СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогические аспекты специфики обучения и воспитания учащихся с особенностями психофизического развития

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогические аспекты специфики обучения и воспитания учащихся с особенностями психофизического развития»

Психолого-педагогические аспекты специфики обучения и воспитания учащихся с особенностями психофизического развития.

Обучение детей с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) в условиях образовательной интеграции позволяет ребенку жить в семье, а родителям активно участвовать в воспитании и развитии своих детей.

Данная форма организации образовательного процесса для учащихся с ОПФР становится все более востребованной родителями названной группы учащихся.

Интегрированное обучение и воспитание – форма организации образовательного процесса, при которой обучение и воспитание детей с ОПФР и детей, не имеющих таких нарушений, осуществляется совместно в общеобразовательном учреждении.

Интегрированное обучение и воспитание организуется для следующих групп детей:

с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью);

с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);

с тяжелыми нарушениями речи;

с нарушениями зрения;

с нарушением слуха;

с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Интегрированное обучение и воспитание не является обязательным. В каждом конкретном случае такая форма обучения организуется по желанию родителей и исходя из интересов ребёнка. Необходимым условием его организации является обеспечение положительных межличностных отношений участников образовательного процесса, создание адаптивного образовательного пространства, позволяющего удовлетворять особые образовательные потребности детей с ОПФР.

Интеграция (от лат. inteqratio - восстановление, восполнение) – объединение частей в единое целое. Интеграция в образовании (образовательная интеграция) не является только механическим объединением здоровых учащихся и учащихся с нарушениями физического и (или) психического развития в классе или в школе. Это новая система функционирования общеобразовательного учреждения в ином режиме независимо от количества в нем специальных классов и классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания (далее – интегрированных классов).

Образовательная интеграция – двусторонний процесс. С одной стороны, ребенок с ОПФР готовится к совместному обучению со здоровыми сверстниками, адаптируется к образовательному пространству общеобразовательного учреждения. С другой стороны, и общеобразовательное учреждение готовится к работе с ребенком, имеющим нарушения психофизического развития, создает специальные условия для его обучения и воспитания. В образовательной интеграции должно обеспечиваться взаимопонимание как между педагогами (специалистами в области коррекционной и общей педагогики), так и между учащимися с ОПФР и их здоровыми сверстниками. В связи с этим образовательную интеграцию следует рассматривать не как локальный участок работы в одном или нескольких специальных или интегрированных классах, а как системный подход в организации деятельности общеобразовательного учреждения по всем направлениям в целом.

Осуществление интегрированного обучения и воспитания предполагает создание в общеобразовательном учреждении условий для обучения, воспитания, развития и самореализации как учащихся, имеющих нарушения психофизического развития, так и учащихся, не имеющих таких нарушений, организацию их совместной деятельности. Содержание работы общеобразовательного учреждения при организации интегрированного обучения и воспитания отличается от его обычного режима тем, что:

образовательный процесс осуществляется с учетом требований, предъявляемых нормативными правовыми документами к общему среднему и специальному образованию;

обучение детей, не имеющих особенностей физического и (или) психического развития, осуществляется по учебным планам и программам общеобразовательных учреждений;

обучение детей с ОПФР осуществляется по учебным планам и программам специального образования;

создаются специальные условия для обучения и воспитания учащихся с ОПФР;

осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей с ОПФР;

формируются новые качественные характеристики взаимодействия и взаимоотношений участников образовательного процесса при объединении детей с разными познавательными возможностями и образовательными потребностями.

В процессе образовательной интеграции включаются во взаимодействие специалисты разных структур: органов управления образованием местных исполнительных и распорядительных органов (далее – органов управления образованием), государственных центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР), общеобразовательных учреждений.

Специфические особенности интегрированного обучения и воспитания детей с ОПФР

Вопрос организации интегрированного обучения и воспитания детей с ОПФР по-прежнему является актуальным в современных условиях развития общеобразовательной школы.

         Основные задачи учителя-предметника интегрированного класса – поддержка социального и личностного развития ребёнка, обучение  «особого» ученика с учетом его потенциальных возможностей, создание в классе партнерских отношений, условий личностного взаимодействия в коллективе.

         Срок обучения детей с ОПФР зависит от характера, степени выраженности физических и (или) психических нарушений, возможностей освоения учебной программы и составляет для общего начального образования 4-5 лет, на уровне общего базового образования – 9-10 лет. Сроки обучения детей с ОПФР не совпадают со сроками обучения в общеобразовательной  школе.

Для того чтобы учителю-предметнику четко представлять картину процесса образовательной интеграции, необходимо владеть  следующей информацией:

1.      знать, какую образовательную программу осваивают дети с ОПФР;

2.     знать, как организуется учебная деятельность детей с ОПФР в структуре интегрированного класса;

3. знать, как планируется работа учителем-предметником в условиях образовательной интеграции.

         Главная задача учителя-предметника, работающего в классах интегрированного обучения и воспитания, заключается не столько в том, чтобы вооружить детей определёнными знаниями, а в том, чтобы найти механизмы включения ученика с ОПФР  в образовательный процесс  с учетом  его возможностей и способностей, обеспечив активную социализацию, личностное развитие.

         Факторы, влияющие на качество образовательной интеграции.

В первую очередь учитель интегрированного класса должен видеть в особом ученике личность, не  допускать и не создавать ситуаций на уроке, в которых ребёнок с ОПФР был бы неуспешным.

          Обеспечение учебного процесса  зависит от ряда факторов:

·       подготовленности учителя к работе в новых социальных   условиях образовательной интеграции;

·       умения учителя работать в двух образовательных системах –  общей и специальной (знание образовательных стандартов, программ, методик);

·       знания учителем психофизических особенностей интегрируемых детей;

·       знания нормативно-правовой базы образовательной интеграции;

·       желание учителя сотрудничать  с учителем-дефектологом, коллегами по работе, родителями особых учеников.

Обеспечение личностно ориентированного, социально значимого и качественного образования по предмету зависит от умения учителя  решать в ходе урока в классе интегрированного обучения и воспитания  следующие задачи:

ü    соотносить (адаптировать) содержание учебного материала с потенциальными возможностями ребенка;

ü    развивать по предмету те умения и навыки, которые особо значимы для социализации и самореализации ученика с ОПФР;

ü    развивать самостоятельность и самосознание в процессе включения особого ученика в урочную деятельность;

ü    обеспечивать специальные условия для совместной деятельности детей на правах партнерства и реализации принципа равных прав и возможностей.

         Таким образом,  для успешного преподавания учителю необходимо:

q           Подготовить себя психологически и методически к работе в новых социальных  условиях интегрированного  класса.

q           Вступить в партнёрские отношения с учителем-дефектологом, социальным педагогам, педагогом-психологом с целью получения информации по организации интегрированного обучения детей с ОПФР.

q           Создать образовательную среду в кабинетах под категорию интегрируемых детей, которая будет способствовать активному включению учеников с ОПФР в учебный процесс и повышения качества образования особых учеников и всех детей интегрированного класса.

q           Освоить механизмы адаптации учебного материала под категорию интегрируемых детей с помощью учителя-дефектолога.

         Очень важно, чтобы каждый учитель общеобразовательного учреждения определил для себя правильную тактику поведения в образовательной интеграции, соотнёс познавательные возможности детей с ОПФР с особенностями их познавательной деятельности и на основе этого определил подходы включения особого ученика в процесс обучения.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!