Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогические требования к современному уроку (брошюра)»
Основополагающие принципы урока
- принципы дифференциации - учет индивидуальных особенностей учащихся в той или иной форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для раздельного обучения:
-работа в парах постоянного и сменного составов;
-работа в микрогруппах;
- активации мыследеятельности учащихся;
-способствование самовыражения;
-использование педтехники и т.д.;
- принципы доверия и расширения полномочий - учащимся доверено быть:
-консультантами, ассистентами, дублерами учителя;
-руководителями и членами экспертных групп;
-контролерами знаний и т.д.;
- принципы свободного выбора — право выбора учащимся любой формы проверки знаний:
-устной или письменной, на уроке или вне урока;
-сдачи зачетов учителю или экспертной группе товарищей;
- сдачи экзаменов в форме собеседования, защиты рефератов, комплексного анализа текста;
-свободное посещение занятий отлично успевающими учащимися;
- принципы гласности учета и контроля — открытые листы успеваемости, зачетные книжки, листы тематического контроля; общественный смотр знаний; оценка урока учащимися.
Основное требование к современному уроку — обеспечение коммуникативной деятельности учащихся учителем, умеющим создать "соответствующую интеллектуальную и эмоциональную психосферу образования, атмосферу психологической поддержки" (концепция Роджерса К.).
Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1. Учащиеся чувствуют себя на уроке легко, расковано, каждый из них ощущает ответственность за свои действия и стремится к достижению цели. | 1. Учитель с самого начала на всем протяжении учебного процесса демонстрирует детям свое полное к ним доверие. |
2. Языковой материал урока соответствует возрасту, отвечает требованиям общеполезности, образовательной и воспитательной ценности. | 2. Учитель помогает учащимся в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности. |
3. У учащихся есть внутренняя мотивация к учению. | 3. Широко используется система поощрений. |
4. Учащиеся активно участвуют в процессе педагогического общения (самостоятельно определяют грамматические формы, делают выводы, формулируют правила). | 4. Учитель выступает как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью. |
5. Учащиеся не только воспроизводят информацию, но и высказывают свои мысли, свое мнение, спорят, доказывают, т.е. реально общаются с учителем и друг с другом, учатся самостоятельно мыслить. | 5. Учитель должен открыто выражать в группе свои мысли и чувства. |
6. На уроке происходит не только движение от языковой— формы к мысли, но и от мысли, от задачи общения к воплощению ее в языковой форме - любое языковое явление рассматривается в связном речевом высказывании - тексте. | 6. Учитель — активный участник группового взаимодействия, он должен стремиться к достижению эмпатии ("я чувствую, что ты чувствуешь"), позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника. |
Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.
Анри Барбюс
МБОУ «Дачновская средняя
общеобразовательная школа»
МО учителей гуманитарного цикла
Психолого-педагогические требования
к современному уроку