ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Г.М. Попова, воспитатель
ГБОУ «Белгородская коррекционная
общеобразовательная школа-интернат № 23»
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья большую группу представляют дети с нарушением слуха, т.е. глухие, слабослышащие, позднооглохшие и дети, перенесшие кохлеарную имплантацию. Получение такими детьми образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Задача педагогов и родителей (законных представителей) - помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.
Нами были выделены основные условия, которые способствуют эффективной педагогической коррекции нарушений развития:
1. Установление устойчивого эмоционального контакта, заботливое и индивидуально - ориентированное отношение к каждому ребенку, которое основано на всесторонних представлениях об особенностях развития детей.
2. Речь педагогов должна быть правильной, четкой, эмоционально выразительной.
3. Многократность повторения одного и того же словесного материала в разных видах деятельности.
4. Оптимальная длительность проведения занятия от 5 до 35 минут, до снижения активности детей.
5. Поощрение любого проявления инициативы и речевой активности у ребенка.
6. Наряду с новым материалом включение в занятие уже знакомого.
Тогда ребенок сможет получить уверенность в своих силах.
7. Обязательное соотнесение слова с обозначаемым предметом, картинкой, слова – с действием, слова – с признаком.
Особенности поведения ребенка с ОВЗ задают специальные требования к содержанию и процедуре коррекционно-развивающей работы: моментом для начала проведения коррекционно-педагогической работы является необходимость установления прочного эмоционального контакта с ребенком. Начинать проводить занятия можно тогда, когда между педагогом и ребенком устанавливаются доброжелательные, доверительные отношения.
В случае возникновения затруднения у ребенка при выполнении заданий можно использовать такие виды помощи, как: привлечение внимания ребенка, повтор инструкции. Методикой предусматривается использование фиксированных видов помощи – показ дополнительных наглядных опор (картинок, табличек, игрушек), демонстрация образца, отдельного действия или деятельности в целом. После оказания помощи ребенку всегда предоставляется возможность выполнить задание самостоятельно.
Необходимо создать у каждого ребенка положительную мотивацию выполнения заданий, нельзя фиксировать внимание ребенка на ошибках. При поощрении правильного выполнения действий мы формируем у детей уверенность в преодолении имеющихся трудностей.
Длительность занятия сугубо индивидуальна, зависит от психофизиологического состояния ребенка, личностных особенностей. Следует помнить, что любая перегрузка нервной системы ребенка может привести к отставленным по времени нежелательным последствиям для его организма.
Последовательность заданий, а также их количество, может варьироваться в зависимости от возможностей контакта педагога с ребенком, от индивидуальных особенностей ребенка (состояния его внимания, степени утомляемости и пр.), а также некоторых других факторов, влияющих на ход проведения занятия.
Материал для проведения занятия подготавливается заранее и располагается в удобной для педагога форме. Предметные и сюжетные картинки, а также другой наглядный материал расположен по разделам в виде картотеки. Наглядные и словесные инструкции предъявляются ребенку в интересной интонационно-выразительной форме, точно и четко.
Для активизации речевой активности детей мы используем следующие приёмы:
Внезапное появление и быстрое исчезновение предмета.
Совместное проговаривание.
Договаривание слов.
Сопряжённое, сопряжённо-отражённое, отраженное произношение слов.
Предъявление речевого материала на слухозрительной основе и на слух.
Создание проблемной ситуации, для разрешения которой необходимо подражать взрослому.
Привлечение внимания к губам (с помощью указательного жеста) и мимике взрослого.
Демонстрация ожидания речевой инициативы со стороны ребёнка;
Ответ за ребёнка в случае отсутствия у него речевой активности (от лица ребёнка).
Постоянное комментирование происходящих вокруг ребёнка событий (простые фразы с часто повторяющимися словами).
Все высказывания, обращённые к ребёнку, произносятся в замедленном темпе, с паузами между словами и повторами образца, с выделением ударного слога и лексического ударения во фразе.
Использование вышеперечисленных принципов и приёмов работы позволяет реализовать особые образовательные потребности детей данной категории и подготовить их к включению в социум.
Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.
Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня мы предусматриваем увеличение времени на проведение гигиенических процедур, прием пищи, а также широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо учитывать некоторые особенности оформления дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушением слуха – использование речевых табличек во всех видах деятельности. Таблички печатаются определенным шрифтом по разным лексическим темам. Часть выставляется на стенды по основным лексическим темам: "Игрушки", "Продукты питания", "Школьные принадлежности" и по лексической теме, которая изучается в данное время. Часть табличек не выставляется, их использует педагог во время занятий и общения с ребёнком. Работа с табличками является обязательной частью большинства занятий. Это может быть выполнение таких поручений педагога: найди такую же (табличку), подложи к картинкам, соотнеси, покажи.
Необходимо также организовать активную работу с родителями (законными представителями). Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое. Мы используем следующие формы работы:
Консультирование, предполагающее дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка.
Дни открытых дверей – родители (законные представители) посещают учреждение, вместе с ребенком наблюдают за работой специалистов.
Семинары-практикумы – где родители (законные представители) знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
Проведение совместных праздников, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях.
Список использованных источников
1. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение с нарушением слуха - М., 2001.
2. Гришвина А.В., Сочеванова Е.В., Пузыревская Е.Я. Игры-занятия с детьми с нарушениями умственного и речевого развития. - М., 1988г.
3. Мишина Г.А., Стребелева Е.А. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями. – М., Изд.: “Экзамен”, 2004г.