Беседа на тему: «Эмпатия - основа взаимодействия»
Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше сегодняшнее общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу. А сейчас немного поиграем.
1. Ребята, предлагаю сыграть в очень простую игру. Необходимо сосчитать до десяти. И произнести столько же приятных слов.
чего хотелось каждому сначала?
почему сначала ничего не получалось?
как удалось досчитать до десяти?
чему нас учит эта игра?
2. Чтение китайской притчи о терпении
Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно. Прочитайте притчу, и вы всё поймёте.
Правитель обратился к известному мудрецу-отшельнику с просьбой посоветовать, как достичь всеобщего счастья и благоденствия. Он пообещал ответить через некоторое время. Через месяц он сказал посланникам императора, что ответ не готов. То же произошло и через полгода. Разгневанный правитель через год приказал привести ответ или казнить мудреца за издевательство. Отшельник отдал таблички, и их привезли императору. На них 365 раз было написано одно и то же слово. Разгневанный император приказал доставить мудреца во дворец и спросил: «Почему только одно слово и почему ему потребовался целый год, чтобы все это написать». Мудрец ответил, что год понадобился ему, чтобы осознать написанное, а императору, чтобы смог прочитать его совет.
Какое слово написал мудрец? (ТЕРПЕНИЕ).
Кто считает, что этого качества у него в достатке.
Приведите примеры, когда вы его проявили.
Что вы при этом чувствовали?
Легко ли быть терпимым?
3. Предлагаю закончить фразы:
Простить - это...
Когда мне отказывают в моей просьбе, я...
Когда я вынужден кому-нибудь отказать в просьбе, я...
4. «Копилка обид»
Что же делать с «текущими» обидами? Важно уметь выразить обиду. Но нельзя мстить другим людям: это не решает проблему, а усугубляет ее. Как же нужно относиться к обидчику?
Ребята, вспомните свои обиды, к какому выводу вы пришли - нужно уметь прощать обиды. Ребятам предлагается нарисовать «Копилку обид» и поместить в нее все обиды, которые они переживали раньше. После этого проводится обсуждение: что делать с этой копилкой? Бесплодно накопления обид. Жалость к себе является плохой привычкой.
(Копилки отправляются в мусорную корзину).
5. Составление правил общения.
Мы часто обижаем других, но не потому, что хотим их обидеть, а потому, что не всегда понимаем их поступки или мысли. Поэтому в общении следует придерживаться определенных правил:
Давайте запишем на листочках в виде листьев дерева правила, а потом крепят на изображение дерева, которое вы нарисуете.
Примерные ответы:
1) Говори о другом только тогда, когда тебя об этом попросят.
2) Говоря о своих чувствах к другому человеку, скажи о том, какие его слова и поступки их вызвали, не говори о человеке в целом.
3) Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека.
4) Не давай оценки.
5) Не давай советов. Слова: «Я бы на твоем месте...»; «Ты должен...» — под запретом.
6. При помощи правил толерантного общения дайте конструктивный ответ собеседнику.
Ситуация 1. Друг отказывается выполнять твою просьбу.
Ситуация 2. Подруга не возвращает книгу, а она тебе сейчас очень нужна.
Ситуация 3. Соседка обвиняет тебя в том, что ты разбросал мусор.
Ситуация 4. Общаясь с одноклассниками, подруга неожиданно перебивает и начинает разговор на другую тему.
Ситуация 5. Одноклассник без разрешения воспользовался твоим мобильным телефоном.
Ситуация 6. Подруга грубит и отказывается обсуждать с тобой ситуацию с отношениями к мальчику.
(Посоветуйтесь с родителями).
Подведение итогов.
Сегодня мы учились быть терпеливыми, прощать обиды. Я надеюсь, что полученные на сегодняшнем занятии знания вы будете использовать в своем повседневном общении. Спасибо всем! До новых встреч!