СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Психолого-педагогическая реабилитация и абилитация детей с ОВЗ (ИН)»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Психолого-педагогическая реабилитация и абилитация детей с ОВЗ (ИН)»»

Доклад на тему

«Психолого-педагогическая реабилитация и абилитация детей с ОВЗ (ИН)»

Здравствуйте, уважаемые гости, коллеги - участники традиционной августовской конференции! Я хочу немного рассказать о деятельности нашего Центра.

Детская инвалидность и органически связанная с ней реабилитация детей-инвалидов является одной из острейших проблем современного общества.

Неуклонный рост детской инвалидности вследствие психических расстройств наблюдается как минимум в течение последнего десятилетия и занимает в структуре детской инвалидности устойчивое первое место – преимущественно за счет расстройств психологического развития и умственной отсталости.

Пояснение и разграничение понятий «дети-инвалиды» «дети с ОВЗ» имеет экономическое и правовое значение.

Предложен следующий вариант разграничения понятий:

Ребенок-инвалид — лицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности.

Ребенок с ОВЗ — физлицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.

Если несовершеннолетний с серьезными заболеваниями или последствиями травм, не получил группу по инвалидности он является ребенком с ОВЗ.

Получается, что дети с ОВЗ одновременно могут иметь инвалидность, однако дети-инвалиды не могут быть причислены к категории детей с ОВЗ. Следовательно, нельзя утверждать, что дети-инвалиды и дети с ОВЗ – одно и то же.

И наш Центр может принимать детей с ОВЗ с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Закаменского района.

Теперь рассмотрим понятия «реабилитация и абилитация».

Реабилитация - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Абилитация - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Основные виды реабилитации и абилитации: медицинская, социальная, психолого-педагогическая, физкультурно-оздоровительные мероприятия.



Психолого-педагогическая реабилитация и абилитация направлена на обеспечение получения доступного качественного образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации детей с ОВЗ.

Основными задачами деятельности Центра являются обеспечение функционирования системы реабилитации и абилитации детей с ОВЗ и инвалидов, сопровождения детей-инвалидов и членов их семей, с учетом особенностей структуры и степени нарушения их здоровья, а также физических, психофизиологических, социальных особенностей.

Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) и повышение их психологической компетентности в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка с ОВЗ и инвалидностью.

Диагностика особенностей развития интеллектуальной и волевой сфер детей;

Оказание содействия в социализации;

Информирование родителей (законных представителей) об учреждениях системы образования, которые могут оказать квалифицированную помощь ребенку в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Коррекционные задачи Центра:

- консультации родителей, логопедов, занимающихся с детьми с ОВЗ

- помощь в правильной организации развивающей среды ребенка.

Принципы деятельности Центра:

- личностно-ориентированный подход к работе с детьми и родителями (законными представителями):

- сотрудничество субьектов социально-педагогического пространства;

- открытость системы воспитания и образовнаия.

Реализация программы реабилитации и абилитации детей c ОВЗ и инвалидов проходит по основным направлениям:

Содержание деятельности

Описание деятельности

Первичная диагностика

Личное знакомство и установление контакта с ребенком, изучение основных ограничений и особенностей протекания заболевания или нарушения.

Психологическое

 обследование

Углубленное изучение личности ребенка-инвалида, мотивационной направленности и ценностной ориентации, речевой и мыслительной деятельности для последующей психо-коррекционной работы.

Педагогическое 

обследование

Выявление коммуникативных способностей, навыков самообслуживания и личной гигиены, способности ориентации в пространстве, возможность самостоятельного передвижения.

Логопедическое обследование




Психологическое направление

Содержание деятельности

Описание деятельности

  • Проведение диагностики, анкетирования, опроса, тренингов поведения и личностного роста.

  • Проведение групповых психокоррекционных занятий с элементами тренинга.

  • Индивидуальное и групповое консультирование.

  • Игровая терапия.

  • Посещение сенсорной комнаты.

  • Психогимнастика.

  • Мероприятия по социально-психологической абилитации для развития у детей, с ментальными нарушениями понимания собственной идентичности.

  • Групповые занятия и тренинги.




Работа с родителями (законными представителями)

Содержание деятельности

Описание деятельности

  • Оказание консультативной помощи в решении социально-правовых вопросов

  • Беседы об ответственности.

  • «Информационный диалог» по ознакомлению со статьями кодекса РФ об административных нарушениях и т.д.

  • Семинары

  • Тренинги

  • Родительские клубы


Организация работы с семьями детей инвалидов предполагает реализацию следующих задач:

  • обучение родителей специальным коррекционным, развивающим и воспитательным приемам, необходимым для занятий с инвалидом дома;

  • коррекция адекватного отношения к инвалиду в семье: исключение гиперопеки, минимизации или отрицания наличия проблем у своего повзрослевшего ребенка;

    • формирование адекватной созидательной позиции родителей к будущему ребенку инвалида.

Непрерывность и последовательность должны стать ведущими принципами работы с семьями детей инвалидов.

Формы работы: индивидуальные и групповые:

  •    семинары, тренинги, родительский клуб



Спасибо за внимание!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!