Психология развития. период: старость
Работу выполнил
бакалавр второго курса
заочной формы обучения
Бугакова Дарья Васильевна
Направление: 44.03.01 «Педагогическое образование»
Профиль: «Дошкольное образование»
Старение - генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными физиологическими и психологическими изменениями.
Биологический аспект
В период старости снижаются функциональные способности всех систем жизнедеятельности: повышается восприимчивость к инфекционным заболеваниям, падает способность к регенерации, изменяются походка, осанка, появляется седина, кожа теряет эластичность, становятся заметны морщины, снижается работоспособность, слабеет память.
Память
У людей в возрасте 70–90 лет больше страдает механическое запоминание, лучше всего сохраняется логическая память, а образная память по инволюционным сдвигам занимает промежуточное положение. Нарушается кратковременная память, восприятие и запоминание не сопровождаются организующей функцией речи. Продолжает функционировать эмоциональная память
Ведущим типом памяти в старческом возрасте является смысловая.
В возрастной группе 70–79 лет объем перерабатываемой информации в два раза ниже, чем у людей в возрасте 40–49 лет
Общение
Сужение круга общения.
Круг общения пожилого человека чаще всего бывает ограничен ближайшими родственниками и их знакомыми и немногими близко живущими друзьями. Взаимоотношения со взрослыми детьми и внуками становится более тесным (передается опыт, поддерживается психологическая атмосфера и т.д.)Отсутствие контактов с обществом вызывает у старых людей эмоциональные изменения: упадок духа, пессимизм, обеспокоенность и страх перед будущим.
Быстрое уставание от напряженных социальных контактов.
Снижается слуховая чувствительность
Cнижаются разные виды цветовой чувствительности.
Претерпевает изменения вербальный и невербальный интеллект.
Эмоциональные особенности старения.
У пожилых людей часто отмечается преобладание депрессивно-тревожного фона настроения в связи с потерей близких, друзей, уходом от активной жизни, падением социальной самооценки, угрозой беспомощности и зависимости от окружающих. Помимо этого, происходит ухудшение нейрохимии и мозгового кровообращения, что само по себе приводит к отрицательному эмоциональному сдвигу.
Очень часто старость сопровождается усилением и заострением прежних свойств личности (мелочность превращается в скупость, сензитивность в обидчивость, тревожная мнительность – в подозрительность).
С другой стороны, развиваются возрастные, нивелирующие индивидуальность черты: консерватизм, нетерпимость, переоценка прошлого, обидчивость, эгоцентризм, эмоциональное притупление или, наоборот, чрезмерная степень эмоционального реагирования, ипохондричность, психическая ригидность, утрата интереса к внешнему миру.
Часто может наблюдаться полярность черт: наряду с упрямством и невнимательностью к доводам – повышенная внушаемость и легковерие, наряду со сниженной эмоциональной отзывчивостью – слезливое слабодушие и чувствительность.
Три руководящих принципа работы с пожилыми людьми.
1. Не позволять пожилым людям втягиваться в негативный имидж старения.
Жизнь пожилого человека хранит не только негативные, но и позитивные события. Если пожилому человеку плохо в настоящий момент, он вспоминает только плохие события.
Три руководящих принципа работы с пожилыми людьми.
2. Требовать от пожилых брать ответственность за свою жизнь там, где это возможно.
При работе с пожилыми необходимо рассматривать их как цельных личностей, способных к развитию.
Три руководящих принципа работы с пожилыми людьми.
3. Стимулировать деятельность пожилых людей, которая поддерживает ощущение интеграции и целостности жизни.
Основными стратегиями являются организация индивидуальной
повседневной деятельности и общения с другими людьми, примером могут быть вступление в клуб ветеранов, посещение концертов, выставок, кружков и т. д.
Спасибо за внимание!