СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическое сопровождение профессионального самоопределения, предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе рассмотрены вопросы профориентации старшеклассников, рекомендованы программы работы педагога-психолога по предпрофилю.

Просмотр содержимого документа
«Психологическое сопровождение профессионального самоопределения, предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников»


Психологическое сопровождение профессионального самоопределения, предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников






Соболева Н.В.,педагог-психолог МБОУ «СОШ №10» р.п. Гидроторф







Оглавление







Введение_______________________________________________________3



    1. Понятие профессионального самоопределения___________________ 5

    2. Характеристика профессионального  и личностного  самоопределения  в старшем школьном  возрасте _______________________________12

    3. Предпрофильная подготовка__________________________________16

    4. Профильное бучение________________________________________23

Заключение____________________________________________________25



Список литературы_____________________________________________27







































Введение

В настоящее время актуальность профориентационной работы возрастает с каждым годом. Развивающиеся в стране «рыночные отношения» требуют от самоопределяющихся выпускников школ готовности к самостоятельному решению своих карьерных вопросов и умения выстраивать свою жизнь осознанно и самостоятельно.

Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года устанавливает следующие целевые ориентиры развития системы образования к 2020 году: Предоставление возможностей всем обучающимся старших классов осваивать индивидуальные образовательные программы, в том числе профильное обучение и профессиональную подготовку.

В соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом министерства образования РФ от 18.07.2002 № 278, предусматривается профильное обучение, ставится задача создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

В концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года среди задач, поставленных перед психологической службой школы, есть задача, которая заключается в содействие созданию условий для самостоятельного осознанного выбора обучающимися профессии (или профессиональной области) и построения личных профессиональных планов.

Таким образом, психологическое сопровождение профессионального самоопределения, предпрофильного и профильного обучения актуально в школах и требует от педагога-психолога активной деятельности и взаимодействия с другими субъектами образовательного пространства, ведущих профориентационную работу.













































    1. Понятие профессионального самоопределения

Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры. Профессиональное самоопределение тесным образом связано с понятием «профессиональная ориентация» (это многоаспектная, целостная система научно – практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально – экономических, психолого – педагогических и медико-физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации). Профориентация, являясь целостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей, задач и единством функций. Организационно – функциональная подсистема - деятельность различных социальных институтов, ответственных за подготовку школьников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и функциональные обязанности на основе принципа координации. Логико-содержательная подсистема – профессиональное просвещение учащихся, развитие их интересов и склонностей, максимально приближенных к профессиональным; профессиональная консультация, профессиональный подбор, социально – профессиональная адаптация.

Личностная подсистема – личность школьника рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее характеризуется активной позицией, т. е. стремлением к творческой деятельности, самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности; направленностью, т. е. устойчивой доминирующей системой мотивов, убеждений, интересов, отношением к усваиваемым знаниям и умениям, социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной и эстетической культуры; развитием самосознания; представлением о себе, своих способностях, особенностях характера. В настоящее время предъявляются высокие требования к качеству подготовки выпускников общеобразовательных учреждений, что выражается в следующих характеристиках: способность самостоятельно и осознанно осуществлять выбор будущей профессии и путей ее получения. Решить данную задачу призвана система мероприятий (профориентационная работа, предпрофильное и профильное обучение), которые помогают выпускникам сделать профессиональный выбор, т.е. самоопределиться.
Профессиональная ориентация – это система мероприятий по оказанию помощи в профессиональном самоопределении молодому человеку, выбирающему профессию. Профориентация в общеобразовательных учреждениях должна решать комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач, предусматривающих соблюдение и реализацию следующих принципов: - систематичности и преемственности – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа должна вестись с первого по выпускной класс и продолжаться в системе профессионального образования; - дифференциации и индивидуализации, предусматривающий опору на дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, учитывающий возраст, социальный статус, уровень сформированности интересов, различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, уровень успеваемости и состояние здоровья; - оптимизации в сочетании массовых, групповых, индивидуальных и практических форм профориентационной работы с учащимися и родителями; - взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров занятости, органов по труду и социальной защите, общественных молодежных организаций, средств массовой информации; - учета потребностей экономики, бизнеса и общества в квалифицированных рабочих кадрах; - психологизации профориентационной работы.

В профессиональной ориентации выделяют основные направления: профессиональное просвещение (профинформация и профпропаганда), профессиография, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор (подбор), профессиональное воспитание и профессиональная адаптация.

Профессиональное просвещение – научно организованное информирование о содержании трудовой деятельности, путях приобретения профессий, потребностях рынка труда, а также требованиях профессий к индивидуально-психологическим особенностям личности. Профессиональное просвещение предоставляет информацию о социально-экономических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии. Источником информации о профессиях являются СМИ и различная справочная литература: справочники с описанием профессий (специальностей), их особенностей, справочники для поступающих в различные учебные заведения, а также сведения о перспективных тенденциях занятости. Профпропаганда способствует формированию положительной мотивации к профессиям, в которых общество испытывает необходимость.

Формы и методы: беседы, классные часы, диспуты, лекции профориентационной тематики, видеолектории о профессиях как в рамках внеклассной, так и в рамках преподавания учебных предметов (в процессе изложения учебного теоретического материала, при выполнении практических и лабораторных занятий, решения задач), экскурсии (на предприятия, организации, учреждения, профессиональные учебные заведения, и др.), рефераты по предмету, в которых используется информация о профессиях, производстве, профессиональные пробы, мастер-классы, детско-родительские игры, встречи с руководителями предприятий, с передовиками молодыми специалистами и др.

Профессиография – одно из направлений профориентации. Это описание профессий (специальностей), включающее их требования к психофизиологическим качествам человека. Результатом профессиографии являются профессиограммы и психограммы. Профессиограмма – комплексное, систематизированное описание конкретной профессии (вида трудовой деятельности), ее характеристика, включающая сведения об условиях труда, правах и обязанностях работника, а также необходимых для овладения профессией личностных качествах, знаниях, умениях и навыках.

Профориентационная диагностика – система применения диагностических и профориентационных методик для выявления профессиональных интересов и склонностей, изучения личности подростков, процесса роста, формирования качеств, способностей, профессиональной направленности. Профдиагностика – неотъемлемый компонент в системе профориентации, который охватывает все ступени школьного обучения. Диагностическая работа выстраивается таким образом, чтобы максимально выявлять потребности, интересы и склонности каждого ребенка на каждом возрастном этапе.

Изучение индивидуальных психологических особенностей может осуществляться различными способами: от простого наблюдения за достижениями в освоении учебных дисциплин до использования различных анкет, опросников, традиционных и модифицированных методик по самоопределению учащихся.
Методы: профориетационные опросы и анкетирование, психодиагностическое тестирование, профориентационные карты и др.

Профориентационная консультация – часть системы профессиональной ориентации, регулятор профессионального самоопределения личности. Это непосредственная помощь школьнику в выборе конкретной профессии на основе изучения личности, ее возможностей и сопоставления полученной информации с требованиями профессии, что обеспечивает максимальный учет объективных и субъективных условий профессионального выбора. Профконсультация стимулирует размышления школьника о перспективах своего личностного и профессионального самоопределения, предоставляя ему определенные ориентиры для оценки собственной готовности к реализации намеченных профессиональных планов. При ориентации личности ученика на массовые профессии (пригодные для многих людей) помощь консультируемому состоит в нахождении личностного смысла будущей деятельности.

Можно выделить три этапа в работе по профконсультации:

1. Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осознанному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения.

2. Цель завершающей профконсультацииоказание помощи в выборе профессии в соответствие с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Эту консультацию в 8-11 классах проводят педагоги-психологи (специалисты-профконсультанты) совместно с учителями школы.

3. Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки школы и осуществляется в средних профессионально-технических училищах, вузах, на предприятиях и т.п.

На каждом из этих этапов профконсультация носит разный характер. На первом этапе подготовка учащихся к выбору профессии немыслима без развития самооценки и положительных качеств личности. При этом профконсультация прежде всего носит развивающий характер. Если у ученика уже сложились интересы, отвечающие его способностям, то задача педагога-психолога (профконсультанта), учителя, классного руководителя состоит в том, чтобы направлять его деятельность.

На втором этапе профориентация носит рекомендательный характер и решает такие основные задачи: определить соответствие состояния здоровья требованиям выбираемой профессии, психологическую готовность личности к овладению избранной профессией, справочная информация учащихся о содержании и характере труда, возможностях получения специального образования, профессиональной подготовки и трудоустройства. Для проведения психолого-педагогической консультации используют данные предварительной профдиагностики личности школьников. Третий этап профконсультации связан с поступлением ученика в профессиональное учебное заведение или непосредственно на работу. Его можно назвать еще формирующим, ибо основная задача на этом этапе - помочь молодому человеку утвердиться в профессиональном выборе. С помощью школы учащиеся знакомятся с будущими условиями своей деятельности, готовясь к обучению в учебном заведении или непосредственно поступлению на работу.

Профессиональная консультация для учащихся по форме проведения может быть коллективной, групповой и индивидуальной.

Методы: наблюдение за деятельностью и развитием обучающегося, изучение результатов учебной и внеучебной деятельности, индивидуальные беседы с профконсультантом, интервью, сочинения, тематические рисунки, игры с профориентационным содержанием, анкетирование, тестирование и другие виды диагностики (изучение профессиональных планов обучающихся) и на их основе разработка и предоставление рекомендаций о выборе будущей профессии в соответствии с интересами и возможностями обучающихся, о возможных путях ее получения, профессиональные игры, ситуации, тренинги. Профориентационная работа является базовой основой для предпрофильного и профильного обучения, т.к. оно не возможно без учета индивидуальных интересов, способностей, склонностей и предпочтений учащихся. В связи с необходимостью реализации «Концепции профильного обучения и организации допрофильной подготовки» центр тяжести деятельности в этом направлении смещается с выпускных классов в среднее и даже младшее звено школы.
На каждом возрастном этапе реализуются различные цели профориентационной работы.
В начальной школе главным является формирование интереса к профессиональной деятельности, положительного отношения к труду, осознание смысла профессиональной деятельности и его общественного значения. В базовой школе – знакомство с профессиями и миром труда, формирование профессиональной направленности личности, формирование адекватной самооценки собственных способностей и склонностей, формирование профессионального самосознания. В средней школе – определение профессиональных предпочтений и намерений, соответствие их возможностям и склонностям учащихся. Процесс профессионального самоопределения включает раз­витие самосознания, формирование системы ценностных ориен­тации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопреде­ление человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и дея­тельности. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его про­фессиональное самоопределение и профессиональный выбор. Самоопределение связано с новым восприятием времени – соотнесением прошлого и будущего, восприятием настоящего с точки зрения будущего. В детстве время осознанно не воспринималось и не переживалось, теперь осознается временная перспектива, «Я» охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее.


1.2 Характеристика профессионального  и личностного  самоопределения  в старшем школьном  возрасте 

     Профессиональное самоопределение – это определение  своего места в мире профессий, нахождение личностного смысла в выполняемой  работе, внесение коррективов в «вектор» профессионального становления  личности.
     Формирование профессионального самоопределения начинается уже в дошкольном возрасте, проявляясь в избирательном интересе к сюжетно-ролевым играм, в младшем школьном - в учебно-познавательном интересе, в подростковом - в склонностях и способностях к учебным предметам, а в возрасте ранней юности профессиональное самоопределение приобретает наибольшую значимость и становится одним из центральных психологических новообразований.      Н.С. Пряжников предлагает семь типов самоопределения личности. И как отмечает Н.С. Пряжников, профессиональное и личностное самоопределение имеют много общего, но в то же время в их содержании выделяет два принципиально важных отличия:
     - профессиональное самоопределение  является более конкретным и  его проще оформить официально, личностное самоопределение - более  сложное понятие;
     - профессиональное самоопределение  в большей степени зависит  от внешних (благоприятных) условий,  а личностное самоопределение  – от самого человека.
     Очень важно отметить, что профессиональное самоопределение – это часть  более общего процесса жизненного самоопределения. По словам, Е.А. Климова, профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается  завершением профессиональной подготовки по избранной специальности; оно  продолжается на протяжении всей профессиональной жизни. Профессиональное самоопределение - это не просто выбор профессии или альтернативных сценариев профессиональной жизни, а своеобразный творческий процесс развития личности.
     Подробно  анализируя профессиональное самоопределение, Е.А. Климов понимает его как важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника  сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов.
     Более сложный тип – личностное самоопределение, Н.С. Пряжников рассматривает его как высшее проявление жизненного самоопределения, когда человек становится хозяином ситуации и всей своей жизни. Можно сказать, что личностное самоопределение – это нахождение самобытного образа «Я», постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей.
     По  мере того как человек приобретает  жизненный опыт, происходит более  или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс её переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и  основное содержание его внутреннего  существа, определяющие мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни.
   «Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась, и старший подросток остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий период срок необходимо создать жизненный план — решить вопросы кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе своё будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных целей». 1 По  мнению Н.С. Пряжникова, у старшеклассников постепенно формируется готовность к самоанализу основных склонностей и способностей, что может стать основой для готовности к подлинному самоопределению. «Одновременно все больше рассматриваются, сравниваются и обсуждаются различные варианты построения своего счастья (различные образы жизни). Это невозможно без обращения к ценностно-смысловым аспектам профессионального и личностного самоопределения. Как считают многие серьезные специалисты, именно ценностно-нравственные ориентации составляют «ядро» самоопределяющейся личности. В старших и выпускных классах основной акцент переносится на конкретный выбор» 2.
     То, насколько престижной окажется выбранная профессия или ВУЗ, в который ребёнок собирается поступать, зависит от его уровня притязаний. Это может быть следствием разумного отказа от беспочвенных надежд, но может быть и проявлением малодушия, страха перед решительным шагом.
     Итак, «самоопределение как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием старшего подросткового возраста. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нём»3.
     В этом возрасте осознаётся временная  перспектива, развивается устойчивая самооценка, нравственная устойчивость личности. Самоопределение и стабилизация личности в старшем подростковом возрасте тесно связана с выработкой мировоззрения, системой ясных устойчивых убеждений. В старших классах  происходит их окончательное становление.
     Самосознание  проходит особенный этап в старшем подростковом возрасте. И.С. Кон пишет, что если число ребят, озабоченных своим настоящим «Я» в подростковом и юношеском возрасте, практически одинаково, то в 15-16 лет резко увеличивается озабоченность своим будущим «Я».
     Ещё один момент, связанный с самоопределением в данном возрасте, — изменение  учебной мотивации. Как считает  А.В. Петровский, именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению.
     Итак, решая вопросы профессионального  самоопределения, выбора жизненного пути, старшеклассник исходит из формирующихся  у него основных жизненных позиций, убеждений, идеалов, ценностных ориентаций. При этом он «примеряет» эти убеждения  к своей будущей жизни и  глубже осознает их. Таким образом, в старшем школьном возрасте становление  мировоззрения, личностного и профессионального  самоопределения осуществляется в  тесной взаимосвязи. Личностное самоопределение  лежит в основе процесса самоопределения  в старшем подростковом и юношеском  возрастах, оно определяет развитие всех других видов самоопределения.



1.3 Предпрофильная подготовка Переход на профильное обучение не произойдет сам по себе «автоматически», необходима подготовка. Организация предпрофильной подготовки является одним из важных элементов перехода на профильное образование. Она выполняет подготовительную функцию и является подсистемой профильного образования. В 9-ом классе основной школы ученик должен будет получить информацию о возможных путях продолжения образования, причем совершенно конкретно, в отношении территориально доступных ему образовательных учреждений, оценить свои силы и принять ответственное решение. Важно понимать, что если раньше выпускник основной школы совершал выбор между обучением в 10-ом классе «в своей школе» и системой профессионального образования (поступление в гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением ряда предметов не носило массового характера), то теперь по окончании основной школы нормой становятся и переходы из школы в школу. Перед учеником по окончании им основной школы будет стоять сложная задача не только правильного выбора профиля, но и возможности поступления на данный профиль и возможности реализации обучения на данном профиле. Оказание психолого-педагогической помощи заключается в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности формирование способности принимать осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии. Предполагается, что система обучения обеспечит школьникам возможность попробовать себя в различных направлениях. В течение учебного года, посещая предпрофильные курсы, каждый девятиклассник сможет познакомиться с тем, что ожидает его на старшей ступени образования. По своему желанию он может пройти курсы, соответствующие разным профилям. Предпрофильное обучение строится на основе индивидуализации учебного процесса, что обеспечивается с помощью обучения в малых группах и по индивидуальным учебным планам. Приветствуется также реализация индивидуальных траекторий образования, представляющих собой некое движение ученика в содержании обучения, во времени и в пространстве, то есть по разным учреждениям района. Еще один обязательный принцип обучения – это активность школьников. Самоопределение относительно будущего профиля обучения будет происходить через конкретные пробы эвристического характера. Основная цель психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки - оказание поддержки учащимся в принятии ре­шения выбора профиля обучения. Задачи психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки учащихся на этапе выбора профиля образовательного учреждения преимущественно состоят в: -помощи администрации в карьерном собеседовании с педагога­ми с целью изучения возможности их участия в профильном обучении; - изучении перспектив трудоустройства в рамках данного профиля (совместно с педагогами основной школы); - диагностике и самодиагностике профнаправленности учащихся, - изучении мнений родителей с целью определения результатов выбора профиля; - разработке и подборе методических материалов для профори- ентационных программ в рамках предпрофильного и профильного обу­чения; - участии в подготовке классных руководителей к проведению про- фориентационных программ в основной школе (8-9 классах);

- проведении профориентационных тренинговых программ;

- участии в подготовке классных руководителей к проведению про­фориентационных программ в старшей школе.

Профильная ориентация - это специально организованная деятель­ность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в про­фильных и непрофильных классах старшей школы.

Направления профильной ориентации:

• психолого-педагогическая диагностика;

• анкетирование;

• консультирование учащихся 8-9 классов;

• организация процесса самопознания, рефлексия полученного опыта;

• формирование профессионально-ценностной мотивации в пред- профильном классе.

Этапы профильной ориентации

1. Пропедевтический (конец 8 класса): изучение школьниками воз­можностей и путей предпрофильной подготовки и профильного обуче­ния; диагностика интересов, склонностей, способностей, образователь­ного запроса школьников «на входе».

2. Основной (период обучения в 9 классе): обучение способам при­нятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности; анализ возможных ограничителей свободы выбора про­филя обучения; «пробы выбора профиля обучения».

3. Заключительный (окончание 9 класса): диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса школьников «на выходе»; работа с «матрицами» альтернативного выбора; «погружение» в проблему выбора профиля.

Результат предпрофильной подготовки - ученик должен быть го­тов к выбору профиля дальнейшего обучения: продолжить обучение в общеобразовательном классе, поступить в учебное заведение (гимна­зию, лицей, техникум и др.) или продолжить обучение в профильном классе.

В содержание психолого-педагогического сопровождения предпрофильпой подго­товки входит:

- диагностика (система диагностических мероприятий по выявле­нию склонностей, направленности и мотивации учащихся к освоению того или иного вида деятельности);

- мониторинг личного продвижения учащегося в процессе освое­ния курсов по выбору;

- работа с учащимися: индивидуальные консультации, групповые тренинги, нацеленные на освоение учащимися способов самопрезен­тации, самоанализа, самоконтроля, организации труда, планирования, эффективной коммуникации и т.д.

Психологическая диагностика является одним из видов оказания практической помощи учащимся в процессе профессионального само­определения.

Психодиагностическая работа психолога со старшеклассниками по подготовке их к осознанному выбору профессии должна строится на принципе активности личности в процессе самопознания, постоянном анализе полученных результатов, осознания их значимости для своего развития и профессионального самоопределения.

Большинство диагностических заданий должно предлагаться в форме самодиагностики, когда ребенок сам проверяет себя, обрабаты­вает полученные результаты, делает выводы. Роль психолога при этом - помочь интерпретировать полученные данные.

Основные задачи психолога в диагностической работе со старше­классниками по подготовке их к выбору профиля обучения и дальней­шего профессионального образования:

- мотивационная (заинтересовать подростков проблемой самопоз­нания, показать значимость, важность изучения себя и своих особенно­стей для дальнейшего саморазвития);

- информационно-справочная (дать необходимые знания об индиви­дуальных особенностях человека, профессионально важных качествах);

- собственно диагностическая (направлена на самопознание подрост­ка, решается с помощью несложных, понятных подроспд' психодиагнос­тических методик, чтобы сформировать у подростка готовность к само­познанию и оказать помощь в объяснении результатов этого познания);

- развивающая (создание условий для осознания возможностей выбора, принятия ответственности за сделанный выбор, для развития навыков самооценки, самоконтроля, самопознания).

Основные требования при отборе диагностических профориентационных методик: диагностико-активизирующий характер, достаточная валидность и надежность, экономичность в отношении временных зат­рат, актуальность.

Блоки психодиагностических методик:

1. Диагностика профессиональных интересов и склонностей - ос­нова для адекватного выбора профиля.

Примеры методов и методик: анкетирование, структурированная бе­седа, дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Климова Е. А.,

Карты интересов. Опросник профессиональных склонностей Л. Йоваши, Опросник профессиональных предпочтений Л. Н. Кабардовой и др.

2. Диагностика профессиональных способностей и личностных характеристик (мотивационные, характерологические, эмоционально- волевые, интеллектуальные особенности).

3. Активизирующие профориентационные методики Н. С. Пряжникова Главной целью и особенностью активизирующих опросников является не столько получение информации о клиенте, сколько стиму­лирование его размышлений о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения, формирование готовности к раз­мышлениям о себе и своей жизни.

4. Компьютерные профориентационные методики.

Могут использоваться компьютерные профориентационные диаг­ностические методики: «PROFI», «Выбор», «Весы», экспресс-диагностика профессиональных предпочтений «Ориентир», ДДО, Карта инте­ресов, Опросник профессиональных предпочтений Дж. Голланда.

5. Диагностика уровня готовности учащегося к самостоятельному и осознанному выбору профиля.

Целью этого блока диагностических методов и методик является:

- определение уровня информированности о мире профессий;

- определение уровня информированности о способах получения профессионального образования и работы;

- определение внешних и внутренних факторов, влияющих на вы­бор профиля;

- выявление уровня сформированности личной профессиональной перспективы (личного профессионального плана).

Здесь широко используются такие методы диагностики как анкети­рование, структурированная беседа, метод незаконченных предложений, а также диагностические методики: «Профессиональная пригодность» (А. П. Чернявской), опросник «Определение готовности к выбору про­фессии» (А. П. Успенского), опросник по схеме построения личной про­фессиональной перспективы (Н. С. Пряжникова).

Для подготовки обучающихся к ситуации выбора дальнейшего образования можно использовать следующие программы:

  1. Махаева О. А., ГригорьеваЕ. Е. Я выбираю профессию: Комплек­сная программа активного профессионального самоопределения школь­ников. - М.: УЦ «Перспектива», 2002.

  2. Митина Л. М. Психологическое сопровождение выбора профес­сии. - М.: МПСИ «Флинта», 2003.

  3. Основы выбора профессии. Факультативный курс для выпускни­ков школ. - Вологодский областной центр занятости, 1997.

  4. Путь к профессии: основы активной позиции на рынке труда: Учебное пособие для учащихся старших классов школ / Ж. П. Безус , И. В. Кузнецова. - Ярославль: Центр «Ресурс», 2003.

  5. Резапкина Г. В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. - М.: Генезис, 2004.

  6. Резапкина Г. В. Я и моя профессия. Программа профессионально­го определения для подростков.- М.: Генезис, 2002.

  7. Твоя профессиональная карьера: Учебно-методический комплект для учащихся 8-9 классов / Под ред. С. П. Чистяковой. - М.: Просвеще­ние, 2003.

  8. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профес­сиональной ориентации. - М.: Владос-Пресс, 2003 и другие.







    1. Профильное бучение

Главная цель профильного обучения – обеспечение обучения учащихся с учётом их индивидуальных склонностей и потребностей, что определяет ведущую роль психологического сопровождения.
Организация профильного обучения требует чётких и обдуманных действий от всех участников данного процесса и, прежде всего, от администрации школы. Такое обучение – основа перехода к разноуровневой школе, школе настоящего и будущего. Основные цели организации учебного процесса в рамках профильного обучения следующие:

  • повышение качества общего образования;

  • установление равного доступа к полноценному образованию различным категориям учащихся в соответствии с их склонностями и потребностями;

  • обеспечение условий для творческого и профессионального самоопределения учащихся;

  • преемственность между общим и профессиональным образованием.

Задачи психологического сопровождения профильного обучения определены в рамках службы практической психо­логии в системе образования. Они заключаются в следующем:

  • работа по адаптации детей, подростков и молодежи к условиям образовательных учреждений, выработка конкретных рекомендаций педагогам, родителям, воспитателям и другим заинтересованным лицам по оказанию помощи детям в адаптационный период;

  • создание программ индивидуальной работы с участниками образовательного процесса, предназначенных для адаптации учащихся к процессу обучения и обеспечения всестороннего и гармоничного развития личности;

  • создание условий, содействующих предупреждению дезадаптационных состояний при переходе на новые ступени в сис­теме образования;

  • проведение различных видов работ по созданию благоприят­ного психологического климата в учреждении образования;

  • осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки педагогического коллектива и др.





























 





Заключение

Проблема выбора профессии стояла перед старшеклассниками все­гда. Сейчас она становится особо актуальной в связи с введением пред- профильного и профильного обучения. Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необ­ходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профессионального образования. В на­стоящее время профессиональное самоопределение учащихся проис­ходит в условиях нестабильной ситуации в стране, изменениями, про­исходящими в системе образования. Школьнику непросто представить себе потребности на рынке труда, реальные возможности трудоустрой­ства, правильно оценить свои возможности. В этой ситуа­ции нередко у учащихся падает интерес к выбору профессии, появляет­ся чувство тревоги, неуверенности и неопределенности. Все это может привести к тому, что школьник может сделать сомнительный, необос­нованный, неосознанный выбор дальнейшего профессионального об­разования, который будет влиять на все стороны его будущей жизни.

Поэтому на современном этапе актуально и остро встает проблема психологической помощи в выборе профиля обучения и дальнейшего профессионального образования.

Переход на профильное обучение требует разработки и примене­ния комплексной модели психолого-педагогического сопровождения, которая бы интегрировала диагностику, консультирование и сопровождение всех субъектов образовательного пространства.

Таким образом, можно говорить о том, что психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся предполагает создание ориентационного поля профессионального развития личности, укрепление профессионального Я, поддержание адекватной самооценки, оперативную помощь и поддержку, саморегуляцию жизнедеятельности, освоение технологий профессионального самосохранения.

Роль психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения заключается не только в оказании своевременной помощи и поддержки учащимся, но и в научении их самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему становлению, в помощи личности стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни. Необходимость решения этих условий обусловлена социально-экономической нестабильностью, многочисленными переменами в индивидуальной жизни каждого человека, индивидуально-психологическими особенностями, а также случайными обстоятельствами и иррациональными тенденциями жизнедеятельности.



























Список литературы

    1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

    2. Митина Л. М. Психологическое сопровождение выбора профес­сии. - М.: МПСИ «Флинта», 2003.

    3. Овчарова P. В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1996. - С. 276-333.

    4. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дуброви­ной. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - С. 283-427.

    5. Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильного обучения /Авторы-составители : Н. В. Афанасьева, Н. В. Малухина, Т. В. Загоскина /Департамент образования Вологодской области, ВИРО, издательский центр, 2005.

    6. Пряжников П. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. -М.: Изд-во МПСИ, 2003.

    7. Резапкина Г. В. Отбор в профильные классы. - М., 2004.

    8. Резапкина Г. В. Скорая помощь в выборе профессии. Практи­ческое руководство для педагогов и школьных психологов. - М.: Гене­зис, 2004.

    9. Твоя профессиональная карьера: Учебно-методический комп­лект для учащихся 8-9 классов / Под ред. С. П. Чистяковой. - М.: Про­свещение, 2003.

    10. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. - М., 1995.

Интернет-источники:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_287411/



1 Пряжников П. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. -М.: Изд-во МПСИ, 2003, С 312

2 Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996, С 298.



3 Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996, С 322.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!