Просмотр содержимого документа
«Психология и культура педагогического общения в деятельности учителя. Педагогическая тактика и педагогическая этика.»
Психология и культура педагогического общения в деятельности учителя. Педагогическая тактика и педагогическая этика.
План:
- Сущность и функции педагогического общения.
- Принципы педагогического общения
- Стили педагогического общения.
- Коммуникативные умения и навыки педагога.
Общение
- это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя
- обмен информацией,
- выработку единой стратегии взаимодействия,
- восприятие и понимание другого человека.
Общение
Обмен информацией
Восприятие,
изучение, понимание,
оценка партнерами
друг друга
Организация взаимодействия
диктат
опека
конкуренция
сотрудничество
Согласование
усилий
Навязывание
воли
Соперничество
и
противостояние
Педагогическое общение
- специальная форма профессионального общения преподавателя и студента, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата и оптимизацию взаимоотношений .
- Идеальное педагогическое общение должно снимать отрицательные эмоции, вызывать радость постижения , жажду совместной деятельности .
Педагогическое общение разворачивается на уровне педагогических отношений
- 1.Осознание и принятие участниками своей позиции в системе «учительства-ученичества».
- 2.Понимание человека как цели и ценности педагогической деятельности, но не как средства.
- 3.Профессиональная установка на работу с человеческими свойствами и различными проявлениями человеческой природы .
- 4.Готовность участников педагогического взаимодействия к взаимоизменению .
- 5.Наличие предметного содержания , имеющего образовательный смысл, как основы для педагогического взаимодействия
Искусство общения педагога
- состоит в том, чтобы поставить человека выше его отдельных недостатков и несовершенств ,
- увидеть и оценить в нем индивидуальные и неповторимые черты,
- понять, что ценность личности человека не должна зависеть от его отдельных свойств .
Степень внутренней включенности участников в ситуацию педагогического взаимодействия осуществляется на разных по глубине уровнях:
коммуникации
(целенаправленный обмен сведениями)
общения
(диалог на межличностном уровне)
СО-БЫТИЯ
(духовное единение)
«Открытие» на общение
- 1.Выбор правильной мимики пластической позы.
- 2. Подача материала с позиций «мы».
- 3.Установление личного контакта.
Положительный тип мимики
- доброжелательный тип мимики связан с
- младенческим взглядом:
- легкая улыбка,
- отсутствие складок на лбу,
- миролюбиво изогнутые брови
Отрицательный тип мимики
- Агрессивно-жестокий тип мимики:
- прямой взгляд,
- широко раскрытые глаза,
- твердо сжатые губы;
- нахмуренные брови
Мимика преподавателя
- живая;
- выразительная;
- непринужденная;
- спокойный, внимательный взгляд
Эмоции, на которые направлены педагогические усилия
- Принцип ориентации на понимание - необходимость установки на понимание поступающих сообщений и понимание партнера
Стили педагогического общения
Авторитарный
Попустительский (либеральный)
Демократический
Авторитарный стиль педагогического общения – диктат и опека.
- чрезмерная требовательность, категоричность в суждениях, безапелляционность, пренебрежение мнениями других.
- Педагог постоянно проявляет свое превосходство.
- Акцентирует внимание на негативных поступках студента, при этом не принимая во внимание мотивы поступков.
Опасность авторитарного стиля
- тормозит развитие личности,
- подавляет активность,
- сковывает инициативу,
- порождает неадекватную самооценку.
- В отношениях возникает смысловой и эмоциональный барьеры между общающимися, что прививает культ силы, формирует невротиков, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми
Этикет профессионально-педагогического общения
- Этикет – совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление человеческих взаимоотношений.
- Культура поведения в деловом общении немыслима без соблюдения правил вербального этикета, связанного с формами и манерами речи, словарным запасом, то есть всем стилем речи, принятым в общении данного круга деловых людей.
Общие правила делового этикета учителя
Правила этики для учителя
Выбор методов работы, развивающие положительные качества у учеников
Речевой этикет преподавателя
ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ
- Профессиональный педагогический долг
- Педагогический авторитет
- Педагогическая справедливость
- Педагогическая мораль
- Педагогический такт
- Педагогическое сознание
СИТУАЦИЯ 1
Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» — Какой должна быть реакция учителя?
СИТУАЦИЯ 2
- Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему:
«Вы выглядите очень усталым и утомленным».
Как на это должен отреагировать учитель?
СИТУАЦИЯ 4
- Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)». — Как следует на это отреагировать учителю?