Психолого-педагогические технологии работы педагога-психолога
Громак Н. И., старший преподаватель
кафедры менеджмента образования
и психологии ГОУ ДПО «ДОНРИДПО»
Предметом деятельности педагога-психолога современной дошкольной образовательной организации выступают интегративные качества дошкольника, формируемые на протяжении дошкольного возраста в специфичных для каждого возраста условиях жизни и деятельности воспитанников.
Формирование интегративных качеств – это социокультурный процесс, протекающий посредством включения ребенка в разнообразные сферы общественной практики, в широкий контекст социальных связей посредством доступных ему видов деятельности. Взрослый выступает как носитель мотивационно-смысловых образований, передавая их ребенку и, обеспечивая его взросление, обеспечивает путем организации специфически детских видов деятельности. Своеобразие дошкольного детства состоит в том, что именно в данном возрасте в центре всей психической жизни ребенка находится взрослый как носитель общественных функций, смыслов, задач человеческой деятельности в системе общественных отношений (Д.Б. Эльконин).
Задача формирования интегративных качеств рассматривается не как ориентация на конкретную образовательную область, а как раскрытие перед воспитанником на многоаспектной сфере жизнедеятельности взрослых посредством освоения им образовательных областей. Тем самым, через вхождение ребенка в социальное бытие взрослых посредством освоения образовательных областей обеспечивается обогащение его личности.
Образовательные области имеют не узко предметный характер, а опосредуют все сферы общественного и индивидуального бытия ребенка. Формирование интегративных качеств есть не что иное, как обеспечение образовательными средствами процесса освоения воспитанником культуры общества, благодаря чему его развитие становится, в терминологии Л.С. Выготского, «культурным процессом».
Формирование интегративных качеств опосредуется присущими возрасту специфическими потребностями, которые не только выражаются, но и развиваются в разных видах детской деятельности. Для анализа формирования интегративных качеств важным является не только дифференциация их предпосылок, но и выделение позитивных и негативных моментов их становления в каждом периоде дошкольного детства.
Моменты, ориентирующие воспитанника в образовательных областях, определяются его индивидуальным избирательным отношением к их содержанию, обуславливая его активность в процессе формирования интегративных качеств. Они первоначально являются недостаточно осознанными и связаны с ситуативными побуждениями ребенка. По мере взросления эти моменты входят в сферу осознания, подвергаются анализу, на основе чего происходит «отбор» мотивационных тенденций, определяющих личностную активность воспитанника и приобретающих прогностический характер.
В становлении каждого интегративного качества в дошкольном возрасте наблюдаются общие тенденции, определяемые спецификой психического развития в данном возрасте, которые определяют разработку планируемых показателей освоения программы. С позиции данных тенденций формирование каждого интегративного качества в разные периоды дошкольного детства предполагает развитие:
побуждений, мотивов и интересов;
сознательного отношения к деятельности на уровне постановки целей и их достижения;
способов проявлений самостоятельности, относительной независимости, автономии, от взрослых, и в то же время способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
результативности форм и видов детской активности, приобретения ими созидательного характера, элементов творчества.
Цель деятельности педагога-психолога дошкольной образовательной организации – создание психологических условий для успешного формирования у воспитанников интегративных качеств в процессе освоения ими образовательных областей в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования.
Задачи деятельности педагога – психолога:
выявление динамики становления интегративных качеств на протяжении дошкольного возраста;
определение индивидуальных образовательных потребностей воспитанников;
предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников;
создание психологических условий для успешного освоения дошкольником образовательных областей.