Психолого – педагогическое сопровождение инклюзивного обучения детей с синдромом Дауна
Педагог –психолог МБОУ для детей
дошкольного и школьного возраста «Ермаковская
начальная школа-детский сад» Джанкойского района
Мисякова Татьяна Николаевна
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Мир особого ребёнка интересен и пуглив.
Мир особого ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих
МБОУ для детей дошкольного и школьного возраста «Ермаковская начальная школа - детский сад», которую я представляю, является инклюзивным с 2014 года. Успех инклюзивного обучения зависит, в первую очередь, от готовности образовательного учреждения к такой работе. Это и наличие необходимой материальной базы, и введение в штат специалистов, их работа во взаимодействии и по единому плану, и наличие, при необходимости, тьюторов. Только соблюдение всех необходимых условий сделает инклюзивное образование не только элементарно возможным, но и успешным. Наше образовательное учреждение архитектурно доступно для детей с ОВЗ, имеет для проведения работы оснащенные кабинеты, оборудованную сенсорную комнату, музыкальный и спортивный залы, огороженную территорию с оборудованными игровыми площадками и навесами для круглогодичных прогулок на воздухе. Команда специалистов помимо воспитателей и учителей включает в себя педагога - психолога, учителя-логопеда, тьюторов.
На протяжении ряда лет в нашем образовательном учреждении инклюзивным образованием были охвачены двое детей с синдромом Дауна, поэтому мы можем говорить об определенном опыте психолого-педагогического сопровождения детей данной нозологии, накопленном нашей командой.
Дети, поступали в дошкольное учреждения, в возрасте 4,5 лет. После поступления ребенка в детский сад, изучения коллегиального заключения ЦПМПК, в течение месяца специалистами МБОУ осуществлялось психолого – педагогическое наблюдение поведения детей в различных видах деятельности, велась оценка сформированности различных сфер личности ребенка.
Период адаптации был непростым, т.к. сказывалось ограничение круга общения детей до поступления в детский сад. Дети не вступали в контакт со сверстниками и взрослыми, пытались уединиться, не проявляли интерес к игрушкам. С трудом соблюдали режим дня, нуждались в постоянной помощи педагогов, т.к. не имели сформированных в соответствии с возрастом культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
У детей отмечалась недостаточное развитие крупной и мелкой моторики, гипотонус мышц, эмоции были сглажены; иногда дети негативировали, при попытке сверстников или взрослых войти в их личное пространство. Речь отсутствовала, редко издавали отдельные звуки.
Довольно долго дети затруднялись в ориентировании в помещении учреждения, группы детского сада, имели крайне ограниченный запас знаний об окружающем мире. В результате обследования в ЦПМПК у детей было диагностировано стойкое легкое нарушение познавательной деятельности. Им были недоступны абстрактные понятия, замедлено восприятие, небольшой объем произвольной памяти, неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость
По желанию родителей время пребывания в детском саду постепенно достигло полного дня.
По результатам наблюдения специалистами команды была составлена характеристика и индивидуальная программа развития. Индивидуальная программа развития базировалась на анализе слабых и сильных сторон личности ребенка. Определение слабых сторон помогло нам сформулировать задачи развития детей на учебный год по актуальным сферам. Знание сильных сторон в развитии детей позволило оптимизировать коррекционный процесс, т.к. являлось основой, на которую мы могли опереться в решении актуальных задач. Некоторые из этих задач задачи касались психологического развития ребенка, и за их реализацию отвечает педагог–психолог. В течение учебного года я работаю над ними и по состоянию на 25 декабря и 25 мая отчитываюсь как член команды об их выполнении перед школьным психолого-медико-педагогическим консилиумом и Инклюзивным ресурсным центром.
Обучение детей с синдромом Дауна должно опираться на их сильные стороны, а именно:
- зрительное восприятие (способности к наглядному обучению), включающие способность выучить и использовать знаки, жесты и наглядные пособия;
- хорошая механическая память
- подражание (способность учиться на примере сверстников и взрослых, стремление копировать их поведение);
- способность обучаться по индивидуальному учебному плану;
- добродушие, послушание, особая нежность и привязанность к тем, кто за ними ухаживает;
- умение делать простейший анализ и дифференциацию предметов по ряду признаков (цвету, величине, форме);
- есть потенциальные возможности решения элементарных умственных задач;
- коммуникабельность и адаптивность.
Главная цель нашей работы, заключалась в обеспечении оптимального вхождения ребенка в общественную жизнь, подготовку к самостоятельной жизнедеятельности.
В связи с этим мной, как педагогом-психологом, были определены актуальные направления предстоящей работы:
Развитие общей моторики;
Развитие мелкой моторики пальцев рук;
Развитие речи;
Воспитание культурно-гигиенических навыков;
Развитие социально-коммуникативной сферы.
График проведения занятий педагогом-психологом с данными детьми был определен следующий: 3 раза в неделю по 35 минут.
Практика доказала, что предварительное освоение нового вида деятельности детьми с синдромом Дауна более успешно проходит при использовании двухэтапного знакомства с новым материалом:
Очень важно поэтапное повторение пройденного материала несколько раз и постоянная помощь и контроль со стороны взрослых.
Стоит отметить, что процесс обучения у детей с синдромом Дауна идет намного медленнее, чем у обычных детей.
К обучению детей с синдромом Дауна подходили индивидуально, учитывая уровень развития ребенка, его индивидуальные способности и особенности. Важное замечание для коллег: не следует превращать эти занятия в бессмысленное, механическое зазубривание.
Очень важна мотивация ребенка с синдромом Дауна на уроках и коррекционных занятиях:
Организованное пространство и время занятий
Четкие, лаконичные инструкции (приучаем к этому и родителей)
Понятная ребенку четко выстроенная структура урока, занятия
Смена видов деятельности
Использование различных сенсорных опор, преимущественно зрительных
Положительное стимулирование успехов ребенка
Демонстрация ребенком своих возможностей
Расположение дидактических пособий в ящичках, коробочках
Использование сюрпризных моментов.
На начальном этапе работы было важно сформировать у детей готовность к усвоению общественного опыта через совместные действия взрослого и ребенка, действия по образцу и речевой инструкции. Все занятия с детьми проводились как в индивидуальной форме, так и групповой. Основным методом всей работы была совместная деятельность.
Свою работу выстроила путем обучения ребенка способам самообследования, обследованию предметов и объектов из ближайшего окружения. Я показывала детям с синдромом Дауна способы действия с различными предметами, одновременно проговаривая, что мы делаем, как называется предмет, для чего он нужен (начиная с карандашей и заканчивая различными игрушками, полотенцами, посудой и так далее). Одновременно дети приобретали навыки самообслуживания, учились пользоваться туалетными принадлежностями, надевать и снимать одежду, обувь.
Широко использовала в свое работе игровой метод. Ведь игру как наиболее освоенную детьми деятельность, можно использовать как средство включения детей в жизнедеятельность. Посредством игры моделировала те жизненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. Это является своего рода «репетицией» будущей жизни. Именно через игровую деятельность происходило освоение детьми социального опыта, совершенствование коммуникативных навыков и навыков построения взаимоотношений со сверстниками.
Для развития общей моторики я привлекала детей к занятиям физкультурой, к подвижным играм. Самым сложным было научить детей переключаться с одного вида движения на другой, иными словами, вовремя остановиться и начать выполнять другой вид движения.
Развитие мелкой моторики стало самым трудным моментом в воспитании и обучении. Учила детей брать предметы не только правой, но и левой руками, знакомила их со способами обследования предметов, с различными формами и фактурами предметов. Мы лепили из пластилина, перебирали фасоль, делали гимнастику для пальцев и так далее. Все занятия решали одновременно проблемы развития моторики, речи и сенсорного развития.
На своих занятиях развиваю познавательные процессы.
- На развитие восприятия цвета предлагаю такие игры: «Бусы», «Что какого цвета», «Подбери по цвету».
- На развитие восприятия величины: «Наведи порядок»,«Самый высокий – самый низкий», «Построим лесенку».
-На развитие восприятия формы: «Разложи на кучки», «Подбери подходящий по форме предмет», «Геометрические фигуры», «Геометрическое лото».
- На развитие целостного восприятия: «Разрезные картинки», «Склеим чайник», «Незаконченные рисунки», «Наложенные изображения», «Что перепутал художник?».
- На развитие тактильных ощущений: «Угадай на ощупь», «Что лежит в мешочке?».
- Для развития внимания и памяти такие игры:
«Найди такой же предмет», «Что изменилось?», «Лабиринт», «Магазин»,
«Вспомни пару», «Запомни и найди».
- На развитие временных представлений проводятся игры «Когда деревья надевают этот наряд», «В какое время года нужны эти предметы?».
- На развитие наглядно – образного мышления, формирование элементарных мыслительных операций: «Залатай коврик», «Собери бусы в гирлянды», «Угадай животное», «Закономерность».
В ходе нашей работы к концу дошкольного детства у детей была отмечена положительная динамика в развитии. На уровне стойких самостоятельных действий сформированы основные культурно – гигиенические навыки.
Дети, адекватно реагирует на все режимные моменты: сон, прием пищи, прогулку, образовательную деятельность (ориентируются в распорядке дня).
В течение дня преобладает положительный эмоциональный фон, наблюдаются разнообразные эмоции и способы их выражения.
У детей сформировано положительное отношение к просьбам, поручениям взрослого, стремление их выполнить. Проявляется интерес к действиям взрослого и ровесников, стремление к подражанию. Они адекватно реагируют на замечания, запреты взрослого.
Дети проявляют интерес к разным видам деятельности: лепка, рисование, физкультура.
- в процессе лепки фантазируют, лепят фигуры;
- на рисовании могут нарисовать свой рисунок, раскрасить картинки;
- на занятиях физической культуры выполняют разминку, делают зарядку, играют в эстафеты.
Ориентируются в учебном кабинете, школьном автобусе. В отношениях со сверстниками общаются с помощью жестов и мимики, произнося отдельные слова и звукокомплексы. В игровой деятельности наблюдаются совместные игры. Любят брать на себя в игре главные роли.
Подражательные способности позволили сформировать элементарные трудовые навыки.
Сформированы навыки культурного поведения: приезжая утром в детский сад, заходят, здороваются с педагогами, уезжая, прощаются, благодарят за услугу.
Стоит обязательно отметить, что родители принимают активное участие в инклюзивном обучении. Только благодаря тесному сотрудничеству с семьей, единству требований к детям и подходов к их воспитанию, дети динамично растут и развиваются. Педагоги, воспитатели и родители рассматриваться как партнеры в рамках целостного процесса социализации ребенка. Это означает равенство сторон, взаимное уважение, высокий уровень толерантности, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества.
Завершая, хочется отметить, что данные результаты были достигнуты благодаря выстроенной целенаправленной системе социально-педагогических мероприятий, которые были спланированы на совещаниях школьного ПМПконсилиума и релизованы нашими специалистами.
.
4