СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психология. Воображение

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психология. Воображение»

Воображение

Присуще только человеку. Специфика состоит в переработке прошлого опыта. Оно неразрывно связано с процессом памяти.

Воображение включено в любой творческий процесс, связанный с конструированием новой техники, созданием шедевров искусства, разработкой теоретических основ развития науки. Эта включенность придает воображению интегративную роль относительно других сфер психики человека. В процессе воображения воедино сливаются логика и мышление, эмоциональность и рационализм, мысленный «беспредел» и реальность.

Функции воображения по Р.С. Немову:

  1. Представления действительности в образах и возможность пользоваться ими;

  2. Регулирование эмоциональных состояний;

  3. Формирование внутреннего плана действий;

  4. Планирование и программирование деятельности;

  5. Управление психофизиологическим состоянием организма

Воображение может проявляться в разных формах. К ним относятся:

  • мечты;

  • грезы;

  • галлюцинации;

  • сновидения.

Мечта –человек мечтает о том, что его привлекает, что доставляет ему радость, что удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. Иногда в мечте может быть выражен смысл всей жизни.

Мечта может быть реальной и нереальной.

Реальная мечта – это начало прогноза важных личных и общественных дел.

Нереальную мечту можно рассматривать в 2-х вариантах. Первый вариант: человек верит в содержание, и ему кажется, что мечта сбудется. В этом случае он переоценивает свои возможности. Второй вариант: с самого начала человек осознает мечту не реальной, но все-таки отдается во власть ей. Она компенсирует жизненные неудачи, а иногда становится главным смыслом жизни.

Воображение может выступать и как замена деятельности, её суррогат. Тогда человек уходит от действительности в область фантазии, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимых задач, от необходимости действовать, от тягот жизни. Такие фантазии называются грезами, в которых отражается связь фантазии с нашими потребностями.

  • Грезы принципиально неосуществимы.

  • Грезы выполняют компенсаторную функцию: человек в иллюзорной выдуманной жизни получает то, чего ему недостает в реальности. Грезить человек может в состоянии расслабленности, в состоянии перехода от бодрости ко сну. У некоторых людей грезы играют гипертрофированную роль: они являются заместителями реальности, человек живет в созданном им мире, и это доставляет ему удовольствие.

Галлюцинации являются фантастическим видением,
не имеющим почти никакой связи с действительностью.

  • Приемы воображения

Агглютинация – соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов.

Гиперболизация, или акцентирование – увеличение или уменьшение предмета, изменение качества или количества его частей.

Заострение прием воображения, заключающийся в подчеркивании отдельных частей предмета или отдельных признаков, приводящий к изменению пропорций.

Схематизация – сглаживание различий предметов и выявление сходства между предметами.

Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.

  • Развитие воображения

  1. Игра характеризуется бурным развитием процессов воображения. Воображение формируется в различных видах деятельности и затухает, когда ребёнок перестаёт действовать.

  2. Фантазия выступает как одно из важнейших условий усвоения общественного опыта. Фантазия – важное условие развития личности ребёнка.

  3. Мечта - образы желаемого будущего.

  1. Придумать как можно больше вариантов нестандартного, необычного использования привычных предметов. Например, книга, шариковая ручка, ластик, линейка и т.д.

  2. Придумать как можно больше человеческих качеств, которые начинаются на ту же букву, что и ваше имя.

  3. Упражнение «Ассоциации».

Посмотрите на своего соседа и ответьте на вопросы. Свои ответы запишите и зарисуйте на листочке:

На какую геометрическую фигуру похож ваш сосед?

На какое животное похож ваш сосед?

На какое растение похож ваш сосед?

На какое время года похож ваш сосед (зима, весна, лето, осень)?

На какую стихию похож ваш сосед (земля, вода, огонь, воздух)?

С каким цветом у вас ассоциируется сосед?

«Без воображения невозможно никакое составление суждения», - утверждал Аристотель.

«Воображение правит миром», - изрек Б. Наполеон.

«Воображение делает человека чувствительного художником, а мужественного – героем», - сказал А. Франс, ничего не преувеличив.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!