Психологическое занятие с элементами тренинга «Уверенность в жизни»
Цель: формирование самосознания подростка, личностный рост.
Материалы: цветные карандаши или фломастеры, листы формата А4 на каждого участника, мяч.
Перед занятием участникам раздают бейджи и просят записать свое имя.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, что наша встреча пройдет интересно и с пользой для каждого из вас. Сегодня мы сделаем нечто, что позволит почувствовать себя более уверенными и защищенными. Упражнение на сплочение группы.
Упражнение: «Прилагательное на первую букву имени».
Цель: знакомство участников группы, снятие тревожности.
Ведущий. Вы уже знаете друг друга. Часто мы не задумываемся об окружающих нас людях. Предлагаю вам познакомиться поближе. Каждый участник называет свое имя в таком виде как любит, чтобы его называли, и подбирает на первую букву своего имени прилагательное, которое как-то его характеризует, отражает какие-то особенности его характера, его индивидуальности. Например: «Я Мариночка. Я мудрая »
2. Разминка «Доброе животное»
Ведущий. Ребята, нас с вами … человек, и мы организовали группу. Для того чтобы почувствовать себя одним целым, я предлагаю выполнить упражнение «Доброе животное». Встаньте в круг плечом к плечу и возьмите друг друга за руки. Вы — одно большое доброе животное. Животное дышит. Шаг назад – вдох. Шаг вперед — выдох. У животного бьется сердце. Два шага назад — притопывая, два шага вперед. Спасибо.
3. Упражнение «Рыба для размышления»
Ведущий. Для того чтобы нам познакомиться поближе, я предлагаю каждому из вас «поймать рыбу» — вытянуть карточку и закончить записанное на ней предложение.
Каждый участник группы «ловит рыбу», доставая из корзинки карточку с неоконченным предложением. После этого он зачитывает предложение, завершая его своими собственными словами.
Предложения на карточках:
Самый большой страх — это...
Я не доверяю людям, которые...
Я сержусь, когда...
Я не люблю, когда...
Мне грустно когда...
Когда я спорю...
Когда на меня повышают голос, я...
Самое грустное для меня...
Человек считается неудачником, если...
Мне скучно, когда...
Я чувствую неуверенность, когда...
Какое чувство вы испытали, заканчивая предложения?
Ведущий. Действительно, каждый из нас переживал чувства страха, неуверенности, неуспеха. Наверное, случалось, что вы были обижены, у вас было плохое настроение или на душе грустно, или вы просто скучали. В этот момент каждому хочется иметь поддержку и защиту. С древних времен люди создавали для себя талисманы и обереги. Сегодня мы с вами постараемся создать такую поддержку для себя.
4. Коллаж «Мой герб»
Ведущий. Во второй половине XV века крестоносцы в Европе стали использовать специальные эмблемы для обозначения своего положения в обществе. Люди знатного происхождения гордились своими гербами. Гербы не только обозначали индивидуальность того или иного человека, качества его характера, его успехи и привилегии его семьи, но и говорили о его происхождении. Для распознавания воина щиты покрывали яркими красками (эмалями), украшали деталями. Основой герба служит щит. И не зря: щит — это защита, помощник в трудную минуту. Сегодня каждый из вас сделает для себя герб.
Для этого вы получите листы с основой герба. Он разделен на пять частей. В первой вам надо изобразить то, что вы умеете делать лучше всего.
Во второй — место, где вы чувствуете себя хорошо: уютно и безопасно.
В третьей — самое большое свое достижение.
В четвертой — трех человек, которым вы можете доверять.
Все это вы можете изобразить с помощью слов, картин, символов, рисунков.
А в пятой напишите три слова, которые хотели бы услышать о себе.
Время на работу — 15 минут.
Участникам дается время на создание собственного герба. По желанию участники рассказывают о том, что у них получилось. Обсуждение.
Ведущий. Каждому из нас надо помнить, что, герб который вы изготовили, поможет вам:
— когда вам скучно, вспомнить те дела, которыми можно заняться;
— когда одиноко, подумать о тех людях, к которым вы можете прийти и поделиться своими мыслями;
— стать более уверенными, вспомнив свои достижения, и задуматься о том, чего еще вы можете достигнуть;
— мысленно представив то место, в котором вам уютно и хорошо, отдохнуть и успокоиться;
— когда же бывает горько, обидно, страшно, тревожно, для поддержания духа вспомнить и произнести вслух три слова, которые вам хотелось бы слышать о себе.
8. Рефлексия
1. Что нового для себя вы узнали на нашем занятии?
2. Что вам понравилось и что не понравилось?
3. Как вы считаете, поможет ли вам герб справиться с плохим настроением и стать более уверенными в своих силах?
Работа в парах. Пишут пожелания друг другу: чем заняться, чтобы не принять поспешное, неправильное решение в критической ситуации (обратиться к психологу, послушать музыку, заняться физическими упражнениями, посоветоваться с лучшим другом, рассказать родителям, позвонить на телефон доверия, сделать отложенную «на потом» работу...)
Ведущий. Спасибо. Наше занятие подошло к концу.