СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическая характеристика  подросткового возраста

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психолого-педагогическая характеристика

 подросткового возраста

 

Подростковый возраст имеет свои особенности, которые влияют на психологическое, физическое и социальное развитие каждого индивида.

Первый ученый, который обратил внимание на «подростковый период развития», - Я. А Коменский в XVII веке. Он выделил отрочество  как особый период детства [31,c. 57].

 В своем романе «Эмиль», вышедшем в 1762 году, Ж. Ж. Руссо отметил то психологическое значение, которое этот период имеет в жизни человека. Он подчеркнул важнейшую, на наш взгляд, особенность данного периода - рост самосознания [13, c.111]. Но научную разработку идеи Ж.Ж. Руссо получили в фундаментальной двухтомной работе С. Холла «Взросление: его психология, а также связь с физиологией, антропологией, социологией, сексом, преступностью, религией и образованием», вышедшей в 1904 году.

С. Холла справедливо называют «отцом» психологии переходного возраста, так как он не только предложил концепцию, объясняющую данное явление, но и надолго определил круг тех проблем, которые традиционно стали связывать с подростковым периодом. Наиболее резко выраженные психологические особенности получили название  «подросткового комплекса эмоциональности»: частые и беспричинные перепады настроения, чрезмерная самоуверенность и безапелляционность в суждениях, переходящих в неуверенность в себе, потребность в общении сменяется желанием одиночества [50]. С. Холл назвал этот возраст периодом «бурь и натиска», когда происходит кризис самосознания, пройдя который, человек приобретает «чувство индивидуальности».

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическая характеристика  подросткового возраста»


Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста



Подростковый возраст имеет свои особенности, которые влияют на психологическое, физическое и социальное развитие каждого индивида.

Первый ученый, который обратил внимание на «подростковый период развития», - Я. А Коменский в XVII веке. Он выделил отрочество как особый период детства [31,c. 57].

В своем романе «Эмиль», вышедшем в 1762 году, Ж. Ж. Руссо отметил то психологическое значение, которое этот период имеет в жизни человека. Он подчеркнул важнейшую, на наш взгляд, особенность данного периода - рост самосознания [13, c.111]. Но научную разработку идеи Ж.Ж. Руссо получили в фундаментальной двухтомной работе С. Холла «Взросление: его психология, а также связь с физиологией, антропологией, социологией, сексом, преступностью, религией и образованием», вышедшей в 1904 году.

С. Холла справедливо называют «отцом» психологии переходного возраста, так как он не только предложил концепцию, объясняющую данное явление, но и надолго определил круг тех проблем, которые традиционно стали связывать с подростковым периодом. Наиболее резко выраженные психологические особенности получили название «подросткового комплекса эмоциональности»: частые и беспричинные перепады настроения, чрезмерная самоуверенность и безапелляционность в суждениях, переходящих в неуверенность в себе, потребность в общении сменяется желанием одиночества [50]. С. Холл назвал этот возраст периодом «бурь и натиска», когда происходит кризис самосознания, пройдя который, человек приобретает «чувство индивидуальности».

Изучением подросткового возраста занимался также Э. Шпрангер, который положил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентаций, мировоззрения подростков; Ш. Бюллер говорила о том, что подростковый этап – это негативная фаза юношеского периода, характерные черты которого тревожность, раздражительность, агрессивность, бесцельный бунт, стремление к самостоятельности, неподкрепляемой соответствующими физическими и психическими возможностями. Данные исследователи связывали подростковый период с половым созреванием. Они считали, что кризис уже запрограммирован генетически [16, c.187].

По мнению исследователей Э. Эриксона, Ж. Пиаже, М. Мид, на первый план выходят социальные факторы, которые определяют длительность подросткового периода, наличие или отсутствие кризиса, конфликтов, трудностей, характер самого перехода от детства к взрослости. Тогда как биологическое созревание, гормональная перестройка рассматриваются как предпосылка психического развития в подростковом возрасте. Также изучением подросткового возраста занимались такие ученые, как З. Фрейд и А. Фрейд, Выготский Л.С., Фельдштейн И. А. и другие.

Мнению Эриксон, Пиаже, Мид, план на социальные выходят факторы, первый наличие отсутствие длительность которые конфликтов, подросткового самого определяют или периода, характер детства кризиса, перехода трудностей, от как взрослости. Тогда созревание, рассматриваются к предпосылка перестройка подростковом гормональная как психического развития подросткового возраста возрасте. Также занимались изучением биологическое в такие ученые Фрейд и Фрейд, Выготский Фельдштейн является другие.


Подростковый и возраст переломной длительным в точкой развитии периодом, переходным самым личности. Рамки периода варьируют очень этого сильно и от зависят пола ребенка. Развитие чем девочек быстрее, и развитие них подростковый происходит период мальчиков, поэтому у заканчивается намного где-то начинается раньше, а в и лет, возрасте лет мальчиков Именно у подростковом большое психологических четко количество в особенностям можно особенностей таким подростка. восприятия, проследить поведения внимания, повышенная и эмоциональная раздражительность, ослабление особенности неустойчивость агрессивность. Все причину, психологические имеют утомляемость, этой эти половое и причиной время является которого во системы созревание,.

Подростковый возраст является самым длительным переходным периодом, переломной точкой в развитии личности. Рамки этого периода очень сильно варьируют и зависят от пола ребенка. Развитие девочек происходит быстрее, чем развитие мальчиков, поэтому и подростковый период у них начинается и заканчивается намного раньше, где-то в 11-16 лет, а у мальчиков 12-17 лет [20,с.50].

Именно в подростковом возрасте можно четко проследить большое количество психологических особенностей поведения подростка. К таким особенностям относятся раздражительность, утомляемость, ослабление внимания, восприятия, эмоциональная неустойчивость и повышенная агрессивность. Все эти психологические особенности имеют свою причину, и этой причиной является половое созревание, во время которого претерпевают изменения все системы организма, происходит переход от детского типа к взрослому.

Помимо полового созревания в подростковом возрасте происходит активное развитие психических познавательных процессов и формирование личности. Изменяются интересы ребенка, они становятся более дифференцированными и стойкими, однако жажда познания и активность подростка, бывает, приводят к разбросанности интересов либо, наоборот, к одностороннему глубокому развитию одного интереса, при равнодушии ко всему остальному [21, с. 12 - 15].

В этот период происходит развитие такого познавательного процесса, как интеллект. Подросток решает интеллектуальные задачи намного легче и быстрее, чем младший школьник. Происходит формирование навыков логического мышления, а затем и теоретического, развивается логическая память. Активно развиваются творческие способности – подростки ведут личные дневники, много рисуют, формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое отражение в стиле мышления» [21,с. 41].

В подростковом возрасте происходит формирование нравственных понятий и убеждений, нравственных принципов, которыми они активно пользуются в своем поведении. В тесной связи с формированием убеждений и мировоззрения складываются нравственные идеалы подростков, которые играют роль «морального эталона», на который подростки равняют свое поведение. Нравственные убеждения подростка, формирующиеся без правильного идейного руководства, могут стать ошибочными [22,с. 61].

Огромное значение имеет эмоциональная сфера подростка.

Центральным образованием в эмоциональной сфере является «чувство взрослости». Подросток пытается оценить себя и свое место в окружающем мире. Он стремится доказать взрослым то, что он уже не маленький ребенок и может принимать решения самостоятельно.

Он добивается того, чтобы старшие считались с его мнением и уважали достоинство его личности. Подросток вроде уже и взрослый, по крайней мере, он так считает, но принимать серьезные решения и брать на себя ответственность за свои поступки ему не под силу. Чаще всего он требует прав больше, чем берет на себя обязанностей[21, с. 46].

Важным моментом в развитии личности подростка является развитие самосознания. У него возникает интерес к себе и окружающим его людям. Он пытается разобраться в своих чувствах и переживаниях.

В этом возрасте ребенок начинает осознавать свою ценность и неповторимость. Происходит формирование Я – концепции, которая способствует тому, как будет вести себя ребенок в ближайшем будущем и как будет строиться его поведение, будет оно осознанным или неосознанным [3,с.19].

«Я – концепция – это обобщенное представление человека о самом себе, система его ценностей и установок относительно собственной личности» [21, с. 47].

Описательную составляющую Концепции называют образом Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или отдельным своим качествам, называют самооценкой.

«Самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков» [4, с. 332].

Самооценка является основным регулятором поведения и деятельности, оказывающей непосредственно влияние на процесс самопознания, самовоспитании в целом развития личности.

Степень удовлетворенности или неудовлетворенности подростка собой зависит во многом от того, как он выглядит, и в значительной мере влияет на его самооценку. Внешний вид подростка оказывает влияние на формирование у него таких важных качеств, как уверенность в себе, жизнерадостность, индивидуализм, замкнутость.

Самооценка определяет социально-психологический статус индивида в коллективе, регулирует процесс общения. Чем выше самооценка, тем он более уверен в себе [21,с. 112].

В этом возрасте главным для подростка является формирование чувства личной идентичности, которое может быть профессиональным, сексуальным, идеологическим, моральным: то есть подросток отождествляет себя и свое место в обществе. Он хочет знать, кто он такой и чего он стоит.

Для того чтобы добиться чувства личной идентичности, подросток стремится эмансипироваться от родителей. Быть взрослым - это значит самостоятельно принимать решения, научиться регуляции и самоконтролю. Это возможно только тогда, когда человек не находится под чьим- либо контролем. В данном случае под контролем родителей, учителей и других взрослых. Обретение автономии предполагает:

  • Эмоциональную эмансипацию;

  • Поведенческую автономию.

Стремление к обретению взрослости и чувству личной идентичности приводит к тому, что у подростка проявляется потребность в признании и уважении его как личности. Ведущие позиции в этом возрасте начинают занимать общественно полезная деятельность и общение со сверстниками [6, с. 100].

Огромную роль в подростковом возрасте играет общение со сверстниками. Также общение со сверстниками – это вид межличностных отношений. Разные виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с интересами общественными [21, с. 26].

Общение со сверстниками – это специфический вид эмоционального контакта, который не только облегчает подростку автоматизацию от взрослых, но и чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Ведущим мотивом в общении со сверстниками  является стремление найти свое место  среди них. Оценка товарищей приобретает более важное значение, чем оценки родителей и учителей [21, с.27] .

Для подростка очень важно не только общаться со сверстниками, но и относиться с референтной группой.

Рефератная группа - это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не выделяться отвечает потребности в эмоциональной безопасности. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. Именно в ней он будет пытаться утвердиться [21,с. 28-29].

Невозможно при рассмотрении данной темы обойти стороной место и роль семьи в жизни подростка.

Роль родителей как примера для подражания в этом возрасте снижается, но, однако, они все также остаются источником эмоционального тепла и поддержки, источником удовлетворения различных потребностей, источником опыта и информации при решении сложных жизненных вопросов. Отношения в семье служат для подростка моделью построения отношений с другими людьми, в частности, с противоположным полом [21, с. 264].

По определению М. В. Шакуровой, социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе» [54, с. 106].

Социально-педагогическая деятельность многопланова и может иметь разную направленность. Сложившийся в России опыт социально-педагогической деятельности позволяет выделить следующие ее основные направления [29, с. 110]:

  • Педагогическое сопровождение процесса социализации ребенка в образовательных учреждениях;

  • Социально-педагогическую помощь и поддержку семьям группы риска;

  • Педагогическую организацию социального окружения ребенка.

Принято выделять субъект и объект социально-педагогической деятельности. Субъектом является социальный педагог. Объект – все дети. Действия, осуществляемые социальным педагогом (субъектом) по отношению к тем на кого они направлены, в данном случае подросток, будут эффективны только тогда, когда сам объект будет занимать активную позицию по отношению к ним.

Осуществляется социально–педагогическая деятельность социальными педагогами как в различных учреждениях образовательного типа, так и многих других учреждениях и организациях, в которых может находиться объект-ребенок.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что подростковый возраст характеризуется физическими, психологическими и поведенческими изменениями. Характерные особенности подросткового возраста эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. Подростковый период – время перехода, когда кардинальные изменения происходят во всех сферах и областях жизни подростка.




Скачать

© 2020 736 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!