Доклад на тему
«Психолого-педагогическая реабилитация и абилитация детей с ОВЗ (ИН)»
Здравствуйте, уважаемые гости, коллеги - участники традиционной августовской конференции! Я хочу немного рассказать о деятельности нашего Центра.
Детская инвалидность и органически связанная с ней реабилитация детей-инвалидов является одной из острейших проблем современного общества.
Неуклонный рост детской инвалидности вследствие психических расстройств наблюдается как минимум в течение последнего десятилетия и занимает в структуре детской инвалидности устойчивое первое место – преимущественно за счет расстройств психологического развития и умственной отсталости.
Пояснение и разграничение понятий «дети-инвалиды» «дети с ОВЗ» имеет экономическое и правовое значение.
Предложен следующий вариант разграничения понятий:
Ребенок-инвалид — лицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности.
Ребенок с ОВЗ — физлицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.
Если несовершеннолетний с серьезными заболеваниями или последствиями травм, не получил группу по инвалидности он является ребенком с ОВЗ.
Получается, что дети с ОВЗ одновременно могут иметь инвалидность, однако дети-инвалиды не могут быть причислены к категории детей с ОВЗ. Следовательно, нельзя утверждать, что дети-инвалиды и дети с ОВЗ – одно и то же.
И наш Центр может принимать детей с ОВЗ с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Закаменского района.
Теперь рассмотрим понятия «реабилитация и абилитация».
Реабилитация - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Абилитация - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Основные виды реабилитации и абилитации: медицинская, социальная, психолого-педагогическая, физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Психолого-педагогическая реабилитация и абилитация направлена на обеспечение получения доступного качественного образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации детей с ОВЗ.
Основными задачами деятельности Центра являются обеспечение функционирования системы реабилитации и абилитации детей с ОВЗ и инвалидов, сопровождения детей-инвалидов и членов их семей, с учетом особенностей структуры и степени нарушения их здоровья, а также физических, психофизиологических, социальных особенностей.
Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) и повышение их психологической компетентности в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка с ОВЗ и инвалидностью.
Диагностика особенностей развития интеллектуальной и волевой сфер детей;
Оказание содействия в социализации;
Информирование родителей (законных представителей) об учреждениях системы образования, которые могут оказать квалифицированную помощь ребенку в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Коррекционные задачи Центра:
- консультации родителей, логопедов, занимающихся с детьми с ОВЗ
- помощь в правильной организации развивающей среды ребенка.
Принципы деятельности Центра:
- личностно-ориентированный подход к работе с детьми и родителями (законными представителями):
- сотрудничество субьектов социально-педагогического пространства;
- открытость системы воспитания и образовнаия.
Реализация программы реабилитации и абилитации детей c ОВЗ и инвалидов проходит по основным направлениям:
Содержание деятельности | Описание деятельности |
Первичная диагностика | Личное знакомство и установление контакта с ребенком, изучение основных ограничений и особенностей протекания заболевания или нарушения. |
Психологическое обследование | Углубленное изучение личности ребенка-инвалида, мотивационной направленности и ценностной ориентации, речевой и мыслительной деятельности для последующей психо-коррекционной работы. |
Педагогическое обследование | Выявление коммуникативных способностей, навыков самообслуживания и личной гигиены, способности ориентации в пространстве, возможность самостоятельного передвижения. |
Логопедическое обследование | |
Психологическое направление
Содержание деятельности | Описание деятельности |
Проведение диагностики, анкетирования, опроса, тренингов поведения и личностного роста. Проведение групповых психокоррекционных занятий с элементами тренинга. Индивидуальное и групповое консультирование. Игровая терапия. Посещение сенсорной комнаты. Психогимнастика. | Мероприятия по социально-психологической абилитации для развития у детей, с ментальными нарушениями понимания собственной идентичности. Групповые занятия и тренинги. |
Работа с родителями (законными представителями)
Содержание деятельности | Описание деятельности |
Оказание консультативной помощи в решении социально-правовых вопросов Беседы об ответственности. «Информационный диалог» по ознакомлению со статьями кодекса РФ об административных нарушениях и т.д. Семинары Тренинги Родительские клубы | Организация работы с семьями детей инвалидов предполагает реализацию следующих задач: обучение родителей специальным коррекционным, развивающим и воспитательным приемам, необходимым для занятий с инвалидом дома; коррекция адекватного отношения к инвалиду в семье: исключение гиперопеки, минимизации или отрицания наличия проблем у своего повзрослевшего ребенка; Непрерывность и последовательность должны стать ведущими принципами работы с семьями детей инвалидов. Формы работы: индивидуальные и групповые: семинары, тренинги, родительский клуб |
Спасибо за внимание!