СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическое сопровождение деятельности образовательной организации по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (воспитанников)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы:

Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников ценностной ориентации на здоровый образ жизни.

Просмотр содержимого документа
«Психологическое сопровождение деятельности образовательной организации по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (воспитанников)»





















































  1. ВВЕДЕНИЕ


Можно ли обучать детей так, чтобы сохранилось или даже укреплялось состояние их здоровья? Теоретически – да, практически – не получается. Врачи-педиатры, наблюдавшие состояние здоровья школьников, а так же данные государственной медицинской статистики свидетельствуют о негативных изменениях в организме учащихся в процессе их обучения в школах разного типа. Ещё в начале ХХ века основоположник отечественной школьной гигиены Ф.Ф. Эрисман внёс понятие «школьные болезни», возникновение которых обусловлено обучением детей. К этим болезням им была отнесена близорукость (нарушение зрения), а так же сколиоз (боковое нарушение позвоночника) и анемия (низкий уровень гемоглобина в крови). В современных условиях «школьные болезни» сохраняются, хотя их структура изменилась.

У наших школьников чаще выявляются нервно-психические расстройства как предпатологические и патологические состояния.

К другим заболеваниям часто возникающих у школьников, относятся нарушение зрения (миопия, рефракционная или осевая), болезни костно-мышечной системы (сколиоз, кифоз, лордоз) плоскостопие.

Заболеваемость детей школьного возраста держится на высоком уровне и составляет примерно 2400 – 2600 заболеваний на 1000 детей, т.к. каждый школьник на протяжении учебного года условно болеет 2,4 – 2,6 раза. Это свидетельствует о низкой сопротивляемости организма к патогенным микроорганизмам и вирусам, а также к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. У современных школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как дефицит массы тела и низкий рост. Всё это подтверждает, что в образовательном учреждении необходимо осуществлять меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Опыт некоторых школ показывает, что создание благоприятной образовательной среды способствует не только прочным знаниям, но и одновременно способствует укреплению здоровья школьников.

Биологическая реакция организма школьника зависит как от его адаптационных возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды.

Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников.

Именно поэтому разработанная программа «Здоровье» направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся.

В реализации программы «Здоровье» задействованы все службы школы: администрация, педагоги, психологи, медицинский работник, соц.педагог.


  1. Цель программы:

Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников ценностной ориентации на здоровый образ жизни.


  1. ЗАДАЧИ

        1. Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.

        2. Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.

        3. Популяризация здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

        4. Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.

        5. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.



  1. ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ


Сохранение и укрепление здоровья обучающихся , формирование ценностной ориентации на здоровый образ жизни.


V. УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ

    • учащиеся;

    • классные руководители;

    • учителя-предметники;

    • школьный врач:

    • врач-педиатр;

    • школьные специалисты (психолог, соц .педагог);

    • родители


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


  • Учебно-воспитательная работа - научно обоснованная и строго регламентированная.

  • Диагностическая работа - комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья учащихся; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания.

  • Профилактическая и коррекционная работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья учащихся, а при наличии каких либо недугов – профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса.


  • Научно-методическая работа – внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику образования.


  • Информационно-просветительская работа – пропаганда ЗОЖ, наглядная агитация, консультации по всем просветительским вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.



VII. функции различных категорий работников школы в контексте реализации программы


  1. Функции медицинской службы школы:

    • проведение диспансеризации учащихся школы;

    • медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;

    • выявление учащихся специальной медицинской группы;


  1. Функции директора и его заместителей:

    • общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;

    • общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся школы;

    • организация контроля уроков физкультуры;

    • обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;

    • разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и её контроль;

    • организация работы классных руководителей по программе «Здоровье» и её контроль;

    • организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;

    • организация работы психологической и социальной службы в школе.


  1. Функции классного руководителя:

    • санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

    • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;

    • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

    • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;

    • организация и проведение профилактической работы с родителями;

    • организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, медработниками;

    • организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, конкурсы, и т.д.) в рамках программы «Здоровье»;

    • организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;

    • организация и проведение диагностик уровня и качества знаний правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.




VIII. сотрудничество школы с другими учреждениями


Учреждение

Задачи и направления

Формы взаимодействия

Детская поликлиника

Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение

медицинская помощь

Смоленская Областная больница

Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение

Профосмотры, диспансеризация, медицинская помощь

Стоматологический кабинет

Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение

Профосмотры и при необходимости, лечение

ГИБДД

Предупреждение детского травматизма

Лекции, беседы, ролевые игры для учащихся








IХ. План реализации программы «здоровье»

На 2017-2020 учебные годы



  1. Исследования и комплексная оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья учащихся. Медицинская диагностика


Мероприятия

Срок

Класс

Ответственный

Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. Комплектации на их основе физкультурных групп

Сентябрь

1 – 11-й

Медицинская сестра, классные руководители, учителя физкультуры

Диспансеризация в Детской Областной поликлинике

Февраль, март

1-11-й

Медицинская сестра, Специалисты поликлиники

3/

Осмотры детей в условиях школы

Декабрь-апрель

1-11 -й

Медицинская сестра, врач-педиатр

Анализ случаев травматизма в школе

В течение года

1 – 11-й

Медицинская сестра, завуч

Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни

В течение года

1 – 11-й

Медицинская сестра, классные руководители


2.Мониторинг психофизиологического здоровья учащихся


Тестирование в рамках Комплексной программы оценки психофизического состояния и функционирования возможностей организма человека

Сентябрь, май

1 – 11-й

Учителя физкультуры

Психологический мониторинг здоровья учащихся:

  • тест на адаптацию в начальной школе, средней школе;

сентябрь

1-4-й

5-8-й

Психолог

  • тест на тревожность

В течение года

По требованию

психолог

  • Диагностика (вновь прибывших)

сентябрь


психолог


  1. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школьном учреждении

Эстетическое оформление класса и школы

В течение года

1 -11-й

Завуч, классные руководители

Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа)

сентябрь

1 -11-й

Завуч

Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям:

  • проветривание;

  • освещение;

  • отопление;

  • вентиляция;

  • уборка






Ежедневно

1 раз в нед.

2 раза в год

2 раза в год

ежедневно

Все помещения

Замдиректора по АХЧ, медицинская сестра

Контроль за качеством питания и питьевым режимом

Ежедневно


Замдиректора по АХЧ, медицинская сестра

Организация проведения зарядок, физминуток на уроках.

Постоянно

1-11-й

Старший воспитатель,

классные руководители


  1. Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний


Прививки детей согласно приказам Минздрава

В течение года

1-11-й

Медицинская сестра

Профилактическая работа во время эпидемии

В течение года

1-11-й

Медицинская сестра

Профилактическая работа через беседы, уголки здоровья, санбюллетени, полезные советы

В течение года

1-11-й

Медицинская сестра, классные руководители


5.Физическое воспитание, организация активно-двигательного досуга


Профилактика нарушения осанки, зрения на уроках физкультуры, ЛФК, предметных уроках

В течение года

1-11-й

Учителя физкультуры, ЛФК, учителя начальной школы

Организация школьных соревнований

3-4 четверть

1-11-й

Учителя физкультуры,

Участие школьников в районных и Областных соревнованиях

По плану спортивного комитета

3-11-й

Учителя физкультуры

Организация дней здоровья

апрель

1-11-й

Учителя физкультуры

Работа спортивных секций

В течение года

5-11-й

Учителя физкультуры


6.Профилактика травматизма

Занятия по правилам дорожного движения (выступление сотрудников ГБДД, тематические классные часы, викторины, конкурс рисунков, плакатов)

В течение года

1-4-й

Старший воспитатель, классные руководители

Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курсов ОБЖ

По программе

7-11-й

учителя ОБЖ

Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности

Сентябрь, ежемесячно


1-11-й

Директор школы, классные руководители

Статистика и анализ случаев травматизма в школе

В течение года

1-4-й

Завуч, медицинская сестра


7.Пропаганда ЗОЖ и профилактика вредных привычек






Классный час по профилактике табококурения и алкоголизма: «Профилактика алкоголизма и табококурения в подростковой среде».

сентябрь

1-11-й

классные руководители, воспитатели, социальный педагог

Беседа « «Будущее за нами», «Я выбираю жизнь без наркотиков!»

октябрь

1-11-й

классные руководители, воспитатели, социальный педагог

Тренинг № 1« Курение-дело серьезное!».

Тренинг  № 2 « Как влияет курение на молодой организм».

Тренинг № 3 « Скажи « нет!» ПАВ!».

Тренинговое занятие «Умей противостоять зависимостям»

октябрь

1-11-й

Педагог-психолог,

классные руководители

Неделя здоровья «Мы за здоровый образ жизни»

Инсценирование сказок про здоровый образ жизни.

февраль

1-11-й

Соц. педагог, классные руководители, воспитатели, учителя физкультуры, медработники школы.

«За здоровый образ жизни», просмотр видеофильмов по графику

март

1-11-й

Соц. педагог,

воспитатели

Круглый стол по профилактике здорового образа жизни:

« Наше здоровье в наших руках!»

апрель

6-11-й

Соц. педагог, классные руководители, воспитатели

Тест «Если хочешь быть здоров»

Тест «Сигарета»

Анкетирование по завершении программы

май

5-11-й

Соц. педагог, педагог – психолог, классные руководители, воспитатели



На основе результатов обследования учащихся и итогов выполнения программы «Здоровье» будут внесены коррективы в программу.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная программа «Здоровье» рассчитана на 3 года и предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию.

Следует уделить особое внимание решению следующих задач:

  • Отработка системы выявления уровня здоровья учащихся и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения;

  • Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования ЗОЖ;

  • Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей; а также углубиться в вопросы, связанные с мониторингом спортивно-оздоровительной работы в школе.

Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от включённости педагогического коллектива в процесс реализации данной программы, осознанного понимания каждым учителем значимости стоящих перед ним задач.

14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!