СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психология и культура педагогического общения в деятельности учителя. Педагогическая тактика и педагогическая этика.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психология и культура педагогического общения в деятельности учителя. Педагогическая тактика и педагогическая этика.»

Психология и культура педагогического  общения в деятельности учителя. Педагогическая тактика и педагогическая этика.

Психология и культура педагогического общения в деятельности учителя. Педагогическая тактика и педагогическая этика.

План: Сущность и функции педагогического общения. Принципы педагогического общения Стили педагогического общения. Коммуникативные умения и навыки педагога.

План:

  • Сущность и функции педагогического общения.
  • Принципы педагогического общения
  • Стили педагогического общения.
  • Коммуникативные умения и навыки педагога.
Общение это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Общение

  • это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя
  • обмен информацией,
  • выработку единой стратегии взаимодействия,
  • восприятие и понимание другого человека.

Общение Обмен информацией Восприятие,  изучение, понимание, оценка партнерами друг друга Организация взаимодействия диктат опека конкуренция сотрудничество Согласование усилий Навязывание воли Соперничество и противостояние

Общение

Обмен информацией

Восприятие,

изучение, понимание,

оценка партнерами

друг друга

Организация взаимодействия

диктат

опека

конкуренция

сотрудничество

Согласование

усилий

Навязывание

воли

Соперничество

и

противостояние

Педагогическое общение специальная форма профессионального общения преподавателя и студента, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата и оптимизацию взаимоотношений .  Идеальное педагогическое общение должно снимать отрицательные эмоции, вызывать радость постижения , жажду совместной деятельности .

Педагогическое общение

  • специальная форма профессионального общения преподавателя и студента, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата и оптимизацию взаимоотношений .
  • Идеальное педагогическое общение должно снимать отрицательные эмоции, вызывать радость постижения , жажду совместной деятельности .

Педагогическое общение разворачивается на уровне педагогических отношений 1.Осознание и принятие участниками своей позиции в системе «учительства-ученичества».  2.Понимание человека как цели и ценности педагогической деятельности, но не как средства.  3.Профессиональная установка на работу с человеческими свойствами и различными проявлениями человеческой природы .  4.Готовность участников педагогического взаимодействия к взаимоизменению .  5.Наличие предметного содержания , имеющего образовательный смысл, как основы для педагогического взаимодействия

Педагогическое общение разворачивается на уровне педагогических отношений

  • 1.Осознание и принятие участниками своей позиции в системе «учительства-ученичества».
  • 2.Понимание человека как цели и ценности педагогической деятельности, но не как средства.
  • 3.Профессиональная установка на работу с человеческими свойствами и различными проявлениями человеческой природы .
  • 4.Готовность участников педагогического взаимодействия к взаимоизменению .
  • 5.Наличие предметного содержания , имеющего образовательный смысл, как основы для педагогического взаимодействия

Искусство общения педагога состоит в том, чтобы поставить человека выше его отдельных недостатков и несовершенств , увидеть и оценить в нем индивидуальные и неповторимые черты, понять, что ценность личности человека не должна зависеть от его отдельных свойств .

Искусство общения педагога

  • состоит в том, чтобы поставить человека выше его отдельных недостатков и несовершенств ,
  • увидеть и оценить в нем индивидуальные и неповторимые черты,
  • понять, что ценность личности человека не должна зависеть от его отдельных свойств .

Степень внутренней включенности  участников в ситуацию педагогического взаимодействия осуществляется на разных по глубине уровнях: коммуникации  (целенаправленный обмен сведениями) общения (диалог на межличностном уровне) СО-БЫТИЯ (духовное единение)

Степень внутренней включенности участников в ситуацию педагогического взаимодействия осуществляется на разных по глубине уровнях:

коммуникации

(целенаправленный обмен сведениями)

общения

(диалог на межличностном уровне)

СО-БЫТИЯ

(духовное единение)

 «Открытие» на общение 1.Выбор правильной мимики пластической позы. 2. Подача материала с позиций «мы». 3.Установление личного контакта.

«Открытие» на общение

  • 1.Выбор правильной мимики пластической позы.
  • 2. Подача материала с позиций «мы».
  • 3.Установление личного контакта.

Положительный тип мимики доброжелательный тип мимики связан с младенческим взглядом:  легкая улыбка,  отсутствие складок на лбу,  миролюбиво изогнутые брови

Положительный тип мимики

  • доброжелательный тип мимики связан с
  • младенческим взглядом:
  • легкая улыбка,
  • отсутствие складок на лбу,
  • миролюбиво изогнутые брови

Отрицательный тип мимики Агрессивно-жестокий тип мимики: прямой взгляд, широко раскрытые глаза, твердо сжатые губы; нахмуренные брови

Отрицательный тип мимики

  • Агрессивно-жестокий тип мимики:
  • прямой взгляд,
  • широко раскрытые глаза,
  • твердо сжатые губы;
  • нахмуренные брови

Мимика преподавателя живая; выразительная; непринужденная; спокойный, внимательный взгляд

Мимика преподавателя

  • живая;
  • выразительная;
  • непринужденная;
  • спокойный, внимательный взгляд

Эмоции, на которые направлены  педагогические усилия

Эмоции, на которые направлены педагогические усилия

Принцип ориентации на понимание - необходимость установки на понимание поступающих сообщений и понимание партнера
  • Принцип ориентации на понимание - необходимость установки на понимание поступающих сообщений и понимание партнера

Стили педагогического общения Авторитарный Попустительский  (либеральный) Демократический

Стили педагогического общения

Авторитарный

Попустительский (либеральный)

Демократический

Авторитарный стиль педагогического общения –  диктат и опека.   чрезмерная требовательность, категоричность в суждениях, безапелляционность, пренебрежение мнениями других.  Педагог постоянно проявляет свое превосходство.  Акцентирует внимание на негативных поступках студента, при этом не принимая во внимание мотивы поступков.

Авторитарный стиль педагогического общения – диктат и опека.

  • чрезмерная требовательность, категоричность в суждениях, безапелляционность, пренебрежение мнениями других.
  • Педагог постоянно проявляет свое превосходство.
  • Акцентирует внимание на негативных поступках студента, при этом не принимая во внимание мотивы поступков.

Опасность авторитарного стиля тормозит развитие личности, подавляет активность, сковывает инициативу, порождает неадекватную самооценку. В отношениях возникает смысловой и эмоциональный барьеры между общающимися, что прививает культ силы, формирует невротиков, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми

Опасность авторитарного стиля

  • тормозит развитие личности,
  • подавляет активность,
  • сковывает инициативу,
  • порождает неадекватную самооценку.
  • В отношениях возникает смысловой и эмоциональный барьеры между общающимися, что прививает культ силы, формирует невротиков, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми

Этикет профессионально-педагогического общения Этикет – совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление человеческих взаимоотношений.  Культура поведения в деловом общении немыслима без соблюдения правил вербального этикета, связанного с формами и манерами речи, словарным запасом, то есть всем стилем речи, принятым в общении данного круга деловых людей.

Этикет профессионально-педагогического общения

  • Этикет – совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление человеческих взаимоотношений.
  • Культура поведения в деловом общении немыслима без соблюдения правил вербального этикета, связанного с формами и манерами речи, словарным запасом, то есть всем стилем речи, принятым в общении данного круга деловых людей.
Общие правила делового этикета учителя

Общие правила делового этикета учителя

Правила этики для учителя Выбор методов работы, развивающие положительные качества у учеников

Правила этики для учителя

Выбор методов работы, развивающие положительные качества у учеников

Речевой этикет преподавателя

Речевой этикет преподавателя

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ   Профессиональный педагогический долг  Профессиональная честь Педагогический авторитет Педагогическая справедливость Педагогическая мораль Педагогический такт Педагогическое сознание

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ

  • Профессиональный педагогический долг
  • Профессиональная честь
  • Педагогический авторитет
  • Педагогическая справедливость
  • Педагогическая мораль
  • Педагогический такт
  • Педагогическое сознание
СИТУАЦИЯ 1 Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» — Какой должна быть реакция учителя?

СИТУАЦИЯ 1

Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» — Какой должна быть реакция учителя?

СИТУАЦИЯ 2 Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему: «Вы выглядите очень усталым и утомленным».   Как на это должен отреагировать учитель?

СИТУАЦИЯ 2

  • Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему:

«Вы выглядите очень усталым и утомленным».

Как на это должен отреагировать учитель?

СИТУАЦИЯ 4 Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тет­радь (выполнить домашнее задание и т.п.)». — Как следует на это отреагировать учителю?

СИТУАЦИЯ 4

  • Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тет­радь (выполнить домашнее задание и т.п.)». — Как следует на это отреагировать учителю?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!