Психолого-педагогическое
сопровождение детей
с особыми потребностями
«Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к жизни
на своём уровне,
соответственно своим личностным особенностям»
НИКОГДА НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ЧТО …
Мир « особого » ребёнка интересен и пуглив. Мир « особого » ребёнка непригляден и красив . Неуклюж, порою странен, добродушен
и… забыт. Мир « особого » ребёнка - иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? Мир « особого » ребёнка –
он закрыт от глаз чужих. Мир « особого » ребёнка –
допускает лишь своих !
Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. Но все же есть дети, о которых говорят “особенный” не для того, чтобы подчеркнуть уникальность личности, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. И каждому взрослому необходимо постараться стать «своим» в этом особом детском мире.
Дети, чьи образовательные потребности выходят за пределы принятой нормы,
это:
- одаренные дети;
- дети-инвалиды ;
- дети, малозащищенные
в социуме ;
- дети с недостатками психофизического
развития .
Разного рода патологии у детей – острая проблема, причем не только медицинская, но и социальная.
Группа школьников с особыми потребностями неоднородна,
в нашем ОУ в неё входят дети с разными нарушениями развития,
выраженность и сложность которых может быть различна:
*дети с тяжелыми нарушениями речи;
*дети с нарушениями зрения; * дети со слабыми нарушениями
интеллектуального развития; * дети с нарушениями
эмоционально-волевой сферы; * дети с комплексными
(сложными) нарушениями
развития.
Создание единого образовательного (коррекционного) пространства для обучения и воспитания детей
с различными отклонениями в развитии
с различными ограниченными возможностями здоровья
с различными трудностями обучения
предполагает такую организацию развития, обучения и воспитания детей всех категорий:
от одаренных до детей с различными выраженными отклонениями в развитии и комплексными дефектами, в рамках которой
- максимально и эффективно амплифицировать (присваивать) образовательные воздействия социума
- достигать адекватной своим возможностям социальной, а затем и профессиональной адаптации в обществе
- любой ребенок сможет максимально раскрыть свои потенциальные возможности в личностном и познавательном плане
Содержание коррекционной работы определяют следующие принципы:
- соблюдение интересов ребёнка; системность и доступность; непрерывность; вариативность; принцип создания ситуации успеха; принцип психологического
- соблюдение интересов ребёнка; системность и доступность; непрерывность; вариативность; принцип создания ситуации успеха; принцип психологического
- соблюдение интересов ребёнка;
- системность и доступность;
- непрерывность;
- вариативность;
- принцип создания ситуации успеха;
- принцип психологического
комфорта;
- гуманность и реалистичность.
- гуманность и реалистичность.
- гуманность и реалистичность.
Составляющие инклюзивной
модели образования
- Командный подход
- Эффективное взаимодействие с семьёй
- Индивидуализация учебного процесса
- Адаптация и модификация
- Создание позитивной атмосферы
- Подготовка педагогов
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМАНДНОГО ПОДХОДА
Миссия педагога
Непрерывное сопровождение ребенка, создание условий для его максимального развития
под девизом:
Каждому ребенку индивидуальный подход, внимание и понимание
6
Сопровождение особенного ребенка определяется тремя основными взаимосвязанными компонентами
1. Систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития
в процессе
обучения
2. Создание социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент)
3. Создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с особыми образовательными потребностями (в рамках специального образовательного компонента)
Поддержание силами всех специалистов-участников образовательного процесса равновесной ситуации между
- реальными возможностями ребенка по усвоению и присвоению образовательных воздействий
- и объемом, динамическими показателями этих образовательных воздействий со стороны педагогов, родителей, других субъектов образовательного процесса.
Задачи психолого-педагогического сопровождения детей с особыми потребностями
- Обеспечить равный доступ к качественному образованию детям с особыми образовательными потребностями путем организации их обучения в общеобразовательных учебных заведениях на основе использования личностно - ориентированных методов обучения, с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности таких детей.
- Способствовать гармонизации эмоционального благополучия, психологического и физического здоровья детей дошкольного возраста в условиях непрерывного и преемственного процесса образования через систему специальных дидактических приемов.
- Совершенствовать условия для обеспечения полноценного всестороннего развития детей дошкольного возраста с особыми потребностями в условиях детского сада и семьи.
;
-
Условия сопровождения развития
«особого» ребенка
Составление индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов.
Создание благоприятных условий для пребывания ребенка в школе.
Осуществление мотивационной готовности к обучению.
Включение
«особого» ребенка в разнообразную деятельность, с учетом его возможностей, интересов и способностей.
Организация полноценного общения со сверстниками.
Включение родителей «особого» ребенка в совместную продуктивную деятельность.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
Помнить о важности пребывания детей с особыми потребностями в общем учреждении образования для:
- именно этих детей;
- семей детей с особыми потребностями;
- педагогов и других специалистов образовательного учреждения, которые работают с такими детьми;
- детей без особых потребностей, которые находятся в непосредственном контакте с такими детьми;
- родителей детей без особых потребностей.
ЗНАЧЕНИЕ ПРЕБЫВАНИЯ В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ ДЛЯ ИХ СЕМЕЙ
- осознание путей реализации права детей с особыми потребностями на получение качественного школьного образования;
- приобретение родительского опыта в воспитании детей с ограниченными возможностями и адекватного их восприятия;
- активное взаимодействие с педагогами в образовательных, развивающих и воспитательных ситуациях;
- заинтересованность в «обратной связи»;
- расширение и психологизация родительского опыта общения с ребенком;
- оптимистичный позитивный взгляд на собственного ребенка, чувство гордости за его достижения;
- осознание дальнейших перспектив в воспитании, социализации, адаптации и интеграции ребенка в социуме;
- воспитание конкурентоспособной и творческой личности при командном подходе к реабилитации ребенка;
- включение в дифференцированный образовательный процесс.
ЭФФЕКТИВНОЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ ОСНОВЫВАЕТСЯ НА:
- признании того, что родители являются первыми и главными учителями ребенка;
- учете индивидуальности, культуры, интересов, приоритетов и потребностей семей;
- регулярном обмене с родителями полной и непредубежденной информацией относительно их детей;
- учете потребностей детей во время разработки учебных и других программ;
- заботе о том, чтобы услуги, предоставляемые семьям, были комплексными, гибкими, скоординированными, доступными и отвечали нуждам каждой семьи.
КАЧЕСТВО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЕЙ
1. Подготовка родителей представляет собой целостную систему, которая включает их диагностику, реабилитацию, постепенное обучение и включение в реабилитационную деятельность с ребенком.
2. Родители являются участниками мультидисциплинарной команды специалистов, которые осуществляют социально-психолого-педагогическую реабилитацию ребенка с раннего возраста.
3. Содержание подготовки родителей включает осмысление причин патологии, ее проявлений, специфики преодоления, методики коррекционной работы с ребенком по его индивидуальному развитию.
4. Социально-педагогическая подготовка родителей носит комплексный и поэтапный характер, переводя их с уровня пассивных наблюдателей на уровень активных участников.
5. Включение родителей в реабилитационную деятельность обеспечивается созданием благоприятной социальной среды, проявлением рационального творчества и достаточным патронированием, которые учитывают специфику их проявления и динамику развития ребенка.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (продолжение)
Особенным детям –
эффективные формы работы:
Ролевые игры
Психогимнастические игры
Коммуникативные игры
Игры и задания, направленные на развитие произвольности
Игры, направленные на развитие воображения
Эмоционально – символические игры
Сказкотерапевтические игры
Релаксационные методы
Игры и задания по сенсорному развитию
Результат коррекционной работы
Особенный ребенок – реабилитированный,
адаптированный, успешный, интегрированный
в общеобразовательное учебное пространство
и социум
- Максимальный комфорт в условиях школы.
- Реализация себя в различных видах деятельности.
- Радость общения со сверстниками и взрослыми.
Положительный
эмоциональный фон деятельности ребенка-
основа успеха.
Мы счастливы,
когда детские лица озаряет улыбка - это для нас главный знак благодарности!