СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогические условия организации работы с дошкольниками с нарушением слуха

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогические условия организации работы с дошкольниками с нарушением слуха»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Г.М. Попова, воспитатель

ГБОУ «Белгородская коррекционная

общеобразовательная школа-интернат № 23»


Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья большую группу представляют дети с нарушением слуха, т.е. глухие, слабослышащие, позднооглохшие и дети, перенесшие кохлеарную имплантацию. Получение такими детьми образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Задача педагогов и родителей (законных представителей) - помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.

Нами были выделены основные условия, которые способствуют эффективной педагогической коррекции нарушений развития:

1. Установление устойчивого эмоционального контакта, заботливое и индивидуально - ориентированное отношение к каждому ребенку, которое основано на всесторонних представлениях об особенностях развития детей.

2. Речь педагогов должна быть правильной, четкой, эмоционально выразительной.

3. Многократность повторения одного и того же словесного материала в разных видах деятельности.

4. Оптимальная длительность проведения занятия от 5 до 35 минут, до снижения активности детей.

5. Поощрение любого проявления инициативы и речевой активности у ребенка.

6. Наряду с новым материалом включение в занятие уже знакомого.

Тогда ребенок сможет получить уверенность в своих силах.

7. Обязательное соотнесение слова с обозначаемым предметом, картинкой, слова – с действием, слова – с признаком.

Особенности поведения ребенка с ОВЗ задают специальные требования к содержанию и процедуре коррекционно-развивающей работы: моментом для начала проведения коррекционно-педагогической работы является необходимость установления прочного эмоционального контакта с ребенком. Начинать проводить занятия можно тогда, когда между педагогом и ребенком устанавливаются доброжелательные, доверительные отношения.

В случае возникновения затруднения у ребенка при выполнении заданий можно использовать такие виды помощи, как: привлечение внимания ребенка, повтор инструкции. Методикой предусматривается использование фиксированных видов помощи – показ дополнительных наглядных опор (картинок, табличек, игрушек), демонстрация образца, отдельного действия или деятельности в целом. После оказания помощи ребенку всегда предоставляется возможность выполнить задание самостоятельно.

Необходимо создать у каждого ребенка положительную мотивацию выполнения заданий, нельзя фиксировать внимание ребенка на ошибках. При поощрении правильного выполнения действий мы формируем у детей уверенность в преодолении имеющихся трудностей.

Длительность занятия сугубо индивидуальна, зависит от психофизиологического состояния ребенка, личностных особенностей. Следует помнить, что любая перегрузка нервной системы ребенка может привести к отставленным по времени нежелательным последствиям для его организма.

Последовательность заданий, а также их количество, может варьироваться в зависимости от возможностей контакта педагога с ребенком, от индивидуальных особенностей ребенка (состояния его внимания, степени утомляемости и пр.), а также некоторых других факторов, влияющих на ход проведения занятия.

Материал для проведения занятия подготавливается заранее и располагается в удобной для педагога форме. Предметные и сюжетные картинки, а также другой наглядный материал расположен по разделам в виде картотеки. Наглядные и словесные инструкции предъявляются ребенку в интересной интонационно-выразительной форме, точно и четко.

Для активизации речевой активности детей мы используем следующие приёмы:

  1. Внезапное появление и быстрое исчезновение предмета.

  2. Совместное проговаривание.

  3. Договаривание слов.

  4. Сопряжённое, сопряжённо-отражённое, отраженное произношение слов.

  5. Предъявление речевого материала на слухозрительной основе и на слух.

  6. Создание проблемной ситуации, для разрешения которой необходимо подражать взрослому.

  7. Привлечение внимания к губам (с помощью указательного жеста) и мимике взрослого.

  8. Демонстрация ожидания речевой инициативы со стороны ребёнка;

  9. Ответ за ребёнка в случае отсутствия у него речевой активности (от лица ребёнка).

  10. Постоянное комментирование происходящих вокруг ребёнка событий (простые фразы с часто повторяющимися словами).

Все высказывания, обращённые к ребёнку, произносятся в замедленном темпе, с паузами между словами и повторами образца, с выделением ударного слога и лексического ударения во фразе.

Использование вышеперечисленных принципов и приёмов работы позволяет реализовать особые образовательные потребности детей данной категории и подготовить их к включению в социум.

Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.

Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня мы предусматриваем увеличение времени на проведение гигиенических процедур, прием пищи, а также широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо учитывать некоторые особенности оформления дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушением слуха – использование речевых табличек во всех видах деятельности. Таблички печатаются определенным шрифтом по разным лексическим темам. Часть выставляется на стенды по основным лексическим темам: "Игрушки", "Продукты питания", "Школьные принадлежности" и по лексической теме, которая изучается в данное время. Часть табличек не выставляется, их использует педагог во время занятий и общения с ребёнком. Работа с табличками является обязательной частью большинства занятий. Это может быть выполнение таких поручений педагога: найди такую же (табличку), подложи к картинкам, соотнеси, покажи.

Необходимо также организовать активную работу с родителями (законными представителями). Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое. Мы используем следующие формы работы:

  • Консультирование, предполагающее дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка.

  • Дни открытых дверей – родители (законные представители) посещают учреждение, вместе с ребенком наблюдают за работой специалистов.

  • Семинары-практикумы – где родители (законные представители) знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.

  • Проведение совместных праздников, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях.

Список использованных источников

1. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение с нарушением слуха - М., 2001.

2. Гришвина А.В., Сочеванова Е.В., Пузыревская Е.Я. Игры-занятия с детьми с нарушениями умственного и речевого развития. - М., 1988г.

3. Мишина Г.А., Стребелева Е.А. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями. – М., Изд.: “Экзамен”, 2004г.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!