- Психолого-педагогические условия реализации Федеральной образовательной программы ДО
Выполнила воспитатель 1 категории МБДОУ детский сад № 25 п. Переяславка
Агаркова Р.Н.
- Минпросвещения приказом от 25.11.2022 № 1028 утвердило Федеральную образовательную программу дошкольного образования (ФОП ДО).
- ФОП ДО, разработанная в соответствии с ФГОС ДО, определяет единые для РФ базовые объем и содержание дошкольного образования, и направлена на реализацию основных функций дошкольного образования:
- — обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина России, формирование основ его гражданской и культурной идентичности; — создание единого ядра содержания дошкольного образования, основанного на духовно-нравственных ценностях российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины; — создание единого образовательного пространства обучения и воспитания детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные качественные условия дошкольного образования, вне зависимости от места проживания.
ФГОС ДО и Федеральная программа являются основой для самостоятельной разработки и утверждения ДОО образовательных программ дошкольного образования
Обязательная часть ООП ДО должна соответствовать Федеральной программе и оформляется в виде ссылки на нее
Федеральная программа определяет объем обязательной части этих Программ, который в соответствии со ФГОС ДО составляет не менее 60% от общего объема программы.
Формируемая часть ООП ДО участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность;
сложившиеся традиции ДОО;
выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом.
содержание и планируемые результаты разрабатываемых ООП ДО должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральной программы.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.
Для успешной реализации основной образовательной программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
1.
уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2.
использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3.
4.
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5.
поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6.
возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7.
защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8.
поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования предполагает создание психолого-педагогических условий следующего порядка, которые безусловно заданы стандартом:
1.
Личностно-подражающее взаимодействие взрослых с детьми, которое предполагает создание ситуаций, дающих возможность свободного выбора деятельности, партнера, средств. При этом, в процессе получения новых знаний и жизненных навыков, за основу берется личный опыт ребенка.
2.
Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности. При этом берется за основу сравнение предыдущих и нынешних достижений ребенка, активно стимулируется его самооценка.
3.
Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
4.
5.
Создание развивающей образовательной среды, направленной на всестороннее развитие и обогащение личного опыта ребенка.
Сбалансированность репродуктивной и продуктивной деятельности, в которой ребенок способен совместно и самостоятельно проявлять творческую, поисково-исследовательскую активность.
6.
Участие семьи в образовательном процессе – необходимое условие для полноценного развития ребенка.
7.
Профессиональное развитие педагогов, направленное повышение уровня компетентности педагога, совершенствование его мастерства, в особенности мастерства мотивирования ребенка к деятельности.
Основные формы сопровождения
диагностика, направленная на определение особенностей статуса учащегося. Она может проводиться на этапе знакомства с ребенком, после зачисления его в ДОУ и в конце года;
консультирование педагогов и родителей, которое осуществляется педагогом и психологом с учетом результатов диагностики, а также администрацией организации, осуществляющей образовательную деятельность;
профилактика, экспертиза, развивающая работа, просвещение, коррекционная работа, осуществляемая в течение всего времени в ДОУ.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ