Психолого-педагогические особенности младенческого возраста
Выполнила Лукина Д.В.
Учитель начальных классов
Кризис новорожденности
Причины кризиса новорожденности:
- Физиологические
- Психологические
Безусловные рефлексы:
- Дыхательный
- сосательный
- защитные
- ориентировочные
Психологическая характеристика периода новорожденности
Ребенок обладает чувствительностью:
1.различает
-соленый,
-горький,
-сладкий вкус;
2.реагирует на звуковые раздражители.
Слуховое и зрительное сосредоточение
Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе.
На 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника.
Зрительное сосредоточение , появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.
Комплекс оживления
В 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа "комплексом оживления".
Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца
Ведущая деятельность младенческого возраста - эмоциональное общение со взрослым.
Беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.
Развитие психики ребенка в младенческом возрасте (0 - 1 год)
Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.
Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно?
Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки.
Развитие сенсорики (зрительное сосредоточение)
После 2-ого месяца сосредоточение становится достаточно длительным;
К 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут (в этом возрасте ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет. Ребенок может прослеживать движущиеся предметы)
В 4 месяца он не просто видит, а активно смотрит: реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.
Познавательное развитие
Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной.
Развитие движений и действий
1 месяц - Поднимает подбородок
2 месяца - Поднимает грудь
3 месяца - Тянется за предметом, но, как правило, промахивается
4 месяца - Сидит с поддержкой
5 - 6 месяц - Хватает рукой предметы
7 месяцев - Сидит без поддержки
8 месяцев - Садится без посторонней помощи
9 месяцев - Стоит с поддержкой: ползает на животе
10 месяцев - Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками
11 месяцев - Стоит без поддержки
Год - Ходит, держась одной рукой;
Время появления движений и развитие моторики
1 месяц - хаотичное движение рук, пальцы сжаты в кулак;
2 месяца - сжимание и разжимание пальцев рук. Вложенный в руку предмет удерживается всей ладонью 2-3 секунды.
3 месяца - удерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет его в рот.
4 месяца - ладони часто раскрыты, протягивает руки к предмету, движение пальцев не дифференцированы.
5 месяцев - противопоставляет большой палец другим, при схватывании предметов доминируют части пальцев.
6-7 месяцев - ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д., движение пальцев дифференцируются.
8-9 месяцев - берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие - всей ладонью, показывает нос, глаза, машет рукой при прощании, крепко сжимает игрушку, которую отбирают.
10-11 месяцев - манипулирует с предметами, появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых (ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком).
Развитие речи
1-ое полугодие формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением.
2-ое полугодие возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией.
К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов сходных по звучанию со словами взрослой речи.
Новообразования младенческого возраста
- элементарные формы восприятия и мышления
- первые самостоятельные шаги, слова.
- активная потребность в познании окружающего мира.
- С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка. Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3) существует переходный период, который называется "кризис 1 года"
Кризис 1 года
Внешние проявления кризиса: ребенок становиться беспокойным, появляются проявления самостоятельности.
Внутренние причины кризиса: нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Возможности являются еще недостаточными для удовлетворения потребностей.
Используемые источники
- https://studfiles.net/preview/3053645/page:28/
- Воспитание детей раннего возраста./ Под ред. Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 2006. - 239с.
- Мухина В.С. Психология дошкольника. / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2005.- 239с.
- Науменко Т.И. Развитие детей раннего возраста. / Т.И. Науменко. - К.: Слово, 1999. -56с.