СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическое развитие эмоционального интеллекта подросткового возраста

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психологическое развитие эмоционального интеллекта подросткового возраста»

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА


Абишева Аяужан Серикболовна

магистрант КазНПУ имени Абая г.Алматы

[email protected]


Аннотация. Мақалада эмоционалды интеллекттің даму кезеңдері және оның жасөспірім өмірінің әртүрлі салаларында көрінісі қарастырылады. Осыған байланысты осы салаға тиісті назар аудару қажеттілігі туралы мәселе туындайды. Осындай қиын кезеңде эмоционалды интеллекттің дамуы оқудағы, тұлғааралық қатынастардағы және ішкі қақтығыстардағы күрделі кезеңдерден ыңғайлы және ауыртпалықсыз өтуге мүмкіндік береді.

Түйінді сөздер: жасөспірімдер, эмоционалды интеллект, тұлғааралық қатынастар, қақтығыстар, кедергілер және т. б.


Аннотация. В статье рассматриваются периоды развития эмоционального интеллекта и его отражение на разных сферах жизни подростка. В связи с этим ставится проблема о необходимости обращения должного внимания на данную область. Развитие эмоционального интеллекта в столь непростой период позволит более комфортно и безболезненно проходить сложные этапы в обучении, межличностных отношениях и внутренних конфликтах.

Ключевые слова: подростки, эмоциональный интеллект, межличностные отношения, конфликты, барьеры и т.д.


Annotation. The article examines the periods of development of emotional intelligence and its reflection on different spheres of a teenager's life. In this regard, the problem is raised about the need to pay due attention to this area. The development of emotional intelligence in such a difficult period will allow you to more comfortably and painlessly go through difficult stages in training, interpersonal relationships and internal conflicts.

Keywords: teenagers, emotional intelligence, interpersonal relationships, conflicts, barriers, etc.


Подростковый возраст один из самых сложных, опасных и импульсивных периодов в жизни человека. В это время ребенок обесценивает родителей и взрослых, становясь в собственных глазах полноценным членом зрелого общества. Подросток становится более скрытным, замкнутым, далеким для родителей, при этом он активно взаимодействует со сверстниками посредством социальных сетей и живой коммуникации [1].

На наш взгляд современные подростки сильно отличаются от поколения людей, родившихся с 1996 по 2007.Сейчас в их распоряжении находится огромное количество различной информации, большую часть своего времени они проводят с гаджетами в руках, не обращая внимание на происходящее вне дисплея телефона или же монитора компьютера. Если раньше, подростки ценили отношения между друг другом, активно взаимодействовали со сверстниками, проводили свое свободное время на улице, играя в различные игры и просто общаясь по душам, то сейчас все внимание детей направленно на социальные сети, а именно на то, чтобы стать копией полюбившегося идеала.

Тинэйджеры, в семьях которых озвучивать свои волнения, эмоции, чувства и страхи запрещено, неспособны самостоятельно определять свой внутренний дискомфорт и регулировать его, так как развитие эмоционального интеллекта, запущенное в раннем детстве, так и осталось на стадии зародыша. Вспомним, что с рождения ребенку присущ огромнейший спектр различных эмоций и чувств, во время плача или крика, младенец дает понять окружающим, что ему что—то причиняет дискомфорт, именно так он выражает свои чувства. Отметим тот факт, что именно родители с младенчества сопровождают ребенка в исследовании его внутреннего мира, обучают его языку эмоций, определять и понимать свои переживания. Если же в раннем детстве эмоциональной составляющей ребенка не уделялась достаточного количества внимания, то есть родители, в момент, когда ребенок испытывал страх, стыд, боль не называли ему это чувство, или же подавляли его развитие, то у ребенка сформировалось понятие, что данные чувства и эмоции, не принято выражать в обществе.

Например, играя в песочнице ребенок упал и заплакал. Подходит мама и говорит: «Ну чего ты плачешь? Давай вставай», обесценивая его чувства. Поднимает его и молча отправляет играть дальше, не объяснив ему, что сейчас ему больно, грустно и обидно за то, что он упал. И так происходит раз за разом, малыш понимает, что с ним что-то не так, и никто не может ему объяснить «А что именно с ним происходит?». После ребенок вырастает, сталкивается с различного рода внутренними проблемами, которые он не может решить самостоятельно, потому что так и не изучил свой внутренний мир эмоций. Отсюда появляются различные мысли «Меня никто не понимает! Мне плохо! Я никому не нужен!» и так далее. Следовательно, посредством давления воспитания и социума из ребенка вытесняется большая часть «плохих» проявлений эмоций и тем самым малыш становится «удобным» для своих родителей и близких.

Отметим, что именно из-за того, что ребенка своевременно не обучили языку эмоций, подростковый период становится наиболее опасным и специфичным. Подростковый возраст имеет ряд особенностей, которые непосредственно связаны с развитием эмоционально— волевой сферы личности, а именно: возникновение рефлексии, неудовлетворенность внешним миром, появление интереса к своим переживаниям, появление чувства исключительности, стремление к самоутверждению, уход в себя, противопоставление себя окружающим, увеличение числа межличностных и внутриличностных конфликтов.

Специфические особенности развития психики подростка делают его чрезвычайно уязвимым, тревожным и самокритичным, именно поэтому открытие своего внутреннего мира сверстникам и родителем сопровождается амбивалентными чувствами радостью, волнением и страхом. Часто, осознавая свою уникальность, неповторимость и непохожесть на своих сверстников подросток сталкивается с чувством одиночества, которая сопровождается мыслью «Я совершенно один в этом мире! Меня никто не сможет понять!».

Подростковое «Я» - загадочное и неопределенное, и оно часто переживается как беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую хочется чем-либо или кем-либо заполнить. Поэтому, мы можем наблюдать значительный рост потребности в общении с противоположным полом, в уединении. Так же тинэйджеры обществу родителей предпочитают различного рода субкультуры и «банды девиантников», ведь именно в этих общинах подростки ощущают себя частью чего-то большего. Эмоциональная сфера подростков лабильна и неустойчива, им сложно интерпретировать свои эмоции, отслеживать смену настроения, вспыльчивость, они часто не понимают, что с ними происходят.

Вопросы структуры эмоционального интеллекта у тинэйджеров во взаимосвязи социальных ситуаций являются фактором адаптивности личности является возможность понимания и управления эмоциями.

Социально-адаптивную функцию эмоционального интеллекта обеспечивает умение разрешать различные внутриличностные и межличностные конфликтные ситуации. Привлекают внимание в аспекте проблематики исследования Ю.В. Давыдовой. В своих работах автор выявила, что эмоциональный интеллект в подростковом возрасте является устойчивой гетерогенной категорией, функциями которой являются обеспечение успешности деятельности, оптимизация и гармонизация процессов внутриличностного и межличностного взаимодействия. Автор так же отмечает, что развитие эмоционального интеллекта и его сущностных признаков носит количественный характер: к старшему подростковому возрасту большее число детей демонстрируют высокую способность распознавать эмоции других людей и проявлять эмпатию.

В исследованиях психолога современности О. И. Власовой было выявлено, что «эмоционально одаренные» подростки намного легче адаптируются в коллективе, чаще занимают лидирующие позиции, хорошо приспосабливаются к новым условиям, улучшают социально-психологический климат общности [2].

На вопрос «Можно ли развить эмоциональный интеллект в подростковом возрасте?» ученые выдвигают противоречивые мнения. Ряд ученых придерживаются позиции, что развить эмоциональный интеллект в подростковом возрасте невозможно, поскольку эта относительно устойчивая способность зарождается в раннем детстве и если ее процесс не был своевременно запущен, то доразвить или же начать его развивать в подростковом периоде будет сложно. Однако, с точки зрения Д. Гоулмена, эмоциональные знания- вид информации, которой эмоциональный интеллект оперирует, относительно легко приобретаются, в том числе и в процессе обучения [3].

Следовательно, эмоциональный интеллект можно и нужно развивать. Подтверждением этой позиции является тот факт, что нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни. В связи с этим становиться возможным и эмоциональное развитие, которое проявляется в сознательном регулировании эмоций.

Смеем предположить, что, если в школах ввести специальное обучение, основное или же дополнительное, которое будет направленно на развитие эмоциональной компетентности, а именно на определение, осознание, принятие и регулирование своих внутренних переживаний, то эмоциональная сфера подростка потерпит кардинальные изменения в лучшую сторону. Для того, чтобы осуществить подобное обучение нужно выполнить следующие требования, а именно: создать определенный психологический климат, где ребенок сможет смело говорить и проявлять свои чувства, без оценок и осуждения, порицания со стороны взрослых и сверстников; вовлечь в совместную деятельность участников образовательного процесса (детей, учителей, родителей), научить определять свои внутренние переживания, озвучивать и регулировать их.

Если данное обучение внедрить в жизнь современного школьника, то мы можем прогнозировать следующие предполагаемые результаты: уменьшиться девиантное поведение у ребенка; улучшиться психологическое здоровье личности подростка, улучшится взаимодействие со сверстниками, родителями, учителями; подросток сможет лучше адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизни. Если же все выше перечисленные требования не будут выполнены, то результат достигнут не будет, так как развитие эмоционального интеллекта подростка - комплексная работа и без подкрепления со стороны родителей и учителей это невозможно.

Ученные современности, А.А. Александрова, И.Н. Андреева, Ю.В. Давыдова долгое время исследовали влияние половых и гендерных особенностей на развитие эмоционального интеллекта подростков. В ходе своих следований авторы выяснили, что у девочек, в отличие от мальчиков эмоциональный интеллект гораздо выше. Действительно, если у девушек общий уровень эмоционального интеллекта связан в первую очередь с когнитивными процессами понимания и осмысления эмоций, то у юношей – в большей мере с качеством взаимоотношений между людьми [4].

В подростковом возрасте отличия в различных показателях эмоционального интеллекта выражены в наибольшей форме. По результатам исследования А.А. Александровой, подростки в возрасте от 12 до 13 лет имеют низкий уровень эмоционального интеллекта и высокий уровень эмпатии. Вероятнее всего, это связано с тем, что дети в возрасте 12-13 лет неспособны в полной мере выражать испытываемые ими чувства, связывать вербальные и невербальные символы с языком эмоций. Причем, девочки в этом возрасте способны сопереживать другому человеку, чувствовать то, что чувствует другой, испытывать те же эмоциональные состояния, идентифицировать себя с другими. Большее разнообразие способов проявления эмоций у девочек, возможно, объясняется тем, что у девочек способность к вербализации эмоций развивается раньше и формируется быстрее, чем у мальчиков.

Более высокий уровень развития эмоционального интеллекта девочек связан с тем, что признаки эмоционального интеллекта, нагружающие фактор «понимание эмоций» (эмоциональная осведомлённость, эмпатия и распознавание эмоций других людей) у девочек выше, чем у мальчиков. Полученные результаты могут быть объяснены тем, что отмеченные признаки эмоционального интеллекта, являясь социально детерминированными, в нашем обществе больше связываются с проявлением женских социальных ролей. Девочки раньше и больше узнают про свои эмоции и чувства и чувства других людей, а также, следуя материнскому инстинкту, с детства развивают в себе способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию– тем качествам, которые считаются исконно женскими. Это различие сохраняется на протяжении всего подросткового периода.

В подростковый период отмечается нехватка выдержки и самообладания, что выражается в импульсивности, несдержанности. Отметим, что мальчикам, по сравнению с девочками сложнее управлять собственными эмоциями. Девушки же наоборот пытаются взять под контроль все свои эмоции, проявление агрессии и чувства вины. Это доказывает тот факт, что девушки стараются уберечь себя от агрессивных проявлений, избегая их всеми возможными способами, а юноши наоборот стремятся освободиться от злости и агрессии, посредством кулаков и криков. Но следует отметить, что, эмоциональная подавленность девушек в последствие увеличивает чувство тревоги, от чего ухудшаются их коммуникативные способности. Считается, что для женщин существует социальная установка запрещающая выражать агрессию. Именно поэтому, девушкам достаточно контролировать внешние проявления своих негативных эмоций.

На развитие эмоционального интеллекта подростка влияют следующие факторы: биологические и социальные.

Биологические факторы включают в себя следующее: уровень эмоционального интеллекта родителей, правополушарный тип мышления, наследственные задатки эмоциональной восприимчивости, темперамент и особенности переработки информации.

Во-первых, важной биологической предпосылкой является уровень эмоциональной компетентности родителей. Генетическая составляющая эмоционального интеллекта связана в первую очередь с гендерной принадлежностью.

В работах ученых Д.Д. Гуастелло и С. Дж. Гуастелло была выявлена значимая корреляция между уровнем эмоционального интеллекта матери и ее детей, в то время как корреляция между уровнем эмоционального интеллекта детей и их отцов отсутствовала [5]. На наш взгляд это связано с тем, что большую часть времени с детьми проводит мать, у них сильная симбиотическая связь. Отцы же меньше участвуют в развитии ребенка, так как всеми силами стараются улучшить материальное состояние семьи. Да и проявлять свои эмоции мужчинам не свойственно, из-за их дефект в воспитании.

На наш взгляд, полученные результаты, объясняются следующим образом. С одной стороны, семья как «обогащенная среда», в которой ребенок может приобрести необходимые для приспособления в социуме знания, навыки и развить свою эмоциональную компетентность. В подростковом и юношеском периоде, когда авторитет родителей значительно снижается, «обогащенной средой» для развития эмоционального интеллекта становится общество сверстников.

С иной стороны, выступает предположение о том, что эмоциональный интеллект подростка связан с несимметричным строением головного мозга, а именно с доминированием правого полушария.

Во- вторых, биологическим аспектом развития эмоционального интеллекта выступает правополушарный тип мышления, который связан с невербальным интеллектом и способствует распознаванию эмоциональной окраски речи. Следовательно, можно на уровне физиологии, языка тела понять, что испытывает тот или иной человек.

Действительно, люди с развитым невербальным интеллектом, эмоционально подвижные, лучше распознают эмоции, больше направлены на окружающих, чем на себя. Установлено, что творческие личности склонны лучше воспринимать эмоциональное состояние человека по его речи, тембру голоса, интонации, они более эмпатийны и тревожны. Так, правополушарный тип мышления способствует более точному восприятию эмоций других людей.

В-третьих, преобладание правого полушария выступает, на наш взгляд, в качестве определенного свойства эмоциональной восприимчивости, которая характеризует успешность эмоционального отклика на раздражитель. Слабо развитая эмоциональная восприимчивость может быть воспринята как генетически наследственная функция, которая предполагает незрелые и непроработанные чувства. Для лиц с развитой эмоциональной восприимчивостью характерно удовлетворение личных потребностей с интересами общества. Таким образом, эмоциональная восприимчивость связана с эффективной обработкой информации, касающейся эмоций, чувств и переживаний.

В-четвертых, в числе наиболее значимых биологической предпосылок развития эмоционального интеллекта рассматриваются черты темперамента (активность-пассивность, экстраверсия—интроверсия, эмоциональность, невротизм). Отметим, что темперамент является врожденной особенностью психики. Многие ученые рассматривали темперамент как постоянное, неизменяющееся во времени и пространстве свойство, однако именно Д. Гоулмен в своих исследованиях выразил противоположное мнение «Темперамент лишь отчасти влияет на развитие эмоционального интеллекта личности». Действительно, человек словно вмещает в себе две составляющие, два ума: рациональный и эмоциональной, один думает, другой чувствует, но не смотря на их столь кардинальные отличия, они все же работают как единый механизм.

Следует отметить, у подростков—экстравертов лучше развит межличностный эмоциональный интеллект, адаптируются в кругу сверстников, в обществе в целом. Это связано с тем, что всё внимание экстравертов направленно на восприятие информации, эмоций и чувств других людей, нежели на свои собственные. Подростки— интроверты большую часть времени проводят наедине с самими собой, исследуют свой внутренний мир, поэтому лидирующие позиции интровертов занимает внутриличностный эмоциональный интеллект. Однако интроверты гораздо чаще избегают такие чувства, как тревога, грусть, злость, раздражение.

В-пятых, особенности переработки информации. Подростковый возраст нестабилен, это период строгих оценок и суждений, и от того насколько строг будет тинэйджер к своим переживаниям, будет зависеть и скорость обработки его информации. Например, если личность испытывает «положительные», комфортные эмоции и чувства- она быстрее их проживает, обрабатывает. Так же благоприятный эмоциональный фон способствует улучшению процессов мышления, усвоению информации. Но если подросток столкнулся с «отрицательными» на его взгляд переживаниями, то процесс обработки информации будет протекать значительно медленнее, так как «негативные» чувства, оставляют за собой осадок, который принять порой бывает сложно.

Социальные факторы включают в себя следующее: способность гармонично откликаться на состояния других, уровень развития самосознания ребенка, уверенность в своей эмоциональной компетентности, уровень образования родителей и доход семьи, эмоционально благополучные отношения между родителями.

Важнейшей предпосылкой развития эмоционального интеллекта является способность гармонично откликаться на состояние других людей. Синтоническая личность пропускает все тяготы внутренней жизни других, с которым она находится в непосредственном контакте, через себя, обладает высоким уровнем эмпатии, в простонародье про таких людей говорят: «Принимает всё близко к сердцу».

Синтония это своего рода инстинкт, реакция типа безусловного эмоционального рефлекса врожденного механизма высвобождения или как приобретенная реакция. На наш взгляд, развитие синтонии связано с эмоциональными реакциями окружения на действия ребенка. Если в семье присутствует гиперопека и переоценка личности ребенка родителями, то это выступает препятствием становлению синтоничности ребенка. Действительно, если чадо является центром вселенной для семьи, его опекают, превозвышают, балуют- то вероятнее всего у ребенка не будет необходимости стремиться к установлению эмоционального контакта со взрослыми .

Так же препятствием к развитию синтоничности ребенка выступает враждебность и равнодушие окружения к его эмоциональной вовлеченности, а это в последствие затрудняет процесс выражения эмоций субъектом и понимания его партнерами по общению.

Способность понимать, принимать и откликаться на состояние других-необходимый этап психического развития ребенка. Однако, в подростковом возрасте эта не сформированная ранее способность уходит на задний план, ребенок всё больше стремиться отгородиться от внешнего мира и аффективного влияния со стороны окружающих.

Для ребенка особенно важны реакции родителей на его эмоции, они служат своеобразными ориентирами для развития самооценки и самопознания личности. В момент, когда ребенок на свои ощущения и чувства сталкивается с негативной реакцией со стороны родителей, те переживания, которые он испытывал в этот момент приобретают негативный окрас и в дальнейшем вытесняются, уходят в бессознательное. Основные принципы самовосприятия, самопринятия и осознания своего «Я» закладываются на ранних этапах онтогенеза, в момент безусловного принятия ребенка родителями.

На самых ранних этапах развития личности формируются механизмы саморегуляции и контроля над эмоциями и чувствами. На развитие саморегуляции влияют: внешние условия среды, особенности личности (характер, темперамент, поведение, физическое состояние и прочее), особенности взаимоотношений между личностью и окружением, цели деятельности. Благодаря механизмам саморегуляции личность может выполнять следующие действия:

Во-первых, справляться с трудностями, возникающими на протяжении жизненного пути. Когда личность рационально оценивает свое внутреннее состояние, понимает причину возникновения той или иной эмоции и знает, как правильно работать со своими переживаниями, это значительно улучшает качество жизни и психическое здоровье личности.

Во-вторых, контролировать свое эмоциональное состояние в различных конфликтных ситуациях. Действительно, уметь выходить из конфликтных ситуаций во многом зависит от того, как личность распоряжается со своими внутренними импульсами. Именно поэтому саморегуляция позволяет понять, принять свое переживание и прожить его внутри себя, не выплескивая всех своих внутренних «демонов» на своего оппонента.

В-третьих, восстанавливать собственные силы. Одним из действенных методов саморегуляции является практика дыхания. В этот момент человек может на время отпустить свои эмоции и восстановить силы, вернуться в момент «здесь и сейчас».

Процессы саморегуляции и самооценки лежат в основе уверенности в своей эмоциональной компетентности, то есть в основе представлений человека о том, может ли он понимать, принимать и осознавать собственные эмоции, управлять ими и межличностными взаимодействиями или нет. Данный конструкт зависит от образа «Я», формирующегося в ходе социального научения.

Чем выше уровень образования родителей и семейный доход, тем более высокими являются показатели эмоционального интеллекта подростков. Основываясь на достаточно оптимистической позиции Д. Гоулмена, можно предположить, что достижение родителями карьерных вершин и материальных успехов, является следствием высокого уровня эмоционального интеллекта; следовательно, соответствующие задатки могут наследоваться их детьми. Однако в своих исследованиях И.Н. Андреева выдвинула предположение о том, что люди с более высоким уровнем образования могут отдавать больше времени своему саморазвитию и самомотивации, при этом их дети развиваются в более эмоционально и интеллектуально «обогащенной среде», нежели потомки необразованных и малообеспеченных родителей.

Привлекает внимание мнение автора о том, что только обеспеченные и высокообразованные родители, могут воспитать эмоционально и интеллектуально развитых детей, однако история жизни поэтов и писателей «Золотого века» доказывает обратное. Многие писатели, поэты, психологи жили в нищете и добились великих высот в своей деятельности, несмотря на то, что условия их жизни были не всегда благоприятными. Следовательно, мы можем лишь предположить, что успех человека может зависеть от уровня развитости эмоционального интеллекта, что в свою очередь способствует наилучшей адаптации личности в зачастую суровых реалиях мира.

На наш взгляд наиболее важными для развития эмоциональной компетентности ребенка- подростка является эмоционально благополучные взаимоотношения между родителями. Известно, развитие ребенка во многом зависит от того, насколько родители удовлетворены своей семейной жизнью. В США было проведено исследование, в ходе которого было выяснено, что люди, удовлетворенные своей семейной жизнью, имели значительно высокий уровень развития эмоционального интеллекта нежели неудовлетворенные пары. Следовательно, мы можем предположить, что эмоционально компетентные родители способны создать гармоничные условия семейных взаимоотношений, детерминирующие развитие эмоционального интеллекта их детей. В такой семье ее члены более внимательно относятся к внутренним переживаниям, эмоциям, чувствам друг друга и часто обсуждают свои глубинные проблемы.

Склонность родителей к постоянному обсуждению внутренних переживаний, страхов и тревоги способствует лучшему пониманию ребенком собственных эмоций и развитию у него способности к саморегуляции. Для подростка безоценочное обсуждение своих эмоций с родителями является шагом к укреплению детско—родительских взаимоотношений.

Таким образом, было выяснено, что подростковый возраст один из самых уязвимых, тревожных, опасных периодов в жизни личности. В это время ребенок обесценивает родителей и взрослых, становясь в собственных глазах полноценным членом зрелого общества. Подросток становится более скрытным, замкнутым, далеким для родителей, при этом он активно взаимодействует со сверстниками посредством социальных сетей и живой коммуникации. Анализ психолого-педагогической литературы, показывает, что эмоциональный интеллект в подростковом возрасте не развивается без специального обучения, родителям следует приложить максимум усилий для того, чтобы на собственном примере показать и научить ребенка осознавать, называть и проявлять свои внутренние переживания. Так же стало ясным, что умение разрешать различные межличностные и внутриличностные конфликты, обеспечивает социально-адаптивная функция эмоционального интеллекта. А это в свою очередь свидетельствует о том, что процесс адаптации и социализации на прямую зависит от уровня развития эмоционального интеллекта подростка.


Список литературы


  1. Савенков А. И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха // Вестник практической психологии образования.2018.

  2. Сергиенко Е. А., Хлевная Е. А., Киселёва Т. С. Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности и психологическом благополучии человека //Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2020. – Т. 26. – №. 1.

  3. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 2018.

  4. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика. – 2019.

  5. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Диагностика социально психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд) //Социально психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Изд-во института психотерапии. – 2019. – С. 193.

  6. Хартманн Х. Эго-психология и проблема адаптации //М.: Институт общегуманитарных исследований. – 2018.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!