ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Степанян Н.Г., Супряга С.В.
(Научный руководитель – к.ф.н. Супряга С.В.)
Курский государственный университет
Кафедра педагогики и психологии
На сегодняшний день в обществе особенно сильно ощущается потребность в активных, творческих людях, умеющих находить нестандартные подходы к решению насущных социально-экономических, морально-этических, культурных задач. Творческие люди во все времена определяли прогресс развития цивилизации, приводящий к созданию материальных и духовных ценностей, поскольку их взгляд на мир отличается свежестью, оригинальностью. Такие люди способны увидеть что-то необычное в, казалось бы, обычных явлениях.
Проблема развития творческих способностей у учащихся младшего школьного возраста с течением времени не утрачивает своей актуальности и по-прежнему требует пристального внимания и дальнейшего изучения.
Сегодня в педагогической науке и практике начальной школы идет непрерывный поиск принципиально новых, нестандартных способов, форм и приемов обучения. Широкое распространение получают нестандартные виды уроков, проблемное обучение, совместные творческие дела в ходе внеурочной деятельности, способствующие развитию творческой активности учащихся младшего школьного возраста.
Наверное, каждый ребенок рождается с творческими способностями, и многие полагают, что если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. Однако практика показывает, что такого «невмешательства» недостаточно: не все дети могут самостоятельно развить в себе свои задатки, таланты и способности.
Творчество – это прежде всего деятельность, продуктом которой являются новые духовные и материальные ценности, это наивысшая форма психической активности, способность создавать что-то новое, оригинальное, необычное. Творческие способности формируются и развиваются, как известно, в результате творческой деятельности.
Американский психолог Э.П. Торренс подчеркивал тесную взаимосвязь между творчеством и креативностью. Под креативностью он понимал «способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях» [Торренс 1937:89-92].
В структуре же творческой деятельности он выделял следующее: понимание проблемы; поиск решения; формулировку гипотезы; ее проверку; видоизменение; поиск решения [Торренс 1937:95].
Основным показателем наличия творческих способностей Д.Б. Богоявленская считает «интеллектуальную активность, сочетающую в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный. Критерием проявления творчества является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных задач» [Богоявленская 2002:192].
Дж. Гилфорд, психолог, изучавший проблемы человеческого интеллекта, отмечал, что творческим личностям доступно так называемое «дивергентное мышление», которое лежит в основе творческого мышления, характеризующегося следующими особенностями:
быстротой – умением высказывать как можно большее количество идей (при этом учитывается не их качество, а количество);
гибкостью – способностью излагать бесконечное разнообразие идей;
оригинальностью – способностью порождать новые нестандартные идеи (что может проявляться в нестандартных ответах и решениях);
законченностью – способностью совершенствовать свои результаты или придавать им законченный вид [Гилфорд 1959:230].
У учащихся младшего школьного возраста творческая деятельность активизируется в благоприятной среде, при условии доброжелательной оценки со стороны учителя. Важную роль при этом играют открытые вопросы, которые побуждают детей к размышлениям, к поиску разных ответов на одни те же вопросы. Особенно важно, чтобы и сами обучающиеся задавали подобные вопросы и отвечали на них.
Творческую деятельность можно осуществлять через использование межпредметных связей, путем введения обучающегося в необычную ситуацию. С этой целью используют вопросы, при ответе на которые необходимо извлекать из памяти все имеющиеся в ней сведения, знания, но творчески применять их в возникшей ситуации.
Не последнюю роль в успешном развитии творческих способностей играет создание определенных условий, благоприятствующих их формированию.
Советский педагог Б.П. Никитин выделяет следующие условия успешного развития творческих способностей: 1) раннее начало (автор отмечает:«Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего чтения, раннего счета, раннего знакомства и работы со всякими инструментами и материалами обеспечивают развитие способностей» [Никитин 1990:50]); 2) заблаговременное создание для ребенка таких условий, которые бы «стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность» [Никитин 1990-57]; 3) максимальное напряжение сил.
Однако большинство исследователей (В.И. Загвязинский, М.В. Копосова, А.В. Москвина и другие) отмечают, что творческие способности эффективно формируются и развиваются в процессе обучения при создании следующих условий:
изменение роли ученика (в ходе выполнения творческих заданий необходимо обеспечить личностно-деятельностное взаимодействие обучающихся и учителя, их сотворчество);
комфортная психологическая обстановка (поощрение и стимулирование стремления младших школьников к творчеству, вселение в них веры в свои силы и возможности, безусловное принятие каждого школьника, уважение его мнений, потребностей, интересов, исключение осуждений и замечаний);
создание внутренней мотивации учащихся (установка на высокую самооценку, творчество, уверенность в собственных силах);
корректная педагогическая помощь (ненавязчивая, доброжелательная поддержка);
сочетание разнообразных форм работы (групповых, фронтальных, индивидуальных в зависимости от тех целей, с которыми выполняется творческое задание, и от уровня его сложности);
межпредметность (необходимо в процессе решения творческих задач использовать знания из разных областей);
создание ситуации успеха (творческие задания следует давать всему классу, а при оценивается только успешное их выполнение; педагог в каждом младшем школьнике должен видеть индивидуальность);
самостоятельность выполнения творческого задания (обязательно самостоятельное решение задач обучающимся, поэтому следует учитывать, что они требуют от ребенка максимального напряжения сил);
разнообразие творческих заданий и по степени сложности, и по содержанию и по форме представления (такие задания содержат широкие возможности для развития творческих способностей, обеспечивают педагогу работу в «зоне ближайшего развития» каждого учащегося);
системность и последовательность в развитии творческих способностей учащихся младшего школьного возраста.
С целью проверки эффективности указанных условий нами было организовано экспериментальное исследование. Оно проводилась в несколько этапов на базе МОУ «Лицей № 12» г. Железногорска (в эксперименте приняли участие учащиеся 3, а затем 4 «А» и «Б» классов, всего 53 человека). На первом этапе проводился констатирующий эксперимент.
Диагностические методики, используемые на этом этапе эксперимента, следующие:
1. Диагностика оценки сочинённой ребёнком сказки (по О.М. Дьяченко, Е.Л. Пороцкой);
2. Опросник определения уровня креативности (по Е. Ильину);
3. Диагностическое творческое задание «Покажи, как двигается, говорит»;
4 . Фигурный тест Е.П. Торренса «Незавершенные фигуры».
В качестве критериев сформированности творческих способностей выступили: беглость (количество идей за единицу времени), оригинальность (стандартный ответ или нет); гибкость (количество идей, умение переключаться с одной проблемы на другую), устойчивость интереса, целостность (способность придавать продукту завершённый вид).
Для интерпретации полученных данных были выделены следующие уровни сформированности у младших школьников творческих способностей: высокий уровень – учащийся ответил на все вопросы точно, правильно, самостоятельно; средний уровень – ребенок отвечает не на все вопросы, допускает неточности, допускает негрубые ошибки, при выполнении заданий, обращается за помощью ко взрослому; низкий уровень – учащихся просит о помощи взрослого, выполняет задания неверно или вовсе отказывается от выполнения задания.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что существует необходимость в повышении уровня развития творческих способностей младших школьников.
Следующий этап исследования – формирующий эксперимент. Целью его выступило формирование творческих способностей учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка.
Задачи: развитие творческого мышления и таких его компонентов, как анализ и синтез; организация творческой деятельности на уроках русского языка в начальной школе; разработка методических рекомендаций и подбор упражнений, направленных на повышение уровня развития творческих способностей детей.
Нами были разработаны диагностические задания и подобраны методические приемы, направленные на повышение уровня развития творческих способностей у младших школьников.
Мы предполагаем, что обеспечение указанных выше психолого-педагогических условий позволит нам повысить уровень развития творческих способностей у учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка.
Как известно, лучшие человеческие качества развиваются только в том случае, если присутствует творческое отношение к жизни и необходимые условия для саморазвития. Работая с учащимися младшего школьного возраста, мы должны раскрыть их природный потенциал и подготовить к творческому постижению действительности в дальнейшей жизни.
Библиографический список
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002 – 320 с.
Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. – М.: Знание, 1996. – 224 с.
Гилфорд Дж. П. Интеллект, творчество и их образовательные последствия / Guilford, J.P. (Joy Paul). – Сан-Диего, Калифорния: Р. Р. Кнапп, 1959. – 229 с.
Лук А.Н. Учить мыслить. – М.: Просвещение, 1975. – 239 с.
Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры – М: Просвещение, 1990. – 160 с.
Торренс Э.П. Психология общих способностей. – М.: Просвещение, 1937. – 335 с.