СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психология победителя

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке представлен багатейший  материал связанный с изучением психологических особенностей, поведенческих навыков, психологической устойчивости шахматистов необходимой для воспитания психологии победителя.Психология контрудара так же неожиданна как игравая, поэтому необходимо помнить о ряде методов и средст необходимых для психологической борьбы в шахматах...

Просмотр содержимого документа
«Психология победителя»

МБОУ СОШ №92























«Психологические особенности подготовки к шахматным турнирам»











Исполнитель:

Королькова Светлана Валерьевна











Содержание (с. 2)

Введение (с.3)

  1. Путь к успеху, принципы психологической подготовки спортсменов (с.4)

  2. Программа работы над своим психологическим состоянием (с.5)

  3. Качества необходимые для воспитания психологии победителя (с.8)

  4. Психологические особенности подготовки детей 5-7 лет к шахматным турнирам

  5. Заключение (с.13)

Список литературы (с.14)




























Введение

Одним из направлений совершенствования спортивной подготовки является использование достижений спортивной психологии. Современная психологическая наука располагает существенным арсеналом методов, технологий и средств, которые в состоянии значительно влиять на эффективность тренировочного и соревновательного процессов. В принципе, достижения психологии используются в спорте достаточно давно. Однако, большинство специалистов в этой области считает, что спектр возможностей здесь далеко не исчерпан. В наши дни значение психологической подготовки шахматиста к соревнованиям неизмеримо возросло. Достаточно вспомнить изматывающую войну нервов в Багно в 1978 г. Западногерманский гроссмейстер Р. Хюбнер, готовясь к полуфинальному матчу на первенство мира с венгерским гроссмейстером Л. Портишем, не только просмотрел почти все опубликованные партии своего будущего соперника, но и не поленился съездить в Канаду к специалисту-психологу, у которого получил консультации по вопросам венгерской национальной психологии. Трудно сказать, какую роль сыграли эти консультации в досрочной и убедительной его победе над портившем, но, без сомнения, без пользы они не прошли. Особенно важна психологическая устойчивость в упорной защите. Если партнер своей игрой создает максимальные трудности атакующему сопернику, то это значит, что и психологически он создает ему тяжелые препятствия. Неожиданность контрудара — категория также более психологическая (эффект внезапности), чем игровая. Чтобы максимально усилить этот эффект, следует тщательно маскировать собственные намерения и дезинформировать противника, разумеется, в рамках этических норм и правил.

Выделяют ряд допустимых методов и средств психологической борьбы в шахматах. Не считая себя специалистом в этой области, автор предлагает классификацию, разработанную видным психологом гроссмейстером Н. Крогиусом.

Целью данной работы является изучение индивидуально-психологических особенностей, поведенческих навыков, психологической устойчивости шахматистов, необходимых для воспитания психологии победителя.

2. Программа работы над своим психологическим состоянием автор предлагает классификацию, разработанную видным психологом гроссмейстером Н. Крогиусом.

Подбор физических упражнений, для приведения игрока в готовность (физически и психологически)

Техники самовнушения ( создание образа действия в своем воображении

Цель: создание мотивации закрепление поведенческий навыков, выбор методов и средства для психологической борьбы в шахматах.

Программа курса

Теоретическая часть.

Что такое психическая устойчивость?

Первый психологический тип шахматиста

Первый тип характеризуется элементами деморализованности, известной психологической подавленности и растерянности. Для мастеров этой категории проигрыш - непоправимая трагедия, после которой общий уровень их игры в турнире на другой же день после поражения резко понижается (грубые зевки, вялость, потеря инициативы и т.д.). Для таких игроков первый проигрыш влечет за собой почти всегда ряд последующих или в лучшем случае дает серию ничьих. Это - рекорд выдержки для типа психологически неустойчивых игроков, к каковым, несомненно, принадлежит Капабланка.

Второй психологический тип шахматиста

Второй тип шахматиста характеризуется элементами полного спокойствия и уравновешенности. Мастер этой психологической категории после понесенного поражения почти не проявляет признаков растерянности и деморализации и играет с той же силой, как и до проигрыша. Из старых мастеров такой психологической устойчивостью отличались - первый официальный чемпион мира Стейниц, Пильсбери и Шлехтер

Третий психологический тип шахматиста Наконец, существует еще третий, и, заметим, крайне редкий психологический тип шахматного мастера. Мы разумеем тот исключительный случай, когда поражение вызывает не деморализацию, а наоборот, обострение, напряжение всех способностей игрока, когда оно как бы «подхлестывает» его, заставляя напрягать все свои силы до такой степени, что мастер после поражения начинает играть сильнее, инициативнее, чем до него, проявляя в этот момент необыкновенный блеск и глубину. Самим ярким представителем этого типа, какого только знала вся шахматная история, несомненно является А.А. Алехин. Эта особенность Алехина проявилась у него в самом начале его шахматной карьеры.

Практика. Игровой тренинг на улучшение группового взаимодействия. Большая психологическая игра «Два королевства»
1. Согласие с противником
Обороняющийся игрок демонстрирует свою покорность, воле соперника, продолжая на самом деле активно искать средства выхода из «повиновения». Ими могут оказаться намечающаяся ошибка партнера, подготовленная ловушка, красивая комбинация, временная жертва пешки за инициативу, интересный оборонительный план и т. д. Практика показывает, что этот метод особенно результативен в игре с самоуверенными шахматистами.
2. Заманивание
Суть этого метода заключается в создании какой-либо «отравленной» приманки для соперника. Спровоцированный ею противник может выработать неверный для себя план игры или просто угодить в ловушку. Но, заманивая, надо твердо знать ресурсы своей позиции, ясно представлять границы допустимого риска.
3. Выжидание
Поддержание динамически напряженной позиции создает для атакующего игрока видимость полной свободы, и он может усилить атакующие действия, что окажется для него невыгодным.
4. Ложная цель
В сочетании с выжиданием защищающаяся сторона создает ложное впечатление о своих намерениях (отвлекающая атака на другом участке, маскирующая перегруппировка фигур и т. д.).Это может дезинформировать соперника, особенно «перестраховщика».
5. Блеф
Блеф — это один-два явно некорректных хода, жест отчаяния в трудной ситуации. Однако он может принести неожиданный успех.
Это средство можно рекомендовать только в исключительных случаях, когда других шансов на спасение нет или когда турнирное положение обязывает играть на победу.
Особенно сильно блеф действует в цейтноте против утомленного и взволнованного противника, а также против неуверенных робеющих игроков.
Многообразные приемы психологического воздействия надо знать, учитывать и использовать на базе высокой шахматной культуры. Особенно это касается ведения защиты в шахматной партии.









2. Качества необходимые для воспитания психологии победителя

Древние говорили, что познав себя, ты познаешь мир: какие они качества успешного человека сегодня мы попытаемся найти ответы на вопросы:

С чего начинается воспитание психологии победителя . С работы над собой. Чтобы начать работать над собой, постарайтесь объяснить, какой смысл Вы вкладываете в слово «Победа». Какой смысл каждый из присутствующих вкладывает в слово победа? Какое отношение это имеет к нам самим, психологии, стратегии и тактике выбора жизненного пути. Лето сменяет осень, осень отдает права спокойствию зимы, зима тает, под теплом весны, лето распаляет потенциал весны и сдает свои позиции перед  прохладой и размеренностью осени. Этот путь повторяется снова и снова. И было бы странным и не разумным требовать у природы постоянства. Это закон равновесия.

Человеку, как и природе нужны периоды активности и покоя, победа и поражение дают необходимый опыт. Только испытав оба полюса, приняв их в себе, можно выбрать свой путь. Отказываясь принимать, равновесие не будет достигнуто. Из противоположностей рождается гармония.

Победа – это возможность для реализации своих возможностей. Это выбор той возможности, которую Вы реализуете. Это свобода выбора пути реализации этих возможностей

Пять качеств успешных людей с точки зрения психологов:

  1. Они храбры. Они работают, чтобы преодолевать опасения, которые сдерживают большинство людей. Два самых больших врага вашего успеха — опасения и сомнение. Устранение опасений и сомнения — ключ к успеху. Они верят в себя и свое дело. Успешные люди в каждой области, в которой они работают, полностью преданы своему делу. Они верят в себя; они верят в свою компанию; они верят в свои изделия и услуги; они верят в своих клиентов; они имеют огромную веру.

  2. Они профессиональны.

Они профессиональны в любом деле, которым занимаются, так как постоянно учатся и совершенствуются. Они вечные ученики. Профессионал никогда не прекращает узнавать новое. Они готовятся к любой ситуации, обдумывают вопросы перед каждой деловой встречей.

  1. Они ответственны.

Они видят себя президентом своей собственной персональной корпорации услуг. Самая большая ошибка, которую мы можем когда-либо сделать, состоит в том, чтобы думать, что мы работаем для кого-то еще, кроме себя. Думайте, что вы — президент вашей собственной жизни.

Психологи утверждают, что успешный человек успешен в любом деле. Что же объединяет успешных людей? Как правило, дело не только в таланте и врожденных способностях. Их отличают:

  • активность: они ценят активный образ жизни, с удовольствием проявляют инициативу;

  • креативность: они рассматривают проблемные ситуации как интересные задачи для решения и не боятся их;

  • ответственность: готовы брать ответственность за свои поступки и решения на себя;

  • уверенность: верят в свои силы и стремятся проявить свои возможности в полной мере;

  •  коммуникабельность: умеют грамотно дать обратную связь, поддержать, попросить о помощи.



  1. Психологические особенности подготовки детей 5-7 лет к шахматным

турнирам

Юные шахматисты 5-7 лет – это дети 1 и 2 года обучения. Именно они участвуют в самых массовых соревнованиях 4,5 разряда и безразрядников. Конечно, турниры бывают разных уровней: фестивали, районные, городские первенства или выездные. Для ребенка, впервые участвующего в соревнованиях, особенно при игре с записью, ранг турнира не имеет большого значения, если тренер и родители специально не обращают внимание на важность турнира.

Ответственность ребенка в шахматах

Первый вопрос, возникающий при подготовке к соревнованиям детей 5-7 лет – ответственность ребенка. Сотрудничество треугольника: тренер-ребенок-родитель станет эффективным, если юный шахматист подойдет к турниру с таким уровнем ответственности, который позволит ему внимательно играть в шахматы, выполняя указания тренера. Если уровень ответственности будет завышен (для каждого ребенка индивидуально), то страх сделать ошибку, что-то перепутать (запись, часы, неаккуратное движение), замечания противника, судьи повышают уровень тревожности настолько, что он блокирует мыслительный процесс. Высокий уровень стресса не позволяет эффективно принимать решения и дети много «зевают», начинают делать бессмысленные ходы, торопятся или просто сидят, «роняя флаг». При пониженном уровне ответственности юные шахматисты не прикладывают должных усилий для победы и, конечно, качество игры падает.

Способы повышения уровня ответственности перед соревнованием:

  • повышение статуса ребенка (можно повысить разряд, стать чемпионом района, города...);

  • объяснение важности мероприятия;

  • обещание приза за победу или хорошую игру;

  • наказание за плохую игру.

Есть категория детей, которые, имея определенные качества личности, сильно переживают, выполняя какую-либо деятельность. Им необходимо снизить уровень ответственности, тревожности, предлагая участвовать в соревнованиях; объяснив, что он будет играть в шахматы так же, как на тренировках и разрешить делать ошибки (понизить уровень значимости совершения ошибки). Тренер и родитель, сообща, должны сформировать оптимальный уровень ответственности для каждого ребенка. Если не учесть все указанные важные моменты, то даже с самого обычного турнира придется убегать стремглав. Например, на такси. Кстати, очень советуем такси.

Эмоциональная восприимчивость детей в шахматах

Дети 5-7 лет очень эмоционально восприимчивы. Уровень шахматной подготовки еще не высок, поэтому основное внимание нужно обратить на режим дня. Соблюдение режима дня благоприятно влияет на здоровье и эмоциональное состояние ребенка всегда. Это особенно важно, когда требуется выполнение непривычной нагрузки 0 соревнование. Давно замечено, что если ребенка что-то беспокоит (шатается зуб, болит живот, есть небольшая ранка или он просто не выспался), то полностью включиться в игру за шахматной доской он не может; если за 2-3 дня до соревнования ребенок испытал сильные эмоциональные впечатления (посещение многолюдных мероприятий, аттракционы, аквапарк, очень удивительная передача по телевидению и др.), то 2-3 дня но «переваривает» эту информацию, а, значит, полностью включиться в другую. Деятельность ему невозможно. Исходя из вышесказанного, перед турниром необходимо исключить мероприятия, оказывающие сильное эмоциональное воздействие. Лучше пообещать (и сделать!) это по окончании соревнования, если ребенок настойчиво чего-то просит. Режим сна, прогулок, спокойная привычная еда и отсутствие сильных эмоциональных впечатлений обеспечат юному шахматисту благоприятную базу для достижения желаемого результата.

Самооценка детей в шахматах

Третьей важной составляющей подготовки юных спортсменов к соревнованиям является самооценка участника. Как уже говорилось, уровень шахматной подготовки детей 1-2 года обучения еще не высок, поэтому на первое место выходят психологические качества личности участников. На тренировках недопустимо обзывать ребенка, унижая его, говорить, что у него ничего не получится, если он будет заниматься так же, вроде бы побуждая прикладывать больше усилий. Это только, кажется, что ребенок будет все время желать стать лучше. Кто-то раньше, кто-то позже при таком отношении совсем перестанет верить в свои силы. Шахматные ошибки должны быть обозначены тренером и показаны пути их исправления. Можно объяснить, что допустить ошибку может каждый, нужно уметь не повторять ее. Очень важно знать, зачем ребенок занимается шахматами: нравиться играть самому, интересное общение, заставляют родители... Исходя из этого, строить общение с ним. Вопрос самооценки ребенка как личности, как шахматиста очень важен. Например, на тренировке соперник сыграл незнакомый дебют, и юный шахматист быстро проиграл. Связав незнакомое начало с поражением, может возникнуть неуверенность перед каждой партией: «А вдруг я опять не буду знать, как играть». В этом случае тренеру необходимо познакомить ученика с этим дебютом (несколько ходов и план) и поиграть другие незнакомые начала, объяснив законы дебюта. В 5-7 лет гораздо важнее как юный шахматист настроен на партию, верит ли он в победу, чем выбор дебюта.

Шахматная подготовка к первым соревнованиям должна включать в себя:

  1. Развитие внимательности на одноходовые угрозы.

  2. Доведенный до автоматизма процесс игры: после хода соперника надо записать его ход, посмотреть, зачем он так пошел и, исходя из угрозы и своего плана, сделать свой ход, нажать на часы, записать свой ход и... можно отвлечься, пока думает соперник.

  3. Умение разыгрывать любой дебют.

  4. Общие правила игры в миттельшпиле: нападай.

  5. Основные законы эндшпиля: главной фигурой становиться король, он должен выйти из укрытия в центр.

Поведение родителей и детей между шахматными партиями

Еще один аспект успешного выступления на соревнованиях – поведение родителей и детей между партиями. В современных условиях проведения шахматных турниров для шахматистов младших разрядов, детям 5-7 лет приходится играть по 2-3 партии в день. Безусловно, это огромная нагрузка и очень важно правильно распределять силы. Родителям, которые хотят, чтобы их дети успешно выступили, необходимо между партиями выслушать ребенка, спрашивая об особенностях партии, так как дети очень эмоционально включаются в процесс игры. И, чтобы освободить место для впечатлений от новой партии, обязательно отработать эмоции по поводу предыдущей. Очень важно слушать, не оценивая ребенка, чтобы он почувствовал поддержку независимо от результата и был готов играть дальше. Подвижные игры хороши только на улице и при наличии большого (от часа) перерыва между партиями. Лучше рисовать, раскрашивать или слушать знакомую книжку (новая информация не желательна). Полезно разобрать партию с тренером, если тренер не очень эмоционален и, анализируя ошибки, больше учит, чем хвалит или ругает. Самая эффективная атмосфера – рабочая, а не эмоциональная. Компьютерные игры отнимают много сил, особенно, если ребенок эмоционально включается и сопереживает героям, хотя кого-то успокаивают логические игры или поднимается настроение от веселых героев. Родители должны знать влияние на их ребенка конкретной компьютерной игры и, исходя из этого, подбирать занятие или запрещать пользоваться электронными играми во время соревнований. Сытно кормить детей непосредственно перед партией не рекомендуется. Психофизиологи доказали, что организм занимается, в первую очередь перевариванием пищи, а оставшиеся силы идут на интеллектуальную деятельность.

Итоги - психологические особенности

Если тренер и родители хотят подготовить юного шахматиста к соревнованиям, то они должны обратить внимание на:

  1. Уровень ответственности ребенка и уметь его корректировать.

  2. Режим дня.

  3. Самооценку ребенка как личности и как шахматиста.

  4. Шахматную подготовку, навыки записи партии.

  5. Проведение времени между партиями.

Разумеется, после турнира ребенок должен получить то, о чем с ним договаривались перед соревнованием. Окончив выступление в турнире успешно (критерии успеха определяются для каждого шахматиста индивидуально), ребенок должен быть готов к продолжению занятий.







Заключение











































          Список литературы

  1. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288с.

  2. Пуни А.Ц. Психология - М.: ФиС, 1984 – 330 с.

  3. Психологическая подготовка спортсменов. Учебно-методическое пособие/ Сост.А.М.Ахатов, И.В.Работин.- КамГАФКСиТ, 2008 – 56с.                                                                             

  4. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов Спб.: Питер Принт, 2002. – 380 с.

  5. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов на Дону. 1999 – 672 с.

  6. Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. – Киев: Олимпийская литература, 1998. – 335 с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!