Психолого-педагогический тренинг
Тема: «Педагог – социально-психологически компетентная личность»
Цель: Повысить уровень психологической компетентности будущих педагогов и их общей психологической культуры. Способствовать развитию эмпатии и рефлексии как профессиональных качеств педагога.
Задачи:
Познакомить учащихся с понятием «социально-психологическая компетентность».
Сформировать навыки рефлексии собственной личности.
Повлиять на профессиональное становление будущих педагогов.
Воспитывать у учащихся интерес и ответственность к своей профессиональной деятельности.
Ход занятия-тренинга:
Занятие сопровождается мультимедийной презентацией
https://docs.google.com/presentation/d/1Xof1l0tMzbhKJg-udWoJjN_hHv1h1m3f/edit#slide=id.p1
Организационный этап
Приветствие:
Игра «Слово настроения»
Цель: создание позитивного настроения.
Каждый участник тренинга называет слово, которое улучшает ему настроение (например: «солнышко», «дети», «тепло» ....)
Ознакомление с правилами работы на тренинговом занятии:
Мобильные телефоны поставить на беззвучный режим
Уважение и доброжелательность по отношению друг к другу
Не перебивать: дать высказаться каждому человеку (один говорит – все слушают)
Принимать активное участие при выполнении заданий
Если есть вопросы, задавать их по ходу
Правило запрета на оценки (не критикуем и не оцениваем личность друг друга)
Прежде чем приступить к работе на основном этапе и познакомить учащихся с понятием «Социально-психологическая компетентность», учащимся по цепочке предлагается назвать по одному слову (словосочетанию), что в их понимании означает данное понятие. Затем учащимся предлагаются стикеры и нарисованная «Лесенка самооценки», необходимо каждому приклеить стикер на ту ступеньку, на которой они считают, что находятся на данном этапе профессионального становления.
Основная часть
Краткая характеристика понятия «социально-психологическая компетентность»:
Социально-психологическая компетентность - (от лат. Competens - соответствующий, способный) – способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений.
Социально-психологическая компетентность определяется следующими факторами:
1) индивидуальными особенностями (при этом большую роль играет тип личности, в частности, является ли она интро- или экстравертной, аутичной или неаутичной, а также ее интеллект);
2) психическими состояниями (астеническое и стеническое) и типичными настроениями;
3) эффективностью социализации (например, нарушение социализации приводит к возникновению эмоциональной глухоты, комплексов, агрессивности);
4) влиянием культурных различий;
5) специальной социально-психологической подготовкой.
Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).
В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев
Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.
Готовность решать профессиональные предметные задачи.
Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.
Упражнение «Портрет компетентного педагога»
Учащимся по подгруппам предлагается составить психологический портрет компетентного педагога. В помощь предлагаются вопросы, опираясь на которые составляется описание:
Как расположить к себе собеседника? (приветствие, обращение, использование невербальных средств)
Какую дистанцию и позицию необходимо соблюдать?
Какая манера одеваться?
Как правильно вести беседу?
Игра «Один день из жизни воспитателя разного стиля»
Инструкция к игре. Каждая подгруппа показывает заранее подготовленный сюжет-сценку «Один день из жизни воспитателя разного стиля», при этом стиль педагогического взаимодействия не называется, другим подгруппам необходимо определить какой стиль отображён и по каким признакам это было определено.
Описание стилей изучаются предварительно
https://multiurok.ru/files/kharakteristika-stilei-pedagogicheskogo-rukovodstv.html
Упражнение «Хорошие и плохие поступки»
Упражнение выполняется в приложении LearningApps. Необходимо классифицировать по группам: поступки и качества, которые «подчёркивают» педагогическую компетентность; поступки и качества, которые «говорят» о педагогической некомпетентности.
Просмотр и обсуждение видеоролика «Быть учителем – это призвание»
Учащимся при просмотре видеоролика необходимо выделить какие функции и роли берёт на себя педагог ежедневно в процессе педагогической деятельности.
https://drive.google.com/drive/folders/1MmAP0BAY_6KC-sorQ2vE8jf3u-1bufvd
Рефлексия «Лесенке самооценки»
Учащимся предлагается вернуться к «Лесенке самооценки» с вопросом «Возможно кто-то изменил своё мнение в ходе занятия-тренинга и желает переместить стикер на другую лесенку?»
Учащиеся получают памятки:
«Правила для воспитателей»
Самое главное в воспитании детей – любовь, терпение и личный пример.
Создайте в душе идеал, высокую мечту и стремитесь к ней. Помните, что совершенству нет предела.
Растите профессионально, будьте в курсе последних достижений педагогической науки.
Будьте всегда в равновесии, сдерживайте отрицательные эмоции.
Выходите из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором. Ищите выход из конфликта, а не виноватых; находите ошибки и причины недоразумений не, в других, а в себе.
Прощайте, сочувствуйте, сопереживайте, будьте великодушны и снисходительны.
Живите легко, просто и радостно. Учите, улыбаясь. Радость по силе равна любви, а уныние и отрицание погубят все, за что бы человек ни взялся.
Будьте всегда доброжелательны.
Всюду наводите порядок и уют, создавая оазис доброты, любви и красоты в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
Будьте доброй и честной. Помните, что добро всегда вернется многократно увеличенным.
Воспитывая детей, стремитесь...
Любить ребенка таким, каков он есть.
Уважать в каждом ребенке личность, воспитывая достоинство и ответственность за себя и свои поступки.
Хвалить, поощрять, ободрять ребенка, создавая положительную эмоциональную атмосферу вокруг него.
Верить в возможности каждого ребенка, в то доброе, что заложено в нем, в перспективы его развития, находить его сильные стороны.
Раскрыть душу ребенка прежде, чем его ум.
Поступать так, чтобы каждый ребенок почувствовал: возможности заложены в нем самом. "Ты все можешь" – главная формула образования.
Учить ребенка трудолюбию, заботе о ближнем, уважению к другим людям, воспитывать желание помочь.
Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
Сделать родителей ребенка своими союзниками в деле воспитания.
В детском саду нельзя:
кричать на детей;
наказывать;
выставлять проступки ребенка на всеобщее обозрение;
упрекать ребенка;
читать нотации;
унижать ребенка;
приходить к детям с плохим настроением;
распространять конфиденциальную информацию (сведения о здоровье, психологическом состоянии, семейных обстоятельствах);
обсуждать с родителями поведение не их ребенка