СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Психолого-педагогические условия развития взаимопонимания учителя и младших школьников»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья содержит методологическое обоснование и описание экспериментальной работы по развитию взаимопонимания учителя начальных классов и младших школьников.

Просмотр содержимого документа
««Психолого-педагогические условия развития взаимопонимания учителя и младших школьников»»

Сухарева Светлана Сергеевна

обучающаяся ФГБОУ ВО

«Мичуринский государственный

аграрный университет»

Социально-педагогический институт

Направление: 44.03.01

Педагогическое образование

Профиль: «Начальное образование»


«Психолого-педагогические условия развития взаимопонимания учителя и младших школьников»

Изменения, происходящие в современной системе образования, неизбежно затрагивают проблему совершенствования взаимоотношений субъектов учебного процесса. В психолого-педагогической литературе проблема взаимопонимания участников педагогического взаимодействия трактуется неоднозначно. Несмотря на наличие большого количества работ по педагогическому общению, практически отсутствуют исследования, посвященные анализу предпосылок его эффективности, важнейшей из которых является взаимопонимание. Многие трудности педагогического общения могут быть преодолены уже на начальной ступени обучения, если для психолого-педагогической подготовки учителей начальных классов использовать специальные активные методы психокоррекции.

Повышение социально-психологической компетентности педагогов средствами психологической коррекции для развития взаимопонимания учителя и младших школьников недостаточно изучены. Необходима разработка концептуальной психокоррекционной программы по развитию взаимопонимания для профессионального обучения педагогов.

Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая изученность, а также острые потребности, испытываемые современной средней школой, определили выбор темы исследования.

Взаимопонимание не дается людям в готовом виде, оно вырабатывается, устанавливается в процессе предметно ориентированных и действенных взаимоотношений. Взаимопонимания невозможно достичь, если не найдено, не определено общее содержание деятельности, размышления, спора. Анализ работ, посвященных проблемам взаимопонимания [2, 3, 5], позволяет выделить ряд условий, при которых достигается взаимопонимание.

Первое условие – это встреча субъектов, взаимодействие реальных позиций их сознания и возможностей, образование межличностной среды. Человек всегда вступает в общение как личность и поэтому воспринимается партнером как личность.

Вторым условием взаимопонимания является уровень самосознания. Процесс самосознания сопровождается накоплением различных оценок, полученных в свой адрес от других. Это внутренне переживается как ощущение своей ценности. Чем точнее человек оценивает собственную личность, тем адекватнее он понимает партнера.

В-третьих, взаимопонимание достигается тогда, когда присутствуют:

а) понимание другого человека,

б) понимание его отношения к себе как к партнеру по общению,

в) понимание складывающихся между людьми отношений [1, с.202].

В-четвертых, взаимопонимание зависит от направленности общения на взаимопонимание личностных позиций партнеров по общению. Оптимальным для достижения взаимопонимания является общение партнеров при взаимной направленности положительных позиций.

В-пятых, взаимопонимание зависит от интенсивности общения, близкого личностного, а не поверхностного контакта. Одним из условий успеха любой деятельности является возникновение проблемных ситуаций, которые появляются в результате столкновения различных полярных мнений или взглядов [3].

Все эти условия, на наш взгляд, дополняют друг друга, отражая разные стороны социально-психологического феномена, каким является взаимопонимание.

Анализ литературы и проведенные исследования позволили выделить целый ряд предпосылок, способствующих достижению взаимопонимания, которые можно объединить в три группы. Достижение взаимопонимания учителя и обучающихся зависит от:

1) характера отношения обучающихся к совместной с учителем деятельности (целям, содержанию, способам и формам организации, результатам), к взаимодействующим с ними педагогам, к другим обучающихся, к самим себе;

2) отношения педагогов к совместной деятельности, к межличностному общению, к самим школьникам, к своим коллегам, к самим себе;

3) социально-психологических явлений и процессов, которые сопровождают деятельность педагогов и школьников, их межличностное, общение и взаимодействие [4].

Все эти группы предпосылок взаимосвязаны и взаимообусловлены и только в совокупности своего проявления способствуют достижению полного взаимопонимания учителя и обучающихся. Вместе с тем ведущая роль принадлежит второй группе, так как учитель не просто участник межличностного взаимодействия, он его организатор, который определяет цели, содержание и формы совместной деятельности.

Факторами, способствующими установлению симпатии, как показывают исследования, являются личностные характеристики учителя и особенности его профессиональной подготовки - знание предмета, эрудиция. Не всегда реальные отношения симпатии находят свое выражение в общении учителя и обучающихся. Это происходит при рассогласовании между содержанием и средствами общения, что может быть из-за нежелания или неумения одного из субъектов общения показать свое хорошее отношение.

Если определенное взаимопонимание достигнуто, можно ожидать значительного совпадения в главном достижении результатов совместной деятельности. Другим признаком достижения взаимопонимания является установление между учителем и обучающимися такого состояния, при котором отпадает необходимость дальнейшего воздействия учителя, то есть когда обучающийся из объекта обучения становится субъектом своих изменений. Он как бы интериоризирует те воздействия, которые раньше исходили от учителя, извне. Проведенный анализ не претендует на исчерпывающую полноту и завершенность. Использованные данные дают лишь основание утверждать, что названные выше условия относятся к числу основных при достижении взаимопонимания в педагогическом процессе.

В коммуникативных ситуациях соблюдение условий взаимопонимания необходимо для обмена информацией. Нарушение условий приведет к взаимному непониманию и чувству неудовлетворенности общением.

Проанализировав социально-психологические причины трудностей взаимопонимания (при нарушениях межличностного взаимодействия, оценивании обучающихся учителем, что регламентирует активность детей, ограничивает проявление их творчества), можно сделать вывод о том, что в основе любых ситуаций непонимания между учителем и обучающимися лежит нарушение механизмов взаимопонимания как у учителя, так и у обучающихся. И развитие механизмов взаимопонимания у учителя в условиях социально-психологического тренинга будет способствовать развитию их и у обучающихся.

Опытно-экспериментальная работа по развитию взаимопонимания учителя и младших школьников проводилась в период с 2016 по 2018 г.г. Экспериментальной базой проведения исследования являлась МБОУ «Первомайская СОШ» Первомайского района Тамбовской области. Реализация коррекционной программы осуществлялась в 2017-2018 уч.г. В экспериментальной работе принимали участие 8 учителей школы, двое из которых - учителя начальных классов. Выборка обучающихся начальных классов состояла из 16 человек (1 – 4 классы).

На начальном этапе обучения установление взаимопонимания между учителем и обучающимися во многом определяется прошлым опытом общения ребенка со взрослыми, присутствовавшим тогда уровнем взаимопонимания, степенью сформированности у них механизмов взаимопонимания, а также зависит от складывающихся отношений к учителю и учению.

При положительном отношении создается установка на взаимопонимание, ученик «принимает» личность учителя, проявляя доброжелательность и открытость в общении с ним. При отрицательном отношении ученик «не принимает» личность учителя, не видит его достоинств, что в свою очередь толкает обучающегося на поведение, не ведущее к установлению взаимопонимания, каким являются агрессия, грубость или замкнутость.

Разработанная психокоррекционная программа по развитию взаимопонимания была апробирована в группе, состоящей из 8 педагогов, 4 из которых были учителями начальных классов. Исследуемая группа одновременно была контрольной и экспериментальной. Поэтому на основе сравнения результатов, мы полагаем, что возможно сделать только предварительные выводы о специфике возможных эффектов предполагаемой программы.

Общая продолжительность коррекционной работы по развитию взаимопонимания составляла 30 часов, (10 занятий по 3 часа).

Занятия проводились по два в неделю в период с сентября по ноябрь 2017 года на базе МБОУ «Первомайская СОШ».

Надежность программы определялась методом двойного тестирования: до начала коррекционного цикла и после его окончания через 2-3 месяца.

Отбор педагогов группы осуществлялся согласно общим принципам отбора: по принципу добровольности и принципу информированного участия. Все педагоги имели высшее образование. Возраст педагогов в коррекционной группе был от 35 до 50 лет.

В самоотчетах, заполненных педагогами после реализации коррекционной программы, отмечалось, что полученные знания помогают им в работе с младшими школьниками: проводить внеклассные мероприятия; обучающиеся с интересом выполняют упражнения, предложенные для развития взаимопонимания. Часть педагогов используют новые знания и в работе с родителями.

Педагоги в самоотчетах обратили внимание на необходимость проведения подобной работы и со всем педагогическим коллективом, администрацией школ, а также оказания психологической и методической помощи.

Вместе с тем в самоотчетах и в заключительной беседе, участники обозначили следующие проблемы:

- ограниченность собственных возможностей в развитии взаимопонимания с обучающимися;

- трудности в преодолении укоренившихся в сознании и поведении стереотипов традиционной педагогики;

- собственная невысокая готовность к изменению установок на взаимопонимание (при признании необходимости перемен во взаимодействии с детьми);

- трудность восприятия ситуации глазами ребенка;

- быстрое возвращение привычных форм поведения после коррекции.

Это означает, что после одного этапа коррекционной работы в поведенческом компоненте произошли недостаточно значимые изменения. Поэтому для практической реализации принципов взаимопонимания в педагогическом процессе необходимо проведение постоянной психологической работы с педагогами, направленной на улучшение взаимопонимания в учебном процессе.

Таким образом, результаты, полученные в формирующем эксперименте, подтверждают основную гипотезу нашего исследования о возможности влияния психокоррекционной программы для педагогов на развитие взаимопонимания учителя и младших школьников.

Результаты, полученные в ходе итоговой диагностики, позволяют сделать вывод о соответствии разработанной программы задачам обеспечения развития взаимопонимания в педагогическом процессе.

Список литературы


1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Наука, 2004. – 365 с.

2. Бодалёв, А.А. Феномен понимания другого и определяющие его факторы / А.А. Бодалёв // Мир психологии. – 2001. – № 3. – С. 12-16.

3. Мелибруда Е. Я – ты – мы: Психологические возможности улучшения общения / Е. Мелибруда. – М.: Прогресс, 2001. – 254 с.

4. Основы педагогического мастерства / под ред. И.А. Зязюна. – М.: Просвещение, 2001. – 302 с.

5. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 2000. – 424 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!