СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогические условия развития субъектно-этического отношения к миру природы как основы для формирования экоцентрического сознания школьников

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимость формирования по ФГОС у обучающихся основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, требует применение в педагогической практике новых научно обоснованных форм и методик для развития ценностного отношения к окружающему миру. Новизна практики: использование современных методик формирования субъектно-этического типа отношения к миру природы у школьников (методики В.А. Ясвина и С.Д. Дерябо) в сочетании с эффективными формами сетевого взаимодействия с использованием сервисов Google, учебными экспедициями и проектами.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогические условия развития субъектно-этического отношения к миру природы как основы для формирования экоцентрического сознания школьников»

Психолого-педагогические условия развития субъектно-этического отношения к миру природы как основы для формирования экоцентрического сознания школьников


Согласно ФГОС задача формирования у школьников основ экологической культуры как личностного результата ставится впервые в основной школе. К планируемым личностным результатам освоения программы ООО отнесена сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения не только к себе и к окружающим людям, но и к жизни в целом. В рамках учебного предмета «Биология» должны быть сформированы основы экологической грамотности, в том числе умение выбирать целевые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. А рабочая программа воспитания должна обеспечить участие обучающих в видах деятельности, формирующих экологическую культуру мышления и поведения1.

В связи с требованиями государственного стандарта возникает ряд вопросов. Что мы понимаем под экологическим сознанием и экологической культурой, соответствующей современному уровню экологического мышления? Как на практике достичь прописанный в стандарте результат?

Традиционно в педагогической практике процесс формирова­ния экологической культуры школьников неразрывно связывают с их биологическим образованием, участием во внеурочных мероприятиях природоохранной направленности. Однако само по себе усвоение учеником определенного набора экологических знаний еще не означает «экологической воспитанности». А формально проводимые акции по очистке рек или посадке деревьев ничем не отличаются с позиций психологии от покраски забора.

Ключевым моментом в формировании экологической культуры школьников являются смысловые установки личности, этические нормы в отношении природы. Если для ученика характерно представление о лесе как о сложном живом организме, как о партнере взаимодействия, то та же расчистка леса станет актом «помощи», «поддержки». В этом случае природоохранная деятельность становится эмоционально насыщенной, осознанной, и таким образом оказывает на личность значительное коррекци­онное влияние, выступает как эффективный фактор развития эко­логической культуры.

В конце ХХ века в отечественной психологии появилось новое научное направление – психология экологического сознания. Основатели данного направления В.А. Ясвин и С.Д. Дерябо понимают под экологическим сознанием единство экологических представлений и существующего от­ношения к природе, проявляющееся и создающееся во взаимодействии с ней2. Они выделяют два типа экологического сознания: антропоцентрическое и экоцентрическое. При этом антропоцентрическое экологическое сознание, по своей сути, является антиэкологическим. Именно такое сознание, имеющее в основе парадигму «пользы и вреда для человека», сегодня пронизывает все сферы деятельности человека: хозяйственную, политическую, образовательную. Противоположно ему экоцентрическое экологическое сознание. В этом случае природа уже не воспринимается как объект одностороннего воздействия человека. Природа, как и любой другой субъект, имеет право на существование «просто так», вне зависимости от «полезности» или «бесполезности» ее для человека. Из «ресурсов» природа превращается в партнера человека, который из завоевателя и покорителя природного сообщества становится одним из его членов, обладающим такими же правами, как и любой другой.

Главной целью экологического образования В.А. Ясвин считает педагогическое развитие субъектно-этического типа отношения к природе. Данный тип характеризуется доминирова­нием поступочного компонента и этических экологических уста­новок личности. Это подразумевает не только наличие определенных обязанностей, связанных с природой, но и того, что можно называть «экологической совестью» — внутреннего психологического механизма сознательной регуляции человеком своего поведения при взаимодействии с природой.

В тоже время исследования В.А. Ясвина по изучению отношения школьных учителей к природе указывают на преобладание у большинства из них объектно-охранного типа. Такое отношение формируется у личности в контексте «даль­него прагматизма»: природа воспринимается как собственность всего человечества, в том числе и будущих поколений, в интере­сах которых и требуется охрана природных объектов. Именно такой тип отношения к природе традиционно именуется в педагогике «сознательным», «ответственным», «рациональ­ным».

В.А. Ясвиным описаны психологические механизмы развития субъективного отношения личности к природе, выявлены возрастные особенности данного процесса, разработаны методологические основы и методические аспекты психолого-педагогической коррекции отношения к природе. Так для формирования субъектно-этического типа отношения к миру природы у школьников, по мнению В.А. Ясвина, необходимо задействовать все возможные каналы: когнитивный, практический (поступочный), перцептивно-эмоциональный.

Когнитивный канал. Необходимо предлагать самостоятельно искать информацию о природе, показывать различные источники информации, обучать приемам и правилам экологических наблюдений. Однако эти знания о природе оказываются значимыми для личности и вовлекаются в процесс принятия решений и регуляции поведения, только тогда, когда они эмоционально окрашены.

Практический канал (поступочный). В основе воздействия через этот канал лежит практическая деятельность подростков: природоохранительные акции, общение с птицами, животными насекомыми, растениями. Психологи считают, надо создавать ситуации, когда ребёнок чем-то может помочь природе, поощрять готовность пойти на определенные жертвы, подвергнуться той или иной опасности ради благополучия природных объектов.

Перцептивно-эмоциональный. Через этот канал формируется влечение к природным объектам. Необходимо подбирать для демонстрации подросткам или для их взаимодействия с живыми существами таких представителей флоры и фауны, которые обладают релизерами, вызывающими положительную эмоциональную реакцию (стройное тело, большие глаза, «приятное» пение, мягкий, пушистый, с приятным запахом и т.д.). Эффективно подчеркивать элементы параллелизма с человеком как в аспекте тех или иных качеств, так и в аспекте поведенческих проявлений («заботится о детях», «самоотверженно защищает территорию» и т.д.). Необходимо стараться действовать при этом на различные сенсорные системы («посмотри», «послушай», «понюхай», «потрогай», «попробуй» и т.п.).

Согласно концепции В.А. Ясвина методы развития субъективного отношения должны основываться на следующих принципах.

  • Принцип формирования мыслей-образов. Субъектно-этическое отношение опирается в первую очередь на образы мира природы, возникающие вследствие его эмоционально-эстетичес­кого освоения, философского осмысления (методы экологических ассоциаций и художественной репрезентации природных объектов).

  • Принцип субъектификации природных объектов. Субъектификация — это наделение объектов мира свойствами, качествами и функциями субъекта, в ре­зультате чего они открываются отражающему как субъекты. Вследствие этого кардинально меняется характер взаимодействия с объектами природы (методы экологической идентификации, экологической эмпатии, экологической рефлексии).

  • Принцип экологической коактивности (содействия). Этот принцип предусматривает стимулирование помощи миру природы, «участие» обучающихся в процессах, протекающих в самой природе. Это и забота о мальках, оставшихся в пересыхающей луже, и подкормка птиц зимой, и посадка деревь­ев на вырубке (методы экологических экспектаций, экологической заботы).


Автором совместно Малеевой Маргаритой разработан комплекс проектных заданий на основе тренинговых техник и приемов, предлагаемых В.А. Ясвиным. Эффективность разработанных учебных проектов в коррекции прагматического отношения школьников к природе была подтверждена в ходе педагогического эксперимента. В 2016 году проект по созданию условий для формирования экоцентрического сознания подростков ученицы 10 класса Малеевой М. стал победителем Международного проекта «Экологическая культура. Мир и согласие», организованного Неправительственным экологическим фондом имени В.И. Вернадского, в номинации «Экологическое воспитание и просвещение». Подробное описание проектных заданий «Сказки микромира», «Во саду ли в огороде», «Оскар! Самые-самые, завораживающие и немного жуткие!» с приложением дидактических материалов (шаблоны совместных презентаций, примеры работ учеников, листы самооценки) дано в методической разработке для конкурса «Открытие дистанта» (2022 г).

Рассмотрим подробнее один из учебных проектов. В проектном задании «Взгляни в глаза букашке!» участники по фотографиям, размещенным в совместной презентации Googlе, выбирают насекомое (колорадский жук, гусеница плодожорки, муравей и т.п.), узнают о его питании, взаимоотношениях с другими обитателями садов и огородов, необычных особенностях поведения. Представив себя на месте насекомого, придумывает ему имя и сочиняет рассказ о событиях жизни от первого лица. На втором этапе проекта ученики знакомятся в презентации с историями других «насекомых» и пишет письмо-отклик от имени человека, используя вопросы подсказки (Если у вас общее? О чем бы вы поговорили бы при встрече?).

Данная методика основана на субъектификации природных объектов. Именно феномен субъектификации, по мнению Ясвина В.А., являет­ся основой формирования субъектно-этического типа отношения. Если объект природы подвергнут субъектификации, то появляется возможность идеального взаимодействия с ним, включения его в сферу действия этических норм. При этом сам субъект претерпевает реаль­ные личностные изменения, становится «другим».


Фото 1. Пример работы над проектным заданием «Во саду ли в огороде»



Данный проект реализуется с использованием Google презентации. Данная форма организации деятельности учащихся имеет ряд преимуществ:

  • проект может реализовываться как в рамках классно-урочной системы, так и дистанционно в удобное для ученика время;

  • в презентации Google могут работать одновременно сразу все участники проекта каждый со своего компьютера, планшета, мобильного устройства;

  • ученики имеют возможность активно взаимодействовать, даже находясь на расстоянии (просматривать слайды своих одноклассников, обмениваться комментариями в чате). Фото 2. Работа над заданием


Одной из эффективных форм организации деятельности, формирующей экологическую культуру мышления и поведения является летняя экологическая экспедиция. В течение нескольких лет ученики МАОУ «Лицей № 56» участвовали в работе таких экспедиций на территории охранной зоны Висимского заповедника.


Фото 3. На границе заповедника Фото 4. Занятия в учебном полевом лагере


Учебный полевой лагерь – это не только образовательная среда, организующая активную познавательную деятельность учащихся, но и воспитательная среда. Погружение в мир дикой природы (созерцание красоты тайги, ночевки в палатках под пение коростелей, отсутствии мобильной связи), особые ритуалы (посвящение в юные экологи, испытание «дорогой страха», истории у костра бывалых инспекторов заповедника) кардинально меняют детей, их отношения между собой и к миру природы.

Фото 5. Посвящение в экологи Фото 6. Отчет об исследовании


Социально-значимая практическая деятельность школьников в области экологии может быть успешно организована через проектно-исследовательскую работу. Среди эколого-социальных проектов лицеистов такие как «Городские леса как рекреационный ресурс», «Проблемы сбора и утилизации опасных бытовых отходов на территории Новоуральска», «Вода, которую мы пьем», «Пространственное распределение гнёзд врановых птиц в урбанизированном ландшафте», «Оценка экологического состояния рек Новоуральска методом биоиндикации». Выявление учениками экологических проблем, их исследование, разработка и реализация мероприятий по их разрешению создают условия для развитие субъектно-этического типа отношения к природе с доминирова­нием поступочного компонента.

Важную роль в формировании экологической культуры и мышления ученика играет пример учителя. Для оценки собственного отношения к природе педагогам предлагается вместе с учениками определить доминирующую установку в восприятии природы и ведущий типа мотивации при выборе деятельности, направленной на природу с пмощью методики «ЭЗОП»3. Самоанализ своего отношения к природе позволит учителю осознать необходимость его коррекции (или отсутствии такой необходимости). Ведь если учитель смотрит на мир природы как на окружающую среду, обеспечивающую его жизнедеятельность, то такой учитель вряд ли сможет помочь ребенку принять природу как равную себе, признать ценность не только человеческой жизни, но и ценность жизни букашки, травинки, всего живого.




1 ФГОС ООО (Приказ от 31 мая 2021 г. № 287 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования)


2 Ясвин В.А. Психология отношения к природе. — М.: Смысл, 2000.

3 Ясвин В.А. Психология отношения к природе. — М.: Смысл, 2000.

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!