СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особые образовательные потребности детей с НОДА

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

В зависимости от причин и времени действия вредных факторов выделяются следующие виды нарушений опорно-двигательного аппарата:

  • Заболевания нервной системы – ДЦП, полиомиелит.

  • Врожденная патология ОДА - врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника; недоразвитие и дефекты конечностей.

  • Приобретенные заболевания и повреждения ОДА - травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит); системные заболевания скелета (хондрострофия, рахит).

  • Группа нарушений опорно-двигательного аппарата наследственной патологии с прогрессирующими мышечными атрофиями (миопатия Дюшена, амиотрофия Верднига-Гофмана и др.).

У детей с ДЦП могут быть нарушены различные «линии развития»:

  • двигательное развитие

  • психическое развитие

  • речевое развитие

  • социальное развитие.

Это крайне неоднородная группа.

Отмечаются многовариантные разноуровневые специфические сочетания нарушений различных функциональных систем.

Познавательная деятельность

  • Неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций;

  • Выраженность астенических проявлений;

  • Сниженный запас знаний и представлений об окружающем (вынужденная изоляция, ограничение контактов с другими людьми; затруднения в познании окружающего в процессе практической деятельности, связанные с двигательными и сенсорными расстройствами);

  • Нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем (патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства).

Речедвигательные расстройства

Различные проявления речедвигательных расстройств: нарушения акта приема пищи (сосания, откусывания от куска, жевания, глотания), гиперсаливация, оральные синкинезии, повышение глоточного рефлекса, нарушения дыхания (учащенное, неглубокое, аритмичное), силы (тихий, слабый, истощаемый) и тембра (глухой, назализованный, прерывистый, сдавленный, напряженный, хриплый) голоса, нарушения просодики. Могут быть непроизвольные насильственные движения (гиперкинезы, тремор).

Особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса;

  • введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе;

  • необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения , обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;

  • индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка;

  • наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

  • специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

  • специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;

  • коррекция произносительной стороны речи;

  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;

  • максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения.

Коррекционно-развивающая педагогическая работа должна носить комплексный характер на основе системного подхода.

Одновременная стимуляция всех «линий» развития:

  • социальное развитие

  • познавательное развитие

  • речевое развитие

  • двигательное развитие

Социальное развитие детей: развитие различных форм общения и взаимодействия ребенка со взрослым (стимуляция стремления продлить эмоциональный, жестово-мимический контакт, включение ребенка в практическое сотрудничество); формирование навыков самообслуживания.

Познавательное развитие: формирование познавательной активности, мотивации к деятельности, интереса к окружающему миру; стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического восприятия); формирование деятельности; развитие знаний об окружающем и понимания обращенной речи; формирование мышления и продуктивных видов деятельности.

Стимуляция речевого развития (собственной речевой активности). Учитываются этапы речевого развития (лепетные, общеупотребительные слова и звукоподражания, простые фразы из 2-3 слов, неразвернутая (упрощенная) структурно нарушенная фраза, развернутая фраза). Активизируются любые доступные ребенку звуковые и речевые реакции. Формируются любые невербальные и вербальные средства общения (жестовые, мимические, голосовые, звукопроизносительные).

Обязательным элементом структуры учебного плана является «Коррекционно – развивающаяся область», реализующаяся через содержание коррекционных курсов.

Коррекционно-развивающая область для
обучающихся с НОДА

Вапианты 6.1 и 6.2

  • Коррекционный курс "Речевая практика" или другой предмет из компонента Организации.

  • Коррекционный курс "Основы коммуникации" или другой предмет из компонента Организации.

  • Коррекционный курс "Психомоторика и развитие деятельности".

  • Коррекционный курс "Двигательная коррекция".

  • Вапианты 6.3 и 6.4

  • Коррекционный курс "Речевая практика" или другой предмет из компонента Организации.

  • Коррекционный курс "Основы коммуникации" или другой предмет из компонента Организации.

  • Коррекционный курс "Психомоторика и развитие деятельности".

  • Коррекционный курс "Двигательная коррекция".

Коррекционный курс "Двигательная коррекция"

Основные задачи:

  • обеспечение коррекции индивидуальных двигательных нарушений в зависимости от тяжести поражения ОДА;

  • развитие мелкой моторики и коррекция её нарушений;

  • развитие двигательной активности.

Эффективны следующие виды деятельности:

- игровая деятельность;

- участие в сюжетно-ролевых играх;

- спортивно-оздоровительная деятельность.

Коррекционный курс "Психомоторика и развитие деятельности"

Основные задачи:

  • Формирование различных видов деятельности: предметно-игровой, продуктивных видов деятельности, элементов игровой деятельности;

  • развитие сенсорной сферы;

  • развитие познавательных способностей.

Коррекционный курс "Речевая практика" или другой предмет из компонента Организации.

Основные задачи:

  • формирование понимания обращенной речи;

  • формирование умения задавать простые вопросы, отвечать на них;

  • формирование общей разборчивости речи с целью улучшения понимания речи обучающегося окружающими .

Коррекционные возможности курса:

- развитие слухового и зрительного восприятия;

- формировать преднамеренное запоминание: образную и оперативную память;

- совершенствование произношения и пространственной ориентировки;

- развитие мелких мышц рук.

Коррекционный курс "Основы коммуникации" или другой предмет из компонента Организации.

Основные задачи:

  • формирование различных форм общения (вербальных и невербальных);

  • Формирование альтернативных форм коммуникации;

  • тренировка различных коммуникативных умений.

Специальные материально – технические условия

Материально-технические условия реализации образовательной программы должны отвечать характеристикам современного образования, требованиям к оснащенности учебных и административных помещений, параметрам приспособленности материальных условий кабинетов, соответствовать возрастным особенностям и возможностям обучающихся с НОДА, позволять обеспечить реализацию современных образовательных и иных потребностей обучающихся с НОДА по жизнеобеспечению и безопасности, сохранению и укреплению здоровья, развитию профессионального, социального и творческого опыта.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!