СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психология зрелости и взрослость

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психология зрелости и взрослость»

Психологические особенности периода взрослости План Социальная ситуация развития Ведущая деятельность Общение в семье Личностная сфера Познавательная сфера Кризисы середины жизни Основные новообразования взрослости

Психологические особенности периода взрослости

  • План
  • Социальная ситуация развития
  • Ведущая деятельность
  • Общение в семье
  • Личностная сфера
  • Познавательная сфера
  • Кризисы середины жизни
  • Основные новообразования взрослости
1.Социальная ситуация развития в период взрослости Границы взрослости однозначно не определены Экспериментальных подтверждений периодизации взрослости не имеют Д.Бромлей Ранняя взрослость 21-25 Средняя взрослость 25-40 Поздняя взрослость 40-55 Предпенсионный период 55-60

1.Социальная ситуация развития в период взрослости

Границы взрослости однозначно не определены

Экспериментальных подтверждений периодизации взрослости не имеют

Д.Бромлей

  • Ранняя взрослость 21-25
  • Средняя взрослость 25-40
  • Поздняя взрослость 40-55
  • Предпенсионный период 55-60

Ранняя взрослость 21-25 Полное включение во все виды социальной активности Освоение профессии Экономическая самостоятельность Возникновение собственной семьи Рождение ребенка

Ранняя взрослость 21-25

  • Полное включение во все виды социальной активности
  • Освоение профессии
  • Экономическая самостоятельность
  • Возникновение собственной семьи
  • Рождение ребенка
Средняя взрослость 25-40 Годы пик для интеллектуальных достижений Профессиональное мастерство Лидерство и старшинство среди сотрудников Расцвет семейной жизни Накопление материальных средств Помощь детям и престарелым родителям Легкий упадок физических и умственных функций (при мах. нагрузках)

Средняя взрослость 25-40

  • Годы пик для интеллектуальных достижений
  • Профессиональное мастерство
  • Лидерство и старшинство среди сотрудников
  • Расцвет семейной жизни
  • Накопление материальных средств
  • Помощь детям и престарелым родителям
  • Легкий упадок физических и умственных функций (при мах. нагрузках)
Поздняя взрослость 40-55/60 Годы пик для социальных достижений: статус, власть, авторитет Уход из семьи детей, изменение отношений супругов Уход из жизни родителей Упадок физических, сексуальных и умственных функций Изменение мотивации в связи с подготовкой к пенсии

Поздняя взрослость 40-55/60

  • Годы пик для социальных достижений: статус, власть, авторитет
  • Уход из семьи детей, изменение отношений супругов
  • Уход из жизни родителей
  • Упадок физических, сексуальных и умственных функций
  • Изменение мотивации в связи с подготовкой к пенсии
1. Социальная ситуация развития Личный мир Профессиональный мир Мир семьи

1. Социальная ситуация развития

Личный мир

Профессиональный

мир

Мир

семьи

2. Ведущая деятельность Стремление к высшим достижениям в разных областях: физической, нравственной, интеллектуальной, профессиональной труд Человек формируется как субъект познания, общения и труда общение познание 7

2. Ведущая деятельность

  • Стремление к высшим достижениям в разных областях: физической, нравственной, интеллектуальной, профессиональной

труд

Человек формируется как субъект познания, общения и труда

общение

познание

7

Этапы развития профессиональной деятельности Опыт (30-40) Мастерство (40-50) Авторитет Наставничество 4. Регулярная профессиональная деятельность 3. Адаптация к профессии На всех этапах есть определенные трудности 2. Профессиональная подготовка Ранняя взрослость Опыт – самостоятельно и успешно справляется со своими функциями. Мастерство – специальные качества, умения, универсализм, широкая ориентировка в профессии, индивидуальный стиль деятельности Авторитет мастер своего дела, известность, помощники и ученики 1. Профессиональное самоопределение Профессиональная деятельность влияет  на становление личностных качеств

Этапы развития профессиональной деятельности

  • Опыт (30-40)
  • Мастерство (40-50)
  • Авторитет
  • Наставничество

4. Регулярная профессиональная

деятельность

3. Адаптация

к профессии

На всех этапах

есть определенные

трудности

2. Профессиональная

подготовка

Ранняя взрослость

Опыт – самостоятельно и успешно справляется со своими функциями. Мастерство – специальные качества, умения, универсализм, широкая ориентировка в профессии, индивидуальный стиль деятельности Авторитет мастер своего дела, известность, помощники и ученики

1. Профессиональное

самоопределение

Профессиональная деятельность влияет

на становление личностных качеств

3. Особенности общения Функции общения Сужается круг общения Снижается возможность приобретения новых друзей Терапевтическая Компенсирующая Развивающая Конструирование времени 9

3. Особенности общения

  • Функции общения
  • Сужается круг общения
  • Снижается возможность приобретения новых друзей

Терапевтическая

Компенсирующая

Развивающая

Конструирование

времени

9

Готовность к браку Совместимость супругов Общение в семье (стадии развития отношений) стадия влюбленности некоторое охлаждение привыкание неосознанное раздражение отрицательная установка

Готовность к браку

Совместимость супругов

Общение в семье (стадии развития отношений)

  • стадия влюбленности
  • некоторое охлаждение
  • привыкание
  • неосознанное раздражение
  • отрицательная установка

Модели семейных отношений Мы Изменяются с возрастом и в кризисы семьи 5-7 лет изменяется образ партнера, понижается его психологический статус, видят недостатки 13-18 лет психологическая усталость друг от друга, взросление детей, тяготение к новизне отношений Мы + Я+Я Я + Я

Модели семейных отношений

Мы

  • Изменяются с возрастом и в кризисы семьи
  • 5-7 лет изменяется образ партнера, понижается его психологический статус, видят недостатки
  • 13-18 лет психологическая усталость друг от друга, взросление детей, тяготение к новизне отношений

Мы + Я+Я

Я + Я

Этапы изменения общения  с детьми Поступление в школу Подростковый  кризис 10-12 лет Эмоциональное отдаление подростка Реальный уход из родительской семьи Проверка родительства и устойчивости брака 12

Этапы изменения

общения

с детьми

Поступление

в школу

Подростковый

кризис

10-12 лет

Эмоциональное

отдаление

подростка

Реальный уход

из родительской

семьи

Проверка родительства и

устойчивости брака

12

Искусство брака - осознание Семья – ценность В браке невозможно удовлетворить все свои желания и потребности Брак – ограничение Жизнь без проблем невозможна 12

Искусство брака - осознание

  • Семья – ценность
  • В браке невозможно удовлетворить все свои желания и потребности
  • Брак – ограничение
  • Жизнь без проблем невозможна

12

4. Личностная сфера

4. Личностная сфера

Продуктивность, производительность Генеративность Забота о воспитании нового поколения Продуктивная трудовая деятельность Индивидуальное творчество Забота о новом поколении

Продуктивность,

производительность

Генеративность

  • Забота о воспитании нового поколения
  • Продуктивная трудовая деятельность
  • Индивидуальное творчество

Забота о новом поколении

Мотивы и потребности в труде в реализация своего творческого потенциала в пополнении своих знаний, культурного уровня в установление связей, заботе (семья, дети) в безопасности и защите в сохранении внешней привлекательности и физической форме в подготовке к спокойной и обеспеченной старости Центральный жизненный мотив «Смысл жизни»

Мотивы и потребности

  • в труде
  • в реализация своего творческого потенциала
  • в пополнении своих знаний, культурного уровня
  • в установление связей, заботе (семья, дети)
  • в безопасности и защите
  • в сохранении внешней привлекательности и физической форме
  • в подготовке к спокойной и обеспеченной старости

Центральный

жизненный

мотив

«Смысл жизни»

Эмоциональная сфера Уже не молодой – еще не старый Осознание своей конечности Источники чувств: работа, семья, дети, здоровье Чувства: ответственности уверенности в себе «сделанности жизни» одиночества Способность к эмоциональной поддержке других

Эмоциональная сфера

  • Уже не молодой – еще не старый
  • Осознание своей конечности
  • Источники чувств: работа, семья, дети, здоровье
  • Чувства:
  • ответственности
  • уверенности в себе
  • «сделанности жизни»
  • одиночества
  • Способность к эмоциональной поддержке других
Самосознание осознанное, взвешенное, реалистическое отношение к себе самооценка приобретает обобщенный характер самопринятие самоактуализация не любыми способами, а в пределах нравственных норм

Самосознание

  • осознанное, взвешенное, реалистическое отношение к себе
  • самооценка приобретает обобщенный характер
  • самопринятие
  • самоактуализация не любыми способами, а в пределах нравственных норм
5. Познавательная сфера Природа изменений всех познавательных функций разнородна и противоречива: повышение, стабилизация, понижение

5. Познавательная сфера

  • Природа изменений всех познавательных функций разнородна и противоречива: повышение, стабилизация, понижение
6. Кризисы взрослости Критическая переоценка  достигнутого Нахождение новых смыслов Существуют, но границы не определены Протекают в иной форме, нежели в детстве Кризис молодости 27-33 (прощание с юностью) Кризис взрослости 39-45 (освобождение от иллюзий) Кризис зрелости 55-65 (встреча со старостью) Больше внутренних переживании

6. Кризисы взрослости

Критическая

переоценка

достигнутого

Нахождение новых

смыслов

  • Существуют, но границы не определены
  • Протекают в иной форме, нежели в детстве
  • Кризис молодости 27-33 (прощание с юностью)
  • Кризис взрослости 39-45 (освобождение от иллюзий)
  • Кризис зрелости 55-65 (встреча со старостью)

Больше внутренних переживании

Проявления кризисов Недовольство собой и окружающими Обвинение себя или других Чувство тоски, нереализованности Мрачные мысли: жизнь проходит напрасно  Депрессия  20 лет –подающий надежды, в 40 лет – время выполнять обещание

Проявления кризисов

  • Недовольство собой и окружающими
  • Обвинение себя или других
  • Чувство тоски, нереализованности
  • Мрачные мысли: жизнь проходит напрасно
  • Депрессия

20 лет –подающий надежды, в 40 лет – время выполнять обещание

Основные новообразования периода взрослости Развитые чувства: ответственности, «сделанности жизни», уверенности в себе, самопринятия Потребности: в заботе о других, в самореализации, самопознании Способности: к активному участию в жизни общества к эффективному использованию своих знаний и умений, к конструктивному решению проблем, к психологической близости с другим человеком, к эмоциональной поддержке других Стремление к власти и организаторские способности Целеустремленность Склонность к философским обобщениям

Основные новообразования периода взрослости

  • Развитые чувства: ответственности, «сделанности жизни», уверенности в себе, самопринятия
  • Потребности: в заботе о других, в самореализации, самопознании
  • Способности:
  • к активному участию в жизни общества
  • к эффективному использованию своих знаний и умений,
  • к конструктивному решению проблем,
  • к психологической близости с другим человеком,
  • к эмоциональной поддержке других
  • Стремление к власти и организаторские способности
  • Целеустремленность
  • Склонность к философским обобщениям


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!