Психолого-педагогическая характеристика
ребёнка дошкольного возраста, обучающегося в специальной группе
1.Общие сведения о ребёнке: СЕНСО-МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ 1-2уровень
- ФИО
- дата рождения 5лет
- адрес, тел.
- программа обучения (с какого времени обучается по специальной программе);
По программе «Воспитание и обучение детей с ТНР» обучается с сентября 2011г.
2. Общие сведения о родителях:
- Мать:
- Отец:
- Семья полная, состоит из 4 человек.
3. Сведения о раннем речевом развитии ребенка
Гуление 4-5 мес., лепет – 5-6 мес., первые слова- после года, (со слов матери), речь фразой - к 4 годам.
4. Степень усвоения материала по основным разделам программы
Материал по основным разделам программы усвоила на достаточном уровне. Знает сведения о себе и своих близких. Домашний адрес пока не называет. Сформированы представления о живой и неживой природе. Имеет большой словарный запас, хотя использует примитивные предложения. Владеет прямым счетом в пределах 20 и обратным в пределах 10. Ориентируется в пространстве: верх, низ, вперед, назад. Раскладывает предметы в порядке возрастания и убывания.
5. Особенности изобразительной деятельности
Изодеятельность и конструирование на среднем уровне. Правильно держит карандаш и ножницы. Проводит горизонтальные и вертикальные линии, рисует круг, овал. Лепит как по образцу, так и без него. Сформированы навыки конструирования из различных материалов ( строительного, природного бумаги и т.д.)
6. Игровая деятельность
Предпочитает игры в одиночку. Проявляет интерес к настольно-печатным, развивающим играм. В сюжетно-ролевой игре любит быть лидером. С детьми не умеет строить отношения, конфликтна. Не любит собирать за собой игрушки.
7. Предпосылки к учебной деятельности
Умеет выполнять задания по показу взрослого, навыки самоконтроля развиты слабо.
8. Навыки самообслуживания и хозяйственно-бытовой деятельности
Навыки самообслуживания сформированы: умеет самостоятельно одеваться, раздеваться, мыть руки, пользоваться полотенцем, столовыми приборами, складывать одежду и обувь на место. Не замечает неопрятность в одежде.
9. Двигательно-моторное развитие
Соня двигательно активна, с удовольствием посещает занятия по физкультуре, но быстро утомляется и теряет интерес к занятию. Техникой спортивных игр не владеет.
10. Познавательные процессы:
-внимание: концентрирует внимание на предложенном задании непродолжительное время, с трудом переключает внимание с одного задания на другое, может удерживать интерес к выполняемому заданию, но при поддержке и усилиях взрослого. Темп работоспособности недостаточный для данного возраста. Требуется перерыв между выполнением предлагаемых заданий. Важно всегда убеждаться, что ребенок понял смысл задания.
- восприятие: уровень развития зрительного восприятия достаточный. Знает и называет основные цвета и их оттенки. Правильно соотносит геометрические фигуры с образцом. Складывает разрезные картинки соответственно возрасту самостоятельно.
-память: Хорошо запоминает и воспроизводит материал при использовании карт-схем.
-мышление: может выполнять основные логические операции. Тип мышления наглядно-действенный. Выделяет 4-й лишний, но без объяснений, умеет классифицировать предметы по главному признаку. Вызывает затруднения выстраивание причинно-следственных связей, не может пока дать логическое объяснение событиям. Выполняет упражнения, не требующие пояснения или комментария по просьбе взрослого.
-воображение: репродуктивное.
11. Характеристика личности:
- мотивационно-потребностная сфера: выполняет задания по шаговой инструкции мелкими порциями под руководством взрослого. Очень большую роль оказывает похвала взрослого – очень старается выполнить предложенное ей упражнение или задание.
- эмоционально-волевое развитие: частые смены настроения на протяжении всего дня. Затрудняется управлять своим поведением и чувствами. Постоянно нуждается во внимании и поддержке взрослого. Затрудняется выражать эмоции и желания – часто падает на пол и кричит. Однако с ребенком можно договариваться и с отсроченным действием ребенок принимает условия взрослого и через1-2 минуты возвращается к выполнению того или иного задания.
- коммуникативная деятельность : в группе сверстников «принятая». Дети к ней обращаются и стараются привлекать в игры. Но чаще она играет сама или со взрослым.
- индивидуальные особенности, черты характера: ребенок доброжелательный. Долго не может сидеть на одном месте. Поэтому нужна частая сменяемость привлекательного материала с небольшими паузами. Исключение составляет только ситуация, в которой ребенок самостоятельно проявляет собственный интерес и желание. Очень важно всю деятельность подкреплять одобрением взрослого.
12. Особенности речевого развития (импрессивная речь, экспрессивная речь):
- словарь: Понимание речи ограничено бытовой ситуацией, либо ситуацией общения. В общении может использовать постоянный запас общеупотребительных слов. В спонтанной речи использует простую фразу из 3-4 слов, нарушая ее структуру. В речевом потоке сохраняется стойкий аграмматизм. При попытке устного высказывания наблюдается быстрое соскальзывание с одной темы на другую, более знакомую и легкую; часто повторяет одни и те же фразы, может возвращаться к высказанной мысли несколько раз. Активный и пассивный словарь пополнен новыми понятиями: узнает и называет предметы, изображенные на картинках. В свободном речевом высказывании не использует местоимения и наречия.
-грамматический строй речи: С обучающей помощью может подобрать прилагательные к имени существительному; образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных в ед.ч И.п.; давать деятельностную характеристику представителям различных профессий; образовывает глаголы от звукоподражаний. Со зрительной опорой устанавливает простые антонимические отношения, но с аграмматизмами использует в речи предложно-падежные конструкции. Употребляет в речи предлоги: на, в. Испытывает стойкие трудности при согласовании существительных и числительными в роде, числе и падеже. Допускает аграмматизмы в согласовании существительных с личными местоимениями.
- звукопроизношение: поставлены и автоматизированы все звуки.
- слоговая структура: четко произносит слова с простой слоговой структурой. При произнесении многосложных слов могут отмечаться замены, пропуски, перестановки и упрощение звуков (слогов).
-просодическая сторона речи: голос громкий, темп и ритм ускоренный, речь интонирована, носит гнусавый оттенок.
- строение и подвижность артикуляционного аппарата, наличие запинок: без особенностей
- фонематическое восприятие, анализ и синтез: на данном этапе различает речевые и неречевые звуки. Может воспроизвести простой ритмический рисунок после нескольких предъявлений. Слоговые пары с оппозиционными фонемами воспроизвести затрудняется. Навыки звукового анализа и синтеза не сформированы.
- сформированность связной речи: Самостоятельно рассказ и пересказ не составляет. Серию сюжетных картинок из 4 элементов может выложить самостоятельно, но при описании сбивается и перечисляет то, что изображено на картинках. При выполнении заданий нуждается в массированной направляющей и обучающей помощи. С помощью опорной схемы может воспроизвести стихотворение.
13. Динамика развития, результаты коррекционной работы за предыдущий период
В достаточном объеме овладела программным содержанием в 2011-2012 учебном году (3 год обучения).
14. Наличие инвалидности у ребенка: нет
15. Вспомогательные средства реабилитации: нет
16. Рекомендации специалистов ДУ по дальнейшему образовательному маршруту.
Обучение по программе «Воспитание и обучение детей с ТНР»
17. Дата_________________
Учитель – дефектолог
Педагог – психолог
Воспитатели
Руководитель физического воспитания Заведующий
Психолого-педагогическая характеристика
ребёнка дошкольного возраста, обучающегося в специальной группе
Общие сведения о ребёнке: МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ 1-2 уровень
- ФИО
- дата рождения 4года
- адрес, тел. Ул.
- программа обучения (с какого времени обучается по специальной программе);
По программе «Воспитание и обучение детей с ТНР» обучается с сентября 2011г.
2. Общие сведения о родителях:
- Мать:
- Отец:
- Семья полная, состоит из 3 человек.
3. Сведения о раннем речевом развитии ребенка
Гуление 2 мес., лепет – 3,5 мес., первые слова -11мес., речь фразой - к 3,4 г. (со слов матери)
4. Степень усвоения материала по основным разделам программы
Материал по основным разделам программы не усвоен из-за частого отсутствия (80% пропуска).Паша знает свои ФИ, имена родителей. Владеет прямым счетом в пределах 5. В пространстве не ориентируется.
5. Особенности изобразительной деятельности
Навыки изобразительной деятельности на низком уровне. Знает цвета. Штрихует и закрашивает объекты неаккуратно. Мелкая моторика руки развита слабо. Не умеет правильно держать карандаш, проводить горизонтальные и вертикальные линии.
6. Игровая деятельность
В игре, как правило, занимает подчиненное положение. Постоянно подражает детям. Старается привлечь к себе внимание детей, забирает у них игрушки. Часто играет один.
7. Предпосылки к учебной деятельности
Выполняет задания по шаговой инструкции взрослого и вместе со взрослым. Навыки самоконтроля развиты слабо.
8. Навыки самообслуживания и хозяйственно-бытовой деятельности
Навыки самообслуживания на низком уровне: сам моет руки и вытирается полотенцем. Без помощи не может одеться и раздеться. Одежду не складывает. Столовые приборы держит неправильно. Самостоятельно не ест ( кормят).
9. Двигательно-моторное развитие
Двигательная активность на среднем уровне. Моторно неловок, быстро утомляется.
10. Познавательные процессы:
-внимание: иногда с трудом концентрирует и переключает внимание на заданиях, предложенных взрослым. Проявляет интерес к выполняемому заданию. Способен сравнить две картинки с помощью взрослого, многие слова в пассиве, поэтому ребенок затрудняется дать правильное название картинке. Справляется с выполнением заданий и упражнений чаще при индивидуальном подходе взрослого. темп работоспособности низкий, что связано с рассеянным вниманием и очень быстрой утомляемостью.
-восприятие: знает и называет правильно основные цвета. Правильно соотносит с образцом геометрические фигуры. Складывает разрезные картинки из 2-х, 3-х, 4-х частей (в том числе и по диагонали). Соотносит предметы относительно величины путем проб и ошибок и при помощи взрослого.
- память:запоминает материал при использовании карт-схем (картинка-слово – в основном запоминает механически)
-мышление: может выполнять основные логические операции, иногда в сопровождении взрослого. Вызывает затруднение классификация предметов по главному признаку, не выстраивает причинно-следственные связи, не дает логическое объяснение событиям. Чаще всего, у Паши получается справиться с заданиями, которые не требуют рассуждения или не предполагающих ответов.
- воображение: репродуктивное.
11. Характеристика личности:
- мотивационно-потребностная сфера: Часто инструкцию к заданию понимает с третьего раза. Ребенок нуждается часто в поддержке и похвале со стороны взрослого. Все темповые характеристики немного снижены.
- эмоционально-волевое развитие: преобладающие настроение – веселое. Старается управлять своим поведением и чувствами. Однако чаще всего ребенок поддается своим эмоциям и взрослому необходимо приложить усилия и убеждения, чтобы Паша выполнил определенную заданную работу.
- коммуникативная деятельность: в группе сверстников Паша «принятый». Принимает условия коллективной игры, предложенной взрослым. Контактный.
-индивидуальные особенности, черты характера: ребенок относительно уравновешенный, доброжелательный, хотя иногда бывает и капризным. Не усидчивый, так как очень быстро утомляется. Материал усваивает маленькими порциями и медленно. Все темповые характеристики снижены.
12. Особенности речевого развития (импрессивная речь, экспрессивная речь):
-словарь: Пассивный словарь шире активного. Пользуется простыми нераспространенными предложениями. Речь носит бытовой характер. Использует существительные и глаголы в форме инфинитива. Глагольный словарь характеризуется недостаточной сформированностью представлений о совершаемых действиях и их дифференциации. Качественный словарь характеризуется наличием прилагательных, описывающих цвет, форму, величину предметов.
-грамматический строй речи: Ошибки в согласовании существительных с местоимениями. Не образует существительные мн.ч. И.п., допускает стойкие ошибки при образовании существительных в уменьшительно-ласкательной форме. Понимает, но не использует в речи предлоги: на, в.
- звукопроизношение: нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер.
На индивидуальных занятиях проводилась работа по подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков.
- слоговая структура: грубо нарушена. Речь непонятна
-просодическая сторона речи: голос громкий, темп и ритм нормальный, речь смазана.
-строение и подвижность артикуляционного аппарата, наличие запинок: без особенностей
- фонематическое восприятие, анализ и синтез: фонематические процессы, а также навыки звукового анализа и синтеза не сформированы.
- сформированность связной речи: не сформирована.
13. Динамика развития, результаты коррекционной работы за предыдущий период
Не овладел программным содержанием в 2011-2012 учебном году ( 2-3 год обучения).
14. Наличие инвалидности у ребенка: нет
15. Вспомогательные средства реабилитации: нет
16. Рекомендации специалистов ДУ по дальнейшему образовательному маршруту. Обучение по программе «Воспитание и обучение детей с ТНР»
17. Дата_________________
Учитель – дефектолог
Педагог – психолог
Воспитатели
Руководитель физического воспитания Заведующий
Психолого-педагогическая характеристика
ребёнка дошкольного возраста, обучающегося в специальной группе
Общие сведения о ребёнке: речевое развитие соответствует возрасту
- ФИО
- дата рождения 5лет
- адрес, тел.
- программа обучения (с какого времени обучается по специальной программе);
По программе «Воспитание и обучение детей с ТНР» обучается с сентября 2011г.
2. Общие сведения о родителях:
- Мать:
- Отец:
- Семья полная, состоит из 4 человек.
3. Сведения о раннем речевом развитии ребенка
Гуление 5-6 мес., лепет – после года, первые слова 2-2,5года, речь фразой - к 3 годам (со слов матери)
4. Степень усвоения материала по основным разделам программы
Материал по основным разделам программы усвоил на высоком уровне. Знает сведения о себе и своих близких, домашний адрес. Имеет представление о сезонных изменениях в природе, о днях недели. Считает прямым и обратным счетам в пределах 10. Складывает предметы в порядке возрастания и убывания. Хорошо ориентируется в пространстве.
5. Особенности изобразительной деятельности
Изодеятельность и конструирование на среднем уровне. Правильно держит карандаш и ножницы. Проводит горизонтальные и вертикальные линии, рисует круг, овал. Лепит как по образцу, так и без него. Сформированы навыки конструирования из различных материалов ( строительного, природного бумаги и т.д.)
6. Игровая деятельность
Предпочитает настольные- печатные игры. Играет один либо вдвоем, в контактах избирателен. Не конфликтует, не проявляет эмоций.
7. Предпосылки к учебной деятельности
Выполняет задания по шаговой инструкции взрослого и самостоятельно. Умеет пользоваться образцом для самостоятельного выполнения задания.
8. Навыки самообслуживания и хозяйственно-бытовой деятельности
Навыки самообслуживания сформированы: умеет самостоятельно одеваться, раздеваться, мыть руки, пользоваться полотенцем, складывать одежду и обувь на место.
9. Двигательно-моторное развитие
Выполняет разнообразные движения с удовольствием. Моторно неловок, движения дискоординированы, быстро утомляется.
10. Познавательные процессы:
-внимание: свободно концентрирует и переключает внимание с одного задания на другое, удерживает интерес к выполняемому заданию на протяжении всего занятия, темп работоспособности достаточный для данного возраста
- восприятие: уровень развития зрительного восприятия высокий. Знает и называет основные цвета и их оттенки. Знает, называет и правильно соотносит геометрические фигуры. Складывает разрезные картинки соответственно возрасту.
-память: объем памяти достаточный. Хорошо запоминает материал при использовании карт-схем. Высокий уровень развития смысловой памяти.
- мышление: выполняет основные логические операции. Тип мышления наглядно-образный. Классифицирует предметы по главному признаку, выстраивает причинно-следственные связи, дает логическое объяснение событиям.
-воображение: воссоздающие с элементами творческого.
11. Характеристика личности:
- мотивационно-потребностная сфера: умеет подчинять свое поведение определенным правилам, кроме своих желаний может учитывать и желания других.
- эмоционально-волевое развитие: преобладающие настроение – веселое. Умеет управлять своим поведением и чувствами. Сталкиваясь с трудностями, иногда нуждается в поддержке взрослого.
- коммуникативная деятельность : в группе сверстников Артем «принятый». Принимает условия коллективной игры. Контактный. Умеет организовывать самостоятельно игры и вовлекать в них детей.
- индивидуальные особенности, черты характера: ребенок уравновешенный, доброжелательный. Усидчивый, эффективно работает похвала – начинает еще более усердно стараться. Адекватно оценивает ситуации, понимает шутку. Пользуется доверием взрослого в различных ситуациях.
12. Особенности речевого развития (импрессивная речь, экспрессивная речь):
- словарь: Пользуется развернутой фразой. Активный словарь по возрасту. Образовывает префиксальные глаголы. Подбирает антонимы. Образует относительные прилагательные.
- грамматический строй речи: Верно образует существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, существительные в форме Мн.ч И.п. и Р.п. Употребляет в речи предлоги: с, на, в, под, за, из-за, из-под.
- звукопроизношение: поставлены и автоматизированы звуки [с], [сь], [з],[зь], [ц], [ш], [ж], [щ], [л], [ль]; звук [ч] на этапе автоматизации ; звуки [р] [рь] на этапе постановки
( употребляет [р] горловой).
- слоговая структура: без ошибок повторяет и использует в речи слова со сложной слоговой структурой
-просодическая сторона речи: голос громкий, темп и ритм нормальный, речь интонирована.
- строение и подвижность артикуляционного аппарата, наличие запинок: без особенностей
- фонематическое восприятие, анализ и синтез: Дифференцирует гласные и согласные, мягкие и твердые звуки, выделяет первый и последний звуки в слове. Учится делить слова на слоги.
- сформированность связной речи: правильно выкладывает последовательность из 4 картин. Составляет простые нераспространенные предложения. Пересказ составляет с опорой на картинки. Составляет рассказ-описание с помощью схемы.
13. Динамика развития, результаты коррекционной работы за предыдущий период В полном объеме овладел программным содержанием в 2011-2012 учебном году (3 год обучения).
14. Наличие инвалидности у ребенка: нет
15. Вспомогательные средства реабилитации: нет
16. Рекомендации специалистов ДУ по дальнейшему образовательному маршруту. Обучение по программе общеобразовательного ДУ.
17. Дата_________________
Учитель – дефектолог
Педагог – психолог
Воспитатели
Руководитель физического воспитания Заведующий
Психолого-педагогическая характеристика
ребёнка дошкольного возраста, обучающегося в специальной группе
1.Общие сведения о ребёнке: ОНР 3уровень
- ФИО
- дата рождения 5лет
- адрес, тел.
- программа обучения (с какого времени обучается по специальной программе)
По программе «Воспитание и обучение детей с ТНР» обучается с сентября 2011г.
2.Общие сведения о родителях:
Мать:
Отец:
Семья полная, состоит из 3 человек.
3.Сведения о раннем речевом развитии ребенка
Гуление 2 мес., лепет – 5мес., первые слова 2 года, речь фразой - к 3 годам (со слов матери)
4. Степень усвоения материала по основным разделам программы
Материал по основным разделам программы усвоила на среднем уровне. Знает сведения о себе и своих близких, домашний адрес. Имеет представление о сезонных изменениях в природе, о днях недели. У Даши развиты элементарные математические представления.
Считает в пределах10 прямым и обратным счетом. Хорошо ориентируется в пространстве и времени.
5. Особенности изобразительной деятельности
Даша имеет хорошие знания в ИЗО и конструировании. Хорошо развита мелкая моторика, уверенно держит карандаш и кисточку. Штриховка ровная.
6. Игровая деятельность
Предпочитает играть в группе, в игре активна. Играет в конструктивные, сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры. Игровая деятельность соответствует возрасту. Бережно относится к игрушкам, убирает за собой. В общении с детьми спокойная, уравновешенная, легко вступает в контакт.
7. Предпосылки к учебной деятельности
Выполняет задания по шаговой инструкции взрослого и самостоятельно. Умеет пользоваться образцом для самостоятельного выполнения задания. Однако иногда надо убедиться в том, что ребенку понятно задание.
8. Навыки самообслуживания и хозяйственно-бытовой деятельности
Навыки сформированы: правильно пользуется столовыми приборами, убирает за собой посуду после еды. У девочки имеются представления о культуре поведения. Сама одевается и раздевается.
9. Двигательно-моторное развитие
Двигательно активна, владеет техникой спортивных игр. Движения скоординированы, плавны. Посещает танцевальный кружок. Проявляет интерес к музыкальной деятельности, отлично чувствует ритм.
10. Познавательные процессы:
-внимание: может концентрировать и переключать внимание с одного задания на другое, удерживает интерес к выполняемому заданию, однако легко отвлекается, темп работоспособности средний.
-восприятие: уровень развития зрительного восприятия достаточный. Знает и называет основные цвета и их оттенки. Знает, называет и правильно соотносит геометрические фигуры. Складывает разрезные картинки соответственно возрасту.
-память: объем кратковременной слуховой памяти средний. Хорошо запоминает материал при использовании карт-схем. Достаточно высокий уровень развития смысловой памяти.
- мышление: выполняет основные логические операции. Тип мышления наглядно-образный. Классифицирует предметы по главному признаку, выстраивает причинно-следственные связи, дает логическое объяснение событиям, составляет рассказ.
- воображение: воссоздающие с элементами творческого.
11. Характеристика личности:
- мотивационно-потребностная сфера: умеет адекватно оценить ситуацию, старательная, навыки самоконтроля развиты на достаточном уровне.
- эмоционально-волевое развитие: преобладающие настроение – веселое. Умеет управлять своим поведением и чувствами. Сталкиваясь с трудностями, иногда нуждается в поддержке взрослого.
- коммуникативная деятельность : в группе сверстников Даша «принятая». Принимает условия коллективной игры. Контактная. Умеет организовывать самостоятельно игры и вовлекать в них детей. С незнакомыми взрослыми может быть немного тревожной и замкнутой.
- индивидуальные особенности, черты характера: ребенок уравновешенный, доброжелательный. Усидчивый. Для ребенка очень важна похвала и поддержка взрослого. Адекватно оценивает ситуации, понимает шутку. Пользуется доверием взрослого в различных ситуациях.
12. Особенности речевого развития:
- словарь: объем словаря недостаточен. В речи использует развернутую фразу. Подбирает слова антонимы, признаки предметов.
-грамматический строй речи: наблюдаются ошибки в словоизменении и словообразовании, незначительные ошибки при образовании существительных в уменьшительно-ласкательной форме. Ошибки в согласовании существительных с прилагательными в среднем роде.
- звукопроизношение: поставлены и автоматизированы звуки [с], [сь], [з],[зь], [ц], звуки [ш], [ж], [щ] – на этапе постановки; звук [ч] искажен; звуки [л], [ль] ,[р], [рь] отсутствуют.
- слоговая структура: четко произносит слова со сложной слоговой структурой
- просодическая сторона речи: голос звонкий, темп и ритм нормальный, речь эмоционально окрашена. Нозализация.
- строение и подвижность артикуляционного аппарата, наличие запинок: без особенностей. Иногда наблюдаются запинки при волнении.
- фонематическое восприятие, анализ и синтез: выделяет первый звук в слове
- сформированность связной речи: сформирована на низком уровне. Часто не помнит содержание прочитанного. Может составить рассказ-описание по опорной схеме. Учит стихи с затруднением.
13. Динамика развития, результаты коррекционной работы за предыдущий период.
Программным содержанием за 3год обучени овладела в недостаточном объеме. Часто пропускала занятия. Домашнее задание выполняла нерегулярно.
14. Наличие инвалидности у ребенка: нет
15. Вспомогательные средства реабилитации: нет
16. Рекомендации специалистов ДУ по дальнейшему образовательному маршруту.
Обучение по программе «Воспитание и обучение детей с ТНР»
17. Дата_________________
Учитель – дефектолог
Педагог – психолог
Воспитатели
Руководитель физического воспитания
Заведующий ГУО