К основным параметрам изучения социального развития ребенка относятся социальные умения и навыки, которые позволят ему стать полноправным членом социума и успешно обучаться в школе:
Уверенность в себе, в своих возможностях, стремление к достижению положительного результата. Умение заботиться о себе.
Представления о себе, гендерной принадлежности, семье, родственных отношениях.
Умение оценивать свои поступки, результаты деятельности, поведение. Самооценка.
Умение понимать эмоциональные состояния взрослых и детей в процессе общения. Эмоциональная отзывчивость, способность к сопереживанию.
Коммуникативные умения, средства общения. Умения пользоваться навыками общения в повседневной жизни.
Умение взаимодействовать с взрослыми.
Умение взаимодействовать со сверстниками.
Владение основными нормами и правилами нравственного поведения.
Умение использовать полученную информацию в разных видах деятельности (игре, при общении, рисовании и т.п.)
Владение основами безопасности собственной жизнедеятельности (правила поведения в общественных местах, в семье, в природе). Умение ориентироваться в окружающем мире, и воспринимать его адекватно.
Содержание социальных умений и навыков в соответствии с возрастными показателями представлены в таблице № 1.
Рекомендуется проводить изучение уровня социального развития в начале и в конце учебного года, используя протокол (таблица № 2).
Ф.И. ребенка__________________________________________________
Вычисления уровня социального развития ребенка предлагается осуществлять по формуле:
Например, по результатам изучения социальных умений и навыков ребенок показал 14 баллов. Максимальная сумма баллов – 30. Вычисления по формуле показывают следующий результат:
Вывод: уровень социального развития ребенка низкий.
Для вычисления уровня социального развития ребенка предлагается использовать таблицу № 3.
Для составления полной характеристики об уровне социального развития ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП необходимо обсудить результаты диагностического изучения воспитанника учителем-дефектологом, учителем-психологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом, воспитателем.
На заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума школьного учреждения (ПМПК) дается общее заключение об уровне социально-личностного развития ребенка и разрабатываются основные рекомендации по решению определенных проблем в его развитии.
Рассмотрим подробнее характеристики уровней социального развития детей младшего, среднего и старшего возраста, которые представлены в таблицах №№ 4,5,6. Необходимо заметить, что структура характеристики уровней соответствует перечню социальных умений и навыков, указанных в протоколе выше.
№ социального умения и навыка | Младший возраст | Средний возраст | Старший возраст |
1 | Уже в раннем возрасте ярко проявляет потребность в самостоятельности; При затруднениях обращается за помощью к взрослому, адекватно реагирует на успех или неуспех собственной деятельности, чувствителен к оценке взрослого | Проявляет устойчивый интерес к различным видам деятельности, стремится к положительному результату. Неудача не стимулирует продолжение деятельности и проявления настойчивости, преувеличивает свои достижения. Ребенок гордится своими успехами. Следит за своим внешним видом, опрятен. Самостоятельно устраняет непорядок в прическе, одежде. Помогает товарищу устранить неполадки в его костюме, обуви | Уверен в своих возможностях, способен добиваться конкретной цели. Ребенок самостоятельно выполняет правила личной гигиены |
2 | На 4-м году прогнозирует перспективы взросления в соответствии, (мальчики сильные, смелые, девочки нежные, слабые) | Называет свое имя, фамилию, возраст, называет имена членов своей семьи, их профессии. Идентифицирует себя по полу, уважительно относится к сверстникам противоположного пола | Имеет представления о себе, о составе семьи, о родственных отношениях и взаимосвязях. Имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу |
3 | Дает себе общую положительную оценку («Я хороший», «Я большой», «Я могу!»). В случае проблемной ситуации обращается за помощью к взрослому. Самооценка максимально завышена | Может сам или с небольшой помощью взрослого оценивать свои поступки, отмечаются попытки решать конфликтные ситуации с помощью речи | Может сам или с небольшой помощью взрослого оценивать свои поступки, поведение с позиций нравственных норм, разрешает конфликты с помощью речи: убеждает, доказывает, объясняет. Характерна как завышенная, так и заниженная самооценка |
4 | Проявляет сочувствие, стремление пожалеть другого человека, если он огорчен, расстроен, замечает и адекватно реагирует на эмоциональные состояния взрослых и детей (радость, печаль, гнев). Эмоционально откликается на эмоции близких, взрослых, детей, на содержание произведений. Может назвать себя ласково | С 4-х лет эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения. Правильно понимает и определяет различные эмоциональные состояния сверстников, взрослых, животных (в реальной жизни и художественном изображении) по способам выражения экспрессии (мимика, жесты, поза, интонации). Сопереживает, понимает, сочувствует другому ребенку, взрослому. Начинает оценивать возможные эмоциональные последствия своего поступка | Эмоционально тонко чувствует переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй,мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей, эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения |
5 | Использует речь для общения со взрослыми и сверстниками, способен выражать свои ощущения в словесной форме, речь становится полноценным средством общения с другими детьми. С 3-х лет может использовать невербальные средства общения (мимику, жесты, интонацию), делая свое высказывание понятным для собеседника, устанавливает контакт взглядом в процессе общения, смотрит на партнера не отводя глаз | Использует речь для инициирования общения, регуляции поведения, адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, компоненты интонационной выразительности речи, умеет просить о помощи | Свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств, желаний. Умеет завязывать и поддерживать разговор, самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на них, свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора |
6 | Подчиняется требованиям взрослых, может адекватно реагировать на запрет, выдержать недолгую отсрочку в удовлетворении желаний (подождать, потерпеть) понимает слово «нет». Подчиняет свое поведение заданным взрослым правилам организации индивидуальной и совместной деятельности | Способен проявлять инициативу в организации взаимодействия со взрослыми, способен выйти за пределы конкретной ситуации. Определяет доброжелательность и недоброжелательность со стороны окружающих людей и адекватно реагирует, может сказать «нет» | Слушает взрослого и выполняет его инструкции, проявляет стремление радовать взрослых хорошими поступками. Определяет доброжелательность и недоброжелательность со стороны окружающих людей и адекватно реагирует. Владеет конструктивными способностями взаимодействия, свободно выражает свои чувства как позитивные, так и негативные, может выдвинуть конкретные требования к окружающим, сказать «нет». Понимает запреты, предпочитаемые контакты с окружающим миром и в случаях неудач, трудностей уже не реагирует направленной агрессией, а обращается за помощью к взрослому |
7 | Доброжелательно относится к деятельности сверстника (с интересом наблюдает, дает игрушку). Способен вступать в диалог со сверстниками высказывает свое мнение, слушает другого | Во время игр со сверстниками бесконфликтно распределяет игрушки, роли, не кричит, не дерется, высказывает свое мнение, слушает другого, проявляет уважительное отношение к сверстникам | Видит положительные качества сверстников в ситуации взаимодействия, проявляет себя терпимым и доброжелательным партнером (сверстниками, старшими, младшими), предпочитает постоянных партнеров для совместных игр соотносит свои действия с действиями других детей, в соответствии с жизненной ситуацией в социально-приемлемых границах. Ребенок способен приобретать друзей. Мнение товарища значимо и учитывается в процесс общения |
8 | Знает элементарные нормы и правила поведения (может поменяться, поделиться игрушкой, пожалеть другого человека, утешить), нельзя драться, говорить плохие слова, соблюдает правила элементарной вежливости; самостоятельно или после напоминания говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи». Приветливо здоровается и прощается, благодарит за услугу, подарок, угощение, делится игрушками | Способен регулировать собственное поведения на основе усвоенных норм и правил, проявлять волевые усилия в ситуациях выбора, пользуется доступными формулами речевого этикета (приветствие, прощание, благодарность, просьба) без напоминания взрослых | Использует «вежливые» слова, вежливо обращается по имени к другим, доброжелательно взаимодействует со сверстниками. Соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение преимущественно определяется требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо» |
9 | Проявляет желание самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, выполняет простейшие поручения взрослого. Может самостоятельно играть или рисовать, лепить, конструировать | Может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, но под руководством взрослого, умеет самостоятельно находить интересное для себя занятие | Умеет самостоятельно находить интересное для себя занятие, умеет делиться, воплотить в рисунке, постройке, рассказе, игре, различные источники информации (кино, литература, экскурсии, телепередача, рассказ близкого человека и др.). Может моделировать предметно-игровую среду, способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. |
10 | Появляется представление об опасности (не подходит близко к глубокой яме, осторожно приближается к собаке, держится за перила или стенку, спускаясь по лестнице, соблюдает элементарные правила взаимодействия с животными (кормит животного с разрешения взрослого) и растениями, понимает, что необходимо соблюдать порядок и чистоту | Соблюдает осторожность, оказавшись в новых жизненных обстоятельствах, выполняет правила безопасного поведения в детском саду и дома, в природе, на улице и в транспорте; знает элементарные правила безопасного дорожного движения | Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду, школе, правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе). Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду, на улице и в транспорте, правила дорожного движения, правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе) |
11 | Для ребенка значим игровой мотив, интерес к игрушкам, интерес к содержанию деятельности. Эмоции выступают в качестве основного мотива поведения. | Значим мотив достижения успеха, интерес к содержанию деятельности | Доминирующие мотивы: быть всегда первым, интересы группы, общие игры, радости и заботы, социальные мотивы (важны занятия и все, что говорит и требует взрослый, мотив достижения успеха), появляется соподчинение мотивов |
Социальный статус ребенка в группе «предпочитаемый» или «принятый» |