СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих особые образовательные потребности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих особые образовательные потребности»

Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми потребностями «Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к жизни на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям»

Психолого-педагогическое

сопровождение детей

с особыми потребностями

«Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к жизни

на своём уровне,

соответственно своим личностным особенностям»

НИКОГДА НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ЧТО … Мир « особого » ребёнка интересен и пуглив.  Мир « особого » ребёнка непригляден и красив .  Неуклюж, порою странен, добродушен и… забыт.  Мир « особого » ребёнка - иногда он нас страшит.  Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?  Почему он так испуган? Почему не говорит?  Мир « особого » ребёнка – он закрыт от глаз чужих.  Мир « особого » ребёнка – допускает лишь своих !

НИКОГДА НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ЧТО …

Мир « особого » ребёнка интересен и пуглив. Мир « особого » ребёнка непригляден и красив . Неуклюж, порою странен, добродушен

и… забыт. Мир « особого » ребёнка - иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? Мир « особого » ребёнка

он закрыт от глаз чужих. Мир « особого » ребёнка

допускает лишь своих !

  Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. Но все же есть дети, о которых говорят “особенный” не для того, чтобы подчеркнуть уникальность личности, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. И каждому взрослому необходимо постараться стать «своим» в этом особом детском мире.

Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. Но все же есть дети, о которых говорят “особенный” не для того, чтобы подчеркнуть уникальность личности, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. И каждому взрослому необходимо постараться стать «своим» в этом особом детском мире.

Дети, чьи образовательные потребности выходят за пределы принятой нормы, это:   одаренные дети;  дети-инвалиды ;  дети, малозащищенные в социуме ;  дети с недостатками психофизического развития .

Дети, чьи образовательные потребности выходят за пределы принятой нормы,

это:

  • одаренные дети;
  • дети-инвалиды ;
  • дети, малозащищенные

в социуме ;

  • дети с недостатками психофизического

развития .

  Разного рода патологии у детей – острая проблема, причем не только медицинская, но и социальная.  Группа школьников с особыми потребностями неоднородна, в нашем ОУ в неё входят дети с разными нарушениями развития, выраженность и сложность которых может быть различна:   *дети с тяжелыми нарушениями речи; *дети с нарушениями зрения;  *  дети со слабыми нарушениями интеллектуального развития;  * дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;  *  дети с комплексными  (сложными) нарушениями развития.

Разного рода патологии у детей острая проблема, причем не только медицинская, но и социальная.

Группа школьников с особыми потребностями неоднородна,

в нашем ОУ в неё входят дети с разными нарушениями развития,

выраженность и сложность которых может быть различна:

*дети с тяжелыми нарушениями речи;

*дети с нарушениями зрения; * дети со слабыми нарушениями

интеллектуального развития; * дети с нарушениями

эмоционально-волевой сферы; * дети с комплексными 

(сложными) нарушениями

развития.

Создание единого образовательного (коррекционного) пространства для обучения и воспитания детей с различными отклонениями в развитии с различными ограниченными возможностями здоровья с различными трудностями обучения предполагает такую организацию развития, обучения и воспитания детей всех категорий: от одаренных до детей с различными выраженными отклонениями в развитии и комплексными дефектами,  в рамках которой максимально и эффективно амплифицировать (присваивать) образовательные воздействия социума достигать адекватной своим возможностям социальной, а затем и профессиональной адаптации в обществе любой ребенок сможет максимально раскрыть свои потенциальные возможности в личностном и познавательном плане

Создание единого образовательного (коррекционного) пространства для обучения и воспитания детей

с различными отклонениями в развитии

с различными ограниченными возможностями здоровья

с различными трудностями обучения

предполагает такую организацию развития, обучения и воспитания детей всех категорий:

от одаренных до детей с различными выраженными отклонениями в развитии и комплексными дефектами, в рамках которой

  • максимально и эффективно амплифицировать (присваивать) образовательные воздействия социума
  • достигать адекватной своим возможностям социальной, а затем и профессиональной адаптации в обществе
  • любой ребенок сможет максимально раскрыть свои потенциальные возможности в личностном и познавательном плане
Содержание коррекционной работы определяют следующие принципы: соблюдение интересов ребёнка;  системность и доступность; непрерывность; вариативность; принцип создания ситуации успеха; принцип психологического соблюдение интересов ребёнка;  системность и доступность; непрерывность; вариативность; принцип создания ситуации успеха; принцип психологического соблюдение интересов ребёнка;  системность и доступность; непрерывность; вариативность; принцип создания ситуации успеха; принцип психологического  комфорта;     комфорта;     комфорта;    гуманность и реалистичность. гуманность и реалистичность. гуманность и реалистичность.

Содержание коррекционной работы определяют следующие принципы:

  • соблюдение интересов ребёнка; системность и доступность; непрерывность; вариативность; принцип создания ситуации успеха; принцип психологического
  • соблюдение интересов ребёнка; системность и доступность; непрерывность; вариативность; принцип создания ситуации успеха; принцип психологического
  • соблюдение интересов ребёнка;
  • системность и доступность;
  • непрерывность;
  • вариативность;
  • принцип создания ситуации успеха;
  • принцип психологического

комфорта;  

  • комфорта;  
  • комфорта;  
  • гуманность и реалистичность.
  • гуманность и реалистичность.
  • гуманность и реалистичность.
Составляющие инклюзивной модели образования  Командный подход Эффективное взаимодействие с семьёй Индивидуализация учебного процесса Адаптация и модификация Создание позитивной атмосферы Подготовка педагогов

Составляющие инклюзивной

модели образования

  • Командный подход
  • Эффективное взаимодействие с семьёй
  • Индивидуализация учебного процесса
  • Адаптация и модификация
  • Создание позитивной атмосферы
  • Подготовка педагогов

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМАНДНОГО ПОДХОДА

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМАНДНОГО ПОДХОДА

Миссия педагога Непрерывное сопровождение ребенка, создание условий для его максимального развития  под девизом: Каждому ребенку индивидуальный подход, внимание и понимание  6

Миссия педагога

Непрерывное сопровождение ребенка, создание условий для его максимального развития

под девизом:

Каждому ребенку индивидуальный подход, внимание и понимание

6

Сопровождение особенного ребенка определяется тремя основными взаимосвязанными компонентами 1. Систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения 2. Создание социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент) 3. Создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с особыми образовательными потребностями (в рамках специального образовательного компонента)

Сопровождение особенного ребенка определяется тремя основными взаимосвязанными компонентами

1. Систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития

в процессе

обучения

2. Создание социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент)

3. Создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с особыми образовательными потребностями (в рамках специального образовательного компонента)

Поддержание силами всех специалистов-участников образовательного процесса равновесной ситуации между  реальными возможностями ребенка по усвоению и присвоению образовательных воздействий  и объемом, динамическими показателями этих образовательных воздействий со стороны педагогов, родителей, других субъектов образовательного процесса.

Поддержание силами всех специалистов-участников образовательного процесса равновесной ситуации между

  • реальными возможностями ребенка по усвоению и присвоению образовательных воздействий
  • и объемом, динамическими показателями этих образовательных воздействий со стороны педагогов, родителей, других субъектов образовательного процесса.
Задачи психолого-педагогического сопровождения детей с особыми потребностями  Обеспечить равный доступ к качественному образованию детям с особыми образовательными потребностями путем организации их обучения в общеобразовательных учебных заведениях на основе использования личностно - ориентированных методов обучения, с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности таких детей.   Способствовать гармонизации эмоционального благополучия, психологического и физического здоровья детей дошкольного возраста в условиях непрерывного и преемственного процесса образования через систему специальных дидактических приемов.   Совершенствовать условия для обеспечения полноценного всестороннего развития детей дошкольного возраста с особыми потребностями в условиях детского сада и семьи.    ; -

Задачи психолого-педагогического сопровождения детей с особыми потребностями

  • Обеспечить равный доступ к качественному образованию детям с особыми образовательными потребностями путем организации их обучения в общеобразовательных учебных заведениях на основе использования личностно - ориентированных методов обучения, с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности таких детей.

  • Способствовать гармонизации эмоционального благополучия, психологического и физического здоровья детей дошкольного возраста в условиях непрерывного и преемственного процесса образования через систему специальных дидактических приемов.

  • Совершенствовать условия для обеспечения полноценного всестороннего развития детей дошкольного возраста с особыми потребностями в условиях детского сада и семьи.

 

;

-

Условия сопровождения развития «особого» ребенка Составление индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов. Создание благоприятных условий для пребывания ребенка в школе.   Осуществление мотивационной готовности к обучению. Включение «особого» ребенка в разнообразную деятельность, с учетом его возможностей, интересов и способностей. Организация полноценного общения со сверстниками. Включение родителей «особого» ребенка в совместную продуктивную деятельность.

Условия сопровождения развития

«особого» ребенка

Составление индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов.

Создание благоприятных условий для пребывания ребенка в школе.

 

Осуществление мотивационной готовности к обучению.

Включение

«особого» ребенка в разнообразную деятельность, с учетом его возможностей, интересов и способностей.

Организация полноценного общения со сверстниками.

Включение родителей «особого» ребенка в совместную продуктивную деятельность.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА  Помнить о важности пребывания детей с особыми потребностями в общем учреждении образования для: именно этих детей; семей детей с особыми потребностями; педагогов и других специалистов образовательного учреждения, которые работают с такими детьми; детей без особых потребностей, которые находятся в непосредственном контакте с такими детьми; родителей детей без особых потребностей.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

Помнить о важности пребывания детей с особыми потребностями в общем учреждении образования для:

  • именно этих детей;
  • семей детей с особыми потребностями;
  • педагогов и других специалистов образовательного учреждения, которые работают с такими детьми;
  • детей без особых потребностей, которые находятся в непосредственном контакте с такими детьми;
  • родителей детей без особых потребностей.
ЗНАЧЕНИЕ ПРЕБЫВАНИЯ В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ ДЛЯ ИХ СЕМЕЙ   осознание путей реализации права детей с особыми потребностями на получение качественного школьного образования;  приобретение родительского опыта в воспитании детей с ограниченными возможностями и адекватного их восприятия;  активное взаимодействие с педагогами в образовательных, развивающих и воспитательных ситуациях;  заинтересованность в «обратной связи»;  расширение и психологизация родительского опыта общения с ребенком;  оптимистичный позитивный взгляд на собственного ребенка, чувство гордости за его достижения;  осознание дальнейших перспектив в воспитании, социализации, адаптации и интеграции ребенка в социуме;  воспитание конкурентоспособной и творческой личности при командном подходе к реабилитации ребенка;  включение в дифференцированный образовательный процесс.

ЗНАЧЕНИЕ ПРЕБЫВАНИЯ В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ ДЛЯ ИХ СЕМЕЙ

  • осознание путей реализации права детей с особыми потребностями на получение качественного школьного образования;
  • приобретение родительского опыта в воспитании детей с ограниченными возможностями и адекватного их восприятия;
  • активное взаимодействие с педагогами в образовательных, развивающих и воспитательных ситуациях;
  • заинтересованность в «обратной связи»;
  • расширение и психологизация родительского опыта общения с ребенком;
  • оптимистичный позитивный взгляд на собственного ребенка, чувство гордости за его достижения;
  • осознание дальнейших перспектив в воспитании, социализации, адаптации и интеграции ребенка в социуме;
  • воспитание конкурентоспособной и творческой личности при командном подходе к реабилитации ребенка;
  • включение в дифференцированный образовательный процесс.
ЭФФЕКТИВНОЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ ОСНОВЫВАЕТСЯ НА:   признании того, что родители являются первыми и главными учителями ребенка;  учете индивидуальности, культуры, интересов, приоритетов и потребностей семей;  регулярном обмене с родителями полной и непредубежденной информацией относительно их детей;  учете потребностей детей во время разработки учебных и других программ;  заботе о том, чтобы услуги, предоставляемые семьям, были комплексными, гибкими, скоординированными, доступными и отвечали нуждам каждой семьи.

ЭФФЕКТИВНОЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ ОСНОВЫВАЕТСЯ НА:

  • признании того, что родители являются первыми и главными учителями ребенка;
  • учете индивидуальности, культуры, интересов, приоритетов и потребностей семей;
  • регулярном обмене с родителями полной и непредубежденной информацией относительно их детей;
  • учете потребностей детей во время разработки учебных и других программ;
  • заботе о том, чтобы услуги, предоставляемые семьям, были комплексными, гибкими, скоординированными, доступными и отвечали нуждам каждой семьи.
КАЧЕСТВО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЕЙ  1. Подготовка родителей представляет собой целостную систему, которая включает их диагностику, реабилитацию, постепенное обучение и включение в реабилитационную деятельность с ребенком. 2. Родители являются участниками мультидисциплинарной команды специалистов, которые осуществляют социально-психолого-педагогическую реабилитацию ребенка с раннего возраста. 3. Содержание подготовки родителей включает осмысление причин патологии, ее проявлений, специфики преодоления, методики коррекционной работы с ребенком по его индивидуальному развитию. 4. Социально-педагогическая подготовка родителей носит комплексный и поэтапный характер, переводя их с уровня пассивных наблюдателей на уровень активных участников. 5. Включение родителей в реабилитационную деятельность обеспечивается созданием благоприятной социальной среды, проявлением рационального творчества и достаточным патронированием, которые учитывают специфику их проявления и динамику развития ребенка.

КАЧЕСТВО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЕЙ

1. Подготовка родителей представляет собой целостную систему, которая включает их диагностику, реабилитацию, постепенное обучение и включение в реабилитационную деятельность с ребенком.

2. Родители являются участниками мультидисциплинарной команды специалистов, которые осуществляют социально-психолого-педагогическую реабилитацию ребенка с раннего возраста.

3. Содержание подготовки родителей включает осмысление причин патологии, ее проявлений, специфики преодоления, методики коррекционной работы с ребенком по его индивидуальному развитию.

4. Социально-педагогическая подготовка родителей носит комплексный и поэтапный характер, переводя их с уровня пассивных наблюдателей на уровень активных участников.

5. Включение родителей в реабилитационную деятельность обеспечивается созданием благоприятной социальной среды, проявлением рационального творчества и достаточным патронированием, которые учитывают специфику их проявления и динамику развития ребенка.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С  ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (продолжение)

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (продолжение)

Особенным детям – эффективные формы работы:  Ролевые игры Психогимнастические игры  Коммуникативные игры  Игры и задания, направленные на развитие произвольности Игры, направленные на развитие воображения Эмоционально – символические игры Сказкотерапевтические игры Релаксационные методы Игры и задания по сенсорному развитию

Особенным детям –

эффективные формы работы:

Ролевые игры

Психогимнастические игры

Коммуникативные игры

Игры и задания, направленные на развитие произвольности

Игры, направленные на развитие воображения

Эмоционально – символические игры

Сказкотерапевтические игры

Релаксационные методы

Игры и задания по сенсорному развитию

Результат коррекционной работы Особенный ребенок – реабилитированный, адаптированный, успешный, интегрированный в общеобразовательное учебное пространство  и социум  Максимальный комфорт в условиях школы.  Реализация себя в различных видах деятельности.  Радость общения со сверстниками и взрослыми.

Результат коррекционной работы

Особенный ребенок – реабилитированный,

адаптированный, успешный, интегрированный

в общеобразовательное учебное пространство

и социум

  • Максимальный комфорт в условиях школы.
  • Реализация себя в различных видах деятельности.
  • Радость общения со сверстниками и взрослыми.
Положительный эмоциональный фон деятельности ребенка- основа успеха.  Мы счастливы, когда детские лица озаряет улыбка - это для нас главный знак благодарности!

Положительный

эмоциональный фон деятельности ребенка-

основа успеха.

Мы счастливы,

когда детские лица озаряет улыбка - это для нас главный знак благодарности!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!