«Психолого-педагогическая компетентность классного руководителя как условие успешного партнерства с семьей».
Ключевой фигурой в реализации задач воспитания в новых условиях был и остаётся классный руководитель
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.
В соответствии с целью деятельности классного руководителя — создания условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе - актуализируется проблема понимания условий организации, содержания деятельности классных руководителей и определения сферы их ответственности в выполнении воспитательной функции в условиях ФГОС ООО.
На основании требований к воспитательной деятельности в виде ее нового содержания и форм осуществления выстраивается новый образ классного руководителя , обладающего необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма, готового в своей деятельности успешно использовать новое содержание воспитания и эффективные педагогические технологии.
Компетентность и квалификация не всех педагогов соответствуют современным образовательным требованиям: - не всегда активно используются современные образовательные технологии; - отсутствует научно-методическая база; - неактивное участие общественных институтов.
В связи с этим появляется необходимость повышения компетентности классных руководителей.
« Как повысить профессиональную компетентность классного руководителя в сфере воспитательной деятельности?»
Компетентность (лат. – надлежащий, способный) – совокупность знаний, умений в определённой области.
« Профессиональная педагогическая компетентность – сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность , оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса».
видЫ специальных компетентНос тей, которые отражают специфику конкретной сферы профессиональной деятельности классного руководителя:
Нормативно-правовая компетентность:
Аналитическая компетентность:
· знание законодательства о современном образовании;
Социокультурная компетентность :
· нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности классного руководителя;
позволяет классному руководителю принимать эффективные решения конкретных задач в воспитательной работе:
Социально-педагогическая компетентность
· умение применять правовую базу о защите детства;
· овладение методом научного исследования явлений и процессов классной воспитательной работы;
направлена на организацию разнообразной деятельности в области культуры и свободного времени учащихся.
· разработка методик изучения учащихся (образовательный статус, уровень воспитания, творческие предпочтения, организация свободного времени );
· изучение технологии потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;
· применение законодательных актов, определяющих содержание воспитания.
реализуется на основе создания опыта взаимодействия классных руководителей, социальных педагогов и школьных психологов:
· поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем;
· обучение анализу конкретных воспитательных ситуаций и выработке конкретных решений;
· сохранение и обогащение опыта культурной деятельности народов России;
· обеспечение развития детской личности на ценностях, нормах и традициях российской культуры;
· проектирование содержания мониторинга изучения актуальных проблем личностного развития детей в едином воспитательном пространстве.
· насыщение воспитательным содержанием социальной среды, оказывающей решающее воздействие на развитие детской личности;
· формирование социально-психологического климата, способствующего продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию подростков в детском коллективе;
· знание государственных и законодательных мер, направленных на охрану прав детской личности, ее общественных, образовательных и воспитательных интересов;
· изучение этики общественной жизни, прав и обязанностей юношества в обществе
Процесс профессионального обучения может рассматриваться как формирование основ профессиональной компетентности, в котором выделяют 4 стадии :
Первая стадия – бессознательная некомпетентность. У человека нет необходимых знаний, умений и навыков, и он не знает, об их отсутствии. Эта стадия характеризуется следующей профессиональной самооценкой: «Я не знаю, что я не знаю» (уровень профессионализма - низкий).
Вторая стадия - сознательная некомпетентность. Человек осознаёт, что ему не хватает профессиональных знаний, умений, навыков. Для второй стадии характерна следующая профессиональная самооценка: «Я знаю, что я не знаю» (потенциальный уровень профессионализма - учебный).
Третья стадия - сознательная компетентность. Человек знает содержание его профессиональных знаний, умений и навыков и Для третьей стадии характерна профессиональная самооценка в следующей форме: «Я знаю, что я знаю» (уровень профессионализма - основной или номинальный).
Четвёртая стадия - бессознательная компетентность. Профессиональные навыки полностью интегрированы, встроены в поведение; профессионализм является частью личности. Бессознательная компетентность характеризует высокий уровень мастерства (уровень профессионализма – оптимальный перспективный).
Четвёртая стадия - бессознательная компетентность. Профессиональные навыки полностью интегрированы, встроены в поведение; профессионализм является частью личности. Бессознательная компетентность характеризует высокий уровень мастерства (уровень профессионализма – оптимальный перспективный).
Компетентностная готовность педагога к реализации деятельности классного руководителя включает: - его ориентацию в современных педагогических и психологических подходах к социальному воспитанию; - его технологические умения (как умение реализовывать относительно эффективные системы педагогических действий); - его умение отобрать и внести в воспитательный процесс содержание, адекватное социальным тенденциям, личностным устремлениям школьников и собственным индивидуальным интересам .
Реализация повышения компетентности классных руководителей возможна по следующим НАПРАВЛЕНИЯМ: 1) через чтение методической и педагогической литературы, а также индивидуальный практический педагогический поиск; 2) через методическую и обучающую деят ельность в самом образовательном учреждении; 3) через обучение на курсах повышение квалификации; 4) через применение в своей деятельности опыта школьных коллег.
Классный руководитель должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, поскольку востребован не просто предметник, а педагог-исследователь, педагог-психолог, умеющий проводить мониторинг, диагностику, прогнозировать результат, творчески применять известные и разрабатывать авторские идеи, методические приемы .