СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогический тренинг "Педагог - социально-психологически компетентная личность"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психолого-педагогичекский тренинг "Педагог - социально-психологически компетентная личность" предназначен для проведения с учащимися педагогических специальностей. Направлен на повышение психологичекой компетентности будущих педагогов и их общей психологической культуры.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогический тренинг "Педагог - социально-психологически компетентная личность"»

Психолого-педагогический тренинг

Тема: «Педагог – социально-психологически компетентная личность»

Цель: Повысить уровень психологической компетентности будущих педагогов и их общей психологической культуры. Способствовать развитию эмпатии и рефлексии как профессиональных качеств педагога.

Задачи:

Познакомить учащихся с понятием «социально-психологическая компетентность».

Сформировать навыки рефлексии собственной личности.

Повлиять на профессиональное становление будущих педагогов.

Воспитывать у учащихся интерес и ответственность к своей профессиональной деятельности.

Ход занятия-тренинга:

Занятие сопровождается мультимедийной презентацией

https://docs.google.com/presentation/d/1Xof1l0tMzbhKJg-udWoJjN_hHv1h1m3f/edit#slide=id.p1

  1. Организационный этап

Приветствие:  

Игра «Слово настроения» 

Цель: создание позитивного настроения.

Каждый участник тренинга называет слово, которое улучшает ему настроение (например: «солнышко», «дети», «тепло» ....)

Ознакомление с правилами работы на тренинговом занятии:

  1. Мобильные телефоны поставить на беззвучный режим

  2. Уважение и доброжелательность по отношению друг к другу

  3. Не перебивать: дать высказаться каждому человеку (один говорит – все слушают)

  4. Принимать активное участие при выполнении заданий

  5. Если есть вопросы, задавать их по ходу

  6. Правило запрета на оценки (не критикуем и не оцениваем личность друг друга)

Прежде чем приступить к работе на основном этапе и познакомить учащихся с понятием «Социально-психологическая компетентность», учащимся по цепочке предлагается назвать по одному слову (словосочетанию), что в их понимании означает данное понятие. Затем учащимся предлагаются стикеры и нарисованная «Лесенка самооценки», необходимо каждому приклеить стикер на ту ступеньку, на которой они считают, что находятся на данном этапе профессионального становления.


  1. Основная часть

Краткая характеристика понятия «социально-психологическая компетентность»:

Социально-психологическая компетентность - (от лат. Competens - соответствующий, способный) – способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений.

Социально-психологическая компетентность определяется следующими факторами:

1)  индивидуальными особенностями (при этом большую роль играет тип личности, в частности, является ли она интро- или экстравертной, аутичной или неаутичной, а также ее интеллект);

2)  психическими состояниями (астеническое и стеническое) и типичными настроениями;

3)  эффективностью социализации (например, нарушение социализации приводит к возникновению эмоциональной глухоты, комплексов, агрессивности);

4)   влиянием культурных различий;

5) специальной социально-психологической подготовкой.

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев

  1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.

  2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.

  3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.


Упражнение «Портрет компетентного педагога»

Учащимся по подгруппам предлагается составить психологический портрет компетентного педагога. В помощь предлагаются вопросы, опираясь на которые составляется описание:

Как расположить к себе собеседника? (приветствие, обращение, использование невербальных средств)

Какую дистанцию и позицию необходимо соблюдать?

Какая манера одеваться?

Как правильно вести беседу?


Игра «Один день из жизни воспитателя разного стиля»

Инструкция к игре. Каждая подгруппа показывает заранее подготовленный сюжет-сценку «Один день из жизни воспитателя разного стиля», при этом стиль педагогического взаимодействия не называется, другим подгруппам необходимо определить какой стиль отображён и по каким признакам это было определено.

Описание стилей изучаются предварительно

https://multiurok.ru/files/kharakteristika-stilei-pedagogicheskogo-rukovodstv.html



Упражнение «Хорошие и плохие поступки»

Упражнение выполняется в приложении LearningApps. Необходимо классифицировать по группам: поступки и качества, которые «подчёркивают» педагогическую компетентность; поступки и качества, которые «говорят» о педагогической некомпетентности.


Просмотр и обсуждение видеоролика «Быть учителем – это призвание»

Учащимся при просмотре видеоролика необходимо выделить какие функции и роли берёт на себя педагог ежедневно в процессе педагогической деятельности.

https://drive.google.com/drive/folders/1MmAP0BAY_6KC-sorQ2vE8jf3u-1bufvd


Рефлексия «Лесенке самооценки»

Учащимся предлагается вернуться к «Лесенке самооценки» с вопросом «Возможно кто-то изменил своё мнение в ходе занятия-тренинга и желает переместить стикер на другую лесенку?»


Учащиеся получают памятки:

«Правила для воспитателей»

  • Самое главное в воспитании детей – любовь, терпение и личный пример.

  • Создайте в душе идеал, высокую мечту и стремитесь к ней. Помните, что совершенству нет предела.

  • Растите профессионально, будьте в курсе последних достижений педагогической науки.

  • Будьте всегда в равновесии, сдерживайте отрицательные эмоции.

  • Выходите из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором. Ищите выход из конфликта, а не виноватых; находите ошибки и причины недоразумений не, в других, а в себе.

  • Прощайте, сочувствуйте, сопереживайте, будьте великодушны и снисходительны.

  • Живите легко, просто и радостно. Учите, улыбаясь. Радость по силе равна любви, а уныние и отрицание погубят все, за что бы человек ни взялся.

  • Будьте всегда доброжелательны.

  • Всюду наводите порядок и уют, создавая оазис доброты, любви и красоты в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.

  • Будьте доброй и честной. Помните, что добро всегда вернется многократно увеличенным.

Воспитывая детей, стремитесь...

  • Любить ребенка таким, каков он есть.

  • Уважать в каждом ребенке личность, воспитывая достоинство и ответственность за себя и свои поступки.

  • Хвалить, поощрять, ободрять ребенка, создавая положительную эмоциональную атмосферу вокруг него.

  • Верить в возможности каждого ребенка, в то доброе, что заложено в нем, в перспективы его развития, находить его сильные стороны.

  • Раскрыть душу ребенка прежде, чем его ум.

  • Поступать так, чтобы каждый ребенок почувствовал: возможности заложены в нем самом. "Ты все можешь" – главная формула образования.

  • Учить ребенка трудолюбию, заботе о ближнем, уважению к другим людям, воспитывать желание помочь.

  • Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.

  • Сделать родителей ребенка своими союзниками в деле воспитания.

В детском саду нельзя:

  • кричать на детей;

  • наказывать;

  • выставлять проступки ребенка на всеобщее обозрение;

  • упрекать ребенка;

  • читать нотации;

  • унижать ребенка;

  • приходить к детям с плохим настроением;

  • распространять конфиденциальную информацию (сведения о здоровье, психологическом состоянии, семейных обстоятельствах);

  • обсуждать с родителями поведение не их ребенка




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!