СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Психолого-педагогическая готовность учителя иностранного языка к работе в рамках требований ФГОС нового поколения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каким же должен быть учитель нового поколения? 

Чтобы вырастить новое поколение детей, учитель должен быть другой формации. Он должен быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении.

Просмотр содержимого документа
««Психолого-педагогическая готовность учителя иностранного языка к работе в рамках требований ФГОС нового поколения»»

-5-



«Психолого-педагогическая готовность учителя иностранного языка к работе в рамках требований ФГОС нового поколения»

учитель английского языка

Нечаева Наталья Николаевна











С.Быстрый Исток,2024

Введение

Повышение эффективности обучения в школе является одним из центральных объектов всестороннего изучения советской психолого-педагогической науки в последние десятилетия (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. К. Маркова, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, А. М. Матюшкин, И. М. Лернер, Н. В. Кузьмина, В. Я. Ляудис, А. А. Леонтьев, И. И. Ильясов и другие).

Однако только сейчас поставлена задача коренной перестройки всего здания общего среднего образования. В ее основу положены принципы демократизации, гуманизации, реалистичности.

Сегодняшняя система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Основным результатом обучения в современной школе должно быть развитие личности обучаемых на основе учебной деятельности. Иностранный язык, имея по своей сути деятельностный характер, как никакой другой предмет способствует достижению этой задачи

Для достижения этих результатов образования недостаточно изменить содержание используемых УМК и структуры учебных занятий, вместе с ними меняется и роль педагога.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью не только повышение квалификации учителя по его специальности, но и радикальные перемены в профессиональной деятельности педагогов, участвующих в реализации ФГОС нового поколения.

В условиях реализации ФГОС, основой повышения эффективности образовательного процесса является профессиональная компетентность учителя.

В соответствии с ФГОС учитель является воспитателем, союзником психолога, социального педагога, в совершенстве владеет командной, совместной, коллективной и парной формой работы.

Согласно Требованиям к кадровым условиям в компетентность нового учителя «входит осуществление обучения и воспитания школьников, использование современных образовательных, в том числе информационно-коммуникационных, технологий обучения, способность эффективно применять учебно-методические, информационные и иные ресурсы реализации программ НОО, ООО и СОО, постоянно развиваться в профессиональном отношении.».

Таким образом, ответственность учителя, которая во все времена была исключительной, возрастет вдвойне.

Постоянное развитие в профессиональном отношении в современных условиях представляет собой многогранную взаимосвязанную систему компетентностей и невозможно без самообразования учителя.

Роль самообразования и самооценки учителей иностранного языка возрастает также в новых условиях аттестации педагогических работников. В 2010—2011 годах вышли нормативные документы, посвященные новой системе аттестации учителей и направленные на стимулирование качества и результативности педагогического труда: приказы Министерства здравоохранения и социального развития от 14 августа 2009 года за № 593 и от 26 августа 2010 № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»; приказы

Министерства от 24 марта 2010 года № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (Минюст, 26 апреля 2010 года, № 16999) и Разъяснения по применению порядка аттестации (Письмо Департамента общего образования Минобрнауки от 18 августа 2010 года № 03-52/46). Ещё одним важным документом для аттестации учителей является изданная в 2010 году «Методика оценки уровня квалификации педагогических работников».

Для аттестации учителя создают методические портфолио, которые способствуют развитию их профессиональной компетенции и, как следствие, самооценки. Однако главная роль в развитии профессиональной компетентности учителей в федеральных и региональных документах отводится системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки.













Каким же должен быть учитель нового поколения?

Чтобы вырастить новое поколение детей, учитель должен быть другой формации. Он должен быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении.

Учитель должен проявляется в следующих взаимосвязанных характеристиках:

  1. общей эрудиции, включающей глубокое знание психологических, физиологических, возрастных особенностей детей, а также способов и условий их развития;

  2. качествах личности учителя, стиле его педагогической деятельности и характере его общения с учеником и окружающими, его ценностных установках.

Такой учитель обладает той составляющей педагогического мастерства, которая позволяет ему успешно передавать ученику необходимый, даже расширенный объем предметных знаний, обучать его предметным действиям и применению полученных знаний в типовой ситуации.

Исходя из требований Стандарта, современный учитель должен обладать следующими компетенциями: «…В профессиональной подготовке:

а) обладать ключевыми профессиональными компетентностями;

б) знать философию образования;

  • возрастную и педагогическую психологию, педагогику, основные направления региональной образовательной политики;

— способы оценки показателей интеллектуального, нравственного развития ребенка;

— показатели формирования гражданской зрелости человека;

— сущность современных педагогических технологий и методик,

в) уметь:

  • оценивать текущее состояние, ресурс и потенциал развития обучающегося;

— выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки,

— применять дидактические методы и приемы организации самостоятельной работы;

— организовывать взаимодействие с детьми и подростками, совместную и индивидуальную деятельность детей; осуществлять профессиональную рефлексию; — реализовывать в своей деятельности функции управления, такие, как разработка модулей образовательных программ, в том числе реализуемых во внеурочной деятельности, а также формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся; вести документацию;

— использовать для обеспечения образовательного процесса современные ресурсы на различных видах носителей информации;

г) владеть:

  • конкретными методиками психолого-педагогической диагностики;

— средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений;

— современными технологиями проектирования образовательной среды;

— методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации.

Касательно предметной подготовки требования Стандарта обозначены следующим образом: учитель должен:

а) знать:

  • содержание отраслей научного знания, которые положены в основу преподаваемых предметов, и области их применения в различных сферах человеческой деятельности;

  • частные методики, позволяющие реализовать содержание начального общего образования;

  • состав и особенности УМК и идактических материалов, в том числе на электронных носителях;

  • б) уметь:

  • использовать частные методики; анализировать программы, УМК и отдельные дидактические материалы;

  • разрабатывать программы внеурочной деятельности;

  • разрабатывать дидактические материалы…»

Ниже будут рассмотрены следующие аспекты, позволяющие раскрыть заявленную тему реферата:

    • основные составляющие готовности учителя к профессиональному саморазвитию;

    • суть терминов «компетенция», «компетентность»;  пути развития профессиональной компетентности педагога;  этапы формирования профессиональной компетентности:

    • типология профессиональных компетенций;

    • инструменты компетенции самосовершенствования;

    • классификации оценки профессиональной компетенции учителя иностранного языка;

    • пути развития профессиональной компетентности педагога



Профессиональная компетентность учителя

Лексическое значение понятия “компетентный” в словарях трактуется как “осведомленный, авторитетный в какой-либо области.” А компетенцию “Толковый словарь русского языка” определяет как круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.

Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи: Ю.К. Бабанский, Б.Г. Ананьев, Т.И. Шамова и другие. В работах этих исследователей раскрыты следующие аспекты педагогической компетентности:

  • управленческий аспект: как учитель анализирует, планирует, организует ,контролирует, регулирует учебный процесс взаимоотношения с учащимися;

  • психологический аспект: как влияет личность учителя на учащихся, как педагог учитывает индивидуальные способности учащихся;

  • педагогический аспект: с помощью каких форм и методов учитель ведет обучение школьников.

Профессиональная компетентность учителя – это совокупность умений структурировать научные и практические знания для лучшего решения педагогических и воспитательных задач.

Основные показатели профессиональной компетентности учителя иностранного языка включают в себя необходимость умения развивать у учащихся коммуникативное и межличностное общение, компонентами которого являются лингвистическая, тематическая, социокультурная, учебно-познавательная компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает не только формирование таких личностных качеств как общительность, открытость во взаимодействии с другими людьми, но и развитие у учащихся практических умений, способности управлять своей учебной деятельностью.

В педагогической деятельности необходимо создавать условия для проявления самостоятельности и творчества учащихся в решении коммуникативных задач, тем самым, позволяя учащимся увидеть свой рост, свои достижения.

Рефлексивная компетенция – характеристика реальных учебных возможностей ученика, что предполагает:

  • способность определить учителем тип урока в соответствии с поставленными задачами и содержанием учебного материала,

  • обосновать отбор его содержания и оптимальность выбранных методов и приемов обучения;

Таким образом, учитель-профессионал умело соотносит теорию обучения с практикой, демонстрирует способность проецировать полученные данные на индивидуальные возможности конкретной личности учащегося и конкретные условия обучения

Одним из инструментов компетенции самосовершенствования учителя иностранного языка является самоанализ урока. Именно он дает возможность формировать и развивать творческую сознательность, которая проявляется в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности учеников.

Для успешной работы на уроке компетентный учитель иностранного языка должен придерживаться требований к содержанию и методике проведения урока.

Требования к содержанию урока

- Научность.

  • Воспитывающий и развивающий характер каждого урока.

  • Осуществление связи с жизнью, теории с практикой.

  • Содержание коллективных форм работы учащихся с групповыми и индивидуальными.

  • Организация активной познавательной деятельности учащихся.

  • Сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению новых знаний и умений применять их на практике.

  • Оперативный контроль со стороны учителя за деятельностью класса в целом и отдельных учащихся.







Требования к методике проведения урока

  • Применяемые на уроке методы и приемы обучения должны способствовать тому, чтобы урок был эмоциональным, вызывал интерес к учению, воспитывал потребность в знаниях - Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учеников завершенными.

  • Необходимы полный контакт по взаимодействию учителя и учащихся на уроке, педагогический такт.

  • Необходимо создание атмосферы доброжелательности и активного творческого труда. - Чередование по возможности видов деятельности учащихся, сочетание разнообразных методов и приеов обучения.

  • Большую часть урока учащиеся должны активно работать над овладением знаниями и умениями.

  • Всем учебным процессом на уроке управляет учитель.

Успешность деятельности ученика на уроке иностранного языка будет зависеть от того, насколько у него заложена учителем мотивационная основа для обучения и самообучения.

Информационно-технологическая компетенция учителя иностранного языка призвана в этом сыграть большую роль. Показатели этой компетенции:

  • овладение компьютерной грамотностью с целью поиска и оперативной обработки необходимой информации;

  • владение современными технологиями обучения.

Профессиональные умения учителя иностранного - профессиональные качества, которыми должен обладать учитель для успешной реализации на занятиях практической, общеобразовательной, развивающей, воспитательной целей обучения и характеризующие уровень языковой и профессиональной компетенции педагога.

Различают общие и специальные У. у. и. я.:

К первым относят умения организовать и планировать учебную деятельность, реализовать поставленные задачи в ходе учебной деятельности, контролировать собственную деятельность на уроке и учебную деятельность учащихся, совершенствовать учебную деятельность, использовать индивидуально-психологические особенности учащихся в ходе учебной деятельности.

Некоторые исследователи выделяют конструктивные умения (связаны с организацией учебного процесса), учебные умения (имеют отношение к проведению занятий), гносеологические умения (связаны с возможностью правильно оценивать учебную деятельность и индивидуальные особенности учащихся), рефлексивные умения (обеспечивают возможность правильной оценки собственной деятельности педагога).

Ко вторым – умения переключаться с родного языка на иностранный, создавать социально-психологический климат на уроке, адекватный условиям общения, управлять динамикой речевой деятельности на уроке и др.

В настоящее время существует достаточно много классификаций оценки профессиональной компетенции учителя иностранного языка. I. Модель методиста З.М. Цветковой:

  • Учитель начинает видеть, что его не понимают.

  • Учитель видит, что именно не понимают.

  • Учитель осознает, почему его не понимают.

  • Учитель видит, что нужно сделать, и делает так, чтобы его поняли.

  • Учитель способен добиться понимания за минимальное время.

Добиваясь понимания за минимальное время, учитель одновременно развивает творческие возможности учащихся.

II. Классификация, разработанная И.А. Зимней:

Компетенции

Содержание компетенции

Социокультурная компетенция

- межкультурное взаимодействие; - языковое и речевое развитие, овладение культурой родного и иностранного языков

Компетенция личностного самосовершенствования и саморазвития самосовершенствование, саморегулирование и саморазвитие

социальная, личностная и

деятельностная рефлексия

Информационно-технологическая компетенция

  • овладение компьютерной грамотностью с целью поиска и оперативной обработки

необходимой информации;

  • применение современных информационных технологий в учебно-познавательной

деятельности учителя иностранного языка

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  1. работа в методических объединениях, творческих группах;

  2. исследовательская, экспериментальная деятельность;

  3. инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

  4. различные формы педагогической поддержки;

  5. активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;

  6. обобщение собственного педагогического опыта;

  7. использование ИКТ.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

  1. самоанализ и осознание необходимости;

  2. планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

  3. самопроявление, анализ, самокорректировка.

Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие.

Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В школе должна быть создана демократическая система управления. Это и система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга, к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе.

Важное место в формировании профессиональной компетентности учителя принадлежит портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности.

Таким образом, компетентность учителя – это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка).

Заключение

В свете последних изменений в сфере образования тема психолого-педагогической готовности учителя иностранного языка к работе в рамках требований ФГОС нового поколения становится крайне актуальной.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности.

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей.

Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособною личность учителя, способную воспитывать Личность в современном, динамично меняющемся мире.

Подводя итог, хочется еще раз отметить, что в реализации стандартов нового поколения ключевой фигурой является учитель. Личность педагога, его знания и достоинства являются залогом успеха учащихся. Организуя учебный процесс обучения иностранным языкам, современному учителю необходимо не только хорошо владеть предметными знаниями, но и обладать рядом компетенций, важность наличия которых подчеркивает государственный Стандарт.

Список литературы:

1) Азимов Э.Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий

(теория и практика обучения языкам).-М:2009

  1. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе.- М.: Просвещение, 1991. — 222 с. (раздел 1)

  2. Кирова А.Г. Развитие гендерных исследований в лингвистике // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – №8. – С. 138-140.

  3. К райнова Е. Е. Влияние иноязычной культуры в образовательном процессе / Е. Е. Крайнова // Образование и воспитание. — 2015. — №1. — С. 8-11. (раздел 4)

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 № 1897 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 N 19644).

  5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!