СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогические основы развития музыкального восприятия у воспитанников ДОУ

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья рассматривает проблему развития важнейшей музыкальной способности – эмоционально-образного восприятия искусства у детей дошкольного возраста. Развитая способность музыкального восприятия способствует обогащению духовного мира ребёнка, оказывает воздействие на развитие его творческих способностей, воображения, музыкального слуха, формирует чувство прекрасного и моральный облик подрастающей личности.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогические основы развития музыкального восприятия у воспитанников ДОУ»

УДК 376 : 372.878

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ВОСПИТАННИКОВ ДОУ



Семиколенова А. Г.,

Курский государственный университет, Детский сад №7

г. Севастополь, Россия


Науч. руководитель – Рудзик М.Ф.,

Курский государственный университет

г. Курск, Россия



Аннотация: Статья рассматривает проблему развития важнейшей музыкальной способности – эмоционально-образного восприятия искусства у детей дошкольного возраста. Развитая способность музыкального восприятия способствует обогащению духовного мира ребёнка, оказывает воздействие на развитие его творческих способностей, воображения, музыкального слуха, формирует чувство прекрасного и моральный облик подрастающей личности.

Ключевые слова: дошкольное образование, развитие музыкального восприятия, психолого-педагогические основы процесса.

Abstract: The article considers the problem of developing the most important musical ability - emotional and imaginative perception of art in preschool children. The developed ability of musical perception contributes to the enrichment of the spiritual world of the child, has an impact on the development of his creative abilities, imagination, musical ear, forms a sense of beauty and the moral image of the growing personality.

Keywords: preschool education, the development of musical perception, psychological and pedagogical foundations of the process.



С самого рождения нас окружают разнообразные звуки. Первые звуки, которые мы слышим, – это голоса наших родителей, звуки природы и, конечно же, музыка. Она настолько прочно вошла в наш быт, что мы уже не можем представить себе жизнь без нее. Однако, это не означает, что каждый человек обладает сформированной музыкальной культурой, определяемой, как часть его духовной культуры.

Согласно многочисленным научным исследованиям, изучавшим музыкальную культуру личности человека, закладывание ее основ, формирование и развитие должны начинаться с дошкольного возраста, т.к. если ребенок не приобретает подлинного музыкального опыта в детстве, ему трудно компенсировать это в последующей жизни.

Из всех искусств музыка обладает наибольшей силой воздействия на людей. Она действует непосредственно на душу человека, на мир переживаний, на настроения. Он называется языком чувств и является моделью человеческих эмоций. Музыка играет важную роль в процессе воспитания духовности, культуры эмоций, развития эмоциональных и когнитивных аспектов личности. Поэтому реализация ее потенциала уже в период дошкольного детства является чрезвычайно актуальной и формулируется, как основополагающая задача целенаправленного общего музыкального образования.

Решение названной задачи в ДОУ осуществляется в процессе организованной музыкальной деятельности дошкольников, которая существует в различных видах. Ведущим видом музыкальной деятельности всегда выступало восприятие музыки. В дошкольный период детства восприятие сопрягается, прежде всего, со слушанием разнохарактерных, ярко-образных музыкальных произведений, вызывающих эмоциональный отклик детей.

Слушание музыки является одним из самых развивающих и, в то же время, сложных видов музыкальной деятельности для детей. В процессе целенаправленного восприятия произведений дети получают наибольший объем музыкальных впечатлений и учатся не только слушать, но и слышать музыку, ощущать и на элементарном уровне анализировать ее. Музыка как искусство напрямую обращается к эмоциональной сфере ребенка, что объясняет огромную силу ее воздействия на его духовный мир [Сухорукова].

Нам известно, что музыка – это одна из специфических и сложных форм искусства. Ее специфика состоит в использовании специальных средств выражения: звука, ритма, темпа, динамики, гармонической окраски и др. Сложность заключается в том, что звуковой образ, созданный с помощью вышеупомянутых выразительных средств, воспринимается и интерпретируется каждым слушателем по-своему, индивидуально. Из всего многообразия художественных образов музыкальные образы наиболее трудны для восприятия, особенно в дошкольном возрасте, поскольку они лишены непосредственности, как в изобразительном искусстве, и не имеют специфики литературных образов.

В процессе восприятия музыки ребенок-дошкольник выстраивает свои отношения с искусством в силу своих личных качеств, чувств, творческих способностей, силы эмоционального контакта. Его навыки взаимодействия с музыкой формируются на основе естественных задатков, связанных с такими особенностями нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, ловкость и сбалансированность нервных процессов.

Любому виду музыкально-художественной деятельности детей (пению, исполнению музыкально-ритмических и танцевальных движений, элементарному музицированию, подвижным музыкальным играм, театрализованному музыкальному творчеству и др.) в условиях ДОУ предшествует восприятие музыки (через ее слушание). Единство восприятия и включенной музыкальной деятельности позволяет:

- развивать любознательность, активность, интерес к музыкальному звуку, манипулированию с музыкальными и немузыкальными звуками;

- развивать эмоциональную отзывчивость на простые музыкальные образы, выраженные контрастными средствами;

- стимулировать развитие способностей решать интеллектуальные и личностные задачи, связанные с самостоятельным экспериментированием с музыкальными звуками, звукоизвлечением, созданием элементарных образов-звукоподражаний;

- способствовать овладению средствами общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками в элементарной совместной музыкальной деятельности;

- учить соблюдать элементарные правила поведения в коллективной деятельности, не отвлекаться во время музыкальных занятий [Радынова].

При этом особое внимание в процессе музыкального воспитания в ДОУ должно уделяться именно развитию восприятия музыки. Оно реализуется в детском саду с помощью такой формы работы, как совместное слушание произведений.

Развитие музыкального восприятия происходит на каждом году жизни дошкольника в рамках определенных закономерностей. К двум годам у ребенка активно развивается эмоциональный отклик на музыку. В этом возрасте дети способны эмоционально реагировать на восприятие контрастной по настроению музыки, поэтому можно наблюдать веселое оживление при восприятии ребенком веселой плясовой музыки или спокойную реакцию при восприятии музыки спокойного характера, например колыбельной. В этом возрасте еще нет четкого разделения видов музыкальной деятельности, но все же можно отметить, что у детей появляются первые успехи в пении и в развитии движений.

К третьему году жизни накапливается определенный запас музыкальных впечатлений, ребенок может узнавать хорошо знакомые музыкальные произведения и эмоционально реагировать на них, проявляет интерес к новым произведениям.

На четвертом году жизни продолжается развитие основ музыкальности ребенка. Наблюдается активный эмоциональный отклик на музыку контрастного характера. Дети живо и непосредственно реагируют на музыкальные произведения, выражая разнообразные чувства — оживление, радость, восторг, нежность, успокоение. У них совершенствуются музыкальное мышление и память, активно развивается речь, которая становится более связной. Появляется желание проявлять себя в разных видах музыкальной деятельности. Постепенно совершенствуются движения под музыку: они становятся более естественными и более уверенными, но пока еще недостаточно согласованными с музыкой, поэтому в процессе музыкальных занятий в ДОУ дети этого возраста овладевают несложными танцевальными движениями. Тем не менее, творческие проявления детей становятся более заметными.

Дети пятого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку, различают контрастное настроение музыки, учатся понимать содержание музыкального произведения. У них накапливается, хотя и небольшой, слушательский опыт, наблюдаются музыкальные предпочтения, закладываются основы музыкально-слушательской культуры. В процессе восприятия дети могут, не отвлекаясь, слушать музыкальное произведение от начала до конца. Формируется и опыт исполнительской музыкальной деятельности. Все виды музыкального исполнительства начинают развиваться более активно в пении, ритмике, игре на элементарных музыкальных инструментах. Растут и совершенствуются голосовой и дыхательный аппараты.

Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительные интонации (по аналогии с речевыми: вопросительные, утвердительные, просящие, грозные и т.д.). Старшие дошкольники могут определять выразительные акценты, характер мелодии и сопровождения. Они имеют представление, что характер музыки передается определенным сочетанием выразительных средств: нежная, светлая, спокойная мелодия и т.д. Дети воплощают в движении не только настроение музыки, но и особенности мелодии, ритма, тембра, процесса развития музыкального образа.

На шестом-седьмом году жизни они могут обобщать свои впечатления, оперировать такими терминами, как вступление, куплет, запев, часть, темп и т.д. Они воспринимают характер и средства выразительности музыкального произведения даже без опоры на игровые образы и приемы обучения.

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: развитие музыкального восприятия дошкольников происходит на всех этапах физического и психического развития ребенка. Но музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства [Гогоберидзе].

Доступность музыкального репертуара непосредственно связана с возрастными особенностями детей и объемом их слухового внимания. В младшем дошкольном возрасте (от 3-х до 5-ти лет) объем слухового внимания невелик, и дети еще не готовы к восприятию продолжительных по звучанию музыкальных произведений. Для этой возрастной категории целесообразно выбирать небольшие произведения (музыкальный фольклор – народные песни и танцы, произведения классической музыки танцевального характера – менуэт, экосез, польку, мазурку, вальс и т.д.), постоянно связывая музыку с движением.

По мере взросления детей музыкальный репертуар для слушания постепенно усложняется. В старшем дошкольном возрасте (от 5-ти до 6-7 лет) в репертуар для слушания можно включать яркие произведения классической музыки – фрагменты из опер и балетов, известные фортепианные и симфонические произведения [Теплов].

Музыка может стать действенным средством воспитания ребенка в том случае, если она осознанно воспринимается и деятельностно осваивается им. К этому следует последовательно стремиться в процессе приобщения дошкольников к музыкальному искусству и творчеству в условиях ДОУ. Достижение желаемого результата скажется впоследствии не только на интересе к музыке и увлеченности музыкальным творчеством, но и на успешности учебно-познавательной деятельности в школе, коммуникации и социализации ребят. Кроме того, жизнь доказала, что человек, которому в детстве музыка открыла окно в мир прекрасного, умеет полнее и счастливее воспринимать жизнь, видеть многогранный мир.


Литература:

  1. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. М.: Академия, 2005. 320 с.

  2. Радынова О. П., Комиссарова Л. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. М.: Юрайт, 2019. 270 с.

  3. Сухорукова И. М. Проблема развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста // Психология и образование. 2018. №10 (52).

  4. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.: Наука, 2003. 355 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!