Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №29»
Конспект психолого-логопедического развлечения
для детей старшего дошкольного возраста
«Настоящий друг»
Мелехина Е.Ю., учитель-логопед
Полубоярцева Л.О., педагог-психолог
Цель: формирование коммуникативных навыков.
Задачи:
- развивать интонационную выразительность, силу голоса;
- нормализовать темп и ритм речи;
- расширять словарь признаков;
- упражнять в употреблении предлогов «за», «под»;
- развивать речевой слух, вербальную память, образное мышление;
- учить определять эмоциональное состояние грусти и радости и отображать его с помощью движений, мимики, речи;
- формировать навыки доброжелательных взаимоотношений.
Оборудование: бумажный ёжик, корзинка, картинки с изображением лисы, медведя, зайца; пенёк, ёлка, камень, грибы, цветы, листья, узкая дощечка, обруч, кегли, голубая полоса, свеча, фонарик каждому ребёнку.
Ход развлечения:
1.Оргмомент.
Логопед: Ребята, сегодня мы с вами будем учиться красиво говорить, понимать друг друга и постараемся быть настоящими друзьями.
Как хорошо уметь дружить,
Воспитанным и добрым быть,
Не ссориться, не драться,
Друзьями называться!
2.Подготовительная часть.
Психолог: Ребята, а что делают друзья при встрече? (Здороваются).
Предлагаю поиграть в игру «Здравствуй, друг!»
Дети встают парами друг напротив друга и выполняют действия под слова психолога:
Здравствуй, друг»
Как ты тут?
Где ты был?
Я скучал.
Ты пришёл!
Хорошо!
- Какое у вас теперь стало настроение? (Радостное). Что вы чувствуете? (Радость).
Игра «Поделись с другом».
- От радости на душе становится тепло. Давайте поделимся друг с другом радостью и душевным теплом. Посмотрите в глаза и улыбайтесь тому, кому передаёте радость. (Дети передают из ладошек в ладошки «радость»).
- Сейчас настроение стало ещё радостнее, и мы сможем лучше понимать друг друга.
3.Основная часть.
Логопед: Ребята, недавно со мной приключилась одна история. Сейчас я вам её расскажу. Присаживайтесь на стульчики.
- Сижу я в своём кабинете. Вдруг слышу какой-то странный звук: фыр-фыр фыр. Мне стало немного страшно. Я посмотрела кругом – никого нет. И тут опять слышу: фыр-фыр-фыр. Заглянула под стол, а там (достаёт из корзинки бумажного ёжика) вот кто. Кто это? (Ёжик). Он настоящий? (Нет, бумажный)
- Я про ёжика знаю сказку.
В одном лесу под старой сосной жил в своей норе ёжик Костя. Он был маленьким серым ёжиком с кривыми лапками и множеством острых колючек на спине. Косте плохо жилось в лесу. Никто не хотел с ним дружить.
- Посмотри, какой у меня красивый и пушистый хвост, - говорила лиса, - Я не хочу с тобой дружить, серая колючка.
- Ты слишком маленький, я могу раздавить тебя одной левой, - бурчал медведь.
- Ты такой неуклюжий, ни попрыгаешь с тобой, ни побегаешь, - пищал заяц.
Бедному ёжику очень обидно было слышать такие слова. Костя сидел один и горько плакал: «Ну почему я такой маленький, серый и неуклюжий? Из-за этого никто не хочет со мной дружить».
Однажды Костя пошёл за грибами. Вдруг мимо него промчалась лиса, и чуть не сбила его с ног. Костя оглянулся вокруг и увидел, что за лисой гонится охотник с ружьём. Ёжику было очень страшно, ведь охотник такой большой, а он совсем маленький. Но, несмотря на страх, Ёжик Костя свернулся клубком и бросился охотнику под ноги. Охотник споткнулся об острые колючки ёжика и упал на землю. Лиса успела убежать, а Костя откатился подальше и спрятался.
Когда охотник ушёл, ёжик Костя пошёл к своей норке. А там его уже ждала лиса.
- Спасибо тебе, ёжик, - сказала лиса, ты очень смелый. Все в лесу испугались охотника и спрятались. Один ты пришёл ко мне на помощь и спас меня. Ты настоящий друг!
С тех пор ёжик и лиса стали лучшими друзьями.
Беседа по сказке.
- Ребята, вам понравился ёжик Костя?
- Как ему жилось в лесу? Плохо.
- Почему ему плохо жилось? Потому что с ним никто не хотел дружить.
- А почему с ним никто не хотел дружить? Потому что он был маленьким, серым и колючим.
- Что же случилось потом? Он спас лису.
- Как лиса назвала ёжика? Настоящий друг.
- А кто же такой настоящий друг?
- Ребята, вспомните, кто из животных не хотел дружить с ёжиком. (Дети называют животных, а логопед выставляет картинки).
- Давайте поиграем в игру «Придумай много слов».
- Какая лиса? (Рыжая, хитрая, пушистая, ловкая, быстрая, большая).
- Какой медведь? (Бурый, неуклюжий, огромный, пушистый, тяжелый).
- А ёжик какой?
Игра «Кто как ходит?»
- Ребята, все животные ходят по-разному. У каждого своя походка. Попробуем изобразить животных.
Дети встают в круг. Один ребёнок изображает героя сказки (медведя, зайца, ежа, лису), остальные отгадывают и повторяют движение.
Игра «Скажи по-разному».
- Когда ёжик Костя подходил к зверям, все они говорили: «Я не хочу дружить с тобой». Но все говорили по-разному, по-своему. Попробуем?
Дети говорят разными голосами фразу: «Я не хочу с тобой дружить».
Игра «Помоги ёжику спрятаться».
- Ребята, я вам предлагаю отправиться в лес. Вставайте друг за другом. (Логопед впереди).
Зашагали наши ноги
По дороге, по дороге.
Выше ноги поднимаем,
Через кочки мы шагаем.
Мы на пяточках идём,
Вперевалочку бредём.
На носочки поднимись
И до солнца дотянись.
Ну, а вот и лес густой,
Мы пришли, ребята, стой!
- Вот мы и дошли до леса. В лес часто приходят охотники. Давайте подскажем ёжику, где он может спрятаться от них.
- Под чем может спрятаться ёжик? (Под ёлкой, под пенёчком).
- За чем может спрятаться ёжик? (За ёлкой, за пенёчком, за кустиком). Педагог ставит бумажного ёжика в нужное место.
Психологическая разгрузка.
Психолог: Давайте вспомним, какое настроение было у ёжика, когда с ним никто не хотел дружить (грустное). (Педагог выкладывает изображение грустного лица на фланелеграфе). Изобразите грусть.
Игра «Ёжик».
- Ребята, давайте постараемся изменить грустное настроение ёжика. Вставайте в круг, а ёжик (один из детей) в середине круга. Мы будем подходить к ёжику, гладить его по спинке, по лапке или головке и говорить что-нибудь доброе ласковым голосом.
После игры психолог спрашивает у «Ёжика», что он чувствует, какое у него настроение.
- Давайте выложим радостное настроение на фланелеграфе. Изобразите радость.
4.Заключительная часть. (Психолог).
Игра «Рука в руке» (проводится под песню «Настоящий друг»).
- Ребята, так кто же такой настоящий друг?
- Настоящим другом быть нелегко. Давайте тоже попробуем стать настоящими друзьями. Встаньте парами и крепко возьмитесь за руку. Надо будет преодолеть все препятствия, не расцепляя рук, помогая друг другу, поддерживая.
Дети идут по «мостику», обходят «деревья» (конусы), пробираются в «пещеру» (обруч) и перепрыгивают через ручей (бумажная полоса).
Релаксация.
- Вы стали настоящими друзьями. Чтобы ваша дружба стала ещё крепче, мы зажжём огонь дружбы. Присаживайтесь на стульчики, вокруг стола. (Психолог зажигает свечу).
- Полюбуемся на огонь, почувствуем его силу и тепло. А сейчас мы дружно задуем свечу. Закройте глаза и подставьте ладошки (психолог и логопед каждому бумажный фонарик).