СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот, детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС. Методы и подходы.»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Активные методы в работе школьного психолога, их научно-методическая разработка и профессиональное применение, - наиболее сложный и наименее разработанный вопрос во всей практической детской психологию. Любой метод психологического исследования или психологического обследования – это метод большего или меньшего вмешательства во внутренний мир ребенка. Методы прямо ориентированные на вмешательство в развитие группы или личности с целью оказать планируемое воздействие, вызвать определенные изменения.

Просмотр содержимого документа
««Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот, детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС. Методы и подходы.»»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа г. Зернограда











Тема выступления на августовской конференции:



«Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот, детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС. Методы и подходы.»













Подготовила: педагог-психолог Силкина С.В.







Август 2018 год



«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,
мы украдем у детей ЗАВТРА»
Джон Дьюи.

«Неблагополучных семей нет-есть семьи попавшие в трудную жизненную ситуацию.»

Хочется начать свое выступление с акцента на том, что любое выступление перед окружающими для меня успешно, только когда меня услышали.

В связи с этим основой любой моей деятельности как педагога-психолога является ассертивность.

Ассертивностью называют проявление вежливой настойчивости. Под ассертивным поведением понимают позитивное поведение цельного человека, демонстрирующего самоуважение и уважение к другим, слушающего, понимающего и пытающегося достичь рабочего компромисса.

Вспоминается фрагмент из фильма Булгакова «Собачье сердце», 1988г

- Хочу предложить вам, - тут женщина из-за пазухи вытащила несколько ярких и мокрых от снега журналов, - взять несколько журналов в пользу детей Германии. По полтиннику штука.

- Нет, не возьму, - кратко ответил Филипп Филиппович, покосившись на журналы.

Совершенное изумление выразилось на лицах, а женщина покрылась клюквенным налетом.

- Почему же вы отказываетесь?

- Не хочу.

- Вы не сочувствуете детям Германии?

- Сочувствую.

- Жалеете по полтиннику?

- Нет.

- Так почему же?

- Не хочу.

Это – диалог из знаменитого «Собачьего сердца» Михаила Булгакова. Почему профессор Преображенский вдруг заинтересовал психологов? Потому что он, несомненно, был умным человеком и знал азы ассертивного поведения.

Оно облегчило бы жизнь многим из нас, тем более, когда вокруг так много желающих залезть на шею к ближнему своему и свесить ножки – будь то навязчивые продавцы в магазинах, ленивые коллеги по работе, вечно сующие во все свой нос соседи и т.д. и т.п. При этом совсем не обязательно кому бы то ни было из них грубить! Гнуть свою линию можно и нужно не только жестко, но и изящно – по всем правилам психологии!

На примере решения группового взаимодействия (слушания и в последствии успешных действий) потому, что услышали о чем говорилось и приняли как основу к действию. Презентация(1-5)

Задача педагога-психолога выявить проблему и помочь найти выход из создавшейся или возникшей ситуации, а не решать проблему самому за людей у которых что (в силу разных обстоятельств) не получается.

Активные методы в работе школьного психолога, их научно-методическая разработка и профессиональное применение, - наиболее сложный и наименее разработанный вопрос во всей практической детской психологию. Любой метод психологического исследования или психологического обследования – это метод большего или меньшего вмешательства во внутренний мир ребенка. Методы прямо ориентированные на вмешательство в развитие группы или личности с целью оказать планируемое воздействие, вызвать определенные изменения.

В психокоррекционной работе с тревожными детьми, переживающими устойчивое эмоциональное не благополучие, выражающееся в ожидании постоянного не успеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, окружающих людей, боязни школы, не желании посещать ее. Особенно тревожность преобладает у детей в пиковых ситуациях. (Изменения в жизненных ситуациях).

Основные направления работы с тревожными детьми:

• развитие основных новообразований, способствующих успешности в школе, прежде всего развитие произвольности; формирование необходимых учебных умений и навыков;

• воспитание правильного отношения к результатам своей деятельности, умение правильно оценить их, опосредованно относиться к собственным успехам, неудачам, не бояться ошибок, использовать их для развития деятельности; формирование правильного отношения к результатам деятельности другого ребенка, развитие ориентации на способ деятельности;

• расширение и обогащение навыков общения со взрослыми и сверстниками, развитие адекватного отношения к оценкам и мнениям со стороны других людей.

«В ходе занятий я стараюсь всемерно способствовать развитию у детей мотива компетентности как одного из мотивов учения, стремление быть не хуже других, не мериться с собственной неполноценностью».

Инклюзивное образование является одним из основных направлений модернизации системы специального образования во многих странах мира. Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов от 2006 года «Государства- участники (в том числе и Россия) признают права инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей обеспечивается инклюзивное образование на всех уровнях»

Коррекционно- развивающая задача должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта задача должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей задачи предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов и пр. В чем главное в коррекционно - развивающей работе и что ведет к наиболее быстрому достижению положительного результата.

  • корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения данного задания, упражнения;

  • коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение упражнений;

  • коррекция и развитие связной письменной речи (при  работе  над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом);

  • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) повторение предыдущих упражнений;

  • коррекция и развитие зрительных восприятий здесь и сейчас;

  • развитие слухового восприятия;

  • коррекция и развитие тактильного восприятия;

  • коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений) посредством повторений, тренировки;

  • коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления) повторение упражнений;

  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства).

Как определить коррекционно-развивающую задачу(цель) урока? Педагог, планируя урок, должен задуматься: «По каким направлениям будет проходить коррекционная работа на уроке в связи с изучаемым материалом?». При разработке программы для учащегося ОВЗ в помощь учителям рекомендуются основные направления коррекционной работы.

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии;

- развитие артикуляционной моторики

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности

- развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и внимания;

- формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие пространственных представлений ориентации;

- развитие представлений о времени;

- развитие слухового внимания и памяти;

развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умения планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.

6. Развитие речи, овладение техникой речи.

- чистоговорки, скороговорки;

- составление рассказа по картинке (серии картинок)

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

- презентации, видеофильмы;

- дидактические игры со словами (анаграммы, загадки и т.д)

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.




У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности,  как образовательного, так  и коррекционно-развивающего процесса.

Активные методы обучения это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. 

Игра - одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания. Презентация (6-15)

Так в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на занятие, способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха. С этой целью в начале урока могут использоваться различные приветствия:

Когда встречаем мы рассвет,

Мы говорим ему… (дети хором) ПРИВЕТ!

С улыбкой солнце дарит свет,

Нам посылая свой… (дети хором) ПРИВЕТ!

При встрече, через много лет

Вы крикните друзьям… (дети хором) ПРИВЕТ!

И улыбнуться вам в ответ

От слова доброго… (дети хором) ПРИВЕТ!

И вы запомните совет:

Дарите всем друзьям… (дети хором) ПРИВЕТ!

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

- использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

- использование вставок на интерактивную доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

- использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе урока, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

- активные методы рефлексии. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и её результатов. Активные методы позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу.

В работе педагога с данной группой учащихся для достижения положительного результата необходимо планировать урок так, чтобы были задействованы все анализаторы (тактильный, зрительный, слуховой).

Приведу пример рефлексивного приема «Солнышко и туча».

Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися. 

Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если его опасения были напрасны. 

Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.

Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Использование мультимедийной презентации открывает большие перспектива для:

- повышения интереса учащихся к учению, воспитания потребности приобретать новые знания;

- создание доброжелательной атмосферы, активного творческого труда;

-смены форм деятельности, учета психолого-педагогических особенностей младших школьников;

- стимулирования познавательного мышления учеников;

-наглядных методов обучения, использование игровых моментов в обучении.

Мультимедийная презентация помогает учителю в реализации учебной задачи. Так, например, при написании изложения младший школьник (ОВЗ, ЗПР) часто испытывает затруднения: запомнить последовательность событий, воспроизвести письменный пересказ. И совсем другое дело, когда учитель знакомит с изложением, проводит предварительную подготовку к нему через мультимедийную презентацию.

Дети любят загадки, небылицы и всякую словесную игру. Слова для них – предмет игры, а через игру ребенок узнает язык и его законы. В свои коррекционные уроки включаю различные игры на превращения слов. Они помогают мне у учеников развивать орфографическую зоркость, позволяют предупредить некоторые ошибки, повторить и закрепить правила грамматики, развивают речь. Положительная эмоциональная атмосфера в классе способствует активному творческому поиску детей, возбуждает их интерес к знаниям.

Загадки расширяют кругозор учащихся, развивают любознательность и пытливость, тренирует память, внимание, мышление.

Решение задач во время занятий на экологическую тему развивает у учащихся интерес к природе, воспитывает пытливых, любознательных людей, понимающих, что человек – это тоже часть природы и что от природы зависит здоровье человека.

Взаимодействие с родителями(опекунами).

В первую очередь это индивидуальная консультация по методу коучингового подхода (что хочет родитель от сложившейся ситуации(проблемы) и как он собирается достичь желаемого результата). Работа со всей семьей и с каждым членом семьи индивидуально. Собрание, конечно, хорошая форма работы, но минус такой формы – то, что родители являются пассивными слушателями, собрание воспринимают как лекцию и уходят часто с нерешёнными проблемами. Можно выбрать такое направление родительского всеобуча, как “Родительская школа”, главной задачей которой являются ответы на те вопросы, которые оказались нерешёнными после родительских собраний. Если собрание проводится для родителей одного класса или параллели и его посещение является обязательным, то на занятия “Родительской школы” приглашаются все желающие. Можно разослать индивидуальные приглашения для родителей учащихся начальной школы, классным руководителям среднего и старшего звена также сообщается о дате проведения занятий. В приглашениях сообщается тема, предлагаются вопросы, которые предстоит обсудить. В содержание занятий включаются некоторые научные сведения, результаты исследований и экспериментов учёных-психологов, а также опыт самих родителей. Таким образом, при данной форме работы родители уже не являются пассивными слушателями, а принимают активное участие в дискуссии по интересующим вопросам.

Не секрет, что родители неохотно идут на индивидуальную консультацию, нечасто обращаются за помощью. Привлечь родителей помогут и “Родительская школа”, и новые формы проведения родительских собраний. Как заинтересовать родителей? Как привлечь их к школьным и личностным проблемам ребёнка? Как сделать их союзниками педагогов в решении этих проблем? Эти и другие вопросы я ставлю для себя, готовясь к родительским собраниям или к индивидуальным встречам с родителями. Например: Презентация (23)

В любом из приведенных направлений можно использовать метафорические, ассоциативные карты. Карточки не методика. Их в данный момент достаточно много. Они безусловно могут использоваться в качестве диагностического инструментария, но лишь в той степени, в какой для этой цели могут быть использованы любые действия и выборы человека. Карты используются для опоры, как наглядное средство в психологической работе, очень эффективно могут их использовать и социальные педагоги.

-они- для того чтобы легче установить контакт с клиентом, помочь проявить себя;

-они снижают защиты и помогают создать безопасную обстановку для саморакрытия в паре «Психолог-клиент», а в группе помогают «растопить лед» на начальных стадиях работы;

- они творческий посредник между спрашивающим и отвечающим;

- являясь зрительной метафорой, карты открывают человеку нетривиальную перспективу для анализа своей жизни;

И когда пройден первый этап с карточками, используем коучинговый подход, метод достижения поставленной цели.

К психологам обращаются люди с разными запросами: страхи, нас не слышат, проблемы с общением и т.д. и т.п. Хочу вам показать на примере как работают на пример карты «Закон притяжения» Эстер и Джери Хикс. Благодаря их использованию, вы осмыслите один из самых важных законов Вселенной – притягивается то, что похоже. Все, о чем вы думаете, чего боитесь, на что тратите энергию, притягивается к вам, потому что Закон Притяжения реагирует на ваши мысли. Вы можете вспоминать эпизоды прошлого, наблюдать за чем-то настоящем или думать о будущем. Мысль всегда активирует в вас вибрацию, на которую сейчас же отзывается Закон Притяжения. Ничто не появляется в жизни просто так. Вы! притягиваете все это. Без исключений. Узнайте больше о Законе Притяжения и вы испытаете чувство ни с чем несравнимой свободы, потому что научитесь управлять каждым событием в жизни.

Благодарю за терпение. Всем спасибо.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!