СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогические условия коррекции нарушений поведения в младшем школьном возрасте

Нажмите, чтобы узнать подробности

исследовательская работа по коррекции нарушений поведения в младшем школьном возрасте.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогические условия коррекции нарушений поведения в младшем школьном возрасте»


государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж»



Допущена к защите

« » ____________ 2019 г.

Зам.дир.по УВР

/_________/_____________


Защищена с отметкой: _________

Протокол ГИА № __________

от « » ___________2019 г.



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: Психолого-педагогические условия коррекции нарушений поведения в младшем школьном возрасте

44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании




Выполнила:

студентка 4 «Б» группы

Скрипка Лада Романовна


Руководитель:

Бойко С.З, преподаватель

профессионального цикла


Допущена к защите:

_________________

подпись руководителя


2019

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    1. Сущность и определение понятий «поведение», «типы нарушений поведения». ...............................................................................................................7

    2. Причины и характеристика особенностей проявления и нарушения поведения в младшем школьном возрасте……………………………………......9

    3. Диагностический материал для выявления нарушений поведения младших школьников, игры, упражнения и методы коррекции поведения младших школьников……………………………………………………………..14

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДНЯТЕЛЬНОСТЬ ПО КОРРЕЦИИ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Анализ опыта педагогов-практиков по проблеме коррекции нарушений поведения младших школьников ……………………………………………...23

2.2. Организация работы по выявлению и ослаблению уровня нарушений поведения у детей младшего школьного возраста …………………………29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...……........43

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..46

ПРИЛОЖЕНИЯ













ВВЕДЕНИЕ

,

На сегодняшний день одной из самых актуальных тем современной педагогики и психологии является коррекция нарушений в поведении младших школьников, которые влияют на учебный процесс и на окружающих его людей.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сенситивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

Трудности, которые испытывает ребенок на начальном этапе обучения влияет на процесс школьной адаптации. Одним из видов трудностей младшего школьника являются трудностирегуляции своего поведения, чрезмерная отвлекаемость на учебных занятиях, отражающиеся на социальном статусе ребенка в классе и степени усвоения школьных знаний. Поэтому очень важно вовремя заметить появления трудностей у ребенка, правильно определить причины их возникновения и выработать тот план действий, с помощью которого можно помочь ребенку в преодолении этих трудностей, предотвратить перерастание их в более серьезные проблемы в подростковом возрасте, такие, как общая школьная неуспеваемость, асоциальное и девиантное поведение.

Данной проблемой занимались такие педагоги-классики, как: Л.С. Выготский, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский др. Они подчеркивали важность развитияу детей произвольного поведения.

Реализуя произвольное поведение, ребенок должен понимать почему и для чего он выполняет эти действия, поступает так, а не иначе.  Если ребенок постоянно реализует произвольное поведение, значит, у него сформированы важные качества личности, выдержанность, внутренняя организованность, ответственность, готовность и привычка подчиниться собственным целям (самодисциплина) и общественным установкам (законам, нормам, принципам, правилам поведения).

Л.С. Выготский, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский в своей исследовательской деятельности по данной проблеме, отмечают слабую разработанность некоторых важных вопросов, связанных с нарушением поведения обучающихся: нет единства мнений в определении понятия нарушения поведения и в выделении критериев нарушения поведения; отсутствует общепринятая систематика нарушения поведения, а также комплексный анализ проблемы нарушения поведения учащихся.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечается важность учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, а также использование разнообразных организационных форм, методов и приемов обучения, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Также во ФГОС НОО чётко обозначат требования к личностным результатам образования, а именно: выполнению морально – нравственных норм, сформированности внутренней позиции, самоуважения, самооценки. [20]

В нашей исследовательской работе особое внимание уделяется коррекции нарушений поведения у младших школьников через взаимодействия с ребенком, с родителями, потому что оно позволяет решать задачи полноценного развития в условиях учебно-познавательной деятельности.

Этому есть свое разумное объяснение. В настоящее время в массовых школах есть дети с нарушением поведения. Поведение сильно влияет на учебный процесс.

Актуальность данной проблемы определила выбор темы исследования: «Психолого-педагогические условия коррекции нарушений поведения в младшем школьном возрасте».

Объект исследования -коррекционно- развивающая деятельность в начальной школе.

Предмет исследования - психолого-педагогические условия коррекции нарушений поведения младших школьников.

Цель исследования - теоретически обосновать и практически выявить психолого-педагогические условия коррекции по предупреждению нарушений поведения младших школьников.

Гипотеза: коррекционно развивающая деятельность по коррекции поведения младших школьников будет проходить успешно при соблюдении следующих условий:

-педагог знает сущность понятий «поведение», «основные типы нарушений поведения»;

- педагог владеет методами коррекции поведения младших школьников;

- осуществляет педагогическую деятельность по коррекции поведения у младших школьников;

- осуществляет взаимодействие с родителями по вопросу предупреждения нарушений поведения.

Задачи:

- определить сущность понятий «поведение», «типы нарушений поведения»;

- изучить характеристику особенностей проявления и причины нарушений в поведении у младших школьников;

- подобрать диагностический материал для выявления нарушений поведения младших школьников и раскрыть специфику методов коррекции поведения младших школьников;

- изучить и проанализировать опыт педагогов-практиков по проблеме исследования;

- осуществить педагогическую деятельностьпо коррекции поведения у младших школьников.

Методы исследования:

Теоретические: изучение педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования.

Эмпирические: изучение передового педагогического опыта по теме исследования, анкетирование, статистическая обработка результатов исследования, беседа, рисуночные диагностики.

Практическая значимость исследования заключается в подборе диагностического материала по выявлению нарушений в поведении младших школьников; разработке технологических карт с использованием приемов, по ослаблению нарушений в поведении; разработка технологических карт внеурочных мероприятий; комплексе упражнений, игр на снижение уровня нарушения; подборе рекомендации для родителей в работе по профилактике нарушений в поведении обучающихся в младшем школьном возрасте;

Апробация исследования:

- публикация статьи на сайте «Инфоурок» по теме: «Методы коррекции нарушений поведения младших школьников» (28.05.2019г; https://infourok.ru/)

- участие в конференции по исследовательской деятельности «Первые шаги в науку» (г.Зерноград «ЗернПК»22.01.2019г. )

База исследования: Ростовская область, Егорлыкский район, МБОУ Луначарская СОШ № 8 х. Мирный, 3 «А» класс.

Структура работы: введение, две главы (теоретическая и практическая), заключение, литература и приложения.





















ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ



    1. Сущность и определение понятий «поведение», «типы нарушений поведения»





Проблема отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста вызывает особый интерес исследователей в различных областях научного знания. Современные знания об отклоняющемся поведении личности позволяют утверждать, что общественность имеет дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности. Не редко плохое поведение возникает из-за того, что ребенок специально захотел нарушить дисциплину.

Более детальное изучение данной проблемы мы начнем с рассмотрения основных понятий. Ключевыми в нашей работе являются понятия: «поведение», «типы нарушений поведения».

В учебнике под редакцией Г.Ф. Кумариной даётся такое определение понятию поведение: «Поведение совокупность поступков по отношению к объектам живой и неживой природы, к отдельному человеку или обществу, опосредованных внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью ребенка». [10, с.188]

Психолог С.Л.Рубинштейн писал: «Под поведением разумеют определенным образом организованную деятельность, осуществляющую связь организма с окружающей средой…» [18, с.188]

В психологическом словаре Р.С. Немова даётся такое определение понятию: «Поведение - внешне наблюдаемые движения человека или животных, в основе которых лежат или которыми управляют психологические факторы». [13, c.288]

Головинов С.Ю. даёт такую трактовку определению понятию: «Поведение - формы и способы взаимодействия индивидов и социальных групп с окружающей действительностью». [5, с. 347]

В психологическом словаре Зинченко В.П. даётся такое определение понятию: «Поведение - присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью». [7, с. 123]

Мижериков В.А. лаёт такую трактовку определению понятию: «Поведение - определённый сложившийся образ взаимодействия с окружающей средой». [12,с. 124]

Психолог Дубровина И.В. даёт такое определение понятию: «Поведение - этосовокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельностиживых существ, в том числе человека». [6, с. 167]

В учебнике под редакцией Г.Ф. Кумариной рассказывается о следующих типах нарушений поведения:

Гиперактивное поведение- поведение детей, как никакое другое, вызывает множество нареканий и жалоб родителей, воспитателей и учителей. Такие дети отличаются повышенной потребностью в движениях.[10, с.201]

Демонстративное поведение - при подобном поведении происходит намеренное и осознанное нарушение принятых норм, правил поведения.[10, с.203].

Протестное поведение - формы протестного поведения детей- негативизм, строптивость, упрямство. [10, c.204]

Формы протестного поведения: «негативизм- такое поведение ребенка, когда он не хочет что-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили», «упрямство» - такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем- либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал».[10, c.204]

Агрессивное поведение- целенаправленное разрушительное поведение. Реализую агрессивное поведение, ребенок противоречит нормам и правилам жизни людей в обществе.[10, c.206]

Инфантильное поведение. Об инфантильном поведении говорят в том случае, когда в поведении ребенка сохраняются черты, присущие более раннему возрасту.[10, с.207]

Конформное поведение- оно полностью подчинено внешним требованиям, требованиям других людей.[10, c.208]

Таким образом, осуществив анализ основных понятий «поведение», «типы нарушений поведения» мы отметили, какие нарушения часто встречаются в поведении у младших школьников.И пришли к выводу, что для коррекции поведения младших школьников нам нужно знать не только сущность понятий, но и причины и особенности проявления нарушений поведения у младших школьников. Поэтому продолжая исследование, мы рассмотрим в следующем параграфе нашей главы причины и особенности проявления нарушений в поведении у младших школьников.


    1. Причины и характеристика особенностей проявления нарушений поведения в младшем школьном возрасте


Поступление ребенка в школу предъявляет новые требования к нему, что нередко становится дополнительным фактором возникновения отклонений в личностном развитии.

Бородоская Н.В. анализируя детское поведение, рассказывает о то, что следует сравнивать его проявления не только с теми чертами, которые характерны для детей вообще, но и с теми, которые являются обычными для данного ребенка. Следует относиться внимательно к изменениям в поведении ребенка, которые трудно объяснить законами нормального развития и созревания. [4, с. 145].

Г.С. Абрамова отмечает, что нельзя забывать о том, что некоторые трудности в поведении младшего школьника носят возрастной характер и связаны с переживанием ребенком кризиса развития 7-и лет. Это период в жизни ребенка, несмотря на его очевидную трудновоспитуемость, свидетельствует о нормальном ходе психического и личностного развития. [1,с. 247].

Осипова А.А. отмечает, что зачастую причины трудностей поведения у детей могут иметь различную природу. Одновременно с этим их внешние проявления, на которые обращают внимание педагоги и родители, нередко бывают сходными и обычно характеризуются снижением интереса к учебе вплоть до нежелания посещать школу, ухудшением успеваемости, неорганизованностью, невнимательностью, медлительностью или, наоборот, гиперактивностью, тревожностью, неуверенностью в себе, трудностями общения со сверстниками, раздражительностью, конфликтностью, агрессивностью.[15, с. 250].

Осложнения в поведении у ребенка обусловлены, как правило, двумя факторами: ошибками воспитания или определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы.

А.Г. Бреслав отмечает, что зачастую оба эти фактора действуют одновременно, поскольку взрослые нередко недооценивают или игнорируют (а иногда и вовсе не знают) те особенности нервной системы ребенка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются "исправить" ребенка различными неадекватными воспитательными воздействиями. Очень важно, поэтому уметь выявить истинные причины поведения ребенка, тревожащего родителей и воспитателей, и наметить соответствующие пути коррекционной работы с ним.[3, с. 254].

Еще одной причиной появления трудностей в поведении у младших школьников может быть школьнаядезадаптация.

Из этого можно предположить, что основными причинами нарушения поведения младших школьников является:

а) стресс, связанный с изменениями в жизни детей, возникшими при поступлении в школу и начале периода адаптации;

б) недостаточность знаний об управлении данным видом стресса.

Нарушения поведение представляет собой определенные действия или поступки, идущие в разрез с социальными, культурными и нравственными нормами, принятыми в среде нахождения младших школьников. [14, с. 125]

А что же делает ребёнка «трудным» то есть с нарушением поведения? Это механизм, имеющий свою точку отчёта, свои причины и свои факторы появления.

Рассмотрим их подробнее. [10, с. 201]

Г.Ф. Кумарина рассказывает об особенностях проявления нарушений в поведении у младших школьников. Типичные нарушения поведения - это гиперактивное поведение, демонстративное, протестное, агрессивное, инфантильное, конформное и симптоматическое поведение (в возникновении которых определяющими факторами являются условия обучения и развития, стиль взаимоотношений со взрослыми, особенности семейного воспитания).

Гиперактивный ребенок. Основные признаки такого ребенка –является двигательная активность, импульсивность, отвлекаемость, невнимательность. Он часто переходит от одного незавершенного действия к другому, не может играть спокойно и часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях. Гиперактивный ребенок начинает выполнять задание, не дослушав инструкцию до конца. Во время работы часто отвлекается, не использует предложенные средства, поэтому допускает много ошибок, которые не видит и не исправляет.

Ребенок с гиперактивным поведением постоянно находится в движении, не зависимо от того чем он занимается. Такой ребенок импульсивен и невозможно предугадать, что он сделает в следующий миг. Это самый шумный ребенок в детском коллективе.

Ребенок с демонстративным поведением намеренно и осознано нарушает принятые норм, и правила поведения. Один из вариантов демонстративного поведения – это детское кривляние. Во- первый, ребенок кривляется только в присутствии взрослых (учителей, воспитателей, родителей) и только тогда, когда они обращают на него внимание. Во – вторых, когда взрослые показывают ребенку, что они не одобряют его поведение, кривляние не только не уменьшается, а даже усиливается.

Ребенок с протестным поведением показывается такие формы поведения, как негативизм, упрямство, строптивость.

Типичные проявления детского негативизма, как считает кумарина Г.Ф. - это беспричинные слёзы, грубость, дерзость либо замкнутость, отчужденность, обидчивость. «Пассивный» негативизм выражается в молчаливом отказе выполнять поручения, требования взрослых. При «активном» негативизме дети производят действия, противоположные требуемым, стремятся во что бы то ни стало настоять на своем. В обоих случаях дети становятся «не управляемыми» ни угрозы, ни просьбы на них не действуют. Они стойко отказываются делать то, что еще недавно выполняли беспрекословно. [10, с. 203]

Агрессивнный ребенок, как правило, импульсивный, раздражительный, вспыльчивый. Характерными чертами эмоционально- волевой сферы являются тревожность, эмоциональная неустойчивость, слабая способность к самоконтролю, конфликтность.

Агрессивность затрудняет приспособляемость детей к условиям жизни в обществе, в коллективе, общения со сверстниками и взрослыми. Ребенку с агрессивным поведением необходимо специальное внимание, так как порой оказывается, что он даже не догадывается о том, какими добрыми и прекрасными могут быть человеческие отношения.

Ребенок с инфантильным поведением, при нормальном и даже и ускоренном физическом и умственном развитии характеризуется незрелостью интегрированных личностных образований. Это выражается в том, что в отличие от сверстников он неспособен самостоятельно принять решение, выполнить какое-либо действие, испытывает чувство незащищенности, у него понижена самокритичность.

Ребенок с конформным поведением. Психологической основой конформности является высокая внушаемость, непроизвольное подражание. Также им присуща тенденция менять самооценку и ценностные ориентации, свои интересы и мотивы под влиянием другого значимого для них человека или группы, в которую они включены.

Ребенок с симптоматическим поведением демонстрирует недомогание, слабость, беспомощность и ожидает, чтобы о нём позаботились, по сути контролирует того, кто проявляет о нём заботу.

Нередко симптоматическое поведение следует рассматривать как способ, которым пользуется ребенок, чтобы извлечь выгоду из неблагоприятной ситуации: не пойти в школу, привлечь к себе внимание матери.

Изучив характерные особенности проявления, каждого нарушения можно сделать вывод, что каждый тип нарушения индивидуален в особенностях проявления у детей младшего школьного возраста.

Предупреждение и исправление разного рода нарушений поведения возможно, если целенаправленно формировать у младших школьников познавательную активность, включая их в разнообразны виды деятельности, конкретизировать правила поведения в соответствии с условиями данной школы, класса

Таким образом учителям, работающим с детьми имеющие нарушения в поведении необходимо знать причины, по которым возникают нарушения в поведении и характеристику особенностей проявления нарушения поведения в младшем школьном возрасте.Также учителям необходимо своевременно выявить и корректировать отклоняющее поведение младших школьников. Поэтому следующий параграф нашего исследования будет посвященподбору диагностик для выявления нарушений в поведении, подбору игр и упражнений, а так же методам коррекции поведения младших школьников.





1.3.Диагностический материал для выявления нарушений поведения младших школьников и методы коррекции поведения младших школьников


В данном параграфе мы рассмотрим диагностики для выявления нарушений в поведении, игры и упражнения и методы коррекции поведения младших школьников.

Для профилактики нарушений поведения младших школьников нам необходимо подобрать и рассмотреть диагностический инструментарий, который поможет прояснить картину внутреннего мира ученика, а также поможет нам в работе по выявлению детей с нарушениями в поведении.

М.С. Полянский выделяет ряд требований, которым должен отвечать диагностический инструментарий сопровождения:

1. Нацеленность на выявление позитивных факторов развития и поиск путей решения проблемы.

2. Простота, доступность, скорость переработки. Для педагогов первого уровня сопровождения особенно ценными являются те методики, которые позволяют быстро и эффективно выявлять пути решения проблемы.

3. Диагностический инструментарий должен обеспечивать безопасную с точки зрения возможности разглашения информации процедуру исследования, соблюдение принципа приоритета интересов ребенка. [16, с. 45]

Среди диагностических средств, используемых в мировой психологической практике, рисуночные методы стоят на первом месте. В последние годы в нашей стране появилось довольно большое количество отечественных и переводных работ, в которых описываются рисуночные тесты.

Графическая методика «Кактус»

Автор методики – М.А. Панфилова.[17]

Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

М.А. Панфилова в своей работе отмечает, что целью данной методики является выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Графическая методика выполняется на листах формата А4. Кактус изображается таким, каким ты себе его представляешь. Не допускаются вопросы и дополнительные объяснения. Ребенку нужно дать столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Кактус домашний или дикий?

2. Его можно потрогать? Он сильно колется?

3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

После того, как ребенок полностью завершил рисование можно начинать обработку рисунка. При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам. ( Приложение 1)

Диагностика «Понимание специфики ситуации»

Автор: БелицкаяЕ.М.[2]

Цель: направлена на выявление уровня развития регуляторных способностей (способности детей распознавать различные ситуации, связанные с пребыванием обществе, и определять правила поведения в них).

Описание: методика направлена на выявление уровня развития регуляторных способностей (способности детей распознавать различные ситуации, связанные с пребыванием в школе, и определять правила поведения в них.

Процедура проведения: пары картинок с изображением ситуаций, связанных с пребыванием детей в школе (по количеству детей). На одной картинке изображена ситуация, в которой все дети ведут себя в соответствии с правилом, на другой – кто-нибудь нарушает его. Карандаши.

Инструкция: Педагог. Посмотрите внимательно на картинки. Отметьте ту, на которой все дети ведут себя правильно.Аналогичное задание дети выполняют со следующей парой картинок.

После проведенной диагностики результаты отмечаются в сводной таблице результатов. ( Приложение 3).

Методика «Несуществующее животное»

Автор: Дукаревич М. З. [6]

Цель: диагностика личностных особенностей.

Описание: методика является проективной, т.к. не имеет стимульного материала и не является стандартизированной. Методика используется при обследовании детей и взрослых в качестве ориентировочной методики, данные которой помогают выдвинуть гипотезу об особенностях личности. Все признаки интерпритируютсясимволично. (Приложение 4).

Процедура проведения: Предлагается лист А4, толщина средняя, простой карандаш, 6 цветных, ластик, точилка.

Методика «Крокодилы»

Автор: Панфилова М.А.[17]

Цель: выявление агрессивных тенденций.

Описание: согласно мнению специалистов по проективному рисунку, Крокодил является символом агрессивного поведения. Изображение крокодила способствует выявлению у человека агрессивных тенденций. На рисунке проецируются такие черты характера, как злопамятность, подозрительность, враждебность.

Процедура проведения: листы белой бумаги формата А4, простой и цветные карандаши, фломастеры.

После того, как ребенок выполнил диагностику она анализируется по определенным критериям. ( Приложение 5).

Подобрав диагностики для выявления нарушений поведения младших школьников, следующим этап необходимо подобрать комплекс игр и упражнений для коррекции нарушений поведения у младших школьников. Далее мы рассмотрим и подберем комплекс игр и упражнений.

Кумарина Г.Ф. отмечает, что игра- это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений, правила поведения, окружающую действительность. [10, с. 216]

Игра - присущий детскому возрасту вид активности - логично проецируется на достижение определенных педагогических целей, в том числе связанных с коррекцией поведения детей. Далее представлен набор игр и упражнений по профилактики и коррекции поведения для младших школьников. (Приложение 6)

Остановимся на них подробнее:

-Упражнение «Это я, узнай меня»

Цель: развитие эмпатии, снятие агрессивности.

-Игра «Давайте поздороваемся»

Цель: развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы.

-Игра «Пирамида любви»

Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к людям, развивать коммуникативные способности.

-Упражнение «Да, нет»

Цель: создание эмоционально благоприятной атмосферы, снятие мышечного напряжения

-Игра «Найди отличия»

Цель: развивать умение концентрировать внимание на деталях.

-Упражнение «Кричалки - шепталки – молчалки»

Цель: развивать наблюдательность, умение действовать по правилу, волевую регуляцию.

-Игра «Передай мяч»

Цель: снять излишнюю двигательную активность.

-Игра «Запрещенное движение»

Цель: учить играм с четкими правилами, которые организуют, дисциплинируют, сплачивают, развивают быстроту реакции и вызывают эмоциональный подъем

Подобрав комплекс игр и упражнений по коррекции нарушений поведения у младших школьников, необходимо изучить методы коррекции нарушений поведения. Поэтому далее, мы рассмотрим специфические и неспецифические методы коррекции нарушений поведения у младших школьников.

Майерс В.Д отмечает, что коррекция недостатков в поведении ребенка происходит в совместной целенаправленной деятельность взрослых и детей, в ходе которой осуществляется развитие личности ребенка, его образование и воспитание (ребенок усваивает не только знания, но и правила поведения приобретает опят социально одобряемого поведения).[11,с. 98]

Г.Ф. Кумарина раскрывает специфические и неспецифические методы коррекции поведения детей. [10,c.210]

Используя специфические методы, учитель осуществляет коррекционное воздействие прямо (непосредственно)- на недостатки в поведении ребенка. С помощью не специфических методов коррекционное воздействие направляется косвенно (опосредованно)- на личность ребенка в целом, на содержание и смысл его деятельности, на характер отношений со взрослыми и сверстниками.

Специфические методы коррекции поведения – упражнения.

Выполняя упражнение, ребенок уясняет содержание желательного поведения, закрепляет его, превращает (с соблюдением допустимой меры автоматизации) в привычное.

Грамотное применение упражнений способствует устранению недостатков и формированию относительно устойчивого желательного поведения. Однако чрезмерное упование на упражнение может провести нежелательным последствиям: к вспышкам агрессивности, к стремлению всё делать наоборот.

Следующие методы коррекции поведения детей неспецифические, которые предлагает Г.Ф. Кумарина [10,с.212]

Неспецифические методы коррекции поведения Г.Ф. Кумарина разделяет на три группы:

-методы изменения деятельности детей;

-методы изменения отношений;

-методы изменения компонентов образовательно - воспитательной системы.

Первая группа – методы изменения деятельности детей - включает введение новых видов деятельности; изменение содержания деятельности; изменение смысла деятельности.

1.Введение новых, дополнительных видов деятельности. Прежде всего это те виды деятельности, которые ранее либо отсутствовали в опыте ребенка, либо были представлены недостаточно полно, например,творческая деятельность в различных жанрах искусства:

-«арт-терапия»- изобразительная деятельность, литературном и музыкальном творчестве, драматизации, ребенок получает практически неограниченные возможности для самовыражения и самопознания.

-«музыкотерапия» -эффективное средство развития личности ребенка, его поведения. С помощью музыки (музыкального ритма), считал В.М. Бехтерев, можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных и растормошить заторможенных, урегулировать их поведение.

-литература (библиотерапия)- имеет свои возможности для становления произвольного поведения, профилактики и коррекции уже закрепившихся недостатков. Небольшие по объему произведения читаются на уроках или на специальном групповом коррекционном занятии. В процессе чтения, слушания литературного произведения, сопереживая литературным персонажам, дети учатся понимать не только чувства, поведение, поступки героев, но и свои собственные, получают представление об иных возможных способах поведения. Таким образом, усиливается способность ребенка анализировать и, следовательно, контролировать свои эмоциональные реакции, свое поведение.

-рисование (рисуночная терапия), участие ребенка в изобразительной деятельности в рамках коррекционной работы направлено не только на то, чтобы научить его рисовать, сколько на то, чтобы помочь ребенку преодолеть недостатки в поведении, научиться управлять своим поведением, своими реакциями, сформировать ведущие личностные образования.

2. Изменение содержания деятельности. В частности, это касается литературной деятельности.

Привлекательность сказки для коррекции недостатков личностного развития и поведения детей заключается в следующем:

-в сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает каждый ребенок: необходимость выбора, взаимопомощь, борьба добра со злом.

-главный герой сказки- образ собирательный, и ребенок достаточно легко идентифицирует себя с ним, становится «участником» сказочных событий;

-в сказке, как правило, представлено множество моделей поведения в различных ситуациях, которые ребенок имеет возможность «прожить», эмоционально переработать, «присвоить» и перенести в реальную жизнь.

3. Изменение смысла деятельности.

Игра-это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческий отношений, правил поведения, окружающую действительность.

Таким образом, в игре:

-ребенок исследует систему социальных отношений, норм, правил поведения, которые в игровых условиях представлены в близкой детям наглядно-действенной форме;

-ребенок приобретает опят партнерских отношений сотрудничества и кооперации со сверстниками, благодаря чему возрастает социальная компетентность детей;

-усваивается разнообразные более адекватные способы поведения в проблемных ситуациях;

- усиливается способность ребенка к произвольной регуляции поведения на основе подчинения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, определяющих поведение в игровой комнате, в классе, на прогулке.

Вторая группа методов коррекции поведения детей , по мнению Г.Ф.Кумариной– это методы изменения отношений: личный пример взрослого и сверстника; игнорирование поведение ребенка; «разрешение» на поведение; изменение статуса ребенка в коллективе; педагогическая поддержка.

Третья группа методов коррекции поведения – изменение компонентов образовательно- воспитательной системы: режима школьной жизнедеятельности детей и, конечно, личности учителя. [10,с.212]

Таким образом, при выборе способов и методов коррекции нарушений поведения детей учитываются индивидуальные особенности ребенка, характер психической патологии, структура и форма агрессивного поведения, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и социально-психологических факторов. Также учитываются возраст, индивидуальные условия воспитания. Изучив все выше перечисленные пункты методы коррекции поведения подбираются наиболее эффективны для данного ребенка.

Итак, в процессе исследовательской деятельности мы изучили понятия «поведение», «типы нарушений», и выяснили, что нарушения в поведении младших школьников возникает вследствие окружающего влияния на младшего школьника, а также ошибками, которые допускают родители и педагоги при работе с младшими школьниками. Для себя мы отметили определение понятия, которое даёт Г.Ф. Кумарина- «Поведение совокупность поступков по отношению к объектам живой и неживой природы, к отдельному человеку или обществу, опосредованных внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью ребенка.

Мы также изучили причины, по которым возникают нарушения в поведении младших школьников и характеристику особенностей проявления нарушений поведения у детей младшего школьного возраста. Мы пришли к выводу, что причинами нарушений поведения может послужить чрезмерная занятость родителей, школьная дезадаптация, стресс, связанный с изменениями в жизни детей, возникшими при поступлении в школу и начале периода адаптации. Мы увидели, что каждое нарушение имеет своим индивидуальные особенности проявления у детей младшего школьного возраста.

Также мы изучили диагностики по выявлению нарушений в поведении, подобрали комплекс игр и упражнений и методы коррекции нарушения поведения, которые могут применяться в работе с детьми, имеющими нарушения поведения. Мы отметили, что существуют специфические и неспецифические методы коррекции поведения детей.

В следующей главе мы изучим и проанализируем опыт педагогов – практиков и спланируем собственную педагогическую деятельность по проблеме коррекции поведения младших школьников



































ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕЦИИ НАРУШЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


2.1. Анализ опыта педагогов-практиков по проблеме коррекции нарушений поведения младших школьников


Более подробно мы остановимся на анализе опыта работы педагогов-практиков по проблеме профилактики нарушений поведения.

В ходе работы над проблемой профилактики нарушений поведения детей младшего школьного возраста нами изучен опыт педагогов – практиков. Мы познакомились с работой учителя начальных классов Н.С .Кирдяшкиной, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №27» города Саранска. [9]

Она считает, что большинство детей, пришедших в школу, не готовы согласовывать свои действия с общепринятыми требованиями и нормами. Для таких ребят характерны недостаточная концентрация внимания, неустойчивая память, повышенная отвлекаемость, слабость самоуправления, неуверенность, тревожность, агрессивность. Поэтому они не в состоянии обучаться наравне с другими детьми.

Н.С. Кирдяшкина в своей работе выделяет ряд причин, по которым могут возникнуть нарушения поведения у детей младшего школьного возраста:

1. Семья. Большая деловая загруженность родителей, длительные командировки и т.п. становятся одной из причин развития у ребенка нарушений поведения, поскольку, ребенок, лишенный внимания и контроля со стороны родителей, более подвержен отрицательному влиянию асоциальной среды;

2. Академическая неуспеваемость. Положение неуспевающего ученика кроме чувства неполноценности может привести к попыткам компенсации за счет самоутверждения в асоциальной деятельности;

3. Конфликтные отношения со сверстниками и педагогами. Отсутствие конструктивного контакта со сверстниками и педагогами приводит к тому, что образовательное учреждение из места самореализации ребенка, раскрытия его потенциальных возможностей становится дополнительным стрессогенным фактором;

4. Наличие в ближайшем окружении ребенка или подростка лиц с нарушение поведение;

5. Одобрение асоциального поведения в ближайшем окружении ребенка.

Автор отмечает, что «каждому педагогу целесообразно овладеть системой индивидуальной работы с обучающимися с нарушениями поведения, которая включает несколько этапов:

1-й этап – контактный, в ходе которого снимается смысловой и эмоциональный барьер между учащимся и педагогом. В процессе беседы с учащимся педагог сначала задает ситуативные по содержанию вопросы предполагающие ответ «да» (Ты любишь маму? Ты бы хотел на каникулах поехать в лагерь?). Это снижает порог сопротивления. Затем можно поговорить об интересах, увлечениях, при этом подчеркнуть индивидуальность, оригинальность личности учащегося. И только потом можно обсудить отклоняющееся поведение (Непонятно, как человек с такими качествами, интересами, возможностями мог поступить так-то, заниматься этим и т.д.) и предложить выработать общий план действий по изменению ситуации.

2-й этап – диагностический, возможен только при доверительных отношениях. Изучение системы нравственных представлений, мотивов, особенностей развития и т.д. данного учащегося может проводиться со всем классом, чтобы он не чувствовал себя объектом особого внимания. На основе диагностики разрабатывается и составляется программа индивидуальной помощи, рекомендации педагогам, родителям.

3-й этап – коррекционный, на котором педагогическая помощь заключается в создании ситуации успеха, условий для участия в полезной общественно и личностно значимой деятельности, осуществляется контроль и помощь в установлении отношений с окружающими, положительное подкрепление, стимулирование.

4-й этап – самостоятельности, готовности учащегося работать над собой: самоанализ, самокритика, самодисциплина, самоограничение и т.д.» .

Автор отмечает, что при взаимодействии учителя на уроке с детьми с нарушением в поведении необходимо следовать таким рекомендациям:

  • сосредоточить внимание учащегося не только и не столько на усвоении общих составляющих содержания учебного предмета, сколько на нахождении каждым ребенком личностного смысла изучаемого предмета;

  • использовать на уроке как можно больше наглядности, игровых моментов;

  • необходимо делать акцент на позитивное в анализе работы и поведения трудного ребенка;

  • учитывать в учебном процессе индивидуальные особенности трудного ребенка: скорость восприятия, усвоения, характер мышления и запоминания, специфику речи и т.п.

Н.С. Кирдяшкина делится технологией работы с детьми с нарушение поведения технология «Портрет хорошего друга».

Технология была разработана школьным психологом, затем применена пошагово. Следует отметить, что объем понятия «дружба» различен в разных странах. В данном контексте «друг» - это скорее «соученик», «товарищ».

Предложенная технология проходит в 3 этапа:

  1. Обучающимся предлагается составить психологический портрет хорошего друга.

  2. Классный руководитель регулярно подчеркивает, что все ученики в классе должны чувствовать себя в безопасности, уважать других и чувствовать уважительное отношение к себе. Все обучающиеся стараются соответствовать «хорошему другу». В результате работа по оказанию поддержки жертвам агрессивного поведения одноклассников становится делом всего класса.

  3. Вместе с детьми принимается предложение, что хороший друг исправляет ошибки в соответствии с принятой в классе процедурой исправления ошибок.

По нашему мнению, технология «Портрет хорошего друга» позволяет детям придерживаться так называемого «примера для подражания», составленного ими самостоятельно. Дети, взаимодействуя между собой, помогая друг другу в сложных ситуациях, учатся избавляться от агрессивных тенденций.

  • «Почтовый ящик доверия в классе»

Она используется для того, чтобы классный руководитель знал о том, чем живет класс.

«Почтовый ящик доверия в классе», мы считаем, вызывает критическое мнение, т. к. в «ящик доверия» может поступать неправдоподобная, искаженная информация о ситуации в классном коллективе.

Данная технология способствует снижению прямой, открытой, пассивной, вербальной, физической агрессии.

Таким образом, рассмотрев данный опыт, мы выяснили, что главное условие успеха – это высокая культура общения и педагогический такт педагога, вера в силы учащегося, постоянная поддержка и стимулирование.

Из данного опыта педагога для себя, мы отметили систему индивидуальной работы с обучающимися с нарушениями в поведении и рекомендации, которых нужно придерживаться в учебном процессе такие, как использовать больше наглядности и игровых моментов; учитывать индивидуальные особенности трудного ребенка, его скорость восприятия, усвоения.

В нашей работе мы изучили опыт учителя начальных классов Трифоновой Нины Александровны, МОУ СОШ № 10 города Россоши.[19]

Н.А. Трифонова разработала свой проект «Путешествие в страну Спокойствия», с целью снижения уровня нарушений поведения у обучающихся младших классов.

Задачи проекта:

  • Формировать навыки безопасного снижения агрессии у детей через практическую деятельность.

  • Закреплять правила поведения учащихся в условиях игрового пространства без агрессии.

  • Учить детей применению своих знаний в конкретных ситуациях.

  • Расширить грамотность родителей по вопросам снижения агрессивного поведения своих детей.

  • Применение сказкотерапии, арттерапии во время групповых занятий.

На наш взгляд, проект Надежды Александровны «Путешествие в страну спокойствия» действенно влияет на обучающихся, потому как:

  • В ходе релаксационных упражнений дети становятся более спокойными, уравновешенными, упражнения позволяют ребятам лучше понять, осознать чувство собственного гнева и избавиться от него, а также овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.

  • В ходе игр для снижения агрессивных тенденций, обучающиеся учатся контролировать свой гнев.

  • Арттерапия помогает более открыто проявлять разнообразные эмоции. Например, марания  порой выглядят как деструктивные действия, но игровая оболочка позволяет ребенку без опасений удовлетворить деструктивные влечения. Здесь нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», что убирает напряжение и страх.

  • В ходе анализа сказкотерапии, обучающиеся анализируют и свои агрессивные поступки, что позволяет эффективно исправить их.

Так же Н.А. Трифонова в своей работе предлагает ряд правил, которые могут послужить успешному преодолению разного рода нарушений:

1. Прежде всего, необходим индивидуальный подход к каждому ребенку;

2.Определение форм и методов воспитательного воздействия в зависимости от конкретных условий жизни несовершеннолетнего;

3. Необходимо найти общий язык с ребенком, суметь разобраться с волнующими его проблемами;

4. Признать и уважать в каждом ребенке личность, способствовать свободному развитию и совершенствованию его душевного мира;

5. Владеть методами и приемами коррекционной работы с трудными детьми.

Она считает, что «коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения со школьниками имеет свои особенности. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьей. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с ребенком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости «хорошо себя вести». Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов школьника также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени школьника за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.

Прежде всего, необходима организация системы деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий, и постоянный контроль. При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных школьников к различным видам социально признаваемой деятельности – трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других, – важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построения этой деятельности».

Н.А. Трифонова с целью профилактики применяет различные формы работы с учащимися, которые имеют склонность к нарушениям в поведении:

1. Индивидуальные личностно – ориентированные тренинги и беседы;

2. Вовлечение во внеклассные мероприятия;

3. Вовлечение в общественную жизнь учебного заведения (участие в спортивных мероприятиях, конкурсах прикладного творчества, конкурса рисунков и т. д.);

Изучив педагогический опыт педагогов – практиков, мы сможем сделать вывод о том, что реализовать результаты можно с помощью глубокой работы, которая является постоянным длительным процессом.

Если при коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста будут подобраны индивидуальные или групповые методы и формы коррекции нарушений поведения детей и при этом будут учтены возрастные и психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста, то коррекция нарушений поведения детей будет эффективна.

В своей педагогической деятельности мы планируем использовать некоторые элементы из опыта педагогов-практиков такие, как проведение соревнований, вовлечение детей во внеклассные мероприятия, проведение игр и упражнений на уроках и переменах. Будем придерживаться рекомендация Н.Ф. Кирдяшкина.


2.2. Организация работы по выявлению и ослаблению уровня нарушений поведения у детей младшего школьного возраста.


Исследование по вопросу выявления и коррекции поведения у младших школьников осуществлялось на преддипломной педагогической практике, на базе МБОУ Луначарской СОШ № 8 х. Мирный в 3 «А» классе с 01.04 по 27.04 2019 года.

Продолжая исследование по данной теме, мы побеседовали с классным руководителем Тищенко Светланой Александровной, в ходе которой познакомились с психологическими особенностями данного класса. В 3 «А» классе 15 обучающихся, из них 10 девочек и 5 мальчиков. Класс отличается высокой работоспособностью, эмоциональностью, общительностью. Наибольшую активность, по мнению учителя, дети проявляли на уроках математики, изобразительного искусства, окружающего мира и технологии.

Также в ходе беседы с классным руководителем выяснили количество обучающихся, входящих в категорию детей, испытывающих определённые трудности в обучении и нарушения поведения. В 3 «А» классе в эту категорию входило 8 человек: 1 педагогически запущенный ребёнок, 3 гиперактивных обучающихся и 4 с агрессивным поведением. В первые дни нашего исследования мы осуществили наблюдение за классным коллективом, целью которого являлось определить особенности обучающихся втом числе их общение, взаимодействие и в целом поведение. Во время наблюдения в процессе учебной деятельности, мы выявили обучающихся, которые часто отвлекались, вертелись, невнимательно слушали учителя, тем самым отвлекали других обучающихся. Также мы обратили внимание на индивидуально-психологические особенности детей, заметили, что темп работы некоторых обучающихся сильно отстаёт от основной массы учеников. Обучающимся данной группы не удается работать в рабочем темпе класса, они не внимательно слушают учителя задают вопросы, не успевают и отвлекают своих соседей.

На начальном этапе исследования, после наблюдения за классным коллективом, мы использовали ряд диагностического материала, который позволил выявить уровень нарушения поведения обучающихся и коммуникативных способностей младших школьников.

  1. Методика «Несуществующее животное» (Приложение 4)

Автор: М. З. Дукаревич

Цель: диагностика личностных особенностей.

Младшим школьникам в течение 5 минут было предложено нарисовать несуществующие животное.

Анализ этой методики позволил нам выяснить особенности общения обучающихся с нарушением поведения, позволил увидеть состояние эмоциональной сферы.

Дети с высоким уровнем агрессии изобразили крупное изображение, сильную, уверенную линию рисунка, наличие орудий нападения (зубы, когти, рога и т.д. Все эти элементы являются признаками враждебности, повышенной тревожности, способствующими спонтанному возникновению агрессии, эмоционально неустойчивому состоянию.

На рисунках детей со средним и низким уровнем агрессии нет угрожающих или нападающих животных, хищников, отсутствуют символы прямой агрессии (зубы, клюв, когти и т.д.). Эти рисунки отличаются уверенными, стыкующимися линиями, округлыми формами, что свидетельствует о наличии самоконтроля, дружелюбия, защитного характера агрессии.

Проанализировав результаты методики, мы получили следующие сведения, которые представлены в виде гистограммы:

Гистограмма 2.1.


Следующая диагностика, которую мы провели это графическая методика «Кактус». (Приложение 1)

Автор методики – М.А. Панфилова.

Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Детям было предложено течение 5 минут нарисовать кактус.

Проанализировав рисунки обучающихся, мы определили уровень нарушений поведения у обучающихся 3 «А» класса. Агрессия - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности- выявлено у большинства 5-ти обучающихся. Зависимость, неуверенность - маленькие рисунок внизу листа - выявлено у 1-го обучающегося. Оптимизм - использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов - выявлено у большинства 5-ти обучающихся. Стремление к одиночеству - изображен дикорастущий кактус, пустынный кактусу у 1-го обучающегося. Данная методика позволила дополнить и подтвердить результаты предыдущей диагностики.


Проанализировав результаты диагностики выяснилось, что у большинства обучающихся занижена самооценка и присутствует наличие импульсов агрессия. Результаты представлены в виде гистограммы:

Гистограмма 2.2.


Определив уровень нарушения в поведении обучающихся 3 «А» класса, мы спланировали педагогическую деятельность коррекции и предупреждению нарушенийповедения младших школьников.

  • Разработка содержания технологических карт и проведение уроков с элементами упражнений для понижения уровня нарушения поведения.

  • Разработка содержания и проведение классных часов.

  • Поведение соревнования ко «Дню земли».

  • Проведение упражнений и игр для коррекции поведения младших школьников.

  • Подбор рекомендаций для родителей имеющих детей с нарушениями поведения.

  • Подбор материала и создание папки для родителей с информацией о характерных особенностях проявления нарушений поведения, причинах нарушений поведения в младшем школьном возрасте.

На первом этапе, мы разработали технологические карты и провели уроки. Остановимся подробнее на описании уроков.

1. Технологическая карта урока русского языка по теме " Рисуем словесные этюды". (Приложение 7).

Цель: урока: научиться находить словесные этюды.

При проведении урока использовалась игра «Давайте поздороваемся», которая способствовала созданию психологической непринужденной атмосферы, а также снятию напряжения у детей с нарушениями в поведении.

Также метод работа в парах, способствовал развитию коммуникативных способностей обучающихся и умению работать в паре. На уроке использоваласьтехнология арт-терапия "Раскрась шары" данная технология способствовала повышению самооценки обучающихся, и выражению своего настроения в конце учебного процесса. На данном уроке нам не удалось осуществить списывание текста, так как дети не внимательно слушали и отвлекались. Но нам удалось провести работу в парах, работу со словарем, арт-терапию «Разукрась шары».

2. Технологическая карта урока математики по теме " Сложные случаи вычитания". (Приложение 8).

Цель урока: научиться выполнять сложные случаи вычитания многозначных чисел «в столбик».

На уроке в качестве физминутки было проведено упражнение «Да, нет», которое способствовало созданию эмоционально благоприятной атмосферы, и снятию мышечного напряжения всего класса и детей с нарушениями в поведении.

Для повышения самооценки обучающихся на уроке использовалась техника арт-терапия "Дерево настроение", через данный вид деятельности обучающиеся выражали свое настроение в конце урока. Также данная техника способствовала повышению самооценки обучающихся.На данном уроке нам не удалось обсудить высказывание «Математика – царица наук», обучающимся не хватило коммуникационных навыков и формулировки и высказывания своего мнения. Нам удалось провести устный счет в игровой форме, провести самостоятельную работу по карточкам.

3.Технологическая карта урока окружающего мира по теме «С чего начинается развитие растения?». (Приложение 9).

Цель урока: узнать об этапах развития цветкового растения.

На данном уроке использовался метод работы в парах. Обучающиеся в паре проводили опыты, изучав семена растений, делали общий вывод и рассказывали про свои наблюдения. Данный вид работы послужил развитию коммуникативных навыков и умению работать и взаимодействовать в паре. Детей с гиперактивным поведением данный вид деятельности заинтересовал, они внимательно слушали все инструкции. На уроке удалось выполнить все запланированные задания. Урок получился насыщенным и интересным для младших школьников.

4. Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Х.К. Андерсен «Ромашка». (Приложение 10).

Цель: выразительно прочитать и проанализировать сказку Х.К. Андерсена «Ромашка».

Урок начался с эмоционального настроя всего класса. Далее был проведен блиц-опрос по сказкам Х.К. Андерсена, обучающиеся которые относят к группе с нарушениями в поведении, совсем не участвовали в блиц-опросе. Для того, чтобы их заинтересовать мы продолжили отгадывание сказок в форме соревнования. Данный вид работы заинтересовал группу детей с нарушениями в поведении, они пытались активно участвовать соревнование. Была проведена беседа о цветке ромашка, в которой дети высказывали свое мнение. Данный метод послужил для развития умения слушать и слышать своих одноклассников, и высказывать свое мнение. Физминутка была проведена в виде игры «Пирамида любви», данная игра послужила воспитанию уважительного отношения друг к другу. Также данная игра показала детям с нарушениями в поведении, что как хорошо, когда ты ощущаешь тепло и добро окружающих тебя людей. На данном уроке не удалось осуществить самостоятельную работу, так как дети не внимательно слушали задание и затем задавали вопросы, тем самым мешая своим одноклассникам. Но удачно прошла работа по разгадыванию кроссворда, беседа о ромашке, чтение и анализ текста.

Второй этап работы это разработка содержания и проведение классных часов.

1. Разработка сценария и проведение классного часа по теме «Театрализация Добрая рыбка». (Приложение 11)

Цель:воспитание уважительного отношения друг к другу, инсценировка рассказа «Добрая рыбка».

На данном классном часу, мы использовали сказкотерапию, вид работы с детьми с нарушениями в поведении, который был предложен педагогом практиком Надеждой Сергеевной Кирдяшкиной. Через прочтение и коллективное обсуждение рассказа у обучающихся формировались коммуникативные навыки общения друг с другом. Мы с детьми обсудили действия героев, проанализировали положительные и отрицательные качества героев рассказа. Выясняли, почему главный герой рассказа поступал именно так. Также мы использовали вид работы, такой как театрализация. Ребенок с агрессивным поведением сыграл роль крабика, которого не кто не любил, и не хотел дружить. В конце классного часа мы обсудили действия крабика сделали общий вывод, что не нужно сразу делать поспешные выводы и первым нападать. Нужно выяснить, в чем проблема.

2. Разработка сценария и проведение классного часа но теме «Полет на Луну».(Приложение 12).

Цель: формировать представление о дружбе, прочтение и анализ действий героев с нарушениями в поведении в рассказе «Полет на Луну».

Данный классный час проходил в технике сказкотерапия. Через данный рассказ у детей формировалось понимание о дружбе, и что не нужно переигрывать, и обижать своих друзей. Ребята прочитали рассказ, и мы вместе обсудили действия, которые происходили. Действия героев, которые нарушали правила. В конце занятия мы сделали вывод, что нужно уметь играть с друзьями и не переигрывать. А чтобы не причинить никому вреда, заменять свои отрицательные намерения на положительные.

3.Разработка сценария и проведение классного часа по теме «Правила поведения в школе». (Приложение 13).

Цель: развитие умений обучающихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами этикета в школе.

Классный час был посвящен правилам поведения в школе (на перемене и школьной столовой). Было проведено анкетирование «Какой ты товарищ», автор данной анкеты М.А. Панфилова. Цельанкетирования: выяснение насколько ты хороший товарищ. Детям раздались тесты, им необходимо было познакомиться с вопросами и подчеркнуть тот ответ, который они считают нужным. В конце классного часа мы проанализировали результаты и подвели итог, что большинство класса являются настоящими товарищами. Также на классном часе мы вспомнили пословицы о культуре поведения. Поработали в группах и составили правила поведения на уроке, перемене, в школьной столовой. Во время работы в группах возникали трудности, не все дети внимательно слушали, отвлекались и мешали своим соседям. Из-за этого нужно было повторять несколько раз задание или осуществлять индивидуальную помощь группам.

4.Разработка сценария и проведение классного часа по теме« О дружбе». (Приложение 14).

Цель: Воспитание умения сопереживать людям, проявлять такие качества характера, как тактичность, культура общения.

Классный час был посвящен теме о дружбе. Эпиграфом классного часа были слова Б.Г. Белинского «Истинные друзья ничего не требуют один от другого во имя дружбы, но делают друг для друга все, что могут». Мы поговорили о значение дружбы, каждый ребенок высказал свое мнение. Обсудили притчу «О дружбе». Каждый ребенок написал, какой он друг. И в завершении классного часа мы исполнили в тесно дружеском кругу песню о дружбе.

На третьем этапе, мы провели соревнования. Рассмотрим подробнее описание.

Разработка сценария и проведение соревнования посвященного, «Дню Земли». (Приложение 15).

Цель: воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы и сплочение детского коллектива.

Данное соревнование было посвящено «Дню Земли», который отмечается 22 апреля. Класс была разделен на 3 группы с помощью жеребьевки. Соревнование проходило в форме путешествия по станциям. На каждой станции, каждой команде задавались вопросы, дети должны были коллективно все обсуждать, и одни представитель от их команды давал ответ. Также главным правилом этого соревнования было не выкрикивать, а отвечать по поднятой руке, если дисциплина в команде была нарушена, то забирался 1 жетон. Все дети были активными, пытались себя сдерживать, чтобы не нарушать дисциплину и подводить свою команду. Данное соревнование было проведено в целях воспитания у детей бережного отношения к окружающей нас природе. Также форма соревнования путешествия и работа в команде, для младших школьников была интересной, познавательной. В процессе работы в команде, видно было, что обучающиеся относящиеся к категории с нарушениями в поведении, сдерживали себя и пытались саморегулировать свое поведение. Работа в команде формировала у детей умение слушать друг друга и приходить к общему ответу. Соревнование закончилось подведение итогов и награждением грамотами отличившихся игроков, и команды.

Четвертый этап нашей работы это проведение упражнений и игр по коррекции поведения младших школьников.

Следует сделать акцент на том, что ведущий вид деятельности у младших школьников – учебная деятельность, но с использованием элементов игровых ситуаций. Поэтому на переменах, и в ходе учебных занятий (в качестве физминуток) были использованыподвижныеигры и упражнения на сплочение детского коллектива и коррекции поведения младших школьников. (Приложение 6).

Игра «Спусти пар». Автор: Ковалёва Ю.А.Цель: научить детей в приемлемой форме выплеснуть накопившиеся эмоции.

Игра «Ассоциации». Автор: Ковалёва Ю.А. Цель: воспитание наблюдательности, развитие воображения, формирование умения жестами изобразить человека.

Игра «Найди и промолчи». Автор: Назаревич В.В. Цель: воспитание наблюдательности и успокоение неусидчивых детей.

Игра «Изобрази чувство». Автор: Ковалёва Ю.А. Цель: ознакомление с эмоциями и чув­ствами и выработка умений выражать их адекватно ситуации.

Игра « Найди отличие». Автор: Иванова Е. А. Цель: развивать умение концентрировать внимание на деталях.

Игра «Кричалки – шепталки- молчалки». Автор: Шевцова И.В. Цель: развивать наблюдательность, умение действовать по правилу, волевую регуляцию.

Игра «Передай мяч». Автор: Бутова Ю.В. Цель: снять излишнюю двигательную активность.

Игра «Запрещенное движение». Автор: Борисова М.М. Цель: учить играм с четкими правила ми, которые организуют, дисциплинируют, сплачивают, развивают быстроту реакции и вызывают эмоциональный подъем.

Упражнение «Это я, узнай меня». Автор: Борисова М.М. Цель: развитие эмпатии, снятие агрессивности.

Использовав систему игр для коррекции поведения и снятия агрессии, гнева, страхаследует отметить, что они могут оказать помощь педагогам, психологам в работе с детьми имеющие нарушения в поведении, использоваться во внеклассное время, на уроках, воспитательных часах. Также эти упражнения помогают в решении проблем поведении обучающихся в коллективе, в общении друг с другом и взрослыми.

Далее, мы осуществили подбор рекомендаций для родителей.

Нами были подобраны рекомендации для родителей, имеющих детей с нарушениями поведения. (Приложение 16). В них кратко расписано, каких советов нужно придерживаться в воспитании ребенка с нарушением в поведении. После того, как мы раздали рекомендации родителям, несколько родителей заинтересовались нашей проблемой исследования. В индивидуальном порядке родители задавали вопросы, относящиеся к нарушениям поведения у младших школьников.

Также в процессе исследовательской работы мы создали информационную папку, в которой содержалась следующая информация: характеристика особенностей проявления нарушений у детей младшего школьного возраста, типичные причины нарушений поведения в младшем школьном возрасте, и рекомендации по взаимодействию с трудным ребенком. (Приложение 17)

Ряд всех запланированных мероприятий нами был осуществлен. С помощью использования различных методов и подходов работы с младшими школьниками в учебное и внеклассное время, нам удалось сплотить детский коллектив и в некоторой степени скорректировать нарушения в поведении у младших школьников.

На завершающем этапе нашего исследования мы провели диагностическую работу использовав, такие же методики, что и на начальном этапе исследования.

  1. Методика «Несуществующее животное». ( Приложение 4)

Автор: М. З. Дукаревич

Цель: диагностика личностных особенностей.

Анализ данной методики показал сдвиги в нашей работе. Рисунки детей с стали намного мягче, светлее нажим карандаш не так виден, как на предыдущих рисунках. Также эти рисунки отличаются округлыми формами, уверенными линиями, что свидетельствует о наличие самоконтроля, дружелюбия.

Результаты диагностики представлены в виде гистограммы.

Гистограмма 2.3.

Смотря на данные результаты, мы можем сделать вывод, что нам удалось снизить уровень агрессии. Дети научились спокойно реагировать друг на друга. Работать в парах и группах. Все мероприятия, которые мы запланированы, дали свой результат.

Также мы повторно провели графическую методику «Кактус». (см.приложение 1)

Автор методики – М.А. Панфилова.

Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Работы детей стали спокойнее, отсутствуют иголки сильно торчащих, и расположенные близко друг к другу. Использование ярких цветов, наличие горшка. Дети нарисовали цветущие кактус, что свидетельствует о снижение уровня агрессии.

Проанализировав результаты данной методики, мы получили следующие результаты, которые представлены в виде гистограммы.

Гистограмма 2.4



Сопоставив результаты до исследования и после исследования, можно сделать вывод, что виды работ, которые мы провели с младшими школьниками, сделали сдвиг. Уменьшилось количество обучающихся с наличием агрессии. Увеличилось количество обучающихся с оптимизмом.

В коррекционно – педагогической деятельности по коррекции нарушений в поведении использованы следующие приёмы: элементы наблюдения, упражнения, подобран комплекс игр, сказкотерапия и арт-терапия, физминутки во время учебных занятий, классные часы и внеклассные мероприятия, анкетирование родителей, подбор рекомендаций для родителей, имеющих детей с нарушениями поведения.

Проведённая нами коррекционная работа способствовала развитию у младших школьников: доверия к другим людям, развитию навыков коллективной работы и навыков самоконтроля, снятия телесного напряжения, умению выражать свои эмоции, умению находить выход из проблемных ситуаций.

Можно сказать, что выделенные нами в теоретическом анализе методы и приемы по работе с детьми имеющих нарушения в поведении и психокоррекционная работа способствуют снижению уровня нарушения поведения.

Эти факты подтверждают предложенную нами гипотезу.




















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


На сегодняшний день проблема трудных детей младшего школьного возраста вызывает глубокое беспокойство педагогов и родителей, поэтому мы свою работу посвятили вопросам профилактики нарушений поведения младших школьников. Темой нашего исследования является: «Психолого-педагогические условия коррекции нарушений поведения в младшем школьном возрасте».

Работая над этой проблемой, мы проанализировали методическую, педагогическую, психологическую литературу. В начале работы мы поставили

перед собой цель – теоретически обосновать и практически выявить психолого-педагогические условия коррекции по предупреждению нарушений поведения. Реализации цели способствовало последовательное решение следующих задач, поставленных в ходе исследования.

Решая первую задачу, мы изучили несколько ключевых понятий нашего исследования и пришли к выводу, что в своих работах ученые рассматривают базовый термин нашего исследования «поведение», «типы нарушений поведения ». В ходе исследования мы рассмотрели определения понятия «поведение» таких авторов, как Г.Ф. Кумариной, С.Л. Рубинштейна, С.И. Ожегова и др. и заметили, что смысловой аспект трактовки термина идентичен практически у всех авторов. Изучив « типы нарушений поведения» мы увидели, какая классификация нарушений существует, и какие нарушения наблюдаются у младших школьников.

Решая вторую задачу, мы изучили причины и характеристику особенностей проявления нарушений поведения в младшем школьном возрасте. Мы увидели причины, из-за которых могут возникнуть нарушения в поведении младших школьников. Такие причины, как занятость родителей, отсутствие контроля, стресс ребенка связанный с изменением, каких-то событий в жизни ребенка. Также, мы изучили характеристику особенностей появления нарушений поведения у детей младшего школьного возраста и пришли к выводу, что нужно учитывать психологические особенности детей при работе с ними.

Решая третью задачу исследования, мы подобрали диагностический материал для выявления уровня нарушения поведения обучающихся младших классов следующих авторов: М.А. Панфилова, М.З. Дукаревича, Е.М. Белиской. Таким образом, мы пришли к выводу, что диагностика - это неотъемлемая часть работы с детьми с нарушениями поведения.

Решая четвертую задачу, мы рассмотрели опыт педагогов-практиков Н.Ф. Кидряшкиной и Н.А. Трифоновой по работе с детьми с нарушениями в поведении, и сделали вывод, что на практике можно реализовать поставленные задачи с помощью постоянной и глубокой работы. Из их опыта работы с детьми имеющих отклонения в поведении, для себя мы выделили такие виды работ как: арт-терапия, сказкатерапия, включение детей во внеклассную работу, проведение игр и упражнений, соревнований.

Мы считаем, что каждый из предложенных опытов вносит свой неповторимый вклад в изучение нарушений в поведении у детей младшего школьного возраста.

Решая пятую задачу, мы провели исследовательскую работу по выявлению и коррекции уровня нарушений поведения у обучающихся младшего школьного возраста.На наш взгляд, практическая часть исследования содержит в себе разнообразие форм деятельности, позволяющих снизить уровень нарушений в поведении у детей младшего школьного возраста. Наиболее эффективными из них были: сказкотерапия, арт-терапия, классные часы, комплекс игр по снижению уровня нарушений в поведении. Потому, как дети были активными, легко включались в деятельность, взаимодействовали между собой, осознавали свое поведение и старались исправить его.

Особой ценностью нашего исследования является разработка рекомендаций родителям по общению с детьми с нарушениями в поведении.

Проведённая нами коррекционная работа способствовала развитию у младших школьников: доверия к другим людям, развитию навыков коллективной работы и навыков самоконтроля; снятия телесного напряжения, умению выражать свои эмоции, умению находить выход из проблемных ситуаций.

В заключение мы можем сделать вывод, что задачи исследования решены, следовательно, цель дипломной работы достигнута.

Гипотеза: коррекционно развивающая деятельность по коррекции поведения младших школьников будет проходить успешно при соблюдении следующих условий:

- педагог знает сущность понятий «поведение», «основные типы нарушений поведения»;

- педагог владеет методами коррекции поведения младших школьников;

- осуществляет педагогическую деятельность по коррекции поведения у младших школьников;

- осуществляет взаимодействие с родителями по вопросу предупреждения нарушений поведения.

Следует отметить, что гипотеза – нашла частичное подтверждение.

















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. Учебное пособие. [Текст]/ Г.С. Абрамова - М.: Академия, 2014 – 243 с.

  2. Белицкая, Е.В. Сборник игр и методик [Электрон.ресурс], Режим доступа: https://xreferat.com/71/6394-2-korrekciya-narusheniiy-povedeniya-deteiy-mladshego-shkol-nogo-vozrasta.html- 13.04.2019

  3. Бреслав, А.Г. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения [Текст] / А. Г. Бреслав – М.: Педагогика, 2016 – 140 с.

  4. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебное пособие [Текст] / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2015. – 304 с.

  5. Головин, С.Ю. Словарь психолога- практика. [Текст]/ Сост. С.Ю. Головин. – 2-е изд., перераб. И доп. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2014.- 976 с.- (Библиотека практической психологии).

  6. Дукаревич, М. З. Сборник психологических методик и тренировочных упражнений [Электрон.ресурс], Режим доступа: http://ashinova.ru/ sokrovishnica-znaniie/metodi-psixoterapii/raznoe/fetiskin-n.-p.-sbornik-psixologicheskix-metodik.html-11.02.2019

  7. Зинченко, В.П. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М: Педагогика-Пресс, 2010.-440 с.

  8. Дубровина, И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. сред.пед. учеб. заведений [Текст]/ авт. сост. Н.А. Данилова; под ред. И.В. Дубровиной. - М.: 2014.- 267с.

  9. Кирдяшкина, Н.С. Как работать с детьми с отклонениями в поведении. Статья [Электрон.Ресурс]/ Н.С. Кирдяшкина, Саранск, 2014. Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2014/11/12/kak-rabotat-s-detmi-deviantnogo-povedeniya.-14.11.2018

  10. Кумарина, Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании: учеб. пособие для СПО\ [Текст]/ под ред. Г.Ф. Кумариной - 2-е изд., перераб. И доп.-М.: Издательство Юрайт, 2017.-285с. –

  11. Майерс, В. Д. Социальная психология [Текст] / С Д. Майерс – СПб: «Петерком», 2015. – 235 с.

  12. Мижериков, В.А. Словарь- справочник по педагогике. [Текст]/ В.А. Мижериков. – М.: ТЦ Сфера, 2013 – 448 с.

  13. Немов, Р.С. Психологический словарь [Текст] / Р.С. Немов. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2010. - 560 с.

  14. Николаева, М.В. Психолого-педагогическая коррекция. Учебное пособие: [Текст] / авт. сост. Севостьянова Л.Н. –М.: Волгоград ,2013-275 с.

  15. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. [Текст] / А.А Осипова - М.: ТЦ "Сфера", 2014.- 512 с.

  16. Полянский, М.С. Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми [Текст] /авт.-сост. М.С. Полянский - Волгоград: Учитель, 2011. - 232 с.

  17. Панфилов, М.А. Сборник психологических тестов, книг, методик и тренировочных упражнений [Электрон.ресурс], 2006-2015. Режим доступа: http://www.psy-files.ru/2007/06/14/kaktus.html.-8.11.2018

  18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. [Текст]/ С.Л. Рубинштейн - М.: - Институт философии Академии наук, 2010- 720 с.

  19. Трифонова, Н.А. Работа с детьми с нарушениями поведения. (Рекомендации для педагогов и родителей). [Электрон.ресурс]. Режим доступа: http://www.center-garmonia63.ru/index.php/delimsya-opytom/171-rabota-s-detmi-deviantnogo-povedeniya-rekomendatsii-dlya-pedagogov-i-roditelej.- 01.12.2018

  20. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.[Текст]/ М-во образования и науки Рос. Федерации. — 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2016. - 47 с.











ПРИЛОЖЕНИЯ










25


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!