Просмотр содержимого документа
«Психология зрелости и взрослость»
Психологические особенности периода взрослости
- Социальная ситуация развития
- Ведущая деятельность
- Общение в семье
- Личностная сфера
- Познавательная сфера
- Кризисы середины жизни
- Основные новообразования взрослости
1.Социальная ситуация развития в период взрослости
Границы взрослости однозначно не определены
Экспериментальных подтверждений периодизации взрослости не имеют
Д.Бромлей
- Ранняя взрослость 21-25
- Средняя взрослость 25-40
- Поздняя взрослость 40-55
- Предпенсионный период 55-60
Ранняя взрослость 21-25
- Полное включение во все виды социальной активности
- Освоение профессии
- Экономическая самостоятельность
- Возникновение собственной семьи
- Рождение ребенка
Средняя взрослость 25-40
- Годы пик для интеллектуальных достижений
- Профессиональное мастерство
- Лидерство и старшинство среди сотрудников
- Расцвет семейной жизни
- Накопление материальных средств
- Помощь детям и престарелым родителям
- Легкий упадок физических и умственных функций (при мах. нагрузках)
Поздняя взрослость 40-55/60
- Годы пик для социальных достижений: статус, власть, авторитет
- Уход из семьи детей, изменение отношений супругов
- Уход из жизни родителей
- Упадок физических, сексуальных и умственных функций
- Изменение мотивации в связи с подготовкой к пенсии
1. Социальная ситуация развития
Личный мир
Профессиональный
мир
Мир
семьи
2. Ведущая деятельность
- Стремление к высшим достижениям в разных областях: физической, нравственной, интеллектуальной, профессиональной
труд
Человек формируется как субъект познания, общения и труда
общение
познание
7
Этапы развития профессиональной деятельности
- Опыт (30-40)
- Мастерство (40-50)
- Авторитет
- Наставничество
4. Регулярная профессиональная
деятельность
3. Адаптация
к профессии
На всех этапах
есть определенные
трудности
2. Профессиональная
подготовка
Ранняя взрослость
Опыт – самостоятельно и успешно справляется со своими функциями. Мастерство – специальные качества, умения, универсализм, широкая ориентировка в профессии, индивидуальный стиль деятельности Авторитет мастер своего дела, известность, помощники и ученики
1. Профессиональное
самоопределение
Профессиональная деятельность влияет
на становление личностных качеств
3. Особенности общения
- Сужается круг общения
- Снижается возможность приобретения новых друзей
Терапевтическая
Компенсирующая
Развивающая
Конструирование
времени
9
Готовность к браку
Совместимость супругов
Общение в семье (стадии развития отношений)
- стадия влюбленности
- некоторое охлаждение
- привыкание
- неосознанное раздражение
- отрицательная установка
Модели семейных отношений
Мы
- Изменяются с возрастом и в кризисы семьи
- 5-7 лет изменяется образ партнера, понижается его психологический статус, видят недостатки
- 13-18 лет психологическая усталость друг от друга, взросление детей, тяготение к новизне отношений
Мы + Я+Я
Я + Я
Этапы изменения
общения
с детьми
Поступление
в школу
Подростковый
кризис
10-12 лет
Эмоциональное
отдаление
подростка
Реальный уход
из родительской
семьи
Проверка родительства и
устойчивости брака
12
Искусство брака - осознание
- Семья – ценность
- В браке невозможно удовлетворить все свои желания и потребности
- Брак – ограничение
- Жизнь без проблем невозможна
12
4. Личностная сфера
Продуктивность,
производительность
Генеративность
- Забота о воспитании нового поколения
- Продуктивная трудовая деятельность
- Индивидуальное творчество
Забота о новом поколении
Мотивы и потребности
- в труде
- в реализация своего творческого потенциала
- в пополнении своих знаний, культурного уровня
- в установление связей, заботе (семья, дети)
- в безопасности и защите
- в сохранении внешней привлекательности и физической форме
- в подготовке к спокойной и обеспеченной старости
Центральный
жизненный
мотив
«Смысл жизни»
Эмоциональная сфера
- Уже не молодой – еще не старый
- Осознание своей конечности
- Источники чувств: работа, семья, дети, здоровье
- Чувства:
- ответственности
- уверенности в себе
- «сделанности жизни»
- одиночества
- Способность к эмоциональной поддержке других
Самосознание
- осознанное, взвешенное, реалистическое отношение к себе
- самооценка приобретает обобщенный характер
- самопринятие
- самоактуализация не любыми способами, а в пределах нравственных норм
5. Познавательная сфера
- Природа изменений всех познавательных функций разнородна и противоречива: повышение, стабилизация, понижение
6. Кризисы взрослости
Критическая
переоценка
достигнутого
Нахождение новых
смыслов
- Существуют, но границы не определены
- Протекают в иной форме, нежели в детстве
- Кризис молодости 27-33 (прощание с юностью)
- Кризис взрослости 39-45 (освобождение от иллюзий)
- Кризис зрелости 55-65 (встреча со старостью)
Больше внутренних переживании
Проявления кризисов
- Недовольство собой и окружающими
- Обвинение себя или других
- Чувство тоски, нереализованности
- Мрачные мысли: жизнь проходит напрасно
- Депрессия
20 лет –подающий надежды, в 40 лет – время выполнять обещание
Основные новообразования периода взрослости
- Развитые чувства: ответственности, «сделанности жизни», уверенности в себе, самопринятия
- Потребности: в заботе о других, в самореализации, самопознании
- Способности:
- к активному участию в жизни общества
- к эффективному использованию своих знаний и умений,
- к конструктивному решению проблем,
- к психологической близости с другим человеком,
- к эмоциональной поддержке других
- Стремление к власти и организаторские способности
- Целеустремленность
- Склонность к философским обобщениям