ВВЕДЕНИЕ
Можно ли обучать детей так, чтобы сохранилось или даже укреплялось состояние их здоровья? Теоретически – да, практически – не получается. Врачи-педиатры, наблюдавшие состояние здоровья школьников, а так же данные государственной медицинской статистики свидетельствуют о негативных изменениях в организме учащихся в процессе их обучения в школах разного типа. Ещё в начале ХХ века основоположник отечественной школьной гигиены Ф.Ф. Эрисман внёс понятие «школьные болезни», возникновение которых обусловлено обучением детей. К этим болезням им была отнесена близорукость (нарушение зрения), а так же сколиоз (боковое нарушение позвоночника) и анемия (низкий уровень гемоглобина в крови). В современных условиях «школьные болезни» сохраняются, хотя их структура изменилась.
У наших школьников чаще выявляются нервно-психические расстройства как предпатологические и патологические состояния.
К другим заболеваниям часто возникающих у школьников, относятся нарушение зрения (миопия, рефракционная или осевая), болезни костно-мышечной системы (сколиоз, кифоз, лордоз) плоскостопие.
Заболеваемость детей школьного возраста держится на высоком уровне и составляет примерно 2400 – 2600 заболеваний на 1000 детей, т.к. каждый школьник на протяжении учебного года условно болеет 2,4 – 2,6 раза. Это свидетельствует о низкой сопротивляемости организма к патогенным микроорганизмам и вирусам, а также к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. У современных школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как дефицит массы тела и низкий рост. Всё это подтверждает, что в образовательном учреждении необходимо осуществлять меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Опыт некоторых школ показывает, что создание благоприятной образовательной среды способствует не только прочным знаниям, но и одновременно способствует укреплению здоровья школьников.
Биологическая реакция организма школьника зависит как от его адаптационных возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды.
Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников.
Именно поэтому разработанная программа «Здоровье» направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся.
В реализации программы «Здоровье» задействованы все службы школы: администрация, педагоги, психологи, медицинский работник, соц.педагог.
Цель программы:
Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников ценностной ориентации на здоровый образ жизни.
ЗАДАЧИ
Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.
Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
Популяризация здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.
Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся , формирование ценностной ориентации на здоровый образ жизни.
V. УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Диагностическая работа - комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья учащихся; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания.
Профилактическая и коррекционная работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья учащихся, а при наличии каких либо недугов – профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса.
Научно-методическая работа – внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику образования.
Информационно-просветительская работа – пропаганда ЗОЖ, наглядная агитация, консультации по всем просветительским вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.
VII. функции различных категорий работников школы в контексте реализации программы
Функции медицинской службы школы:
проведение диспансеризации учащихся школы;
медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;
выявление учащихся специальной медицинской группы;
Функции директора и его заместителей:
общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся школы;
организация контроля уроков физкультуры;
обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и её контроль;
организация работы классных руководителей по программе «Здоровье» и её контроль;
организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
организация работы психологической и социальной службы в школе.
Функции классного руководителя:
санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
организация и проведение профилактической работы с родителями;
организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, медработниками;
организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, конкурсы, и т.д.) в рамках программы «Здоровье»;
организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
организация и проведение диагностик уровня и качества знаний правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
VIII. сотрудничество школы с другими учреждениями
Учреждение | Задачи и направления | Формы взаимодействия |
Детская поликлиника | Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение | медицинская помощь |
Смоленская Областная больница | Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение | Профосмотры, диспансеризация, медицинская помощь |
Стоматологический кабинет | Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение | Профосмотры и при необходимости, лечение |
ГИБДД | Предупреждение детского травматизма | Лекции, беседы, ролевые игры для учащихся |
IХ. План реализации программы «здоровье»
На 2017-2020 учебные годы
Исследования и комплексная оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья учащихся. Медицинская диагностика |
| Мероприятия | Срок | Класс | Ответственный |
| Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. Комплектации на их основе физкультурных групп | Сентябрь | 1 – 11-й | Медицинская сестра, классные руководители, учителя физкультуры |
| Диспансеризация в Детской Областной поликлинике | Февраль, март | 1-11-й | Медицинская сестра, Специалисты поликлиники |
3/ | Осмотры детей в условиях школы | Декабрь-апрель | 1-11 -й | Медицинская сестра, врач-педиатр |
| Анализ случаев травматизма в школе | В течение года | 1 – 11-й | Медицинская сестра, завуч |
| Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни | В течение года | 1 – 11-й | Медицинская сестра, классные руководители |
2.Мониторинг психофизиологического здоровья учащихся
| Тестирование в рамках Комплексной программы оценки психофизического состояния и функционирования возможностей организма человека | Сентябрь, май | 1 – 11-й | Учителя физкультуры |
| Психологический мониторинг здоровья учащихся: тест на адаптацию в начальной школе, средней школе; | сентябрь | 1-4-й 5-8-й | Психолог |
| | В течение года | По требованию | психолог |
| | сентябрь | | психолог |
Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школьном учреждении
| Эстетическое оформление класса и школы | В течение года | 1 -11-й | Завуч, классные руководители |
| Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа) | сентябрь | 1 -11-й | Завуч |
| Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям: проветривание; освещение; отопление; вентиляция; уборка | Ежедневно 1 раз в нед. 2 раза в год 2 раза в год ежедневно | Все помещения | Замдиректора по АХЧ, медицинская сестра |
| Контроль за качеством питания и питьевым режимом | Ежедневно | | Замдиректора по АХЧ, медицинская сестра |
| Организация проведения зарядок, физминуток на уроках. | Постоянно | 1-11-й | Старший воспитатель, классные руководители |
Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний
| Прививки детей согласно приказам Минздрава | В течение года | 1-11-й | Медицинская сестра |
| Профилактическая работа во время эпидемии | В течение года | 1-11-й | Медицинская сестра |
| Профилактическая работа через беседы, уголки здоровья, санбюллетени, полезные советы | В течение года | 1-11-й | Медицинская сестра, классные руководители |
5.Физическое воспитание, организация активно-двигательного досуга
| Профилактика нарушения осанки, зрения на уроках физкультуры, ЛФК, предметных уроках | В течение года | 1-11-й | Учителя физкультуры, ЛФК, учителя начальной школы |
| Организация школьных соревнований | 3-4 четверть | 1-11-й | Учителя физкультуры, |
| Участие школьников в районных и Областных соревнованиях | По плану спортивного комитета | 3-11-й | Учителя физкультуры |
| Организация дней здоровья | апрель | 1-11-й | Учителя физкультуры |
| Работа спортивных секций | В течение года | 5-11-й | Учителя физкультуры |
6.Профилактика травматизма
| Занятия по правилам дорожного движения (выступление сотрудников ГБДД, тематические классные часы, викторины, конкурс рисунков, плакатов) | В течение года | 1-4-й | Старший воспитатель, классные руководители |
| Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курсов ОБЖ | По программе | 7-11-й | учителя ОБЖ |
| Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности | Сентябрь, ежемесячно | 1-11-й | Директор школы, классные руководители |
| Статистика и анализ случаев травматизма в школе | В течение года | 1-4-й | Завуч, медицинская сестра |
7.Пропаганда ЗОЖ и профилактика вредных привычек
| Классный час по профилактике табококурения и алкоголизма: «Профилактика алкоголизма и табококурения в подростковой среде». | сентябрь | 1-11-й | классные руководители, воспитатели, социальный педагог |
| Беседа « «Будущее за нами», «Я выбираю жизнь без наркотиков!» | октябрь | 1-11-й | классные руководители, воспитатели, социальный педагог |
| Тренинг № 1« Курение-дело серьезное!». Тренинг № 2 « Как влияет курение на молодой организм». Тренинг № 3 « Скажи « нет!» ПАВ!». Тренинговое занятие «Умей противостоять зависимостям» | октябрь | 1-11-й | Педагог-психолог, классные руководители |
| Неделя здоровья «Мы за здоровый образ жизни» Инсценирование сказок про здоровый образ жизни. | февраль | 1-11-й | Соц. педагог, классные руководители, воспитатели, учителя физкультуры, медработники школы. |
| «За здоровый образ жизни», просмотр видеофильмов по графику | март | 1-11-й | Соц. педагог, воспитатели |
| Круглый стол по профилактике здорового образа жизни: « Наше здоровье в наших руках!» | апрель | 6-11-й | Соц. педагог, классные руководители, воспитатели |
| Тест «Если хочешь быть здоров» Тест «Сигарета» Анкетирование по завершении программы | май | 5-11-й | Соц. педагог, педагог – психолог, классные руководители, воспитатели |
На основе результатов обследования учащихся и итогов выполнения программы «Здоровье» будут внесены коррективы в программу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная программа «Здоровье» рассчитана на 3 года и предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию.
Следует уделить особое внимание решению следующих задач:
Отработка системы выявления уровня здоровья учащихся и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения;
Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования ЗОЖ;
Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей; а также углубиться в вопросы, связанные с мониторингом спортивно-оздоровительной работы в школе.
Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от включённости педагогического коллектива в процесс реализации данной программы, осознанного понимания каждым учителем значимости стоящих перед ним задач.
14