая команда рассказывает о решении проблемы по этапам, показывает сценку.


Ситуация 1. Мы с друзьями договорились пойти погулять в определенное время. Но когда я собрался выходить, узнал, что они убежали без меня. Что мне делать?


Ситуация 2. Я доверила свою тайну самой близкой подруге. Вскоре я услышала, как мои одноклассницы обсуждают мой секрет. Что мне делать в этой ситуации?


Ситуация 3. Я поссорилась в школе с одноклассницей. Вечером в Интернете (в одной из социальных сетей) я обнаружила на стене в группе неприятные сообщения в свой адрес. Как быть?



Ситуация 5. Я дал в долг другу деньги несколько недель назад. Он не возвращает их мне и ничего не говорит о долге. Напоминать про долг мне неудобно. Но почему-то меня все-таки это беспокоит. Как поступить?


Ситуация 6. На день рождения родители купили мне новый дорогой телефон, о котором я давно мечтала. Но через неделю я его где-то потеряла. Мне очень обидно и больно. Как мне быть?


Ведущий благодарит участников за работу и делает вывод, что любую проблему можно решить, если решать ее поэтапно.


Притча «О предназначении» (видео)

Пять мудрецов заблудились в лесу.

Первый сказал:

- Я пойду влево – так подсказывает моя интуиция.

Второй сказал:

- Я пойду вправо – недаром считается, что «право» от слова прав.

Третий сказал:

- Я пойду назад – мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из лесу.

Четвертый сказал:

- Я пойду вперед – надо двигаться дальше, лес непременно кончится, и откроется что-то новое.

Пятый сказал:

- Вы неправы. Есть лучший способ. Подождите меня.

Он нашел самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись, каждый в свою сторону.

Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очередности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь. Он понял, что оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал все правильно. А другие нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим Мудрецом!

Но он ошибался.

Все поступили правильно.

Тот, кто пошел влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и прятаться от диких зверей. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог этому научить других.

Тот, кто пошел вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него все и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чем они забыли – человечность и сострадание. Раскаяние некоторых из них было столь сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами.

Тот, кто пошел назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.

Тот, кто пошел вперед, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто, и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных.

Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, даже если это не приведет к развитию.

Так все пятеро мудрецов выполнили свое предназначение.


Обсуждение: О чем эта притча?

Вывод: У каждого из нас свой жизненный путь, своя траектория судьбы. Трудности делают нас сильнее. Каждый сам творит свою жизнь.



Притча о том, зачем нам даются трудности в жизни «О трудностях».  Ведущий  предлагает послушать (посмотреть) притчу «О трудностях» 



Однажды в коконе появилась маленькая щель. Прохожий, случайно проходил мимо, долго стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выбраться бабочка.
Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда прохожий решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка немедленно выбралась. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Мужчина продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она полетит. Но этого не произошло.
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправившиеся крылья. Она так и не смогла улететь ...
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилия для выхода через узкую щель кокона, необходимы бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться. Но этого не произошло…

Ведущий: Понравилась ли вам притча? Чем? Понятен ли вам смысл притчи? Согласны ли вы с выводами автора?


Почему в жизни нужно быть сильным?

Многие сетуют на трудности в жизни. Но все трудности даются нам для того, чтоб их преодолевать и становиться сильнее. Иногда именно усилия необходимы нам в жизни.

Если бы мы могли жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными.



Жизнь – это борьба. Эту формулу вы, безусловно, слышали много раз. С ней можно не соглашаться, спорить. Действительно, лучше жить в мире и согласии с собой и окружающими. Но жизнь часто ставит перед нами серьезные проблемы, создает препятствия, которые нужно преодолевать. Именно это в значительной мере стимулирует рост и развитие личности.

На экране изображены различные жизненные девизы. Выберите себе один из них, который вам больше нравится, запишите и запомните его и повторяйте при встречах с трудностями. И помните: «Выход есть всегда!»



Завершение. Рефлексия.



«Спасибо Вам за приятное общение» Помните.

Дорога гладкой в жизни не всегда бывает, 
Порой камнями весь усыпан путь… 
Но сильный духом камни убирает, 
А слабый попытается свернуть…



Будьте сильными!

Сегодня вы все активно работали. Помогали друг другу искать пути выхода из проблемной ситуации. Давайте каждый из нас поблагодарит друг друга за это дружными аплодисментами.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!